ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
В щелевом дросселе (рис. 94, а) поворотом дросселя 1 вокруг его оси изменяют размер щели для прохода масла из канала 2 в ка нал 3, что вызывает изменение гидравлического сопротивления проходу масла. Чем меньше щель, тем больше гидравлическое со противление и тем меньше количество пропускаемого масла, и на оборот.
Регулирование дросселем обеспечивает плавное изменение ско рости рабочего механизма в больших пределах.
В игольчатом дросселе (рис. 94, б) при перемещении иглы 1 изменяется сечение канала. Перемещение иглы регулируют враще нием винта 2. Применяют и автоматически действующие дроссели.
Дроссели можно ставить либо на входе масла в рабочий ци линдр, либо на выходе из цилиндра. Чаще дроссель устанавливают на выходе, что обеспечивает более равномерный ход поршня.
Обычно в гидроприводах металлорежущих станков применяют насосы постоянной производительности. Но так как расход масла колеблется в значительных пределах, то в гидросистеме станка иногда образуется излишек масла. Чтобы избежать скачков давле ния в гидросистеме, излишки масла отводятся в бак, минуя рабочие
цилиндры, через предохранительные клапаны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 95 показан раз |
||||||
|
рез шарикового предохрани |
||||||
|
тельного клапана. |
|
Канал |
/ |
|||
|
соединен |
с трубопроводом |
|||||
|
гидросистемы. |
Пружина |
5 |
||||
|
давит на наконечник 3, ко |
||||||
|
торый посредством шарика 4 |
||||||
|
закрывает |
канал |
1. |
Сила |
|||
|
пружины |
выбрана |
с таким |
||||
|
расчетом, чтобы при давле |
||||||
|
нии в гидросистеме, |
превы |
|||||
Рис. 95. Шариковый предохранительный |
шающем |
нормальное, |
ша |
||||
клапан |
рик преодолевал |
сопротив |
|||||
|
ление пружины |
и открывал |
выход для масла из канала 1 в каналы 2, ведущие в бак.
Перелив масла продолжается до тех пор, пока давление в сис теме не установится нормальным.
§9. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ГИДРОСИСТЕМ
Квспомогательным устройствам гидросистем относятся баки, трубопроводы, фильтры, уплотнения.
Ба к и (рис. 96, а) служат резервуарами для масла. В баке должно быть предусмотрено устройство для очистки масла, посту пающего из гидросистемы. Загрязненное масло может засорить
трубопроводы, дроссели, клапаны и нарушить работу всей системы. Бак разделен на несколько отсеков перегородками. Масло сли вается в правый отсек, а засасывается из левого. В первом отсеке струи масла резко меняют направление движения, вследствие чего
136
посторонние частицы, имеющиеся в масле, отделяются и оседают. Воздух, смешавшийся с маслом, также отделяется. Высота пере городки между отсеками ниже уровня масла, и потому в следую щий отсек переливается только верхняя, отстоявшаяся часть мас ла.
Для слива грязи и отстоя в от |
|
|
||||
секах имеются краны. |
|
Пробка 2 |
|
|
||
бака для заливки масла снабже |
|
|
||||
на сеткой 1 (рис. 96,6) |
с ячейка |
|
|
|||
ми 0,1 ХОД мм, |
чтобы |
в них за |
|
|
||
держивалась грязь. Отверстие- |
|
|
||||
сапун 3 служит |
для |
соединения |
|
|
||
резервуара с атмосферой. |
|
|
|
|||
Количество заливаемого в ре |
|
|
||||
зервуар масла должно быть до |
|
|
||||
статочным для работы насоса в |
|
|
||||
течение 2—3 мин, причем уровень |
|
|
||||
масла после заполнения им всей |
|
|
||||
системы не должен |
резко пони |
Рис. 96. |
Бак для масла: |
|||
жаться и масло не должно очень |
||||||
нагреваться. |
|
|
|
|
и — общий вид, б — пробка |
|
В плоскошлифовальных |
стан |
|
станина. Ребра |
|||
ках резервуаром |
для |
масла |
обычно служит сама |
жесткости создают те же условия для очистки масла, что и перего родки.
Ф и л ь т р ы предназначены для очистки масла от твердых час тиц. Различают фильтры грубой очистки, пропускающие частицы менее 0,2; нормальной очистки — до 0,1; тонкой очистки — до 0,05
иочень тонкой — до 0,005 мм. Масло очищается при прохождении через латунные сетки с малыми размерами ячеек (рис. 97, а). Сет ки очищают, промывая их в бензине, керосине, жидком масле или продувая сжатым воздухом. Имеются различные конструкции филь тров.
Применяют пластинчатые фильтры (рис. 97, б). В них загряз ненное масло поступает в стакан и, проходя через щели набора пластин, очищается. Далее масло проникает внутрь набора пластин
иоттуда через выходное отверстие — в гидросистему. При загряз нении фильтра сопротивление движению масла в системе увеличи вается, поэтому фильтры нужно очищать не реже одного раза в ме сяц. Для очистки фильтра поворачивают рукоятку, на которой имеются скребки. Эти скребки проходят между пластинами и счи щают накопившуюся грязь.
Для очистки масла от металлических частиц применяют магнит ные сепараторы. Металлические частицы прилипают к магниту и
отделяются от масла.
137
Фильтры устанавливают в трубопроводе, в нагнетательной или
отводящей магистрали.
У п л о т н е н и я служат для предотвращения утечки масла. Ес ли зазоры между сопряженными деталями малы (например, в зо лотниках), то можно обойтись без уплотнений, но изготовление точных деталей стоит дорого и поэтому невыгодно. Даже при ма лом износе таких деталей зазоры увеличиваются, и происходит большая утечка масла. Масло, вытекающее из системы, загрязняет станок, помещение цеха и разъедает бетонный фундамент.
Уплотнениями служат мягкие набивки (сальники), манжеты, поршневые кольца и т. п. Сальники изготовляют из асбестовых, льняных, хлопчатобумажных нитей, из пробки, маслостойкой рези ны и асбест-графита. Набивки прижимаются к уплотняемым по верхностям за счет давления крышек и масла. Манжеты изготов ляются из резины, прорезиненной ткани, пластмасс и кожи, прижи маются к уплотняемым поверхностям давлением масла.
Т р у б о п р о в о д ы соединяют все элементы гидросистем. При меняются стальные бесшовные, газовые и отожженные латунные трубы.
Латунные трубы дороже стальных, ухудшают свойства масла и поэтому применяют их для внутреннего монтажа только в стес ненных местах, где гнуть их легче, чем стальные трубы. Чаще всего применяют трубы диаметром от 14 до 89 мм. Для соединения пере мещающихся узлов применяют гибкие дюритовые шланги в метал лической оплетке или телескопические трубы.
Тонкие стальные и латунные трубы соединяют развальцовкой или при помощи штуцеров. Штуцеры имеют коническую либо ци
138
линдрическую трубную резьбу. Для герметичности их устанавлива ют на медное уплотнительное кольцо.
§ 10. МЕХАНИЗМЫ ПРОДОЛЬНОЙ И ПОПЕРЕЧНОЙ ПОДАЧ
Устройство и принцип действия. Прямолинейно движущиеся сто лы работают, как правило, от гидравлического привода. Изготовля ют также станки с ручным приводом. У большинства легких стан ков, кроме ручного, предусмотрен и гидравлический привод стола. Ручной привод используют как при наладке, так и при шлифовке с ручной подачей.
На рис. 98 показан механизм ручной подачи станка 371-М1. От маховика 5 вращение сообщается широкому зубчатому колесу 4, а от него — узкому колесу 6, сидящему на одном валу с зубчатым колесом 1. При вращении колесо 1 перемещается по неподвижной рейке стола и увлекает его за собой.
Рис. 98. Механизм ручной подачи станка 371-Ml
При включении автоматического хода стола от гидропривода маховик отключается при помощи автоблокировки и не вращается. Это происходит следующим образом. Масло из гидросистемы через штуцер 8 поступает в полость 7, которая находится в корпусе 2 между неподвижным кольцом 3 и торцем колеса 6. Под давлением масла колесо 6 перемещается вправо вместе с валом. При этом пру жина 9 сжимается, а зубчатое колесо 1 выходит • из зацепления с рейкой. При отключении гидравлической подачи стола давление масла падает и пружина 9 вновь вводит зубчатое колесо 1 в зацеп ление с рейкой.
Гидравлическая схема и механизм поперечной подачи стола станка 371-М1 показаны на рис. 99.
Из масляного резервуара через сетчатый фильтр масло засасы вается лопастным насосом 1 (рис. 99, а) производительностью 50 л/мин и нагнетается в гидравлическую систему. По металличе-
139
б)
Рис. 99. Гидравлическая схема механизма поперечной подачи станка 371-М1
ской трубке масло поступает в гидропанель 16 к перепускному кла пану 18, а от него через скоростной дроссель 15 к золотнику 14 ре верса стола и через соединенные полости и трубопровод в левую по лость цилиндра 8, заставляя поршень и связанный с ним стол дви гаться слева направо.
Из противоположной полости цилиндра масло сливается через: золотник реверса 14 и золотник управления 6 в резервуар станины. При движении стола укрепленный на нем упор поворачивает ось 7„ которая связана с золотником управления 6, и перемещает его вле во. При этом полости Е и Ж соединяются и масло попадает к пра вому торцу золотника 14 реверса, заставляя золотник переместить ся влево. При перемещении золотника 14 каналы 3 и И соединяют ся, в результате чего масло от насоса поступает в противоположную полость цилиндра 8 стола. Стол движется в обратном направлении. Таким образом, реверс осуществляется в каждом крайнем положе нии стола.
При повороте скоростного дросселя 15 изменяется сечение ка нала К для прохода масла и тем самым обеспечивается бесступен чатое регулирование скорости. Наличие регулирующих дроссе лей 13 и винтовых упоров 5 позволяет установить положение и ско рость движения золотника 14, а также добиться плавного реверса стола даже при наибольших скоростях движения его.
Кнопка 17 пуска и останова стола имеет два положения: «рабо чий ход» и «стоп». При «рабочем ходе» стола кнопка находится в. положении, указанном на схеме. При этом масло от насоса 1 через скоростной дроссель 15 подводится к золотнику 14 и одновременно к механизму ручного перемещения стола 4, выводя из зацепления с рейкой зубчатое колесо механизма. При правом положении кноп ки 17 масло свободно перекачивается и не создает давления: в сис теме. В это время золотник 9 под действием пружины занимает та кое положение, когда обе полости цилиндра соединены между со бой. Это позволяет перемещать стол вручную, перегоняя масло из одной полости цилиндра в другую.
Привод механизма автоматической поперечной подач» (рис. 99, б) шлифовального круга осуществляется следующим об
разом. При повороте оси 7 золотник 6 |
(рис. 99, а) перемещается |
в одно из крайних положений, соединяя |
между собой _ полости Л |
и М или Е и Ж. Через эти полости в момент реверса масло посту пает к золотнику 12 поперечной подачи, заставляя его перемещать ся. В то время масло через среднюю проточку золотника попадает в полость Я, оттуда в нижнюю полость узла механизма подачи и перемещает вверх плунжер 10. Средняя часть плунжера представ
ляет собой |
рейку, соединенную с зубчатым |
сектором 19 (см,, |
рис. 99, б), свободно сидящим на промежуточном валике 20. |
||
Сектор |
19 имеет собачку, которая своим |
зубом соединяется |
с храповым колесом 21, жестко сидящим на валике 20. При пере мещении плунжера сектор поворачивается на некоторый угол, ве личина которого регулируется упором'. Собачка сектора вращает храповое колесо, а с ним и валик. На другом конце валика 20 си
141