Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а при короткозамедлеыном взрывании расстояние между скважинаміг 8 —10 м, а между рядами 6—7 м.

Чтобы приблизить железнодорожные пути к забою траншеи и обеспечить возможность загрузки экскаватором двух вагонов, стремятся создать направленный выброс породы при взрыве.

По мере подвпгапия забоя траншеи рельсовые пути наращивают целыми звеньями пли отрезками рельсов, которые затем заменяют звеньями. Целое звено собирают заранее вблизи экскаватора, а потом экскаватором укладывают на трассу. Перерыв в работе экскаватора при этом составляет около 1 ч. Наращивание' тупика в зависимости от скорости проведения траншей производится через 4—6 смен.

Рпс. 60. Схема к определению ширины траншеи, проводимой сплошным забоем с погрузкой в думпкары

Ширила траншеи понизу при погрузке в вагон, расположенный с одной стороны экскаватора (рпс. 60), может быть рассчитана по формуле

B1 = 2RK+ e— HKctga + 2e1 + g + l, м,

где RK— радиус вращения кузова экскаватора, м; е — безопасный зазор между экскаватором н бортом траншеи, м; Нк — просвет между поворотной платформой экскаватора и почвой траншеи, м; а — угол откоса борта траншеи, градус; ех — безопасный зазор между габа­ ритами вагона и кузовом экскаватора с одной стороны (0,85 м) и между габаритом пути и бортом водоотливной канавки — с дру­ гой, м; g — габарит пути,, м; I — ширина водоотливной канавки, м.

Для экскаватора ЭКГ-4 и стандартных думпкаров В х — 18 -f- -f- 22 м. При погрузке в вагоны, расположенные по обе стороны экскаватора, В х = 22 ч- 26 м. *

В случае, если выход негабаритных кусков превышает 5—10% общего объема взрываемой породы, ширину траншеи необходимо увеличивать на величину, необходимую для размещения негабарит­

ных кусков.

Минимальная ширина траншеи (14—15 м) может быть принята при расположении погрузочных путей сзади экскаватора. Однако

130

эта схема вследствие невозможности полной загрузки даже одного вагона является нерациональной.

Узкие траншеи позволяют уменьшить объем проходческих работ, но затрудняют работу экскаватора и транспортных средств, снижают их производительность и тем самым увеличивают стоимость выемки 1 м8 породы.

Наиболее рациональна ширина траншеи понизу 22—26 м для экскаватора ЭКГ-4 и 26—30 м для экскаватора ЭКГ-8.

Рпс. 61. Схемы заездов автосамосвалов при проведении траншеи

1

Скорость проведения траншеи сплошным забоем с погрузкой механической лопатой на уровне стояния в средства железнодорож­ ного транспорта составляет 90—120 м в месяц.

Этот способ проходки распространен главным образом на рудных и нерудных карьерах. На угольных разрезах проходка сплошным забоем механической лопатой с нижней погрузкой применяется только при использовании конвейерного или автомобильного транс­ порта.

Проведение траншей сплошным забоем механической лопатой с нижней погрузкой в автосамосвалы. Применение автомобильного транспорта позволяет значительно увеличить эффективность про­ ведения траншей сплошным забоем с нижней погрузкой. Так, если при железнодорожном транспорте производительность экскаватора в забое траншеи составляет 40—60% от его производительности при работе на уступе, то при автомобильном транспорте она повы­ шается до 80—90%.

9*

131



При автомобильном транспорте появляется возможность широко применять временные съезды, что облегчает вскрытие и разработку отдельных залежей и участков месторождения.

Использовать автомобильный транспорт при проведении траншей целесообразно даже тогда, когда он не является основным видом карьерного транспорта.

При автомобильном транспорте обычно применяют кольцевую или тупиковую схему подачи автосамосвалов под погрузку.

При кольцевой схеме (рис. 61, а) ширина траншеи понизу опре­ деляется по формуле

b1 = 2(Ra-\-c), м,

где R а — радиус поворота автосамосвала, м; с — зазор между авто­ самосвалом и бортом трапшеи (обычно 2—3 м).

Для 10- и 25-тонных автосамосвалов ширина траншеи понизу составляет 25—30 м.

При тупиковой схеме (рис. 61, б) ширина траншеи определяется до формуле

Ъ2= Ra + 4f + 2с, M,

Где /а — длина автосамосвала, м.

Величина Ь2 обычно составляет 20—22 м. Ширина траншеи может быть уменьшена до 16—18 м при тупиковой подаче автосамо­ свалов с разворотом их в нишах (рис. 61, в). В этом' случае она определяется по формуле

b3 = Ra-\--2--\-2c Ью м,

где Ьн — глубина ниши, м.

Ниши располагают на расстоянии 50—60 м одну от другой.

Производительность экскаватора при кольцевой схеме движения автосамосвалов на 20—50% выше, чем при тупиковых схемах, а ско­ рость проходки, несмотря на увеличение ширины траншеи, такая же. Поэтому кольцевая схема является наиболее распространенной. Разрезные траншеи почти всегда проводят с применением кольцевой схемы подачи автосамосвалов.

При тупиковой подаче автосамосвалов ширина, а следовательно, и объем траншеи меньше, чем при кольцевой. Поэтому ее рационально применять при проведении траншей вне контура карь­ ера, а также при ограниченном числе автосамосвалов.

