ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
состав Государственного бюджета СССР, кроме союзного бюдже та, входили бюджеты РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР. В 1923 г. впервые был составлен Государственный бюджет Закавказской Советской Федеративной Социалистической Респуб лики, который в состав Государственного бюджета СССР вошел с
1924/25 г.
Основными доходами государственного бюджета вплоть до 1930 г. являлись налоговые поступления и, в частности, промысловый и подоходный налоги, акцизы и сельскохозяйственный налог, а из не налоговых источников — поступления от промышленных предприя тий, транспорта и связи, лесного и коммунального хозяйства. В 1930 г. в результате налоговой реформы 53 различных платежа государственных и кооперативных предприятий были объединены в налоге с оборота. Некоторые поступления от государственных предприятий были объединены с отчислениями от прибыли пред приятий и хозяйственных организаций.
До 1932 г. доходы и расходы железнодорожного транспорта включались в бюджет в валовых суммах. Постановлением Совнар кома СССР от 29 мая 1932 г. о введении хозяйственного расчета на транспорте этот порядок был изменен. В государственный бюд жет стала поступать не вся валовая выручка, а лишь часть ее, ос тающаяся после вычета всех эксплуатационных расходов. В марта 1934 г. Совет Труда и Обороны установил, что в Государственный бюджет СССР вносится 50% той части дохода, которая остается за вычетом из валовой суммы доходов эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта.
Начиная с 1938 г. в состав Государственного бюджета СССР
включаются бюджет государственного социального страхования и местные бюджеты союзных республик. До 1938 г. через Государ ственный бюджет СССР проходила лишь часть средств государст венного социального страхования, направляемая на здравоохране ние и просвещение. Местные бюджеты до 1938 г. в состав Государ ственного бюджета СССР не входили и утверждались отдельно от него.
Вышесказанное подтверждает необходимость при построении рядов динамики строго соблюдать сравнимость показателей по го дам в связи с изменением системы управления, а также методоло гии планирования. Об этом следует помнить и при использовании данных, опубликованных ранее, а также архивных материалов о доходах и расходах государственного бюджета, бюджетов союзных республик.
В настоящее время в статистических сборниках, а также в дру гих публикациях приводятся данные, характеризующие динамику доходов и расходов Государственного бюджета СССР в их сопос тавимом виде. При анализе этих данных, однако, следует иметь в виду, что все показатели о доходах и расходах Государственного бюджета СССР приводятся в валюте соответствующих лет, а с 1940 г., кроме того, в пересчете на новый масштаб-цен, ,т. е.„пр соотношению: 10 руб. старых денег равны 1 ру|э. новых денег., ч2
2. Заказ 6522
Помещенная ниже таблица характеризует динамику доходов и расходов Государственного бюджета СССР за две пятилетки.
Т а б л и ц а 1.4
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР (млрд, руб.)
|
I960 г. |
1965 г. |
1970 г. |
Доходы ................................................................................... |
77,1 |
102,3 |
156,7 |
Расходы ................................................................................... |
73,1 |
101,6 |
154,6 |
Превышение доходов над расходам и......................... |
4,0 |
0,7 |
2,1 |
§ 4. Очень важно знать, как определяется объем Государствен ного бюджета СССР. В отчетах об исполнении Государственного бюджета СССР объемы доходов и расходов союзного бюджета и государственных бюджетов союзных республик показываются с учетом средств, полученных и переданных в порядке взаимных рас четов, т. е. в доходы бюджетов включаются средства полученные, а в расходы — средства переданные.
Таким образом, если сложить доходы и расходы союзного бюд жета и бюджетов союзных республик, то полученная сумма дохо дов и расходов будет выше действительных доходов и расходов Государственного бюджета СССР.
В этом легко убедиться, если обратиться к данным об исполне нии Государственного бюджета СССР за какой-либо год. Для при
мера возьмем данные за 1970 |
г. (млн. руб.).. |
|
Т а б л и ц а 1.5 |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Доходы |
|
|
Расходы |
|
|
|
|
|
в том числе |
|
в том числе |
|
|
|
|
всего |
средства, |
по |
всего |
средства, пе |
|
|
|
лученные |
ПО |
реданные по |
||
|
|
|
|
взаимным |
|
взаимным |
|
|
|
|
|
расчетам |
|
расчетам |
|
Государственный бюджет СССР |
156 703 |
— |
|
154 600 |
— |
||
а) |
союзный б ю д ж ет |
.....................бюджеты |
90020 |
2767 |
|
89637 |
9016 |
б) |
государственные |
78 466 |
9 016 |
|
76746 |
2 767 |
|
|
союзных республик . . . . |
|
|||||
|
а + б ............................................... |
|
168 486 |
— |
|
166 383 |
— |
Из таблицы видно, что суммы доходов и расходов союзного бюджета и бюджетов союзных республик оказались больше дейст вительных доходов и расходов Государственного бюджета СССР
на 11 783 млн. руб. Это объясняется тем, что из союзного бюджета в ходе исполнения было передано государственным бюджетам со юзных республик 9016 млн. руб., а из бюджетов союзных респуб лик в свою очередь было передано союзному бюджету 2767 млн.
18
руб. Эти суммы не увеличивают действительных доходов и расхо дов Государственного бюджета СССР, поскольку являются внут ренними оборотами.
