ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА 197 _ г.
А. Поступления от госу дарственных и коопе ративных организаций Заработная плата Доходы рабочих и служащих, кроме за работной платы Денежные доходы от колхозов Поступления от прода
жи продуктов сель ского хозяйства госу дарству и кооперации Пенсии и пособия Стипендии Поступления из фи нансовой системы Прочие поступления Деньги, полученные по переводам и аккреди тивам
Б. Поступления от обме на товарами и услу гами между группа ми населения Выручка от продажи продукции сельского хозяйства Выручка от продажи услуг
Всего денежных доходов населения Превышение расходов* над доходами
А. Расходы, производимые через государственные и кооперативные организа ции Покупки товаров:
а) в государственной и кооперативной тор говле
б) у потребительской ко
|
операции |
|
по |
ценам |
в) |
местных |
рынков |
||
у колхозов |
и |
другие |
||
Оплата услуг |
||||
расходы |
|
платежи и |
||
Обязательные |
||||
добровольные |
взносы |
|||
Сбережения |
во |
вкладах |
||
и |
государственных зай |
мах
Деньги, отосланные по переводам и внесенные на аккредитивы
Б. Расходы на оплату това ров и услуг в порядке обмена между группами населения
Расходы на покупку сельскохозяйственных продуктов
Расходы на покупку услуг
Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами
Баланс |
Баланс |
Нужно иметь в виду, что в балансе отражаются не начисленные, а фактически выплаченные в данном году доходы.
Доходы населения от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную от продажи сельскохозяйственных продуктов в порядке государственных закупок, торговым предприя тиям и предприятиям общественного питания (кроме государст венных закупок), потребительской кооперации, предприятиям, уч реждениям и организациям на колхозном рынке, а также от про дажи скота колхозам и совхозам.
По статье «Пенсии и пособия» учитываются все полученные на селением денежные пенсии и пособия из государственного бюдже та, бюджета государственного социального страхования, централи зованного союзного фонда социального обеспечения и социального страхования колхозников, от профсоюзов, а также непосредственно от колхозов.
Доходы за счет стипендиального фонда формируются из стипен дий учащимся, выплачиваемых как из государственного бюджета, так и за счет средств предприятий, колхозов, кооперативных и об щественных организаций.
Выплаты населению из финансовой системы состоят из возме щений по государственному страхованию, ссуд банков на индиви дуальное жилищное строительство, устройство переселенцев, хо зяйственное обзаведение, ремонт домов и другие цели, процентов по вкладам в сберегательных кассах и Госбанке, а также выигры шей по государственным займам и лотереям. В эту статью включа ется также прирост задолженности населения за товары, купленные в государственной и кооперативной торговле в кредит.
Поскольку проданные населению товары с рассрочкой платежа
по действующему порядку учета включаются в объем |
розничного |
товарооборота в момент отпуска товара полностью по |
розничной |
цене, то часть стоимости, оформленная в кредит, отражается в ба лансе как доход населения.
Всоставе «Прочие поступления» учитывают выручку от прода жи утильсырья, металлолома и другие выплаты населению в связи
соказанием различного рода хозяйственных услуг предприятиям, учреждениям и организациям.
Врасходной части баланса основной статьей являются покупки
населением товаров в государственной и кооперативной торговле, у потребительской кооперации по ценам местных рынков и непос редственно у колхозов. Подавляющая доля покупок товаров при ходится на государственную и кооперативную розничную торговлю. Объем этих покупок определяется путем исключения из общего объема розничного товарооборота мелкооптовой продажи товаров предприятиям, организациям, учреждениям и колхозам.
По статье «Оплата услуг и другие расходы» учитываются затра ты населения на квартирную плату и коммунальные платежи, опла ту бытовых услуг, взносы в детские учреждения, оплату путевок в санатории, дома отдыха, туристические базы. Сюда же относятся расходы населения на оплату услуг транспорта, зрелищных пред
71
приятии и связи. Обязательные платежи и добровольные взносы включают налоги и сборы, взносы в обшественпые и кооперативные организации, взносы в жилищно-строительную кооперацию, лоте реи, проценты, уплачиваемые торговым организациям за пользо вание товарным кредитом.