Средняя скорость проведения траншей при автомобильном транс­

порте составляет 120—150 м/месяц.

Проведение траншей сплошным забоем механической лопатой с верхней погрузкой. При использовании экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием траншеи проводят на полное сечение с верх­ ней погрузкой породы в железнодорожные -составы, которые располагают на борту траншеи (см. рис. 10).


Наименьшая ширина траншеи понизу должна обеспечить безопас­ ное размещение экскаватора в забое. Для экскаватора ЭВГ-4 она составляет 15—16 м, для ЭВГ-6 — 20—22 м.

Наибольшая возможная глубина траншеи h устанавливается с учетом максимальной высоты разгрузки экскаватора Нр и радиуса разгрузки і?р. Эти условия выражаются зависимостями

/г ^ Я р — hB, м;

/г. =£ (Яр — і?ч- у — с) tg а, м,

где /гв — высота вагона и рельсового

пути с учетом зазора между

кузовом и экскаваторным ковшом, м;

а — угол откоса борта тран­

шеи, градус.

В устойчивых скальных породах (когда а > 70°) глубина траншеи ограничивается высотой разгрузки и составляет для экскаватора ЭВГ-4 12 м, для ЭВГ-6 — 18 м. В мягких породах (когда а <70°) глубина траншеи ограничивается радиусом разгрузки и составляет для ЭВГ-4 9—10 м, для ЭВГ-6 — 15—16 м.

Достоинствами проведения траншеи экскаваторами с верхней погрузкой являются: отсутствие простоев из-за наращивания рель­ сового пути и контактной сети; возможность погрузки в нерасформированные составы; относительно высокая скорость проходки.

Основным недостатком рассматриваемого способа проходки является необходимость использования специальных экскаваторов с удлиненным рабочим оборудованием, что приводит к увеличению расходов на выемку 1 м3 породы на 20—30% по сравнению с расхо­ дами при нижней погрузке обычными экскаваторами. Однако, не­ смотря на это, способ проведения траншей специальными экскавато­ рами с верхней погрузкой является в большинстве случаев наиболее рациональным, особенно в породах мягких и средней кре­ пости.

Послойное проведение траншей. При этом способе траншею делят на горизонтальные слои, которые последовательно отрабатывают экскаваторами нормального исполнения с погрузкой породы в сред­ ства железнодорожного транспорта, расположенные выше уровня стояния экскаватора.

Перед началом проходки на борту траншеи укладывают рельсо­ вый путь, на который подают составы при выемке слоя 1 (рисі 62). Затем путь переносят на дно вынутого слоя и производят выемку слоя 2. Остальные слои 3, 4 отрабатывают аналогично.

При скоростном проведении траншеи одновременно в работе может находиться несколько экскаваторов, каждый из которых будет отрабатывать отдельный слой с самостоятельным железнодорожным путем.

Наибольшая высота слоя, который можно отрабатывать с верхней погрузкой,

1і& Н р (^B 1 7

133


где hn — высота вагона и рельсового пути; с = 1 -f 1,5 ы — зазор между кузовом думпкара и ковшом экскаватора.

Прп использовании стандартных думпкаров высота слоя со­ ставляет 3—3,2 ім для экскаватора ЭКГ-4,6 и 4,5—4,7 м для

экскаватора ЭКГ-8.

Траншеи глубиной 10 м- экскавато­ ром ЭКГ-4,6 обычно проводят в четыре слоя.

При разделении траншеи на слон большая часть объема траншеи выни­ мается заходками с малой высотой забоя. При этом значительно увеличиваются объем работ по бурению скважин и расход ВВ. Кроме того, в результате увеличенного числа мелких скважин буровые станки работают с очень низ­ кой производительностью, так как зна­ чительная часть рабочего времени тра­ тится на трудоемкие подготовительные работы и вспомогательные операции (забурка скважин, переезд станка от скважины к скважине, установка его на новом месте и пр.). Все это приво­ дит к резкому возрастанию (2—3 раза) стоимости буровзрывных работ по сравнению с их стоимостью при рыхле­ нии породы в уступах нормальной вы­ соты.

Для улучшения показателей буро­ взрывных работ иа некоторых карьерах (например, на Баженовских асбестовых) забой траншеи взрывают сразу на всю глубину, а затем взорванную породу вынимают послойно. Однако при этом обязательно применение миогорядного

Рпс. 62. Схема

послойного

взрывания, которое

дает

небольшой

проведения

траншей

выход горной массы

с 1 м

скважины

и требует значительного расхода ВВ. Таким образом, по показателям буровзрывных работ послойное

проведение траншеи в любом случае является менее эффективным, чем проведение ее сплошным забоем. Так, например, на асбестовом карьере Южного рудоуправления выход горной массы с 1 м сква­ жины составил при проведении траншей сплошным забоем 50—70 м3, а при послойном проведении, когда траншею обуривали и взрывали на все сечение, только 17—18 м3. Расход взрывчатых веществ прп этом был равен соответственно 0,3 и 0,5 кг/м3.

Кроме того, при послойном проведении траншеи в крепких поро­ дах становится трудным вести работы во втором и последующих

134