ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
дит зубчатое колесо 22. Блок зубчатых колес 23 на шлицах ходово го винта может соединяться с колесом 22 непосредственно либо че рез промежуточное колесо 24, это позволяет менять направление прерывистой подачи.
За счет разности площадей плунжера 10 масло из верхней полости вытесняется и плунжер опускается. При перемещении зо лотника 12 вправо полость О перекрывается плунжером, а по лость Н соединяется со сливной полостью Р.
Под давлением масла плунжер 10 опускается, происходит за рядка механизма подачи. При втором положении стола подача осу ществляется аналогично, только в полость Р будет поступать мас ло под давлением от золотника управления 6, а полость О будет соединена со сливом. Для увеличения времени хода золотника 12 и обеспечения полной подачи служат демпферы 11.
Давление в гидросистеме поддерживается |
в пределах 10— |
12 ат и регулируется редукционным клапаном 2. |
Шарик клапана |
прижимается к седлу при помощи пружины, которая регулирует ся винтом 3. Перепускной клапан 18 служит для предохранения систем от перегрузки.
Уход и контроль. Все устройства гидравлической системы долж ны быть очищены от ржавчины, окалины и грязи. Необходимо очень тщательно очищать и обтирать масляный бак. Все соедине ния гидросистемы должны иметь хорошие уплотнения, чтобы воз можность засасывания воздуха была исключена.
Масло заливают в систему до' уровня, отмеченного на масло указателе. Нельзя заливать грязное, нефильтрованное масло и мас ло несоответствующей марки, так как это может вывести из строя насос и другие элементы гидравлической системы.
Гидравлический привод регулируют на заводе-изготовителе станка. При эксплуатации гидропривод регулируют только при ре монте станка. При этом регулируют реверс стола, добиваются рав номерности прерывистой подачи, настраивают предохранительный клапан и напорные золотники. Регулирование выполняют по спе циальным инструкциям, имеющимся в паспортах станков.
Проверку давления масла в системе осуществляют при помощи манометров. Во избежание порчи манометров их необходимо вклю чать, когда стол неподвижен. Пуск гидравлической системы при включенных манометрах не допускается.
§ 11. СМАЗКА СТАНКОВ
Все трущиеся части станка должны быть смазаны. Наличие смазки повышает износоустойчивость деталей и снижает темпера туру их нагрева. Особое значение имеет смазка подшипников шпин деля, направляющих, зубчатых передач и других соединений.
Детали гидропривода смазываются маслом, служащим .рабочей жидкостью. Подшипники скольжения шпинделя смазываются жид ким минеральным маслом Т и индустриальным 12.
Смазка может быть централизованной для всех объектов смаз ки станка или направленной только на один объект. Она может
142
осуществляться из масленки самотеком, циркуляцией без внешнего давления и специальным насосом. Смазка из масленки самотеком наиболее проста, но такая подача масла недостаточна для хороше го охлаждения. Необходимо периодически заполнять и чистить мас ленку, следить за уровнем масла и т. д. При циркуляционной смаз ке масло различными способами захватывается из ванны и подает ся к трущимся частям. Смазка от специального насоса очень удоб на, так как обеспечивает обильное поступление масла к подшипни кам.
В системе смазки иногда устанавливают фильтры для очистки подающегося к подшипникам масла. Для блокировки применяют гидроэлектрическое реле, которое включает электродвигатель тог да, когда в системе смазки создается определенное давление.
Подшипники качения шпинделей смазывают консистентной смазкой или жидким маслом. Консистентную смазку (технический вазелин, солидол) кладут при монтаже в корпус подшипника, а з'а- тем при помощи шприц-масленки периодически добавляют. Жид кую смазку осуществляют в масляной ванне, в которую погружена нижняя часть подшипника так, чтобы уровень масла был не выше центра нижнего шарика. Возможно также применение фитилей, ко торые из ванны подают масло к подшипникам.
Чтобы удержать масло в системе, используют различные уплот нения, которые вместе с тем препятствуют проникновению загрязне ния и влаги к подшипникам из внешней среды.
Смазку направляющих станин осуществляют разными спосо бами.
В станке 3A732 смазка поступает от общей системы гидропри вода. В станках 372Б, 3740 смазку подает отдельный масляный на сос периодического действия низкого давления и малой производи тельности. В этом случае привод насоса осуществляется от гидрав лической коробки реверса стола. При движении стола влево пор шень насоса перемещается и всасывает масло из резервуара через шариковый клапан. При движении стола вправо поршень переме щается в другую сторону и выдавливает масло через другой шари ковый клапан к направляющим станины.
