Файл: Статистика финансов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Т а б л и ц а

1.2

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР ПО ОСНОВНЫМ. РАЗДЕЛАМ

 

 

 

 

 

1970

г.

 

 

Млрд. руб.

1

Удельный

 

 

 

вес {%)

 

Расходы Государственного бюджета СССР — всего

154,6

 

100

 

 

В том числе:

 

 

 

 

на

народное хозяйство ,

74,6

 

48.2

 

на

социально-культурные мероприятия .....................

55.9

 

36.2

 

Ц9

оборону .....................

17.9

 

11,5

 

на

управление . . . .

1,7

 

U

 

ніістерств совхозов, министерств мелиорации и водного хозяйства, государственных комитетов по охране и использованию водных ре­ сурсов, по охране природы, министерств лесного хозяйства, «Сель­ хозтехники», государственных комитетов по использованию трудо­ вых ресурсов, главных управлений охотничьего хозяйства и запо­ ведников, министерств заготовок.

В группе «Транспорт и связь» объединяются: предприятия и организации Министерства путей сообщения, Министерства мор­ ского флота; Министерства гражданской авиации СССР, минис­ терств речного флота, министерств автомобильного транспорта, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, министерств связи.

Расходы на социально-культурные мероприятия группируются по основным направлениям:- на просвещение, науку, здравоохране­ ние, физическую культуру, социальное обеспечение, государствен­ ное социальное страхование, государственные пособия многодет­ ным и одиноким матерям и средства, переданные в централизован­ ный союзный фонд социального обеспечения колхозников.

В расходах на просвещение особо выделяются расходы на со­ держание учреждений, входящие в следующие группы: общее об­ разование и воспитание детей и подростков и общеобразовательная работа среди взрослых; культурно-просветительная работа; подго­ товка кадров; печать; искусство, радиовещание и телевидение.

Расходы йа здравоохранение включают расходы по содержанию лечебно-профилактических учреждений, санитарно-профилактиче­ ских учреждений и финансированию прочих учреждений и меро­ приятий..

Дальнейшая детализация социально-культурных учреждений обеспечивается наличием в бюджетных классификациях специаль­ ных подразделений (параграфов), которые охватывают расходы по однотипным учреждениям и мероприятиям, как то: по просвеще­ нию— на школы, детские сады, детские дома, библиотеки, клубы, избы-читальни, техникумы, высшие учебные заведения, издательст­ ва, театры и др.; по здравоохранению — на больницы и диспансеры,

врачебные здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты, детские ясли и т. д.

12


Т а б л и ц а 1.3

РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТУ СССР

1970 г.

Расходы

на

социально-культурные мероприятия —

5 3 941

100

в с е г о

...............................................................

 

 

 

 

 

:

:

:

I

I. Просвещ ение........................................................................

 

 

 

 

 

 

 

18 226

32,6

из лих без

капитальных вложении ..........................

 

 

 

17 054

30,5

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

общее образование и воспитание детей и подрост­

10 749

19,2

ков и общеобразовательная работа среди взрослых

 

 

 

 

из

них:

 

 

 

 

 

 

 

детские

с а д ы .........................................................

 

 

 

 

 

 

2 600

4,6

школы начальные, восьмилетнне и средние .

 

 

5 937

10,6

школы-интернаты

...............................................

молодежи . . .

 

 

632

1,2

школы рабочей и сельской

 

 

265

0,5

культурно-просветительная работа .....................

 

 

 

703

1,3

подготовка

кадров ....................................................

 

 

 

 

 

 

4 854

8,7

 

 

 

 

из

них:

 

 

 

 

 

 

 

высшие

учебные заведения.........................................

 

 

 

 

2 188

3,9

техникумы,

училища и школы по подготовке кад­

1221

2.2

ров

средней

квалификации

образование.....................................

.

,

профессионально-техническое

1313

2,3

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

ремесленные и железнодорожные училища и

627

 

школы

фабрично-заводского

обучения . . . .

1,1

училища

механизации сельского хозяйства . .

353'

0,6

технические

училищ а..............................................

 

 

 

 

 

206

0,4

печать

.........................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

0,2

искусство, телевидение и радиовещание..........................

 

 

 

628

1,1

из

них на

театр ы ....................................................

 

 

. .

 

66

0,1

II. Наука .......................................................................

 

 

 

 

 

 

 

6 .343

11,7

III. Здравоохранение .........................................................

 

 

 

 

 

 

9207

16,4

из них ...............................без капитальных вложений

 

 

 

8 738

15,6

в том числе лечебно-профилактические учреждения

81.36

14,6

 

 

 

 

из них:

 

 

 

 

 

 

 

больницы ...............................................и диспансеры

 

 

 

 

 

6716

12,0

детские ...................................................................

