ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
ский уход за оборудованием, устраняют поломки и различные де фекты в станках, производят предусмотренные планово-предупре дительной системой ремонты. Кроме слесареи-ремонтников, рабочее место станочника обслуживает дежурный электромонтер. Важней шим условием бесперебойной работы станка является своевремен ный технический уход за ним — своевременная смазка, устранение мелких неисправностей и очистка станка от загрязнений.
Станочник должен выполнять следующие основные правила по
уходу за станком:
1) перед пуском станка проверять его исправность, тщательно очищать от загрязнений, проверять исправность смазочно-охлаж
дающей системы; 2) в процессе работы следить за поступлением смазки из сма
зочных устройств, своевременно заполнять смазочные устройства смазкой;
3) направляющие, горизонтальные винты, валики и другие от крытые трущиеся части смазывать тонким слоем индустриального масла марки 30, а вертикальные валики и винты — консистентной смазкой (густой) УС. Открытые зубчатые передачи смазывать ин дустриальным маслом 30, а малодоступные — консистентной смаз кой;
4)подшипники с кольцевой смазкой заливать индустриальным маслом 20 до уровня контрольной пробки;
5)масляные ванны заливать маслом согласно схемы смазки,
указанной в паспорте станка (на 15—20 мм ниже валиков, прохо дящих через стенки коробки);
6) грязь и отработанную смазку удалять не реже одного раза в неделю. Полную замену масла нужно производить не реже одно го раза в три месяца, а в быстроходных шлифовальных станках — один раз в месяц. Раз в три месяца масляные ванны следует очи щать от загрязненного масла, промывать керосином, протирать и просушивать;
7)очищать и промывать охлаждающую систему с полной заме ной охлаждающей жидкости не реже двух раз в месяц;
8)по окончании .работы станочник обязан очистить станок и ра бочее место от загрязнений.
Внастоящее время на большинстве предприятий основные про изводственные цехи работают в две смены. Ремонтные и другие вспомогательные цехи (например, котельная) часто работают в три смены. В смену работают по 7 ч, а в предвыходные и предпразднич ные дни — по 6 ч, при одном выходном дне в неделю. При двух вы ходных днях работают в среднем по 8 ч и 12 мин в смену, чтобы ра бочая неделя составляла 41ч.
На ряде предприятий в смену работают по 8 ч или несколько меньше. При этом недорабатываемые ежедневно несколько минут восполняют за счет работы в субботний день. Таких суббот может быть одна или две в месяц.
Для выполнения определенного задания рабочий получает наряд от нарядчика, а нарядчик получает инструкции от мастера. В каж
276
дом наряде указывается характер работы, норма, расценки, фами лия рабочего.
Если характер работы не изменяется определенное время (в се рийном производстве), наряд может быть выписан на всю партию обрабатываемых деталей. Иногда применяется система маршрут ных карт, в которых указаны все операции, необходимые для изго товления детали. После приемки детали на каждой операции де лается отметка о количестве годных и забракованных деталей. Од новременно вносится запись в сменный рапорт, который служит ос нованием для начисления зарплаты.
В массовом производстве обычно выдают пятидневные наряды на всю работу, планируемую на одно рабочее место, либо учитыва ют работу в сменных рапортах или в ведомостях о выработке.
На внеплановую работу оформляется особый наряд. Этот наряд, кроме мастера, подписывает лицо, отвечающее за выполнение за данной работы.
Кроме наряда на работу, рабочий получает операционную или маршрутную карту. В операционной карте приводятся все дан ные, относящиеся к обработке детали: последовательность устано вок, переходов и проходов с указанием режима обработки. В ней приводятся данные о режущем и мерительном инструменте, о при способлении, о норме времени на все элементы работ и на всю ра боту в целом, а также норма выработки в час или смену.
Выполненная работа предъявляется контролеру отдела техниче ского контроля (ОТК). Контролер проставляет в наряде количест во годных и бракованных деталей, указывая, если имеется брак, конкретного виновника его. На бракованные детали составляется документ, называемый извещением о браке. После этого наряд подписывает мастер цеха и передает в бухгалтерию для оплаты.
