ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
в любом месте на станке. На крупных станках применяют также подвесные кнопочные станции.
Контакторное управление. Рассмотренные выше аппараты для включения электродвигателя отличаются тем, что они включаются непосредственно в управляемую цепь рабочего тока и называются аппаратами ручного управления электродвигателями. В металлоре жущих станках обычно применяют контакторные аппараты проме жуточного управления электродвигателем. Такие аппараты вклю чаются не в цепь рабочего тока, а в промежуточную цепь управле ния, изолированную от цепи рабочего тока.
Рис. 105. Кнопочная станция:
а — общий вид, б — устройство кнопочного элемента
На рис. 106 показана схема контакторного управления электро двигателем. Соленоид КЛ представляет собой катушку с большим числом витков тонкой проволоки. При включении кнопки «Ход» по
катушке |
соленоида |
|
||||
проходит |
ток и созда |
|
||||
емся |
магнитное |
|
поле, |
|
||
втягивающее |
|
сердеч |
|
|||
ник катушки, включаю |
|
|||||
щий |
рубильник |
А, и |
|
|||
электродвигатель начи |
|
|||||
нает |
работать. |
Нажа |
|
|||
тием кнопки «Стоп» |
|
|||||
прекращается |
|
подача |
|
|||
тока |
в соленоид, |
сер |
|
|||
дечник пружиной |
воз |
|
||||
вращается |
в |
исходное |
Рис. 106. Схема контакторного управле |
|||
положение, |
и |
рубиль- |
ния |
153!
пик отключается, |
при этом электродвигатель |
останавливается. |
М а г н и т н ы е |
п у с к а т е л и представляют |
собой комплект |
контакторных аппаратов, объединенных вместе, и предназначают ся для пуска, переключения и остановки электродвигателя.
Магнитные пускатели исключают возможность самопроизволь ного включения электродвигателя, так как при прекращении пода чи тока в сеть сердечник катушки под действием пружины отклю чает рубильник и для включения электродвигателя требуется вто ричное нажатие кнопки «Ход».
Магнитные пускатели допускают значительно большее число включений в час (120—500), чем аппараты ручного включения
(20—30 включений в час).
Защитная аппаратура. Для предупреждения перегрузок станка, которые могут привести к поломке узлов или деталей станка или к сгоранию обмотки статора электродвигателя, применяют плавкие предохранители. При увеличении потребляемого тока сверх допус тимых пределов токопроводящая проволока предохранителя рас плавляется и прерывает цепь, питающую электродвигатель.
Недостатком такого способа защиты является отсутствие авто матического восстановления прерванной электрической 'цепи. По этому для этой же цепи применяют тепловые реле, которые выклю чив электродвигатель при перегрузке, автоматически включают его, когда перегрузка прекращается.
С и г н а л ь н о - б л о к и р о в о ч н ы е у с т р о й с т в а к п л о с к о ш л и ф о в а л ь н ы м с т а н к а м . При работе на электромаг нитных плитах необходимо предусматривать возможность отклю чения тока в цепи закрепления детали, что могло бы привести к выбрасыванию обрабатываемой детали и соответственно травма тизму рабочих. Поэтому нужно предусматривать автоматическое отключение двигателя шпинделя станка при отключении напряже ния (аварии) на плите электромагнита.
На рис. 107 показана схема устройства, предложенного А. П. По ляковым. При включении рубильника 6 ток из сети переменного тока (цепи переменного тока показаны сплошными линиями) на пряжением 220 в по проводам 11 поступает в электродвигатель 12, вращающий генератор 7 постоянного тока. Из генератора постоян ный ток (цепи постоянного тока обозначены на схеме пунктиром) идет в катушку реле 8, чтобы якорь переместился направо и замк нул контакты. При этом переменный ток по проводам И пойдет в катушку магнитного пускателя 9, благодаря чему якорь замкнет контакты сетей постоянного и переменного тока. Постоянный ток пойдет к электромагнитной плите 1, а переменный — по проводам 13 в катушку магнитного пускателя 2, чтобы замкнулись контакты и переменный ток направился в электродвигатель 14 шпинделя стан ка 3. Для включения электромагнитной плиты 1 и электродвигате ля 14 необходимо, кроме того, включение рубильника 4. При разъ единенном рубильнике 4 даже нажатие на кнопку включения 15 магнитного пускателя 2, электродвигатель 14 не включит, ибо цепь тока окажется разомкнутой. При внезапном исчезновении на
154
пряжения в сети электродвигатель 12 и генератор постоянного то ка 7 перестанут работать, ток не пойдет в катушки реле 8 и магнит ного пускателя 9. Цепи постоянного и переменного тока окажутся прерванными, а электромагнитная плита 1 и электродвигатель 14 — выключенными. При таком или другом аварийном отключении элек тродвигателя 14 шлифовальный круг еще некоторое время вращает ся по инерции и старается сдвинуть (оторвать) деталь от электро-
Рис. 107. Схема сигнально-блокировочного устройства к плоско шлифовальному станку
магнитной плиты. Чтобы электромагнитная плита продолжала удер живать деталь, в схеме предусмотрено питание плиты от аккумуля торной батареи 10. Аккумуляторная батарея 10 включается в цепь замыканием контактов при перемещении вправо якоря катушки маг нитного пускателя 9. При этом ток от батареи пойдет по прово дам 16 и 17 в плиту 1 и сигнальную лампу 5. Зажженная лампа 5 свидетельствует о срабатывании автоблокировки и указывает о не обходимости отключения батареи при остановке шпинделя, чтобы не расходовать заряд батареи без надобности.
