Файл: Курсовая работа Описание работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы. 

3.4 Беседы

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй  по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с от-дельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродукции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архитектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и имеет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться после уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предвари-тельно согласовав это с классным руководителем). Если же преподавателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необходимого иллюстративного материала, то он договаривается с учащимися о дне, когда можно будет провести эту беседу.

Другой пример. Учитель, проводя урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII--XIX ве-ков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел полностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он говорит, что не хватило времени подробнее рассказать о других художниках и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обычно в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окончание заинтересовавшей их беседы.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами.
Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с уче-никами произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных достоинствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.

Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он начинает урок с изложения основного материала. Например, на внеклассных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это лучше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: "В детстве я очень любил слушать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, которые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей

, и учителю уже будет легко перейти к изложению того материала, который он хотел дать.

Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подобрал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не решались, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с биографических сведений о художнике, то он рискует уже в самом начале наскучить ребятам. Беседу можно начать так: "Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Арест пропагандиста"), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, "Садко"), веселому смеемся ("Запорожцы"), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу. 

3.5 Выставки

Важное воспитательное значение имеет организация выставок, художественных работ школьников, конкурсов на лучшие рисунки, встреч с художниками, вечеров искусства. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок все – это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

Школьные выставки детских рисунков находят свое дальнейшее развитие в районных, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках детского художественного творчества.

Не ослабевает интерес детей и к организации школьных малых Третьяковок, выставок-галерей репродукций с произведениями русских художников. Большой воспитательный эффект дает и организация эпизодических выставок по жанрам, темам уроков, к юбилейным датам. Для успешного эстетического воздействия такой выставки необходимо соблюдение следующих условий:


отбор относительно крупных по размеру и качественных репродукций; хорошее эстетическое оформление выставки логический подбор репродукций, произведений одного или нескольких художников, белый или серый фон стендов, достаточное для самостоятельного выделения каждой репродукции расстояние между ними; хорошее освещение выставки, помещение ее в свободном, эстетически оформленном интерьере школы.

Все формы классной, внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству должны быть направлены на развитие у них интереса, потребности самостоятельно изучать искусство. Поэтому   необходимо   рекомендовать   детям   книги   для самостоятельного чтения, советовать, какие и когда смотреть телепередачи, как коллекционировать репродукции, открытки.

Важно установить тесные связи класса, школы с изостудиями, кружками при ЖЭКах, Домах детского творчества, где также проводится большая работа по эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства. Например, очень нравятся детям конкурсы рисунков на асфальте.

Важное направление во внеклассной работе но эстетическому воспитанию младших школьников создание музеев по народному декоративно-прикладному искусству. Такие музеи помогают ближе узнать искусство своего края, области, его особенности, традиции, увидеть красоту народного искусства. Богатый опыт этой работы накоплен в школах Нижегородской области. Младшие школьники собирают экспонаты для экспозиций музея своей школы, принимают участие в проводимых в музее беседах. На уроках труда, изобразительного искусства и во внеклассной работе дети приобщаются к искусству своих отцов и дедов, сами становятся творцами его.

На основе обобщения передового педагогического опыта можно дать следующие конкретные рекомендации по организации внеурочной работы по изобразительному искусству.         

 I класс

  1. Конкурсы на лучшие детские рисунки на темы «Наша Армия родная», Наша Родина – Россия», «Весна». Рисунки выполняются любыми материалами – карандашами, красками (акварелью, гуашью), тушью, цветными мелками и т. п. Конкурсы проводятся в условиях внеклассной работы с предварительным объяснением задания на уроке изобразительного искусства и предварительным изучением тем на уроках чтения.

  2. Беседа на тему «В. И. Ленин в изобразительном искусстве». Беседу следует провести в зале школы, объединив все первые классы. За основу можно взять репродукции, а также диафильм «Моя работа над образом В. И. Ленина (художник Н. Н. Жуков)». Предварительно на уроках чтения дети читают рассказы и стихотворения о жизни и борьбе В. И. Ленина за счастье людей, о выполнении советским народом заветов вождя.

  3. Коллективное оформление альбома «Искусство И. И. Левитана».


 

          II класс

1. Конкурсы на лучшие детские рисунки на темы «Мы строим БАМ». Рисунки выполняются разными материалами -- карандашом, акварелью, гуашью, тушью, цветными мелками и т. п. Предварительно на уроке изобразительного искусства учитель объясняет задание конкурса, а на уроках чтения изучаются темы.

  1. Коллективное оформление выставки рисунков (наклеивание рисунков, выполнение надписей и т. д.).

  2. Беседа на тему «Изображение животных в произведениях художников». Беседу можно провести в зале школы, объединив все вторые классы. В процессе беседы демонстрируются диафильм «Анималистический жанр» и репродукции с рисунков художников  Серова, В. А. Ватагина.
    1   2   3   4