Файл: Курсовая работа Описание работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческая деятельность развивает эстетическое чувство детей. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного.  Создавая образ сказочного персонажа, ученик не только пытается передаться главные черты героя. Кажется, детей, прежде всего, занимает сюжет, но анализируя детские рисунки, я заметила, что больше всего их привлекает всяческое  волшебство, сказочность, необыкновенные украшения. Если дети рисуют платье принцессы, то оно занимает у них две трети площади рисунка. На этом рисунке помещаются клумбы роз, а над головой принцессы и вовсе вырастают фантастические цветы. Тут с одной стороны, проявляется наивность детского творчества, а с другой – нестандартность в разрешении поставленной художественной задачи.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.  Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

(Приложение 1 «Фантастическое изображение времён года». Создание фантастических образов на основе ассоциаций, т.е. ребёнок должен изобразить время года в виде фантастического животного, которого он придумает сам. Здесь происходит тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями).

III. Организация внеурочной деятельности и основные формы изобразительного искусства

3.1 Кружок

Для успешного руководства внеурочной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Внеурочную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

Задачи внеурочной деятельности:

-осуществлять эстетическое развитие  детей различными средствами  действительности и изобразительного искусства;


-развивать интерес и любовь  детей к изобразительному искусству, приобщать их к миру прекрасного;

-продолжать совершенствовать и  развивать те знания, умения и  навыни, которыми овладевают школьники  на уроках изобразительного искусства;

-выявлять и развивать художественные  способности, таланты детей. 

Эти задачи могут успешно решаться, если внеурочная работа с детьми по их эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства проводится в системе, в которой каждое звено тесно связано с другим, логически предваряет или завершает остальные звенья.

Основные формы внеурочной работы: изокружки и факультативы по рисунку, беседы, лекции, доклады, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам, кинофильмы,  домашнее рисование  учащихся по изобразительному искусству.      

Кружок – наиболее распространенный вид внеурочной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Основные задачи изокружка: обучающие, развивающие, воспитательные



Обучающие: 
Формирование знаний о видах изобразительного искусства. 
Обучение основным правилам и приемам создания композиций через изобразительные средства (рисунок, цвет с учетом идейного замысла). 
Формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания. 
Развивающие: 
Умение планировать свою работу, добиваться поставленной цели; 
Формирование пространственного мышления, художественного воображения; 
Развитие композиционных навыков, умения находить нужное цветовое решение. 
Воспитательные: 
Формирование у детей  волевых усилий, целеустремленности усидчивости; 
Развитие таких качеств как актуальность, точность, добросовестность; 
Формирование  воображения и творческого мышления; 
Развитие умения работать в коллективе, умения совместно планировать действия при выполнении коллективных работ; 
Воспитание бережного отношения к работам других детей; 
Воспитание чувства гордости за качественную и красиво выполненную работу. 
Формирование у детей активной социальной позиции.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого – третьего классов, в другой – четвертого – шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу.

Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, искусство фотографии.

Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.

Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы – персонажи сказок и басен.

Для учащихся четвертого  классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.


Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.

Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, -- надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще
недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. У учащихся развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов,  оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира учащихся.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с учащимися.