В станке 3722 смазка распределяется с помощью роликов, пере дающих масло из ванны движущимся направляющим стола.
Направляющие круглых столов смазываются из масляной ван ны, окружающей их.
Перед пуском и во время работы станок нужно тщательно сма зывать в соответствии с инструкцией и картой смазки. Масло не обходимо хранить в закрытых сосудах.
§ 12. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
При работе плоскошлифовальных станков применяют, как пра вило, обильное смазывание и охлаждение. Смазочно-охлаждающая жидкость находится в специальном, закрытом баке 1 (рис. 100), имеющем перегородки для отстаивания жидкости. На баке монти руется центробежный насос 2 с фильтром, всасывающий жидкость
143
~JT
Рис, 100. Система охлаждения станка 3722
и подающий ее по трубопроводу к соплу, направляющему жидкость в зону шлифования. Количество подаваемой жидкости регулируют краном. Сопло устанавливается в нужное положение при помощи шарнирного устройства.
Кроме фильтров, для очистки охлаждающей жидкости исполь зуют магнитный сепаратор и центрифугу. Магнитный сепаратор со стоит из чугунного корпуса 9, в котором вращается немагнитный ба рабан 6. Внутри барабана находятся постоянные магниты 5. В щель 10 между корпусом сепаратора и барабаном с магнитами поступает охлаждающая жидкость в направлении, обратном вра щению барабана, и омывает часть поверхности барабана. При этом металлические частицы попадают в магнитное поле и налипают на поверхность барабана, образуя своеобразные металлические щетки под полюсами магнитов. Образовавшиеся щетки задерживают не магнитные (абразивные) частицы.
Магнитный |
|
барабан |
|
|||
вращается от электродви |
|
|||||
гателя |
с |
редуктором |
3. |
|
||
Шлам |
(грязь), |
увлекае |
|
|||
мый магнитами барабана, |
|
|||||
поднимается |
и попадает |
|
||||
под ролик 8, который от |
|
|||||
жимает жидкость. С по |
|
|||||
верхности |
барабана шлам |
|
||||
снимается лотком 7 и отво |
|
|||||
дится в приемный ящик 4. |
|
|||||
Очищенная жидкость сли |
|
|||||
вается в бак 1 и |
продол |
|
||||
жает |
циркулировать |
в |
|
|||
системе охлаждения. |
|
Рис. 101. Центрифуга для тонкой очистки |
||||
Более тонкую |
очистку |
охлаждающей жидкости |
||||
осуществляют |
|
установ |
прошедшая очистку в магнитном сепа |
|||
кой, в которой |
жидкость, |
|||||
раторе, |
стекает на фильтровальную бумагу и далее в бак. Над ре |
зервуаром с бумагой расположен поплавок. Пока бумага пропус кает всю жидкость, поплавок находится в нижнем положении. При засорении фильтровальной бумаги уровень жидкости над ней по вышается, поплавок поднимается и включает двигатель, который на место загрязненной бумаги подает чистую.
Для тонкой очистки жидкости применяют центрифуги (рис. 101). Загрязненная жидкость поступает через впускное отвер стие 3 в камеру, где получает вращательное движение от крыльча ток двигателя 1. Возникающие при этом центробежные силы отбра сывают тяжелые частицы абразива, металла и грязи к стенкам, а очищенная от загрязнения жидкость сливается через загрузочное отверстие 2. При содержании в охлаждающей жидкости абразив ных и металлических частиц более 0,03% можно добиться шерохо ватости поверхности обрабатываемых деталей не выше пятого — шестого классов.
10-5228 |
145 |
§ 13. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТАНКОМ
Производительность, простота обслуживания, надежность рабо ты и эксплуатационные свойства станка в большой степени зависят от удобства управления им. В системе управления часто сочетают ся механические, электрические, гидравлические и пневматические устройства.
Ксистеме управления предъявляются следующие требования:
1.Безопасность в работе. Для этого рукоятки, кнопки и т. п.
должны быть расположены в удобных местах, сблокированы и скон центрированы по возможности так, чтобы рабочему не приходилось делать лишних движений. Штурвалы и маховички должны быть плотно насажены на валы и не должны самостоятельно вращаться во время работы станка.
2.Быстрота действия.
3.Точность управления. Перемещения частей станка должны отвечать необходимому перемещению шлифовального круга (на пример, подача бабки станка на врезание).
4.Легкость и удобство перемещений рукояток, рычагов и т. д.
По нормам для часто выполняемых приемов управления усилие на рукоятках должно быть в пределах до 4—4,5 кгс. Максималь но допустимые кратковременные усилия — до 16 кгс.