ясли

 

 

 

 

 

 

 

471

0,8

IV. Физическая ....................................................

культура

 

 

 

 

 

77

0,1

V. Социальное ...............................................

обеспечение

 

 

 

 

 

12 738

22,8

в том числе за счет средств государственного со­

9 773

17,5

циального ....................................................

страхования

 

 

 

 

 

VI. Государственное социальное

страхование . . .

7 333

13,1

VII. Государственные

пособия

многодетным

и

оди­

435

0,8

ноким ...................................................................

м атерям

 

 

 

 

 

 

VIII. Средства,

передаваемые

в

централизованный

 

 

союзный фонд социального обеспечения колхозни­

1380

2,5

ков .............................................................................. .....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і

13


В таблице 1.3 показаны группировка и основные показатели, раскрывающие содержание расходов на социально-культурные мероприятия.

Расходы группируются также по видам затрат, для чего в клас­ сификации расходов предусмотрены специальные статьи: 1 — «За­

работная плата»;

2 — «Начисления

на

заработную

плату»;

3 —

«Канцелярские и

хозяйственные

 

расходы»;

4 — «Командиров­

ки и служебные

разъезды»;

5 — «Расходы

учебные,

на

производственную

практику

учащихся,

научно-исследовательские

работы, приобретение книг для библиотек»;

8 — «Стипендии»;

У —

«Расходы на питание (в лечебных,

детских

и других

социально­

культурных учреждениях)»;

10 — «Приобретение медикаментов и

перевязочных средств»; 12—«Приобретение оборудования и инвен­

таря»; 13 — «Нецентрализованные капитальные вложения»;

14 —

«Приобретение

мягкого инвентаря и обмундирования»; 15—«Цен­

трализованные

капитальные вложения»; 16 — «Капитальный

ре­

монт зданий и сооружений»; 18 — «Прочие расходы».

 

Кроме того,

для учета расходов по финансированию хозрасчет­

ных организаций и предприятий установлены следующие статьи: 19 — «Содержание сооружений благоустройства»; 24 — «Центра­ лизованные капитальные вложения хозрасчетных организаций и предприятий»; 25 — «Нецентрализованные капитальные вложения хозрасчетных организаций и предприятий»; 26 — «Типовое проекти­ рование и нормативные работы»; 27 — «Технико-экономические обоснования и проектные работы по планировке районов и горо­ дов»; 28 — «Прирост норматива собственных оборотных средств»; 29 — «Покрытие недостатка собственных оборотных средств против норматива»; 30 — «Государственная дотация»; 31 — «Операцион­ ные расходы»; 32 — «Прочие затраты»; 33 — «Погашение ссуд Гос­ банка на формирование основного стада рабочего и продуктивного

скота»;

34 — «Премии-надбавки»; 36 — «Расходы на

премирова­

ние»;

42 — «Капитальный ремонт»; 53 — «Покрытие

плановых

убытков предприятий и организаций по жилищно-коммунальному хозяйству».

Нужно иметь в виду, что наименования статей, относящихся к капитальным вложениям до 1971 г., были другими. Так, статья 13 называлась «Капитальные вложения вне государственного плана капитальных работ», статья 15 — «Капитальные вложения, осуще­ ствляемые по государственному плану капитальных работ», статья 24 — «Капитальные вложения хозрасчетных организаций и пред­ приятий по государственному плану капитальных работ» и статья 25 — «Капитальные вложения хозрасчетных организаций и пред­ приятий вне государственного плана капитальных работ».

Наличие в классификациях расходов статей позволяет видеть целевое направление средств, анализировать отдельные виды зат­ рат. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с указаниями Министерства финансов СССР некоторые расходы распределяются не по полной сетке статей, а относятся только на некоторые из них. Например, бюджетные ассигнования на содержание детских садов

14


и яслей—на заработную плату, на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений — выделя­ ются соответственно по статьям 1, 12, 16, а ассигнования на все остальные расходы по детским садам или яслям предусматривают­ ся в бюджете по статье 18 — «Прочие расходы».

Расходы по финансированию периодической печати, изда­ тельств, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамб­ лей и мероприятий по физической культуре и спорту показываются по статьям 18 и 42. Что же касается расходов по финансированию хозрасчетных научно-исследовательских учреждений, то они цели­ ком показываются по статье 18. Из этого следует, что сводные итоги по каждой отдельной статье не всегда полностью отражают фактическую сумму расхода и поэтому пользоваться ими нужно с учетом указанных отступлений.

Ниже приводятся некоторые данные, дающие представление об общих объемах расходов государственных бюджетов союзных рес­ публик за 1970 г. в разрезе отдельных видов затрат:

 

 

 

 

 

Статьи

 

 

 

 

Млн.

руб

1.

Заработная

п л а т а ........................................................................

 

п л а т у

 

 

14 377

2.

Начисления

на

заработную

 

 

1855

719

3.

Канцелярские

и хозяйственные

 

р а сх о д ы ..........................

