Файл: Терган, В. С. Плоское шлифование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В щелевом дросселе (рис. 94, а) поворотом дросселя 1 вокруг его оси изменяют размер щели для прохода масла из канала 2 в ка­ нал 3, что вызывает изменение гидравлического сопротивления проходу масла. Чем меньше щель, тем больше гидравлическое со­ противление и тем меньше количество пропускаемого масла, и на­ оборот.

Регулирование дросселем обеспечивает плавное изменение ско­ рости рабочего механизма в больших пределах.

В игольчатом дросселе (рис. 94, б) при перемещении иглы 1 изменяется сечение канала. Перемещение иглы регулируют враще­ нием винта 2. Применяют и автоматически действующие дроссели.

Дроссели можно ставить либо на входе масла в рабочий ци­ линдр, либо на выходе из цилиндра. Чаще дроссель устанавливают на выходе, что обеспечивает более равномерный ход поршня.

Обычно в гидроприводах металлорежущих станков применяют насосы постоянной производительности. Но так как расход масла колеблется в значительных пределах, то в гидросистеме станка иногда образуется излишек масла. Чтобы избежать скачков давле­ ния в гидросистеме, излишки масла отводятся в бак, минуя рабочие

цилиндры, через предохранительные клапаны.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 95 показан раз­

 

рез шарикового предохрани­

 

тельного клапана.

 

Канал

/

 

соединен

с трубопроводом

 

гидросистемы.

Пружина

5

 

давит на наконечник 3, ко­

 

торый посредством шарика 4

 

закрывает

канал

1.

Сила

 

пружины

выбрана

с таким

 

расчетом, чтобы при давле­

 

нии в гидросистеме,

превы­

Рис. 95. Шариковый предохранительный

шающем

нормальное,

ша­

клапан

рик преодолевал

сопротив­

 

ление пружины

и открывал

выход для масла из канала 1 в каналы 2, ведущие в бак.

Перелив масла продолжается до тех пор, пока давление в сис­ теме не установится нормальным.

§9. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ГИДРОСИСТЕМ

Квспомогательным устройствам гидросистем относятся баки, трубопроводы, фильтры, уплотнения.

Ба к и (рис. 96, а) служат резервуарами для масла. В баке должно быть предусмотрено устройство для очистки масла, посту­ пающего из гидросистемы. Загрязненное масло может засорить

трубопроводы, дроссели, клапаны и нарушить работу всей системы. Бак разделен на несколько отсеков перегородками. Масло сли­ вается в правый отсек, а засасывается из левого. В первом отсеке струи масла резко меняют направление движения, вследствие чего

136


посторонние частицы, имеющиеся в масле, отделяются и оседают. Воздух, смешавшийся с маслом, также отделяется. Высота пере­ городки между отсеками ниже уровня масла, и потому в следую­ щий отсек переливается только верхняя, отстоявшаяся часть мас­ ла.

Для слива грязи и отстоя в от­

 

 

секах имеются краны.

 

Пробка 2

 

 

бака для заливки масла снабже­

 

 

на сеткой 1 (рис. 96,6)

с ячейка­

 

 

ми 0,1 ХОД мм,

чтобы

в них за­

 

 

держивалась грязь. Отверстие-

 

 

сапун 3 служит

для

соединения

 

 

резервуара с атмосферой.

 

 

 

Количество заливаемого в ре­

 

 

зервуар масла должно быть до­

 

 

статочным для работы насоса в

 

 

течение 2—3 мин, причем уровень

 

 

масла после заполнения им всей

 

 

системы не должен

резко пони­

Рис. 96.

Бак для масла:

жаться и масло не должно очень

нагреваться.

 

 

 

 

и — общий вид, б — пробка

В плоскошлифовальных

стан­

 

станина. Ребра

ках резервуаром

для

масла

обычно служит сама

жесткости создают те же условия для очистки масла, что и перего­ родки.

