Файл: Курсовая работа Описание работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Внеурочная деятельность более эффективное средство в социальном  воспитании, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел. В практике часто, к сожалению, внеурочная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание личности школьника во внеурочной деятельности очень эффективно, если соблюсти некоторые требования, включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной деятельности и критерии ее эффективности.

 

Внеурочная деятельность исследователями классифицируются:

-по направленности деятельности (трудовая, общественная, творческая, интеллектуальная);

 

-по количеству участников деятельности (групповая, индивидуальная);

 

-по   включенности   (активности  в   процессе   деятельности)   субъектов деятельности:  познавательно-деятельностная, потребительно-исполнительная, пассивно-созерцательная;

 

-по месту организации этой деятельности: школа,  учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, детские организации.

 

Ряд исследователей (И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев) называют внеучебную деятельность "внеклассная деятельность" и рассматривают ее как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. В отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.

 

Некоторые исследователи  пользуются понятием "внеучебная  деятельность" и считают, что внеучебная деятельность учащихся должна быть объективно включена в деятельность всего общества и быть столь же разнообразной, как сама жизнь. Действенность внеурочной деятельности школьников зависит не в последнюю очередь от личных качеств учителя, классного руководителя, организатора внеклассной деятельности и др., от их отношения к ребятам и их делам, а также от отношения школьников к ним.


 

Таким образом, внеучебная деятельность – это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьников и взрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическим коллективом.

1.2 Изобразительное искусство 

 

Одним из видов внеурочной  деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развития интеллекта, моторики, воспитания эстетических чувств. Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и т.д. -в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов. Также учащиеся получают обобщенные наглядные представления (схемы о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме); технику (т.е. умения руки и приемы работы различными инструментами и материалами).

Внеурочная деятельность по изобразительному искусству – это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам.

Развитие творческого потенциала младших школьников, как показывают исследования последних лет , связано с приращением витагенного опыта детей, их ближайшего жизненного пространства. Таким творчески активизирующим материалом для ученика начальной школы может стать его собственная среда проживания, любимые места отдыха. Все это развивает в нем фантазию, воображение, образное мышление. Именно это имеет ввиду А.С. Белкин, указывая на тот факт, что не всякое знание, получаемое от учителя, становится для учеников ценностью, личностно значимым знанием. А лишь то, пишет исследователь, которое "они познали, прочувствовали, испытали на практике, что хотели бы сохранить в запасниках своей долговременной памяти, т.е. то, что составляет их жизненный опыт: память мыслей, память чувств, память действий".  Хранение информации в резервах человеческой памяти зависит от того, насколько она личностно значима и имеет ли жизненную направленность. Только такой подход обеспечивает превращение ученика из пассивного объекта воспитания в активный субъект самовоспитания. А.С. Белкин утверждает, что опора на жизненный опыт личности - главный путь превращения образовательных знаний в ценность. Связь обучения с жизнью будет осуществлена в том случае, если педагогическое взаимодействие будет многомерным, а витагенная информация будет преобразована в витагенный опыт. Под витагенным обучением разумеется обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях



 

С повышением роли регионального компонента в содержании образовании идет возрождение   элементов  народной  культуры,   приобщение  детей   к национальной культуре, которая  аккумулирует  их жизненный  опыт.   Это создаст возможность для растущего  человека,   сохраняя включенность  в общероссийскую социальную  среду,   приобрести  необходимые   знания по национальной  культуре   и   получить  представление    об этнокультурных ценностях других народов.  Внеурочная деятельность позволяет более подробно познакомить учащихся с миром регионально-этнической культуры, различными изобразительными приемами и  техниками, с различными графическими и живописными материалами.

 

Л.Б. Соколова отмечает, что задача учителя - "местное превратить в средство   возбуждения живого   интереса   к  общему".  

 

Итак, с позиций педагогики творчества и личностно ориентированного подхода внеурочная изобразительная деятельность  школьников должна соответствовать следующим требованиям:

 

-внеурочная изобразительная деятельность  должна строиться с учетом  передачи   опыта  творческой   деятельности,   нравственно-эстетического   и профессионального опыта;

 

-внеурочная изобразительная деятельность  должна опираться на жизненный  опыт личности. Актуальным, творчески  активизирующим материалом для  ученика начальной школы может  стать его собственная среда проживания, тогда    содержание внеурочной деятельности будет личностно ценным для младшего учеников;

 

-внеурочная изобразительная деятельность  в  школе должна служить средством  развития личности,   а не  превращаться  в  самоцель,  в   узкую специализацию,  в профессиональную подготовку будущих художников.

 

Таким образом, внеурочная деятельность предоставляет более широкие возможности, относительно урочной деятельности. Внеурочная изобразительная деятельность, имея в своей структуре цель, содержание, методы, средства, результат, расширяет общение школьников с миром культуры, содействует обогащению их знаний, развитию художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности.

 

 

 

II. Творческая деятельность в развитие личности

                2.1 Творчество как высший уровень познания


Творческая   деятельность – специфический   вид  активности    человека,

направленный  на  познание  и  творческое преобразование окружающего мира,

включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности – умение

выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.

Творческой деятельностью Выготский Л.С. (1960) называет такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Индивидуальные различия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени их соотнесённости с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются эти различия видом деятельности, они проявляются и умением подчинять воображение поставленной цели, включать его в творчество.

Одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества огромная радость. Которую оно дает и ученику, и учителю. По моим наблюдениям, все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки изобразительного искусства и технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, что немаловажно.
Творчество - сложный психологический процесс. Существует он как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Но особое место в нём занимает воображение. Полёт фантазии в творческом процессе любого вида деятельности обеспечивается знаниями.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности    нашего    мозга,    психологи   называют   воображением   илифантазией.

2.2 Воображение импульс  к творчеству


Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962, с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

 

Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того , что имеется в действительности , опирается не неё.

Человек воображает то , чего он еще не видел , что еще не существует , чего нет в действительности , но источник воображения в объективной реальности , во внешнем мире.

Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.

Рисование на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С., «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности» (1984, с. 119).