Таким образом, включение шпинделя может осуществляться только после включения электромагнитной плиты, а выключение шпинделя не приводит к отключению магнитной плиты.
§ 16. ПОНЯТИЕ О ПРИЕМКЕ И ПРОВЕРКЕ ПЛОСКОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКОВ
Изготовленный станок, а также станок, прошедший капиталь ный ремонт, подвергаются испытаниями в соответствии с государ ственными стандартами (ГОСТ 8—71; ГОСТ 14—62; ГОСТ 27—71;
ГОСТ 273—67, ГОСТ 9735—65).
155
При испытаниях проверяют:
качество изготовления деталей и узлов станка и сборку станка; электро-, гидро- и пневмооборудование; системы смазки и охлаждения; работу станка на холостом ходу; работу станка под нагрузкой;
геометрическую точность станка, чистоту и точность обработки детали;
жесткость станка.
Перед проверкой станок устанавливают на фундаменте по уров ню. Допускаемые отклонения от горизонтали для станков нормаль ной точности до 0,02 мм на 1000 мм длины. При проверке станка на точность используют мерные плитки, индикаторы, контрольные линейки, оправки, угольники.
При испытании на холостом ходу проверяют плоскостность сто ла и прямолинейность его движения, перекосы стола в продольном и поперечном направлениях, радиальное и осевое биение шпинделя, параллельность оси шпинделя к поперечному перемещению сто ла, пёрпендикулярность перемещения шлифовальной бабки к про дольному перемещению стола, точность подачи на одно деление лимба.
Плоскошлифовальные станки нормальной точности должны от вечать следующим требованиям:
плоскостность рабочей поверхности (зеркала) стола должна быть выдержана в пределах 0,012—0,02 мм на длине 1000 мм (толь ко в сторону вогнутости), для станков повышенной точности 0,01 мм на длине 1000 мм;
параллельность рабочей поверхности стола направлению его продольного или кругового перемещения по направляющим стани ны должна быть 0,02 мм на длине 1000 мм;
параллельность рабочей поверхности стола направлению его по перечного перемещения или направлению поперечной подачи шли фовальной бабки при различных положениях ее по высоте в преде лах 0,005—0,1 мм на всей ширине стола (для станков, работающих периферией круга);
перпендикулярность или параллельность оси шпинделя рабочей поверхности стола должны быть в пределах 0,01—0,015 мм на дли не 300 мм;
осевое биение шпинделя должно колебаться от 0,01 до 0,015 мм; радиальное биение шпинделя допустимо в пределах 0,01 —
0,015 мм.
При испытании станка в работе определяют точность и шерохо ватость обработки образца после чистового шлифования.
При испытании на жесткость проверяют отклонения стола и шпинделя станка под действием нагрузки.
Для проверки плоскостности поверхности стола (рис. 108, а) на его рабочую поверхность устанавливают две мерные плитки оди наковой высоты и на них укладывают контрольную линейку. К верхней грани линейки подводят измерительный штифт индика
156
тора, установленного на столе, и перемещают его вдоль линеики. Для станков с шириной обрабатываемой на станке детали до 125 мм
допускается отклонение стрелки |
индикатора до 0,003 |
мм и только |
||||||||||||
в сторону вогнутости стола. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Для проверки параллельно |
|
|
|
|
|
|||||||||
сти оси |
|
шпинделя |
направле |
|
|
|
|
|
||||||
нию поперечного |
перемещения |
|
|
|
|
|
||||||||
стола (рис. 108, б) на |
рабочей |
Г |
|
|
|
D |
||||||||
поверхности стола |
устанавли |
|
|
|
1 |
|||||||||
вают индикатор так, чтобы из |
|
|
|
|
Иі |
|||||||||
мерительным |
шрифтом он ка |
і/ / / / / |
\ |
\ |
\ |
|||||||||
сался верхней поверхности оп |
|
а ) |
|
|
||||||||||
равки, укрепленной на шпинде |
|
|
|
|||||||||||
ле. Стол перемещают в попереч |
|
|
|
|
|
|||||||||
ном направлении на всю |
дли |
|
|
|
|
|
||||||||
ну хода и в двух |
|
крайних |
и |
|
|
|
|
|
||||||
среднем |
|
положении |
произво |
|
|
|
|
|
||||||
дят отсчет показаний |
стрелки |
|
|
|
|
|
||||||||
индикатора. Затем поворачи |
|
|
|
|
|
|||||||||
вают |
шпиндель на |
180° и |
по |
|
|
|
|
|
||||||
вторяют |
|
измерение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Погрешность |
определяется |
|
|
|
|
|
||||||||
как |
среднее |
арифметическое |
|
|
|
|
|
|||||||
значение |
|
результатов |
замеров |
|