Ф и л ь т р ы предназначены для очистки масла от твердых час­ тиц. Различают фильтры грубой очистки, пропускающие частицы менее 0,2; нормальной очистки — до 0,1; тонкой очистки — до 0,05

иочень тонкой — до 0,005 мм. Масло очищается при прохождении через латунные сетки с малыми размерами ячеек (рис. 97, а). Сет­ ки очищают, промывая их в бензине, керосине, жидком масле или продувая сжатым воздухом. Имеются различные конструкции филь­ тров.

Применяют пластинчатые фильтры (рис. 97, б). В них загряз­ ненное масло поступает в стакан и, проходя через щели набора пластин, очищается. Далее масло проникает внутрь набора пластин

иоттуда через выходное отверстие — в гидросистему. При загряз­ нении фильтра сопротивление движению масла в системе увеличи­ вается, поэтому фильтры нужно очищать не реже одного раза в ме­ сяц. Для очистки фильтра поворачивают рукоятку, на которой имеются скребки. Эти скребки проходят между пластинами и счи­ щают накопившуюся грязь.

Для очистки масла от металлических частиц применяют магнит­ ные сепараторы. Металлические частицы прилипают к магниту и

отделяются от масла.

137


Фильтры устанавливают в трубопроводе, в нагнетательной или

отводящей магистрали.

У п л о т н е н и я служат для предотвращения утечки масла. Ес­ ли зазоры между сопряженными деталями малы (например, в зо­ лотниках), то можно обойтись без уплотнений, но изготовление точных деталей стоит дорого и поэтому невыгодно. Даже при ма­ лом износе таких деталей зазоры увеличиваются, и происходит большая утечка масла. Масло, вытекающее из системы, загрязняет станок, помещение цеха и разъедает бетонный фундамент.

Уплотнениями служат мягкие набивки (сальники), манжеты, поршневые кольца и т. п. Сальники изготовляют из асбестовых, льняных, хлопчатобумажных нитей, из пробки, маслостойкой рези­ ны и асбест-графита. Набивки прижимаются к уплотняемым по­ верхностям за счет давления крышек и масла. Манжеты изготов­ ляются из резины, прорезиненной ткани, пластмасс и кожи, прижи­ маются к уплотняемым поверхностям давлением масла.

Т р у б о п р о в о д ы соединяют все элементы гидросистем. При­ меняются стальные бесшовные, газовые и отожженные латунные трубы.

Латунные трубы дороже стальных, ухудшают свойства масла и поэтому применяют их для внутреннего монтажа только в стес­ ненных местах, где гнуть их легче, чем стальные трубы. Чаще всего применяют трубы диаметром от 14 до 89 мм. Для соединения пере­ мещающихся узлов применяют гибкие дюритовые шланги в метал­ лической оплетке или телескопические трубы.

Тонкие стальные и латунные трубы соединяют развальцовкой или при помощи штуцеров. Штуцеры имеют коническую либо ци­

138

линдрическую трубную резьбу. Для герметичности их устанавлива­ ют на медное уплотнительное кольцо.

§ 10. МЕХАНИЗМЫ ПРОДОЛЬНОЙ И ПОПЕРЕЧНОЙ ПОДАЧ

Устройство и принцип действия. Прямолинейно движущиеся сто­ лы работают, как правило, от гидравлического привода. Изготовля­ ют также станки с ручным приводом. У большинства легких стан­ ков, кроме ручного, предусмотрен и гидравлический привод стола. Ручной привод используют как при наладке, так и при шлифовке с ручной подачей.

На рис. 98 показан механизм ручной подачи станка 371-М1. От маховика 5 вращение сообщается широкому зубчатому колесу 4, а от него — узкому колесу 6, сидящему на одном валу с зубчатым колесом 1. При вращении колесо 1 перемещается по неподвижной рейке стола и увлекает его за собой.