§ 5. Одной из существенных задач статистики государственного бюджета является сбор и разработка показателей, характеризую щих сеть, штаты и контингенты бюджетных учреждений. Круг этих показателей довольно широк. Так, по просвещению — это количе ство школ, классов, число учащихся, педагогических ставок, фонд заработной платы учителей, число административно-обслуживаю щего и учебно-вспомогательного штатного персонала и фонд за работной платы; в техникумах, училищах и школах по подготовке кадров средней квалификации—количество групп, число учащихся, прием, выпуск и отсев учащихся и т. д.; по здравоохранению — ко личество больниц, число коек, число врачей и среднего медицин ского персонала, фонд заработной платы; по сельскому хозяйству — количество станций по борьбе с болезнями животных, ветери нарных лечебниц, участков, пунктов, лабораторий, государственных конюшен и других учреждений сельского хозяйства, число рабо тающих в них специалистов; по органам государственного управ ления, суду и прокуратуре — число штатных работников на конец года и среднее число их, а также ряд других показателей, необхо димых для планирования государственного бюджета и анализа его исполнения.
Эти показатели содержатся в отчетах о выполнении плана по сети, штатам и контингентам бюджетных учреждений, составляе мых финансовыми органами на основании отчетов, представляемых учреждениями, состоящими на бюджете. В этих отчетах указывает ся фактическое наличие на начало и конец года, а также среднего довое количество, учтенное в расчетах к бюджету на год.
Приведем пример расчета средних показателей бюджетных уч реждений. Среднее количество классов, групп, коек, мест, а также штатных работников, педагогического персонала, воспитателей, студентов, учащихся, стипендиатов и т. д. определяется по форму ле средней хронологической.
1 |
, |
I |
|
|
|
— - Х і + Х і + • • ' + Я п - Н ---- —Хп |
|
|
|
||
Например, для определения средней |
численности |
учащихся |
за |
||
I квартал нужно суммировать половину их численности на 1 |
янва |
||||
ря, полную численность на 1 февраля и 1 |
марта и половину на |
1 |
ап |
||
реля, затем эту сумму |
разделить на, число месяцев |
в квартале, |
т. е. на 3. Таким же методом исчисляется средняя численность за полугодие и год.
Число классов, групп и учащихся на первые числа месяцев кани кулярного периода принимается равным соответствующим показа
телям на 1 число месяца, в котором |
окончились занятия в школе. |
|
Например, на 1 июня в школе было |
16 классов и |
560 учащихся. |
Занятия окончились в конце июня. Число классов |
и учащихся на |
2* |
19 |
1 июля и первые числа последующих месяцев до начала учебного года принимается в количестве 16 классов и 560 учащихся.
Если в течение учебного года не происходило изменений в чис ле классов, групп и учащихся, то среднегодовое количество, напри мер, классов (комплектов) определяется по формуле взвешенной
средней арифметической: количество классов на начало |
года |
умножается на 8 (месяцев), а количество классов на конец |
года |
умножается на 4 (месяца); полученные произведения складывают ся и сумма делится на 12.
Например, количество классов (комплектов) на начало года 15, а на конец года 24; среднегодовое количество классов (комп лектов) составит:
16 кл.(компл)Х8 м ес+24 кл (компл ) Х4 |
мес |
216 |
||||
----------------- |
:-------------------- |
--------------------- |
|
|
= —2= 1 8 кл. (компл.). |
|
Алгебраически эта формула выглядит так: |
||||||
|
— |
Хіпіі+ ■• • + х птп |
Ъхт |
і |
||
|
Х ~ -------- |
;------ |
1------ |
= — |
||
|
|
тН------ |
1-т„ |
|
Ът |
|
где Хі .... |
хп — число классов; |
|
|
|
|
|
т1 .... |
тп— количество месяцев. |
|
|
|
Если изменение штатов и контингентов происходило в какомлибо месяце отчетного периода не с начала месяца, то среднее списочное наличие определяется сложением списочного количества за каждый календарный день и делением полученной суммы на ка лендарное число дней в месяце.
Предположим, что учреждение начало работать с 1 октября. Число штатных работников на 1 октября составляло 80 человек. В
ноябре был принят 21 человек, в том числе 15 человек с 1 |
числа |
и |
|||||
6 человек с 11 числа. С 1 декабря было принято еще 20 человек |
и |
||||||
общая численность работников |
составила 121 человек. До |
конца |
|||||
года численность работников осталась та же. |
|
|
ноябрь |
||||
Такий образом, |
среднее число штатных работников за |
|
|||||
определяется |
в 99 |
/ 95 |
чел. X 10 дней + 101 чел. X |
20 |
дней |
|
|
человек |
гг----- |
;----------------------- |
|
— |
|||
1 |
|
V |
üU |
ДИ 6 Й |
человек |
||
=99 чел.), |
а среднегодовое |
их число |
составит 25 |
||||
/80-------------------------------------чел. + 99 |
чел. + |
121 чел. = 25 |
чел \ . |
|
|
|
|
12 |
мес. |
|
|
|
|
|
|
Формы отчета, составляемого финансовыми органами, преду сматривают показатели отдельно по городским и сельским шко лам, городским и сельским больницам, а также другие виды груп пировок.
Разработка этих показателей производится так же, как и дан ных об исполнении государственного бюджета не только в целом по стране, но и в территориальном разрезе, т. е. по союзным респуб ликам.
Располагая данными о фактических бюджетных расходах, ста тистика государственного бюджета изучает в территориальном разрезе средние расходы на текущее содержание одного ребенка в
2С