Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

состав Государственного бюджета СССР, кроме союзного бюдже­ та, входили бюджеты РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. В 1923 г. впервые был составлен Государственный бюджет Закавказской Советской Федеративной Социалистической Респуб­ лики, который в состав Государственного бюджета СССР вошел с

1924/25 г.

Основными доходами государственного бюджета вплоть до 1930 г. являлись налоговые поступления и, в частности, промысловый и подоходный налоги, акцизы и сельскохозяйственный налог, а из не­ налоговых источников — поступления от промышленных предприя­ тий, транспорта и связи, лесного и коммунального хозяйства. В 1930 г. в результате налоговой реформы 53 различных платежа государственных и кооперативных предприятий были объединены в налоге с оборота. Некоторые поступления от государственных предприятий были объединены с отчислениями от прибыли пред­ приятий и хозяйственных организаций.

До 1932 г. доходы и расходы железнодорожного транспорта включались в бюджет в валовых суммах. Постановлением Совнар­ кома СССР от 29 мая 1932 г. о введении хозяйственного расчета на транспорте этот порядок был изменен. В государственный бюд­ жет стала поступать не вся валовая выручка, а лишь часть ее, ос­ тающаяся после вычета всех эксплуатационных расходов. В марта 1934 г. Совет Труда и Обороны установил, что в Государственный бюджет СССР вносится 50% той части дохода, которая остается за вычетом из валовой суммы доходов эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта.

Начиная с 1938 г. в состав Государственного бюджета СССР

включаются бюджет государственного социального страхования и местные бюджеты союзных республик. До 1938 г. через Государ­ ственный бюджет СССР проходила лишь часть средств государст­ венного социального страхования, направляемая на здравоохране­ ние и просвещение. Местные бюджеты до 1938 г. в состав Государ­ ственного бюджета СССР не входили и утверждались отдельно от него.

Вышесказанное подтверждает необходимость при построении рядов динамики строго соблюдать сравнимость показателей по го­ дам в связи с изменением системы управления, а также методоло­ гии планирования. Об этом следует помнить и при использовании данных, опубликованных ранее, а также архивных материалов о доходах и расходах государственного бюджета, бюджетов союзных республик.

В настоящее время в статистических сборниках, а также в дру­ гих публикациях приводятся данные, характеризующие динамику доходов и расходов Государственного бюджета СССР в их сопос­ тавимом виде. При анализе этих данных, однако, следует иметь в виду, что все показатели о доходах и расходах Государственного бюджета СССР приводятся в валюте соответствующих лет, а с 1940 г., кроме того, в пересчете на новый масштаб-цен, ,т. е.„пр соотношению: 10 руб. старых денег равны 1 ру|э. новых денег., ч2

2. Заказ 6522


Помещенная ниже таблица характеризует динамику доходов и расходов Государственного бюджета СССР за две пятилетки.

Т а б л и ц а 1.4

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР (млрд, руб.)

 

I960 г.

1965 г.

1970 г.

Доходы ...................................................................................

77,1

102,3

156,7

Расходы ...................................................................................

73,1

101,6

154,6

Превышение доходов над расходам и.........................

4,0

0,7

2,1

§ 4. Очень важно знать, как определяется объем Государствен­ ного бюджета СССР. В отчетах об исполнении Государственного бюджета СССР объемы доходов и расходов союзного бюджета и государственных бюджетов союзных республик показываются с учетом средств, полученных и переданных в порядке взаимных рас­ четов, т. е. в доходы бюджетов включаются средства полученные, а в расходы — средства переданные.

Таким образом, если сложить доходы и расходы союзного бюд­ жета и бюджетов союзных республик, то полученная сумма дохо­ дов и расходов будет выше действительных доходов и расходов Государственного бюджета СССР.

В этом легко убедиться, если обратиться к данным об исполне­ нии Государственного бюджета СССР за какой-либо год. Для при­

мера возьмем данные за 1970

г. (млн. руб.)..

 

Т а б л и ц а 1.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы

 

 

Расходы

 

 

 

 

в том числе

 

в том числе

 

 

 

всего

средства,

по­

всего

средства, пе­

 

 

 

лученные

ПО

реданные по

 

 

 

 

взаимным

 

взаимным

 

 

 

 

расчетам

 

расчетам

Государственный бюджет СССР

156 703

 

154 600

а)

союзный б ю д ж ет

.....................бюджеты

90020

2767

 

89637

9016

б)

государственные

78 466

9 016

 

76746

2 767

 

союзных республик . . . .

 

 

а + б ...............................................

 

168 486

 

166 383

Из таблицы видно, что суммы доходов и расходов союзного бюджета и бюджетов союзных республик оказались больше дейст­ вительных доходов и расходов Государственного бюджета СССР

на 11 783 млн. руб. Это объясняется тем, что из союзного бюджета в ходе исполнения было передано государственным бюджетам со­ юзных республик 9016 млн. руб., а из бюджетов союзных респуб­ лик в свою очередь было передано союзному бюджету 2767 млн.

18


руб. Эти суммы не увеличивают действительных доходов и расхо­ дов Государственного бюджета СССР, поскольку являются внут­ ренними оборотами.

§ 5. Одной из существенных задач статистики государственного бюджета является сбор и разработка показателей, характеризую­ щих сеть, штаты и контингенты бюджетных учреждений. Круг этих показателей довольно широк. Так, по просвещению — это количе­ ство школ, классов, число учащихся, педагогических ставок, фонд заработной платы учителей, число административно-обслуживаю­ щего и учебно-вспомогательного штатного персонала и фонд за­ работной платы; в техникумах, училищах и школах по подготовке кадров средней квалификации—количество групп, число учащихся, прием, выпуск и отсев учащихся и т. д.; по здравоохранению — ко­ личество больниц, число коек, число врачей и среднего медицин­ ского персонала, фонд заработной платы; по сельскому хозяйству — количество станций по борьбе с болезнями животных, ветери­ нарных лечебниц, участков, пунктов, лабораторий, государственных конюшен и других учреждений сельского хозяйства, число рабо­ тающих в них специалистов; по органам государственного управ­ ления, суду и прокуратуре — число штатных работников на конец года и среднее число их, а также ряд других показателей, необхо­ димых для планирования государственного бюджета и анализа его исполнения.

Эти показатели содержатся в отчетах о выполнении плана по сети, штатам и контингентам бюджетных учреждений, составляе­ мых финансовыми органами на основании отчетов, представляемых учреждениями, состоящими на бюджете. В этих отчетах указывает­ ся фактическое наличие на начало и конец года, а также среднего­ довое количество, учтенное в расчетах к бюджету на год.

Приведем пример расчета средних показателей бюджетных уч­ реждений. Среднее количество классов, групп, коек, мест, а также штатных работников, педагогического персонала, воспитателей, студентов, учащихся, стипендиатов и т. д. определяется по форму­ ле средней хронологической.

1

,

I

 

 

 

- Х і + Х і + • • ' + Я п - Н ---- —Хп

 

 

 

Например, для определения средней

численности

учащихся

за

I квартал нужно суммировать половину их численности на 1

янва­

ря, полную численность на 1 февраля и 1

марта и половину на

1

ап­

реля, затем эту сумму

разделить на, число месяцев

в квартале,

т. е. на 3. Таким же методом исчисляется средняя численность за полугодие и год.

Число классов, групп и учащихся на первые числа месяцев кани­ кулярного периода принимается равным соответствующим показа­

телям на 1 число месяца, в котором

окончились занятия в школе.

Например, на 1 июня в школе было

16 классов и

560 учащихся.

Занятия окончились в конце июня. Число классов

и учащихся на

2*

19



1 июля и первые числа последующих месяцев до начала учебного года принимается в количестве 16 классов и 560 учащихся.

Если в течение учебного года не происходило изменений в чис­ ле классов, групп и учащихся, то среднегодовое количество, напри­ мер, классов (комплектов) определяется по формуле взвешенной

средней арифметической: количество классов на начало

года

умножается на 8 (месяцев), а количество классов на конец

года

умножается на 4 (месяца); полученные произведения складывают­ ся и сумма делится на 12.

Например, количество классов (комплектов) на начало года 15, а на конец года 24; среднегодовое количество классов (комп­ лектов) составит:

16 кл.(компл)Х8 м ес+24 кл (компл ) Х4

мес

216

-----------------

:--------------------

---------------------

 

 

= —2= 1 8 кл. (компл.).

Алгебраически эта формула выглядит так:

 

Хіпіі+ ■• • + х птп

Ъхт

і

 

Х ~ --------

;------

1------

= —

 

 

тН------

1-т„

 

Ът

 

где Хі ....

хп — число классов;

 

 

 

 

т1 ....

тп— количество месяцев.

 

 

 

Если изменение штатов и контингентов происходило в какомлибо месяце отчетного периода не с начала месяца, то среднее списочное наличие определяется сложением списочного количества за каждый календарный день и делением полученной суммы на ка­ лендарное число дней в месяце.

Предположим, что учреждение начало работать с 1 октября. Число штатных работников на 1 октября составляло 80 человек. В

ноябре был принят 21 человек, в том числе 15 человек с 1

числа

и

6 человек с 11 числа. С 1 декабря было принято еще 20 человек

и

общая численность работников

составила 121 человек. До

конца

года численность работников осталась та же.

 

 

ноябрь

Такий образом,

среднее число штатных работников за

 

определяется

в 99

/ 95

чел. X 10 дней + 101 чел. X

20

дней

 

человек

гг-----

;-----------------------

 

1

 

V

üU

ДИ 6 Й

человек

=99 чел.),

а среднегодовое

их число

составит 25

/80-------------------------------------чел. + 99

чел. +

121 чел. = 25

чел \ .

 

 

 

 

12

мес.

 

 

 

 

 

 

Формы отчета, составляемого финансовыми органами, преду­ сматривают показатели отдельно по городским и сельским шко­ лам, городским и сельским больницам, а также другие виды груп­ пировок.

Разработка этих показателей производится так же, как и дан­ ных об исполнении государственного бюджета не только в целом по стране, но и в территориальном разрезе, т. е. по союзным респуб­ ликам.

Располагая данными о фактических бюджетных расходах, ста­ тистика государственного бюджета изучает в территориальном разрезе средние расходы на текущее содержание одного ребенка в