Рис. 98. Механизм ручной подачи станка 371-Ml

При включении автоматического хода стола от гидропривода маховик отключается при помощи автоблокировки и не вращается. Это происходит следующим образом. Масло из гидросистемы через штуцер 8 поступает в полость 7, которая находится в корпусе 2 между неподвижным кольцом 3 и торцем колеса 6. Под давлением масла колесо 6 перемещается вправо вместе с валом. При этом пру­ жина 9 сжимается, а зубчатое колесо 1 выходит • из зацепления с рейкой. При отключении гидравлической подачи стола давление масла падает и пружина 9 вновь вводит зубчатое колесо 1 в зацеп­ ление с рейкой.

Гидравлическая схема и механизм поперечной подачи стола станка 371-М1 показаны на рис. 99.

Из масляного резервуара через сетчатый фильтр масло засасы­ вается лопастным насосом 1 (рис. 99, а) производительностью 50 л/мин и нагнетается в гидравлическую систему. По металличе-

139


б)

Рис. 99. Гидравлическая схема механизма поперечной подачи станка 371-М1


ской трубке масло поступает в гидропанель 16 к перепускному кла­ пану 18, а от него через скоростной дроссель 15 к золотнику 14 ре­ верса стола и через соединенные полости и трубопровод в левую по­ лость цилиндра 8, заставляя поршень и связанный с ним стол дви­ гаться слева направо.

Из противоположной полости цилиндра масло сливается через: золотник реверса 14 и золотник управления 6 в резервуар станины. При движении стола укрепленный на нем упор поворачивает ось 7„ которая связана с золотником управления 6, и перемещает его вле­ во. При этом полости Е и Ж соединяются и масло попадает к пра­ вому торцу золотника 14 реверса, заставляя золотник переместить­ ся влево. При перемещении золотника 14 каналы 3 и И соединяют­ ся, в результате чего масло от насоса поступает в противоположную полость цилиндра 8 стола. Стол движется в обратном направлении. Таким образом, реверс осуществляется в каждом крайнем положе­ нии стола.

При повороте скоростного дросселя 15 изменяется сечение ка­ нала К для прохода масла и тем самым обеспечивается бесступен­ чатое регулирование скорости. Наличие регулирующих дроссе­ лей 13 и винтовых упоров 5 позволяет установить положение и ско­ рость движения золотника 14, а также добиться плавного реверса стола даже при наибольших скоростях движения его.

Кнопка 17 пуска и останова стола имеет два положения: «рабо­ чий ход» и «стоп». При «рабочем ходе» стола кнопка находится в. положении, указанном на схеме. При этом масло от насоса 1 через скоростной дроссель 15 подводится к золотнику 14 и одновременно к механизму ручного перемещения стола 4, выводя из зацепления с рейкой зубчатое колесо механизма. При правом положении кноп­ ки 17 масло свободно перекачивается и не создает давления: в сис­ теме. В это время золотник 9 под действием пружины занимает та­ кое положение, когда обе полости цилиндра соединены между со­ бой. Это позволяет перемещать стол вручную, перегоняя масло из одной полости цилиндра в другую.

Привод механизма автоматической поперечной подач» (рис. 99, б) шлифовального круга осуществляется следующим об­

разом. При повороте оси 7 золотник 6

(рис. 99, а) перемещается

в одно из крайних положений, соединяя

между собой _ полости Л

и М или Е и Ж. Через эти полости в момент реверса масло посту­ пает к золотнику 12 поперечной подачи, заставляя его перемещать­ ся. В то время масло через среднюю проточку золотника попадает в полость Я, оттуда в нижнюю полость узла механизма подачи и перемещает вверх плунжер 10. Средняя часть плунжера представ­

ляет собой

рейку, соединенную с зубчатым

сектором 19 (см,,

рис. 99, б), свободно сидящим на промежуточном валике 20.

Сектор

19 имеет собачку, которая своим

зубом соединяется

с храповым колесом 21, жестко сидящим на валике 20. При пере­ мещении плунжера сектор поворачивается на некоторый угол, ве­ личина которого регулируется упором'. Собачка сектора вращает храповое колесо, а с ним и валик. На другом конце валика 20 си­

141