Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
грузка производится вертикальными слоями, образующимися бла годаря разделению бункера вертикальными секциями.
При выгрузке руды из секции происходит интенсивное перемеши вание всех слоев в данном объеме. Толщину и число слоев рассчиты вают исходя из условия достижения необходимой степени усреднения.
Емкость бункеров не может быть очень большой, она не пре
вышает нескольких тысяч тонн, |
а стоимость их строительства зна |
||
чительна. Поэтому усреднение |
в |
бункерах |
эффективно только^ |
в ограниченных масштабах. |
|
|
|
Усреднение на складах получило наибольшее распространение- |
|||
Склады могут располагаться внутри |
карьера, |
а также на поверх |
ности — вблизи карьера или фабрики или в другом рациональном месте. Склады могут иметь значительную емкость при гораздо мень ших капитальных затратах на их строительство по сравнению с за тратами на сооружение бункеров.
Рудные склады предназначены не только для усреднения руд, но и для накопления, хранения и перегрузки полезного ископаемого из одного вида транспорта в другой.
§ 3. Усредшітельные и перегрузочные склады и эстакады
Характерными являются склады эстакадного, |
безэстакадного |
и отвального типов. |
|
Эстакадные склады конструктивно представляют собой галерею,, |
|
обычно конвейерную, высотой 15—20 м, с которой |
производится |
послойная засыпка штабеля (рис. 50) треугольного сечения. Число слоев в штабеле высотой 15—20 м — около 700—1000; емкостьсклада — 40—50 тыс. т.
Вдоль штабеля проходят железнодорожные пути или автодорогиОтгрузка усредненной руды производится экскаватором, забой которого расположен в торце штабеля. Траектория ковша экскава тора при черпании руды из штабеля перееекаетвсе слои, что, наряду с перелопачиванием, обеспечивает смешивание руд с разным содер жанием.
Безэстакадные склады представляют собой аналогичные штабели,, в которые руда укладывается в виде нескольких сотен тонких слоев консольными отвалообразователями (рис. 51). Разгрузка осуще ствляется вразрез этих слоев тонкими поперечными слоями посред ством реклаймера, который грузит руду на конвейер.
Условиями эффективного усреднения в штабельных складах являются возможно большее число слоев в штабеле и возможно боль шие высота и длина штабеля. Длина штабеля должна быть по мень шей мере'в 6 раз больше его ширины.
Штабельные склады предназначены лишь для мелкодробленых, руд и в карьерах используются редко.
Склады отвального типа просты конструктивно, удобны, доста точно эффективны и могут использоваться для усреднения крепких руд, поступающих непосредственно из забоев карьеров.
ИГ
В поперечном сечении склад отвального типа имеет форму трапеции.
Руда, поступающая в автосамосвалах из забоев карьера, отсы пается слоями — горизонтальными по всей площади отвала или
наклопнымп по всей длине отвала. Отгрузка производится одно ковшовыми экскаваторами, забои которых располагаются в попе речном направлении по отношению к складу. Траектория ковша
Рис. 51. Схема усредиителышго безэстакадиого склада:
J — штабель руды; 2 — консольный |
отвалообразователь; |
3— перегрузите |
(реклаймер); |
і — конвейер |
|
экскаватора пересекает все слои, благодаря чему происходит смешива ние руд с разным содержанием полезного компонента (рис. 52). Кроме того, для повышения степени усреднения производят перелопачива ние руд. Транспортирование руды из склада обычно производится железнодорожными составами, реже — автосамосваламп.
1 1 8
Высота склада, исходя из условия безопасной работы погрузоч ного экскаватора, принимается в пределах 10—15 м. Ширина и длина ■склада обычно зависят от величины имеющейся свободной площади. Емкости складов на карьерах составляют 50—150 тыс. т.
Перегрузочные склады и эстакады служат для аккумулирования руд и перегрузки руд п пустых пород при комбинированном транспорте.
По конструкции перегрузочные склады аналогичны усредпительным складам отвального типа. Отсыпка горной массы может произ водиться на любом свободном участке. ■Железнодорожные пути располагают вдоль склада. Перегрузка горной массы обычно произ водится экскаваторами. Высота таких складов 12—15 м.
Перегрузочные эстакады служат для непосредственной пере грузки горной массы из автосамосвалов в думпкары. Онн рассчитаны обычно на одновременную выгрузку породы из шестп автосамосвалов в два-три думпкара. Затраты времени на разгрузку одного автосамо свала со всеми маневрами не превышают 1 мин. Состав грузоподъемлостыо 350 т загружается за 10—15 мин. Перегрузочный комплекс обслуживается однпм человеком в смену.
Эстакады сооружают стационарными из бетона и железобетона и сборно-разборными для многократного использования.
На рис. 53 показан перегрузочный пункт сборпо-разборной конструкции, построенный на Сибайском карьере. Он сооружен из стальных секций, соединенных болтами, и устанавливается на •скальном основании, выровненном слоем бетона толщиной 100 см. Поверхность вертикальной стенки и пригрузочного пола покрывают шпалами. На сборку комплекса требуется несколько дней. Стоимость •строительства 20 тыс. руб.
Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я
ВСКРЫТИЕ И СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Г л а в а I
ПАРАМЕТРЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАНШЕЙ
§ 1. Конструкция и объем капитальных и разрезных траншей
Траншеями называются открытые горные выработки значитель ной длины, имеющие обычно трапециевидное сечение. По назначению они делятся на капитальные н разрезные. Капитальные траншеи обеспечивают доступ от поверхности земли к месторождению, а раз резные создают фронт работ по выемке полезного ископаемого или
вскрышных пород. |
Групповые и общие |
капитальные |
траншеи,, |
||||||
вскрывающие |
соответственно |
а |
|
|
|
||||
несколько уступов и все уступы |
|
|
|
|
|||||
карьера, |
имеют |
сложную |
сту |
|
|
|
|
||
пенчатую форму. |
параметрами |
|
|
|
|
||||
Основными |
|
|
|
|
|||||
траншеи |
являются: |
величина |
|
|
|
|
|||
и форма |
поперечного |
сечения, |
|
|
|
|
|||
продольный уклон, |
глубина п |
|
|
|
|
||||
длина. |
способа |
проведения |
|
|
|
|
|||
Выбор |
|
|
|
|
|||||
траншей |
зависит |
от |
физико |
Рис. 54. Поперечное сеченне нижнего |
|||||
механических свойств пород, |
основания капитальной траншеи: |
||||||||
геометрического |
объема |
тран |
а— для железнодорожного; б—для |
авто |
|||||
шей, необходимой скорости про |
мобильного |
транспорта; з — земляное |
поло |
||||||
тно; л — лоток; к — кювет; |
о — обочина; |
||||||||
ходки и от имеющегося обору |
|
п — полотно дороги |
|
||||||
дования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
сто |
От объема и скорости проведения траншей зависят срок и |
|||||||||
имость строительства карьера, |
а при наклонных пластах — также |
и время подготовки новых горизонтов и, следовательно, возможная производительность карьера.
У г л ы о т к о с о в б о р т о в к а п и т а л ь н ы х т р а н ш е й зависят от степени устойчивости пород. Так, в слабосвязан
ных и в полускальных породах |
эти углы принимаются не |
больше углов естественного откоса, |
а в скальных породах — в пре |
делах 55—65°. |
|
12t
Ш и р и н а |
н и ж н е г о |
о с н о в а н и я |
т р а н ш е й |
(табл. 15) определяется из условий размещения проходческого обо рудования и стационарных транспортных путей (рис. 54). Для произ водительной работы экскаватора необходимо, чтобы между его кузовом и бортом траншеи оставался зазор около 1—1,5 м. При про ведении траншеи с погрузкой в автотранспорт ее ширину часто увеличивают до 25—30 м, что позволяет организовать кольцевое движение автосамосвалов в траншее и повысить производительность экскаватора на 25—40% по сравнению с его производительностью при тупиковой схеме маневрирования машин.
Т а б л и ц а 15
Размеры элементов поперечного сечения траншеи (рис. 54), м
Условия
3 |
п |
О |
Л |
К |
Общая
ширина
траншеи,
|
м |
с лотком |
с кюве том |
■Железнодорожный |
двухколейный |
|
|
|
|
|
|
|
п у т ь .......................................................... |
|
9,9 |
|
|
0,45 |
1,65 |
11,9 |
13.2 |
.Двухполосная автодорога |
при дви |
|
|
|
|
|
|
|
жении автосамосвалов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 т о п н ы х ......................................... |
|
10 |
8 |
1,0 |
1,0 |
2,2 |
12,0 |
14,4 |
40 -тон п ы х ......................................... |
|
11 |
9 |
1,0 |
1,0 |
2,2 |
13,0 |
15.4 |
Таким образом, при определении ширины капитальной траншеи понизу необходимо учитывать не только конструкцию транспортной полосы, но и способ проведения траншеи.
В отличие от капитальной ширина разрезной траншеи должна обеспечить возможность работы экскаватора с боковой погрузкой при выемке первой заходки. Поэтому ширина разрезной траншеи должна быть рассчитала иа размещение развала породы и путей при разносе одного из ее бортов.
В е л и ч и н а у к л о н а к а п и т а л ь н о й т р а н ш е и оказывает существенное влияние на технико-экономические пока затели открытых работ.
При увеличении уклона траншей уменьшается объем работ по их строительству, сокращается длина путей, уменьшается дальность транспортирования. Благодаря этому сокращаются общие капитало вложения и эксплуатационные расходы по транспортированию горной массы.
Однако величина уклона ограничивается требованиями безопас ного движения транспортных сосудов, а также техническими воз можностями локомотивов. Максимально допустимые уклоны капи тальных траншей в зависимости от вида транспорта составляют: при электротяге 40°/оо> при самоходных думпкарах 70°/оо> при паро
122