Для повышения производительности труда при шлифовании применяют: скоростное шлифование, одновременное шлифование нескольких поверхностей одной детали, одновременное шлифование нескольких деталей, высококачественные смазочно-охлаждающие жидкости и совершенные способы их подвода (распыливакием, по дачей через, поры круга и др.); средства активного контроля, и ав топодналадки станка; приспособления, позволяющие выполнять быстрый зажим и разжим детали на станке, автоматизацию подач шлифовального круга и всего цикла обработки.
Использование технических усовершенствований позволяет шли- фовщикам-новаторам повышать производительность труда и доби ваться отличного качества продукции. Для овладевания мастерст вом шлифовщика нужно непрестанно повышать свою квалифика цию, знакомиться с передовыми методами труда, принимать: уча стие в соцсоревновании.
§ 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Техническое нормирование устанавливает норму времени, т. е. время, потребное для выполнения заданной операции в определен ных производственных условиях.
277
По норме времени на операцию подсчитывают затраты времени на всю программу выпуска деталей, определяют необходимое чис ло рабочих, станков, количество электроэнергии, устанавливают по
требности в шлифовальных кругах и т. д.
В соответствии с нормами времени составляется производствен ный план участка, цеха, завода в целом. В зависимости от затрат времени производится оплата труда рабочих. Время, затрачивае мое на операцию, характеризует производительность труда. Чем меньше времени тратится на одну операцию, тем больше деталей будет обработано за час или смену, т. е. тем выше производитель
ность труда.
Под нормой выработки понимают то количество операций (объ ем работы), которое может выполнять рабочий в единицу времени
(в смену, в час). Зная продолжительность смены |
(420 мин, при |
|
7-часовом рабочем дне или 480 мин, при |
8-часовом |
рабочем дне) |
и норму времени на одну операцию (Т), |
определяют норму выра |
|
ботки (420 : Т или 480 : Т ). |
|
|
Норма времени не является постоянной величиной, так как с по вышением производительности труда норма времени снижается и увеличивается норма выработки.
При определении нормы предусматривается наилучшая органи зация труда и обслуживания рабочего места, т. е. в норму не долж ны входить потери времени из-за организационных неполадок по обслуживанию рабочего места.
Квалификация рабочего должна соответствовать выполняемой работе; станочник не должен выполнять таких работ, которые обя заны производить вспомогательные рабочие.
В норму не должны входить также потери времени на исправле ние брака или изготовление деталей, взамен забракованных.
При расчете нормы времени должны учитываться действитель ные режимы резания на данной операции, нормальные припуски на обработку, применение определенного инструмента и приспособ ления.
Техническая норма времени на операцию состоит из двух основ ных частей: нормы штучного времени и нормы подготовительно-за ключительного времени.
Под нормой штучного времени понимают время, затрачиваемое на обработку детали на станке.
Под нормой подготовительно-заключительного времени понима ют время, которое затрачивается на ознакомление с чертежом или операционным эскизом и технологическим процессом выполнения операции, на наладку станка, установку и снятие инструментов (шлифовальных кругов, например, для обработки партии деталей из определенного материала) и приспособлений, а также на выпол нение всех приемов, связанных с окончанием заданной работы — сдачу готовой продукции контролеру, сдачу инструмента в инстру
ментальную кладовую и т. д. |
один |
Подготовительно-заключительное время затрачивается, |
|
раз для всей партии одновременно обрабатываемых деталей. |
В мас |
278
совом производстве на станках выполняются одни и те же опера ции. Поэтому рабочий не должен менять приспособление, инстру менты, знакомиться с чертежами и технологическими картами на изготовление детали многократно. Он это делает один раз перед вы полнением данной операции.
Следовательно, в массовом производстве подготовительно-за ключительное время в состав технической нормы не включается. Время обработки партии деталей в серийном производстве опреде ляют по формуле
Т парт = Т Ш1Л -)- Т п3,
где Тпарт — норма времени на партию, мин; 7шт — штучное время, мин;
п — число деталей в партии, шт.; Тпз — подготовительно-заключительное время, мин.