|
|
|
|
||||||
и должна |
быть |
не |
более |
|
|
|
|
|
||||||
0,003 |
мм для |
станков |
с |
наи |
|
|
|
|
|
|||||
большей |
|
шириной |
обрабаты |
|
|
|
|
|
||||||
ваемой |
детали до |
125 мм при |
|
|
|
|
|
|||||||
длине |
перемещения |
|
стола |
в |
|
|
|
|
|
|||||
поперечном |
направлении |
на |
|
|
|
|
|
|||||||
100 мм и не более 0,005 мм для |
|
|
|
|
|
|||||||||
детали шириной свыше 125 мм |
|
|
|
|
|
|||||||||
при перемещении |
стола в по |
|
|
|
|
|
||||||||
перечном |
направлении |
|
на |
|
|
б) |
|
|
||||||
150 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Паспорт станка. Паспорт — |
Рис. 108. Контроль |
геометрической точ |
||||||||||||
это основной |
технический |
до |
|
ности станка: |
||||||||||
кумент, |
содержащий |
данные, |
а — проверка |
плоскостности, |
б — проверка па |
|||||||||
характеризующие |
|
станок, |
ре |
раллельности оси шпинделя направлению по |
||||||||||
|
перечного перемещения стола |
|||||||||||||
комендации по установке его и |
|
|
|
|
|
|||||||||
уходу за ним. |
В паспорте ука |
|
|
|
|
|
зывают основные размеры станка, скорости шпинделя и стола, ве личины подач, величину наибольшего допустимого крутящего мо мента на шпинделе и мощности. В нем содержатся сведения об основных принадлежностях и приспособлениях к станку, о приводе, гидравлических механизмах, схеме управления станком, об устра нении дефектов при работе, приводятся электро- и гидросхемы, кинематическая схема, спецификация подшипников, зубчатых ко лес, электродвигателей, золотников, клапанов и других устройств.
157
Паспорт используется цеховым технологом как документ для назначения режимов обработки, подбора приспособлений, плани ровки размещения станка в цехе. Паспорт необходим также меха нику и энергетику как руководство по эксплуатации и ремонту стан ка; в него вносят данные о проведенных ремонтах и модернизации.
При работе станка могут возникнуть различные неисправности, которые может устранить сам рабочий или сообщить о них слесарюремонтнику. Например, в шлифовальной бабке может произойти пе регрев подшипников, от чего возникает вибрация шпинделя. В ра боте стола часто возникают неисправности, связанные с дефектами гидравлической системы. В системе смазки может прекратиться по дача масла к направляющим станка. В работе системы охлажде ния может полностью или частично прекратиться подача эмульсии из-за неисправности насоса. Указания о методах исправлениях де фектов приводят в паспорте.
§ 17. УХОД ЗА СТАНКОМ
Точность работы станка, его производителньость, а также срок службы зависят от правильного ухода за ним.
Плоскошлифовальные станки работают в тяжелых условиях, особенно когда шлифование производят всухую, без охлаждения. Чрезвычайно важно, чтобы шлифовщик содержал станок в чистоте, тщательно следил за смазкой шпинделя, стола, за исправностью гидравлической системы.
До начала работы необходимо вытереть смазку со стола и дру гих не покрытых защитной краской частей станка.
Для обеспечения безопасности в работе все ограждения и кожу хи должны быть прочными и надежно закреплены на станке.
Станок необходимо смазывать согласно инструкции по обслужи ванию смазочной системы.
По маслоуказателям необходимо контролировать наличие в ре зервуаре масла или смазочной смеси, заливать масло во все мас ленки и смазочные отверстия.
Во время работы нужно следить за температурой подшипников шпинделя шлифовальной бабки. Нагрев подшипников не должен превышать 50—60°С. Причиной цагрева может быть излишняя за тяжка подшипников, недостаточная их смазка или неправильно выбранный режим шлифования.
Не допускается вибрация в узлах станка. Причиной вибрации может быть плохая балансировка шлифовального круга, увеличен ный зазор в подшипниках шлифовального шпинделя, неисправ ность ременной передачи.
Регулярно, раз в два-три месяца нужно производить генераль ную чистку станка и проверять систему охлаждения. Если охлаж дающая жидкость вызывает ржавление станка или деталей, то в нее следует ввести нитрит натрия, кальцинированную соду, тринатрийфосфат или сменить жидкость. Жидкость сменяют также в том слу чае, если она начинает неприятно пахнуть или раздражает руки ра бочего. Во избежание коррозии охлаждающая жидкость, находя
158