Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) учащихся на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание учащихся самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. Углубляются и систематизируются эстетические познания учащихся на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой – лубком.(Приложение 2 Научить детей декоративному рисованию)
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, поделок. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению ошибок над работами.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения у преподавателя.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
3.2 Факультативные занятия
Широкие возможности для эстетического воспитания школьников открывают факультативные занятия по изобразительному искусству. В настоящее время Министерством просвещения России утверждены несколько вариантов факультативных занятий по изобразительному искусству: «Живопись и графика», «Скульптура и керамика», «История изобразительного искусства (русское искусство и искусство зарубежных стран до 1917 г., советское искусство, искусство социалистических стран., искусство капиталистических стран)».
Факультативные занятия рассчитаны на учащихся VII – X классов и являются логическим продолжением и завершением курса обучения изобразительному искусству, осуществляемого в I – VI классах. Значительное количество часов (35 или 70 часов, в зависимости от конкретного класса и варианта) позволяет обстоятельно заниматься изобразительным искусством (как практически, так и изучая историю искусства).
Основные задачи факультативных занятий – дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся по изобразительному искусству, активное развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей школьников, а также умений и навыков самостоятельно анализировать содержание и художественные достоинства произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эти занятия должны вызвать живой интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств.
В отличие от уроков, а также кружковых занятий по изобразительному искусству факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факультативных занятиях особенно важен дифференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способствовать удовлетворению их потребности заниматься изобразительным искусством, попробовать себя в художественном творчестве.
Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем, - разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с их докладами, сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения ученических рисунков, скульптур, поделок. Очень важно разнообразить технику художественных работ – выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.
На длительные практические работы школьников (натюрморты, тематические композиции, скульптуры и т. д.) в условиях факультатива, как правило, отводится 6--8 часов. Это позволяет глубоко и всесторонне изучить закономерности композиции
, перспективы, цветоведения, раскрыть законы изображения объемных (трехмерных) предметов на плоскостном (двухмерном) листе бумаги, отработать и накопить умения и навыки выразительно передавать в рисунках, скульптурах натуру.
В качестве объектов изображения на факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т. п.), тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т. п.). В отличие от изображения аналогичных натурных постановок на уроках и в кружке, на факультативных занятиях школьники должны изобразить их по возможности во всей совокупности действительных характеристик: с передачей явлений не только линейной, но и воздушной перспективы, с передачей световоздушной среды, цветовой гармонии, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, животного.
Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств). С этой целью программа факультативов рекомендует конкретные произведения искусства на все виды практических занятий. Например, в первом варианте факультатива («Живопись и графика») для IV класса в разделе «Живопись» при изображении акварелью натюрморта из овощей, грибов, фруктов и ягод программа Предусматривает анализ таких произведений, как «Завтрак» А. Вейерена, «Завтрак с ветчиной» II. Класса, «Персики и груши» П. Сезанна, «Роза» М. А. Врубеля, «Цветы» М.С. Сарьяна, «Персики» П. П. Кончаловского и др.
Это, с одной стороны, позволяет учащимся глубже познать явления композиции, перспективы, цветоведения, светотени, образный язык художника и непосредственно использовать знания из истории искусств в своем творчестве, с другой – сделать анализ произведений искусств более конкретным, осознанным, надолго запоминающимся.
На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней. Особое значение при этом уделяется проблемам развития советского искусства. Как свидетельствует опыт факультативных занятий в ряде городов (Москва, Санкт-Петербург, Киев), хорошие результаты дает проведение факультативных занятий по истории искусств в художественных музеях.
3.3 Экскурсии
Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.
Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.
При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них – обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя – научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и методически увязать все это с конкретным видом учебных занятий – тематическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, которые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюдаемые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические переживания, а следовательно, содействуют развитию художественного восприятия.
В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.
Например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.
Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой.