Файл: Терган, В. С. Плоское шлифование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дит зубчатое колесо 22. Блок зубчатых колес 23 на шлицах ходово­ го винта может соединяться с колесом 22 непосредственно либо че­ рез промежуточное колесо 24, это позволяет менять направление прерывистой подачи.

За счет разности площадей плунжера 10 масло из верхней полости вытесняется и плунжер опускается. При перемещении зо­ лотника 12 вправо полость О перекрывается плунжером, а по­ лость Н соединяется со сливной полостью Р.

Под давлением масла плунжер 10 опускается, происходит за­ рядка механизма подачи. При втором положении стола подача осу­ ществляется аналогично, только в полость Р будет поступать мас­ ло под давлением от золотника управления 6, а полость О будет соединена со сливом. Для увеличения времени хода золотника 12 и обеспечения полной подачи служат демпферы 11.

Давление в гидросистеме поддерживается

в пределах 10—

12 ат и регулируется редукционным клапаном 2.

Шарик клапана

прижимается к седлу при помощи пружины, которая регулирует­ ся винтом 3. Перепускной клапан 18 служит для предохранения систем от перегрузки.

Уход и контроль. Все устройства гидравлической системы долж­ ны быть очищены от ржавчины, окалины и грязи. Необходимо очень тщательно очищать и обтирать масляный бак. Все соедине­ ния гидросистемы должны иметь хорошие уплотнения, чтобы воз­ можность засасывания воздуха была исключена.

Масло заливают в систему до' уровня, отмеченного на масло­ указателе. Нельзя заливать грязное, нефильтрованное масло и мас­ ло несоответствующей марки, так как это может вывести из строя насос и другие элементы гидравлической системы.

Гидравлический привод регулируют на заводе-изготовителе станка. При эксплуатации гидропривод регулируют только при ре­ монте станка. При этом регулируют реверс стола, добиваются рав­ номерности прерывистой подачи, настраивают предохранительный клапан и напорные золотники. Регулирование выполняют по спе­ циальным инструкциям, имеющимся в паспортах станков.

Проверку давления масла в системе осуществляют при помощи манометров. Во избежание порчи манометров их необходимо вклю­ чать, когда стол неподвижен. Пуск гидравлической системы при включенных манометрах не допускается.

§ 11. СМАЗКА СТАНКОВ

Все трущиеся части станка должны быть смазаны. Наличие смазки повышает износоустойчивость деталей и снижает темпера­ туру их нагрева. Особое значение имеет смазка подшипников шпин­ деля, направляющих, зубчатых передач и других соединений.

Детали гидропривода смазываются маслом, служащим .рабочей жидкостью. Подшипники скольжения шпинделя смазываются жид­ ким минеральным маслом Т и индустриальным 12.

Смазка может быть централизованной для всех объектов смаз­ ки станка или направленной только на один объект. Она может

142


осуществляться из масленки самотеком, циркуляцией без внешнего давления и специальным насосом. Смазка из масленки самотеком наиболее проста, но такая подача масла недостаточна для хороше­ го охлаждения. Необходимо периодически заполнять и чистить мас­ ленку, следить за уровнем масла и т. д. При циркуляционной смаз­ ке масло различными способами захватывается из ванны и подает­ ся к трущимся частям. Смазка от специального насоса очень удоб­ на, так как обеспечивает обильное поступление масла к подшипни­ кам.

В системе смазки иногда устанавливают фильтры для очистки подающегося к подшипникам масла. Для блокировки применяют гидроэлектрическое реле, которое включает электродвигатель тог­ да, когда в системе смазки создается определенное давление.

Подшипники качения шпинделей смазывают консистентной смазкой или жидким маслом. Консистентную смазку (технический вазелин, солидол) кладут при монтаже в корпус подшипника, а з'а- тем при помощи шприц-масленки периодически добавляют. Жид­ кую смазку осуществляют в масляной ванне, в которую погружена нижняя часть подшипника так, чтобы уровень масла был не выше центра нижнего шарика. Возможно также применение фитилей, ко­ торые из ванны подают масло к подшипникам.

Чтобы удержать масло в системе, используют различные уплот­ нения, которые вместе с тем препятствуют проникновению загрязне­ ния и влаги к подшипникам из внешней среды.

Смазку направляющих станин осуществляют разными спосо­ бами.

В станке 3A732 смазка поступает от общей системы гидропри­ вода. В станках 372Б, 3740 смазку подает отдельный масляный на­ сос периодического действия низкого давления и малой производи­ тельности. В этом случае привод насоса осуществляется от гидрав­ лической коробки реверса стола. При движении стола влево пор­ шень насоса перемещается и всасывает масло из резервуара через шариковый клапан. При движении стола вправо поршень переме­ щается в другую сторону и выдавливает масло через другой шари­ ковый клапан к направляющим станины.