Из этой формулы можно определить время на изготовление од ной детали, если разделить правую и левую части на число деталей в партии
'Р |
__ гр і_ 7іЗ |
•* штк |
■* шт *“Г п » |
где 7ШТ„ — норма штучно-калькуляционного времени, т. е. времени на операцию с учетом подготовительно-заключительного времени. Значение Гпз можно взять в справочниках нормировщика.
Из формулы видно, что чем большая партия деталей обрабаты
вается на станке, тем дробь |
—1— меньше и, следовательно, мень |
||
ше ГщтК- |
П |
|
|
В норму штучного времени входят следующие величины: |
|||
т шт — Т 0+ |
Т в -]-Т обсл+ т от, |
||
где 70 — основное (технологическое) |
время, мин; |
||
Тв — вспомогательное время, мин; |
|||
Тобсл — время обслуживания рабочего места, мин; |
|||
Тот— время перерывов |
на |
отдых |
и естественные надобно |
сти, мин. |
|
временем Т0 называют время, в те |
|
Основным (технологическим) |
чение которого изменяется форма и размеры обрабатываемой де тали.
Основное время может быть:
а) машинным, если форму и размеры детали изменяют на стан ке без непосредственного физического воздействия рабочего, напри мер шлифование на станке с автоматической подачей стола;
б) машинно-ручным, если форму и размеры изменяют на станке при непосредственном участии рабочего, например шлифование на
станке с ручной подачей стола; в) ручным, если форму и размеры детали изменяют рабочие,
вручную, например слесарные работы — шабрение, опиливание по
верхности и т. д.
Для определения основного — машинного времени при перифе рийном шлифовании на станках с прямолинейно движущимся сто лом пользуются формулой
279
тм |
( L + y ) Bp • h ■К MUH, |
|
1000 • ѵл • s • st • z |
где Гм — машинное время шлифования одной детали, мин\
L — длина шлифования, равная длине расположения деталей на столе с учетом просветов между деталями, мм;
у— перебег стола в обе стороны, у = 204-30 мм; Вр — расчетная ширина шлифования, равная ширине располо
жения деталей на столе с учетом просветов, врезания,
. перебегов и ширины круга, мм;
h |
— припуск на сторону, мм; |
ѵд— скорость движения стола (детали), м/мин; |
|
s |
— подача на ширину шлифования, мм/ход стола; |
st — подача на глубину шлифования, мм/ход стола;
z — число деталей, одновременно устанавливаемых на столе; К — коэффициент, учитывающий выхаживание и износ круга.
Точность шлифования, мм |
Значение коэффи- |
|
^ |
’ |
циента, К |
До 0,10 |
|
1,00 |
0,10—0,07 |
|
1,07 |
0,07—0,05 |
|
1,20 |
0,05—0,03 |
|
1,44 |
0,03—0,01 |
|
1,70 |
Расчетнаая ширина шлифования определяется по формуле
Вр - £ЯД-)- Н -{- 5, мм,
где 5 Д— ширина каждой из шлифуемых деталей и просветов, мм; Я — ширина круга, мм.
При периферийном шлифовании на станках с вращающимся сто
лом машинное время |
|
LhK |
|
|
|
|
|
Т М |
мин, |
|
|
|
|
|
ncs tsz |
|
|
где |
L — длина хода стола или круга |
в направлении |
радиуса сто |
||
|
ла, мм; |
|
|
|
|
|
«С — число оборотов стола в минуту; |
|
|||
|
s — поперечная подача, мм/ход; |
|
|
||
|
z — число деталей, одновременно устанавливаемых на столе. |
||||
|
Длину хода L определяют по формуле |
|
|||
|
L = £)д -)-•// + |
10 мм, |
|
||
где |
Яд — диаметр детали или ширина части стола, |
загруженной |
|||
|
деталями, мм; |
|
|
|
|
|
Н — ширина круга, мм; |
|
|
|
|
10 мм — величина врезания и перебега. |
|
||||
|
При торцевом шлифовании на станках с прямоугольно движу |
||||
щимся столом машинное время |
LhK |
|
|
||
|
Т м |
|
мин, |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
1000 • Уд • st • г |
|
длина шлифования
280