На плоскошлифовальных станках органы управления распола гают на передней стороне станка. К органам управления относят ся кнопки, рукоятки и маховички для пуска и останова станка, пуска и останова вращения шлифовального круга, включения маг нитной плиты, гидравлической системы, механизма вертикальной подачи шлифовальной бабки, механизма поперечной подачи,, регу лирования скорости стола, пуска и останова стола и.т. д. Перед на чалом работы следует тщательно изучить по инструкциям и паспор ту назначение, расположение и способ действия различных органов управления станка.
В современных станках управление широко автоматизировано. Рабочему не приходится вращать рукоятки, нажимать кнопки и т. д. ■—это облегчает труд рабочего, повышает производитель ность и обеспечивает возможности многостаночного обслуживания.
§ 14. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА СТАНКА
Чтобы разобраться в устройстве станка и взаимодействии его движущихся частей, пользуются кинематическими схемами, в кото рых содержатся все звенья, служащие для передачи движения от двигателя к различным частям станка. Эти связи называют кине матическими цепями.
Кинематическая схема станка ЗВ756 Липецкого станкострои тельного завода приведена на рис. 102. Этот станок имеет следую щие кинематические цепи: вращения электромагнитного стола; ус коренного перемещения шлифовальной бабки; автоматической и ручной подачи шлифовальной бабки; поворота кожуха.
Цепь вращения электромагнитного стола. Вращение стола осу-
146
*10
Рис. 102. Кинематическая схема станка ЗВ756
ществляется от электродвигателя постоянного тока МИ-4І через клиноременную передачу, от шкива диаметром 90 мм электродви гателя на шкив диаметром 130 мм редуктора.
Шкив диаметром 130 мм сидит жестко на валу редуктора, с ко торым жестко связано зубчатое колесо 32. Колесо 32 передает вра щение колесу 31, сидящему на втором валу редуктора привода. Этот вал передает вращение на редуктор стола, где имеется кони ческая пара зубчатых колес 27—28. На одном валу с колесом 28 находится цилиндрическое колесо 29, зацепляющееся с колесом 30, передающим вращение столу.
Число оборотов электродвигателя МИ-41 изменяется плавно (бесступенчато) за счет привода магнитного усилителя ПМУ в пре делах 1:10. Бесступенчатое регулирование чисел оборотов стола на ходится в пределах от б до 30 об/мин.
Цепь ускоренного перемещения шлифовальной бабки. Ускорен ное перемещение шлифовальной бабки осуществляется двигателем постоянного тока через червячные, цилиндрические и конические зубчатые колеса коробки подач и винт по следующей цепи: от электродвигателя П21 с ПМУ-5 через муфту, червяк 20 на червяч ное колесо 19, цилиндрическое колесо 21, колесо 16, через муфту на цилиндрическое колесо 8, коническую пару 4—5 на винт 6 и гай ку 7. При этом кулачковая муфта, связывающая зубчатые колеса 15 и 16, отключена. Перемещение шлифовальной бабки вверх или вниз осуществляется реверсированием электродвигателя П21.
Цепь автоматической подачи шлифовальной бабки. От электро двигателя П21 через муфту, червячную пару 19—20, планетарную передачу, состоящую из блока зубчатых колес 17— 18, который об катывается вокруг колеса 22 и одновременно вращается вокруг своей оси, движение сообщается колесу 23. Это колесо связано жестко с колесом 26, которое вращается с той же скоростью, что и колесо 23. С колесом 26 зацепляется колесо 9. Далее передача идет на обгонную муфту, на цилиндрическую пару 8—3, затем ко
ническую пару 4—5, винт 6 и гайку 7. |
При этом кулачковая муфта |
(колеса 15—16) включена, зубчатые |
колеса 21—22 разъединены, |
а маховичок вращается. |
|
При вращении электромагнитной муфты М зубчатое колесо 25, работающее вхолостую от зубчатого колеса 24, начинает вращаться заодно с валом обгонной муфты. Так как скорость вращения коле са 25 в четыре раза больше скорости вращения обгонной муфты, то муфта вращается вхолостую, а подача бабки происходит через зуб чатые колеса 8—3 и 4—5, винт 6 и гайку 7.
Цепь ручной подачи шлифовальной бабки. Ручное перемещение и ручная подача осуществляются вращением маховичка А при включении муфты 15—16 через коническую пару 12—13, цилиндри ческую пару 14—15, через колеса 8—3, коническую пару 4—5, винт 6 и гайку 7. При этом цилиндрические колеса 23—16 разъеди нены, а муфта обгона не работает.
Кулачковая муфта 15—16 включается путем поворота рукоят* ни Б и цилиндрического колеса 10 и движущейся рейки 11.
148