В станке 3722 смазка распределяется с помощью роликов, пере­ дающих масло из ванны движущимся направляющим стола.

Направляющие круглых столов смазываются из масляной ван­ ны, окружающей их.

Перед пуском и во время работы станок нужно тщательно сма­ зывать в соответствии с инструкцией и картой смазки. Масло не­ обходимо хранить в закрытых сосудах.

§ 12. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

При работе плоскошлифовальных станков применяют, как пра­ вило, обильное смазывание и охлаждение. Смазочно-охлаждающая жидкость находится в специальном, закрытом баке 1 (рис. 100), имеющем перегородки для отстаивания жидкости. На баке монти­ руется центробежный насос 2 с фильтром, всасывающий жидкость

143


~JT

Рис, 100. Система охлаждения станка 3722

и подающий ее по трубопроводу к соплу, направляющему жидкость в зону шлифования. Количество подаваемой жидкости регулируют краном. Сопло устанавливается в нужное положение при помощи шарнирного устройства.

Кроме фильтров, для очистки охлаждающей жидкости исполь­ зуют магнитный сепаратор и центрифугу. Магнитный сепаратор со­ стоит из чугунного корпуса 9, в котором вращается немагнитный ба­ рабан 6. Внутри барабана находятся постоянные магниты 5. В щель 10 между корпусом сепаратора и барабаном с магнитами поступает охлаждающая жидкость в направлении, обратном вра­ щению барабана, и омывает часть поверхности барабана. При этом металлические частицы попадают в магнитное поле и налипают на поверхность барабана, образуя своеобразные металлические щетки под полюсами магнитов. Образовавшиеся щетки задерживают не­ магнитные (абразивные) частицы.

Магнитный

 

барабан

 

вращается от электродви­

 

гателя

с

редуктором

3.

 

Шлам

(грязь),

увлекае­

 

мый магнитами барабана,

 

поднимается

и попадает

 

под ролик 8, который от­

 

жимает жидкость. С по­

 

верхности

барабана шлам

 

снимается лотком 7 и отво­

 

дится в приемный ящик 4.

 

Очищенная жидкость сли­

 

вается в бак 1 и

продол­

 

жает

циркулировать

в

 

системе охлаждения.

 

Рис. 101. Центрифуга для тонкой очистки

Более тонкую

очистку

охлаждающей жидкости

осуществляют

 

установ­

прошедшая очистку в магнитном сепа­

кой, в которой

жидкость,

раторе,

стекает на фильтровальную бумагу и далее в бак. Над ре­

зервуаром с бумагой расположен поплавок. Пока бумага пропус­ кает всю жидкость, поплавок находится в нижнем положении. При засорении фильтровальной бумаги уровень жидкости над ней по­ вышается, поплавок поднимается и включает двигатель, который на место загрязненной бумаги подает чистую.

Для тонкой очистки жидкости применяют центрифуги (рис. 101). Загрязненная жидкость поступает через впускное отвер­ стие 3 в камеру, где получает вращательное движение от крыльча­ ток двигателя 1. Возникающие при этом центробежные силы отбра­ сывают тяжелые частицы абразива, металла и грязи к стенкам, а очищенная от загрязнения жидкость сливается через загрузочное отверстие 2. При содержании в охлаждающей жидкости абразив­ ных и металлических частиц более 0,03% можно добиться шерохо­ ватости поверхности обрабатываемых деталей не выше пятого — шестого классов.

10-5228

145


§ 13. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТАНКОМ

Производительность, простота обслуживания, надежность рабо­ ты и эксплуатационные свойства станка в большой степени зависят от удобства управления им. В системе управления часто сочетают­ ся механические, электрические, гидравлические и пневматические устройства.

Ксистеме управления предъявляются следующие требования:

1.Безопасность в работе. Для этого рукоятки, кнопки и т. п.

должны быть расположены в удобных местах, сблокированы и скон­ центрированы по возможности так, чтобы рабочему не приходилось делать лишних движений. Штурвалы и маховички должны быть плотно насажены на валы и не должны самостоятельно вращаться во время работы станка.

2.Быстрота действия.

3.Точность управления. Перемещения частей станка должны отвечать необходимому перемещению шлифовального круга (на­ пример, подача бабки станка на врезание).

4.Легкость и удобство перемещений рукояток, рычагов и т. д.

По нормам для часто выполняемых приемов управления усилие на рукоятках должно быть в пределах до 4—4,5 кгс. Максималь­ но допустимые кратковременные усилия — до 16 кгс.