 

107

4.

Командировки

и

служебные

разъезды ...............................

практику уча­

5.

Расходы учебные,

на

производственную

 

 

щихся, научно-исследовательские

 

работы

и

приобрете­

295

8.

ние книг для

библиотек..............................................................

 

 

 

 

 

,

С ти п ен д и и

..............................................................................п и т а н и е

 

 

 

 

.....

764

9.

Расходы на

и

перевязочных

средств

1 431

743

10.

Приобретение

медикаментов

,

12.

Приобретение

оборудования

и

инвентаря..........................

 

1035

651

13.

Нецентрализованные

капитальные вложения.....................

 

449

14.

Приобретение

мягкого инвентаря

и обмундирования

.

15.

Централизованные

капитальные

вложения..........................

 

4 512

16. Капитальный ремонт зданий и сооружений..........................

 

1 305

 

18.

Прочие р а сх о д ы

..............................................................................

 

 

 

 

 

 

3 238

19. Расходы по содержанию сооружений благоустройства

.

365

24. Централизованные

капитальные

вложения

хозрасчетных

 

25.

организаций и предприятий.........................................................

 

 

вложения

 

9 881

Нецентрализованные

капитальные

хозрасчет­

 

 

ных организаций и предприятий...............................................

 

 

 

1 027

 

§ 3. Изучение роли бюджета в процессе общественного воспро­ изводства немыслимо без построения рядов динамики. Поэтому правильность построения динамических рядов имеет большое зна­ чение. Но для того, чтобы ряды динамики правильно отражали про­ исходящие процессы, необходимо соблюдение обязательного усло­ вия— сопоставимости статистических данных. Поэтому во всех статистических сборниках по государственному бюджету, в кото­

15


рых приводятся показатели за ряд лет, за основу берется бюджет­ ная классификация доходов и расходов, действующая в момент

составления сборника. Это значит,

что группировка

доходов

и

расходов за все предшествующие годы должна производиться

при­

менительно к группировке последнего года. Поэтому нельзя

при

составлении рядов динамики без

корректировки

использовать

имеющиеся в бюджетах или в отчетах об исполнении государствен­ ного бюджета-показатели предыдущих лет.

Поясним на примере. Расходы на клиники при вузах до 1961 г. включительно отражались по § 26 в группе «Подготовка кадров» раздела 200 — «Просвещение». Начиная с 1962 г. эти расходы ста­ ли отражаться в разделе 203 — «Здравоохранение» в группе «Ле­ чебно-профилактические учреждения» по § 1 — «Больницы и дис­

пансеры». Таким образом, чтобы привести эти данные в

сопоста­

вимый вид, необходимо расходы на

клиники

за

все

время,

предшествующее 1962 г., перенести из раздела

200 — «Просвеще­

ние» в раздел 203—«Здравоохранение».

на музеи и

выставки с

Приведем еще два примера. Расходы

1964 г. отражаются по § 15-а в группе «Культурно-просветительная работа» раздела 200—«Просвещение», тогда как до 1964 г. они проходили по группе «Наука».

Учет капитальных вложений, осуществляемых за счет средств автономных республик и местных бюджетов, до 1965 г. производил­ ся по каждому параграфу бюджетной классификации расходов. Б связи с этим расходы на отдельные типы учреждений и мероприя­ тия в отчетах об исполнении Государственного бюджета СССР и бюджетов союзных республик в статистических сборниках Мини­ стерства финансов СССР и ЦСУ СССР и в других документах показывались ежегодно с учетом сумм капитальных вложений.

Начиная с 1 января 1965 г. ассигнования на капитальные вло­ жения в росписях расходов республиканских бюджетов автоном­ ных республик и местных бюджетов показываются в целом по раз­

делам:

151— «Сельское

хозяйство»; 153 — «Водное

хозяйство,

мелиорация и орошаемое

земледелие»;

176 — «Автомобильный

транспорт и дорожное хозяйство»; 207 — «Социальное

обеспече­

ние»; в

разделе 190 — «Жилищно-коммунальное хозяйство» — по

1—5 и

10—24 параграфам, а в разделах

200— «Просвещение» и

203 — «Здравоохранение» — по главам, т. е. в этих разделах расхо­ ды на капитальные вложения группируются по министерствам, управлениям и отделам. Аналогичный порядок с 1 января 1970 г. установлен и для отражения ассигнований на капитальные вложе­ ния в росписях республиканских бюджетов союзных республик. Следовательно, и в данном случае должна быть произведена пере­

группировка показателей за

все предшествующие годы. Начиная

с публикаций данных за 1968

г. расходы на науку и на просвещение

показываются, как правило, раздельно.

При изучении динамики Государственного бюджета СССР необ­ ходимо иметь в виду, что правовые бюджетные взаимоотношения были установлены первой Конституцией СССР в 1924 г. Тогда в

16