К сбережениям относятся прирост вкладов населения в сбере гательных кассах и Госбанке и реализация облигаций свободно обращающегося 3-процентного выигрышного займа. В сумму при роста вкладов включаются также проценты, начисленные на оста
ток вкладов за данный год. |
|
' ! f |
|
По разделу «Б» баланса доходы и |
расходы показываются |
в |
|
равновеликих суммах, поскольку |
они, |
не увеличивая доходов |
и |
расходов населения в целом, отражают только их перемещение от одних групп населения к другим. Например, продажа сельскохо зяйственных продуктов на колхозном внедеревенском рынке озна чает соответствующее увеличение денежных доходов крестьян и
одновременно, в таких же размерах, увеличение расходов |
рабочих, |
и служащих. Наоборот, выручка рабочих и служащих от |
реализа |
ции услуг и продажи вещей крестьянам увеличивает доходы ра бочих и служащих за счет крестьян.
Таким образом, доходы и расходы населения, учтенные в разделе «Б» баланса, не влияют на величину результативного пока зателя-превышения расходов населения над их доходами или до ходов над расходами, непосредственно связанного с соотношением денежных доходов и расходов населения по разделу «А» баланса и определяемого из соотношения кассовых поступлений и расхо дов Госбанка.
§ 2. Первоочередной задачей статистического анализа баланса денежных доходов и расходов населения является определение то го, насколько рост денежных доходов соответствует расчетам пла на, и, если обнаружены существенные отклонения, исследовать их основные причины.
При анализе доходов населения, полученных в виде заработной платы, необходимо выяснить, насколько темпы роста средней зара ботной платы и численности рабочих и служащих соответствуют принятым в расчетах народнохозяйственного плана. При установ лении значительных отклонений, приведших к превышению плано вого фонда заработной платы, необходимо установить их размеры, сопоставив фактические показатели с принятыми в плане соотноше ниями между ростом объема производства, численностью работаю щих, производительностью труда и средней заработной платой.
Для этого, во-первых, следует исчислить, исходя из плановых и отчетных показателей, в каких размерах прирост объема произ водства (например, валовой продукции промышленности) обеспе чен за счет роста производительности труда и численности рабо чих и служащих.
Прирост продукции за счет повышения производительности труда может быть определен на основе обычного расчета:
72
1 -
/ пр оиэв .
где 1 вал. прод— индекс валовой продукции; |
|
|
|
Ліроизв. труда — индекс производительности труда. |
|
||
Так, Директивами XXIV съезда КПСС |
по пятплетнему плану |
||
развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. рост |
про |
||
изводительности |
труда в промышленности |
определен в 36—40% |
|
при увеличении |
производства промышленной продукции на |
42 — |
46%. По приведенной выше формуле вычисляем, что за счет роста производительности труда за годы пятилетки должно быть получе-
по около 90% прироста валовой продукции
Сравнение планового показателя с фактическим, исчисленным таким образом, может быть положено в основу оценки размеров превышения или экономии в расходах на оплату труда. Если, на пример, расчетом, произведенным на основании указанной форму лы, установлено, что прирост продукции промышленности за счет роста производительности труда по плану предусматривался в 75% 1 а фактически составил 70%, то при росте валовой продукции
в отчетном периоде в сравнении с базисным, например, на 8%, рост численности работающих превысит плановые расчеты на
0,4% [8%X (100—70) — (100—75)].
Исходя из этих расчетов и данных о базисной численности ра бочих и служащих и среднемесячной заработной плате отчетного периода, можно определить экономически не обоснованный рост фонда заработной платы или его экономию.
Во-вторых, следует сопоставить рост производительности тру да и средней заработной платы. Статистический анализ этого со отношения строится на предпосылке, что темпы роста производи тельности труда должны опережать темпы роста средней заработ ной платы. В этом опережении заключается источник снижения се бестоимости продукции и роста чистого дохода предприятий и от ражается соответствие структуры произведенного валового про дукта по стоимости и по материально-вещественному составу, т. е. обеспеченность платежеспособного спроса населения необхо димыми товарными ресурсами.
В целях обеспечения правильных соотношений между ростом средней заработной платы и производительности труда в практи ке формирования фондов материального поощрения установлено, что в случаях, когда рост средней заработной платы на предприя тиях опережает рост производительности труда, соответствующая часть фонда материального поощрения должна зачисляться в ре зерв предприятия для использования в следующем году на стиму лирование дальнейшего роста производительности труда и повы шение эффективности производства или направляться в текущем
73