Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузка производится вертикальными слоями, образующимися бла­ годаря разделению бункера вертикальными секциями.

При выгрузке руды из секции происходит интенсивное перемеши­ вание всех слоев в данном объеме. Толщину и число слоев рассчиты­ вают исходя из условия достижения необходимой степени усреднения.

Емкость бункеров не может быть очень большой, она не пре­

вышает нескольких тысяч тонн,

а стоимость их строительства зна­

чительна. Поэтому усреднение

в

бункерах

эффективно только^

в ограниченных масштабах.

 

 

 

Усреднение на складах получило наибольшее распространение-

Склады могут располагаться внутри

карьера,

а также на поверх­

ности — вблизи карьера или фабрики или в другом рациональном месте. Склады могут иметь значительную емкость при гораздо мень­ ших капитальных затратах на их строительство по сравнению с за­ тратами на сооружение бункеров.

Рудные склады предназначены не только для усреднения руд, но и для накопления, хранения и перегрузки полезного ископаемого из одного вида транспорта в другой.

§ 3. Усредшітельные и перегрузочные склады и эстакады

Характерными являются склады эстакадного,

безэстакадного

и отвального типов.

 

Эстакадные склады конструктивно представляют собой галерею,,

обычно конвейерную, высотой 15—20 м, с которой

производится

послойная засыпка штабеля (рис. 50) треугольного сечения. Число слоев в штабеле высотой 15—20 м — около 700—1000; емкостьсклада — 40—50 тыс. т.

Вдоль штабеля проходят железнодорожные пути или автодорогиОтгрузка усредненной руды производится экскаватором, забой которого расположен в торце штабеля. Траектория ковша экскава­ тора при черпании руды из штабеля перееекаетвсе слои, что, наряду с перелопачиванием, обеспечивает смешивание руд с разным содер­ жанием.

Безэстакадные склады представляют собой аналогичные штабели,, в которые руда укладывается в виде нескольких сотен тонких слоев консольными отвалообразователями (рис. 51). Разгрузка осуще­ ствляется вразрез этих слоев тонкими поперечными слоями посред­ ством реклаймера, который грузит руду на конвейер.

Условиями эффективного усреднения в штабельных складах являются возможно большее число слоев в штабеле и возможно боль­ шие высота и длина штабеля. Длина штабеля должна быть по мень­ шей мере'в 6 раз больше его ширины.

Штабельные склады предназначены лишь для мелкодробленых, руд и в карьерах используются редко.

Склады отвального типа просты конструктивно, удобны, доста­ точно эффективны и могут использоваться для усреднения крепких руд, поступающих непосредственно из забоев карьеров.

ИГ


В поперечном сечении склад отвального типа имеет форму трапеции.

Руда, поступающая в автосамосвалах из забоев карьера, отсы­ пается слоями — горизонтальными по всей площади отвала или

наклопнымп по всей длине отвала. Отгрузка производится одно­ ковшовыми экскаваторами, забои которых располагаются в попе­ речном направлении по отношению к складу. Траектория ковша

Рис. 51. Схема усредиителышго безэстакадиого склада:

J — штабель руды; 2 — консольный

отвалообразователь;

3— перегрузите

(реклаймер);

і — конвейер

 

экскаватора пересекает все слои, благодаря чему происходит смешива­ ние руд с разным содержанием полезного компонента (рис. 52). Кроме того, для повышения степени усреднения производят перелопачива­ ние руд. Транспортирование руды из склада обычно производится железнодорожными составами, реже — автосамосваламп.

1 1 8

Высота склада, исходя из условия безопасной работы погрузоч­ ного экскаватора, принимается в пределах 10—15 м. Ширина и длина ■склада обычно зависят от величины имеющейся свободной площади. Емкости складов на карьерах составляют 50—150 тыс. т.

Перегрузочные склады и эстакады служат для аккумулирования руд и перегрузки руд п пустых пород при комбинированном транспорте.

По конструкции перегрузочные склады аналогичны усредпительным складам отвального типа. Отсыпка горной массы может произ­ водиться на любом свободном участке. ■Железнодорожные пути располагают вдоль склада. Перегрузка горной массы обычно произ­ водится экскаваторами. Высота таких складов 12—15 м.

Перегрузочные эстакады служат для непосредственной пере­ грузки горной массы из автосамосвалов в думпкары. Онн рассчитаны обычно на одновременную выгрузку породы из шестп автосамосвалов в два-три думпкара. Затраты времени на разгрузку одного автосамо­ свала со всеми маневрами не превышают 1 мин. Состав грузоподъемлостыо 350 т загружается за 10—15 мин. Перегрузочный комплекс обслуживается однпм человеком в смену.

Эстакады сооружают стационарными из бетона и железобетона и сборно-разборными для многократного использования.