На плоскошлифовальных станках органы управления распола­ гают на передней стороне станка. К органам управления относят­ ся кнопки, рукоятки и маховички для пуска и останова станка, пуска и останова вращения шлифовального круга, включения маг­ нитной плиты, гидравлической системы, механизма вертикальной подачи шлифовальной бабки, механизма поперечной подачи,, регу­ лирования скорости стола, пуска и останова стола и.т. д. Перед на­ чалом работы следует тщательно изучить по инструкциям и паспор­ ту назначение, расположение и способ действия различных органов управления станка.

В современных станках управление широко автоматизировано. Рабочему не приходится вращать рукоятки, нажимать кнопки и т. д. ■—это облегчает труд рабочего, повышает производитель­ ность и обеспечивает возможности многостаночного обслуживания.

§ 14. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА СТАНКА

Чтобы разобраться в устройстве станка и взаимодействии его движущихся частей, пользуются кинематическими схемами, в кото­ рых содержатся все звенья, служащие для передачи движения от двигателя к различным частям станка. Эти связи называют кине­ матическими цепями.

Кинематическая схема станка ЗВ756 Липецкого станкострои­ тельного завода приведена на рис. 102. Этот станок имеет следую­ щие кинематические цепи: вращения электромагнитного стола; ус­ коренного перемещения шлифовальной бабки; автоматической и ручной подачи шлифовальной бабки; поворота кожуха.

Цепь вращения электромагнитного стола. Вращение стола осу-

146


*10

Рис. 102. Кинематическая схема станка ЗВ756

ществляется от электродвигателя постоянного тока МИ-4І через клиноременную передачу, от шкива диаметром 90 мм электродви­ гателя на шкив диаметром 130 мм редуктора.

Шкив диаметром 130 мм сидит жестко на валу редуктора, с ко­ торым жестко связано зубчатое колесо 32. Колесо 32 передает вра­ щение колесу 31, сидящему на втором валу редуктора привода. Этот вал передает вращение на редуктор стола, где имеется кони­ ческая пара зубчатых колес 2728. На одном валу с колесом 28 находится цилиндрическое колесо 29, зацепляющееся с колесом 30, передающим вращение столу.

Число оборотов электродвигателя МИ-41 изменяется плавно (бесступенчато) за счет привода магнитного усилителя ПМУ в пре­ делах 1:10. Бесступенчатое регулирование чисел оборотов стола на­ ходится в пределах от б до 30 об/мин.

Цепь ускоренного перемещения шлифовальной бабки. Ускорен­ ное перемещение шлифовальной бабки осуществляется двигателем постоянного тока через червячные, цилиндрические и конические зубчатые колеса коробки подач и винт по следующей цепи: от электродвигателя П21 с ПМУ-5 через муфту, червяк 20 на червяч­ ное колесо 19, цилиндрическое колесо 21, колесо 16, через муфту на цилиндрическое колесо 8, коническую пару 4—5 на винт 6 и гай­ ку 7. При этом кулачковая муфта, связывающая зубчатые колеса 15 и 16, отключена. Перемещение шлифовальной бабки вверх или вниз осуществляется реверсированием электродвигателя П21.

Цепь автоматической подачи шлифовальной бабки. От электро­ двигателя П21 через муфту, червячную пару 19—20, планетарную передачу, состоящую из блока зубчатых колес 17— 18, который об катывается вокруг колеса 22 и одновременно вращается вокруг своей оси, движение сообщается колесу 23. Это колесо связано жестко с колесом 26, которое вращается с той же скоростью, что и колесо 23. С колесом 26 зацепляется колесо 9. Далее передача идет на обгонную муфту, на цилиндрическую пару 83, затем ко­

ническую пару 45, винт 6 и гайку 7.

При этом кулачковая муфта

(колеса 1516) включена, зубчатые

колеса 21—22 разъединены,

а маховичок вращается.

 

При вращении электромагнитной муфты М зубчатое колесо 25, работающее вхолостую от зубчатого колеса 24, начинает вращаться заодно с валом обгонной муфты. Так как скорость вращения коле­ са 25 в четыре раза больше скорости вращения обгонной муфты, то муфта вращается вхолостую, а подача бабки происходит через зуб­ чатые колеса 8—3 и 45, винт 6 и гайку 7.

Цепь ручной подачи шлифовальной бабки. Ручное перемещение и ручная подача осуществляются вращением маховичка А при включении муфты 1516 через коническую пару 1213, цилиндри­ ческую пару 1415, через колеса 83, коническую пару 45, винт 6 и гайку 7. При этом цилиндрические колеса 2316 разъеди­ нены, а муфта обгона не работает.

Кулачковая муфта 1516 включается путем поворота рукоят* ни Б и цилиндрического колеса 10 и движущейся рейки 11.

148