На рис. 53 показан перегрузочный пункт сборпо-разборной конструкции, построенный на Сибайском карьере. Он сооружен из стальных секций, соединенных болтами, и устанавливается на •скальном основании, выровненном слоем бетона толщиной 100 см. Поверхность вертикальной стенки и пригрузочного пола покрывают шпалами. На сборку комплекса требуется несколько дней. Стоимость •строительства 20 тыс. руб.


Ч А С Т Ь Т Р Е Т Ь Я

ВСКРЫТИЕ И СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Г л а в а I

ПАРАМЕТРЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРАНШЕЙ

§ 1. Конструкция и объем капитальных и разрезных траншей

Траншеями называются открытые горные выработки значитель­ ной длины, имеющие обычно трапециевидное сечение. По назначению они делятся на капитальные н разрезные. Капитальные траншеи обеспечивают доступ от поверхности земли к месторождению, а раз­ резные создают фронт работ по выемке полезного ископаемого или

вскрышных пород.

Групповые и общие

капитальные

траншеи,,

вскрывающие

соответственно

а

 

 

 

несколько уступов и все уступы

 

 

 

 

карьера,

имеют

сложную

сту­

 

 

 

 

пенчатую форму.

параметрами

 

 

 

 

Основными

 

 

 

 

траншеи

являются:

величина

 

 

 

 

и форма

поперечного

сечения,

 

 

 

 

продольный уклон,

глубина п

 

 

 

 

длина.

способа

проведения

 

 

 

 

Выбор

 

 

 

 

траншей

зависит

от

физико­

Рис. 54. Поперечное сеченне нижнего

механических свойств пород,

основания капитальной траншеи:

геометрического

объема

тран­

а— для железнодорожного; бдля

авто­

шей, необходимой скорости про­

мобильного

транспорта; з — земляное

поло­

тно; л — лоток; к — кювет;

о — обочина;

ходки и от имеющегося обору­

 

п — полотно дороги

 

дования.

 

 

 

 

 

 

 

 

сто­

От объема и скорости проведения траншей зависят срок и

имость строительства карьера,

а при наклонных пластах — также

и время подготовки новых горизонтов и, следовательно, возможная производительность карьера.

У г л ы о т к о с о в б о р т о в к а п и т а л ь н ы х т р а н ­ ш е й зависят от степени устойчивости пород. Так, в слабосвязан­

ных и в полускальных породах

эти углы принимаются не

больше углов естественного откоса,

а в скальных породах — в пре­

делах 55—65°.

 

12t



Ш и р и н а

н и ж н е г о

о с н о в а н и я

т р а н ш е й

(табл. 15) определяется из условий размещения проходческого обо­ рудования и стационарных транспортных путей (рис. 54). Для произ­ водительной работы экскаватора необходимо, чтобы между его кузовом и бортом траншеи оставался зазор около 1—1,5 м. При про­ ведении траншеи с погрузкой в автотранспорт ее ширину часто увеличивают до 25—30 м, что позволяет организовать кольцевое движение автосамосвалов в траншее и повысить производительность экскаватора на 25—40% по сравнению с его производительностью при тупиковой схеме маневрирования машин.

Т а б л и ц а 15

Размеры элементов поперечного сечения траншеи (рис. 54), м

Условия

3

п

О

Л

К

Общая

ширина

траншеи,

 

м

с лотком

с кюве­ том

■Железнодорожный

двухколейный

 

 

 

 

 

 

п у т ь ..........................................................

 

9,9

 

 

0,45

1,65

11,9

13.2

.Двухполосная автодорога

при дви­

 

 

 

 

 

 

жении автосамосвалов:

 

 

 

 

 

 

 

27 т о п н ы х .........................................

 

10

8

1,0

1,0

2,2

12,0

14,4

40 -тон п ы х .........................................

 

11

9

1,0

1,0

2,2

13,0

15.4

Таким образом, при определении ширины капитальной траншеи понизу необходимо учитывать не только конструкцию транспортной полосы, но и способ проведения траншеи.

В отличие от капитальной ширина разрезной траншеи должна обеспечить возможность работы экскаватора с боковой погрузкой при выемке первой заходки. Поэтому ширина разрезной траншеи должна быть рассчитала иа размещение развала породы и путей при разносе одного из ее бортов.

В е л и ч и н а у к л о н а к а п и т а л ь н о й т р а н ш е и оказывает существенное влияние на технико-экономические пока­ затели открытых работ.

При увеличении уклона траншей уменьшается объем работ по их строительству, сокращается длина путей, уменьшается дальность транспортирования. Благодаря этому сокращаются общие капитало­ вложения и эксплуатационные расходы по транспортированию горной массы.

Однако величина уклона ограничивается требованиями безопас­ ного движения транспортных сосудов, а также техническими воз­ можностями локомотивов. Максимально допустимые уклоны капи­ тальных траншей в зависимости от вида транспорта составляют: при электротяге 40°/оо> при самоходных думпкарах 70°/оо> при паро­

122