Файл: Практикум Разбор бизнесмодели Uber Задания Определите и опишите главное преимущество двустороннего рынка Uber.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие технологий напрямую угрожает традиционному бизнесу. Иногда конкуренция принимает жёсткие формы — таксисты по всему миру ведут настоящую войну против Uber. На рынке доставки ситуация спокойнее, но новые игроки уверенно захватывают территорию. Один из мировых лидеров в этом направлении — выполняющая порядка 1 млн доставок в день китайская компания Dada, которая оценивается сейчас больше чем в $1 млрд. А американский проект Postmates — в $500 млн.
Успех подобных компаний обусловлен целым рядом факторов. В условиях кризиса традиционный бизнес не может расширять штат, чтобы выполнять больше заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников простаивает. В то же время сервисы, работающие по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сократить его, когда появится необходимость (что, например, актуально для 3-PL операторов в сезон праздничных и пиковых нагрузок). Для бизнеса это означает снижение рисков.
Технологии позволяют не только привлекать сотрудников, но и контролировать качество их работы. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, с помощью мобильного приложения он может мгновенно оставить негативную оценку и снизить рейтинг исполнителя. Исполнители со средним рейтингом ниже определённого значения автоматически отключаются от системы распределения заказов — качество сервиса поддерживается на высоком уровне.
Отечественные игроки логистического рынка, как и западные, хоть и предвидят бурное развитие IT в грузовой логистике, но указывают на большое количество технологических и юридических препятствий на пути "уберизации" грузовых перевозок, а также на менталитет отечественного грузоотправителя, не готового доверять свой ценный груз "неодушевленной" электронной площадке.
Например, в транспортной компании "Деловые линии" полагают, что подобная Uber система в грузовой логистике работать не будет, потому что это слишком сложный и многогранный процесс для мобильного приложения, которое по своей идее должно быть максимально упрощено для работы пользователя. "Для повышения эффективности грузовладельцев нужны не просто высокие технологии, а прикладные знания и инструменты рынка. Агрегаторы этого дать не могут, это можем дать только мы — перевозчики и логистические операторы», — уверены в компании. Там считают, что только высокопрофессиональный технологический экспедитор, который учитывает дополнительные факторы и условия перевозки (гарантия сроков доставки, юридическая чистота перевозчиков и машин, страховка грузов и множество других), может сократить количество простоев и холостых пробегов машин.
Полностью автоматизировать сервисы заказа и оказания услуг перевозки грузов очень сложно, считает Андрей Шусталов, основатель и руководитель проекта Logister (компания предлагает программное обеспечение по учету и контролю исполнения заявок на перевозку с автоматической передачей данных в систему АТИ). Слишком много входящих и исходящих данных, которые необходимо оперативно обрабатывать — без участия человека тоже не обойтись: "Нужна программа учета информации и работающий в ней оператор, который поддерживает связь с водителем".
"Онлайн-платформа — это еще достаточно сырая и несовершенная площадка, которая нуждается в доработке», — считает начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России Дмитрий Воеводин. По его мнению, как бизнес-идея такая IT-платформа обладает высоким потенциалом и привлекательна, но отсутствие единой платежной системы, стандартизации документооборота и нормативно-правовой базы делают такое решение интересным только для мелких или серых перевозчиков, а также для частных автовладельцев, не всегда имеющих прозрачную налоговую историю или не всегда соблюдающих законы.
В компании SPSR Express (предоставляет услуги экспресс-почты и курьерской доставки) соглашаются, что агрегаторы подходят для малого и среднего бизнеса — для организации простых и разовых, нерегулярных перевозок, цена на которые может оказаться кратно ниже, чем у крупных компаний. В России до 80% автомобильных грузоперевозчиков оформлены как индивидуальные предприниматели, в распоряжении которых находится от одной до пяти машин, но при этом они обслуживают всего около 20% коммерческих перевозок, заказываемых бизнесом "на стороне". Основные риски для клиентов заключаются в отсутствии гарантии надежности этих предпринимателей и исправности их транспортного парка, считают в SPSR Express, но при этом подтвердили, что в своей работе нередко используют систему "Автотрансинфо".
Однако, основатель iCanDeliver Данил Рудаков отверг критику со стороны "традиционных" логистических операторов, заявив, что его компания полностью гарантирует клиентам сохранность их груза и безопасность перевозки, неся "как юридическую, так и финансовую ответственность": "Мы гарантируем своевременную оплату за выполненную работу дальнобойщикам и перевозчикам". Но Святослав Вильде из "Автотрансинфо" честно говорит, что до сих пор не знает, как решить проблему с "кражами и неоплатами". По его мнению, тут может быть
полезно страхование грузов при перевозке, но "регулярно получать покрытие со страховой компании — еще то упражнение".
Время не стоит на месте, и работа многочисленных стартапов из сферы on-demand-услуг приводит к росту числа клиентов, которые привыкли получать услуги «здесь и сейчас». Неминуемо будет расти число людей, переходящих на новую модель занятости, — этому способствует проникновение мобильных технологий и рост числа смартфонов. Наконец, менять рынки будет не только заимствование модели Uber, но и приход в новые отрасли самих сервисов-пионеров.
Первые предпосылки в России к этому появляются — мы видим на рынке повышение доверия к грузовым Uber-ам со стороны производителей и ритейлеров (X5 Retail Group даже запустила свою платформу GoCargo), растет интерес со стороны транспортных компаний («Деловые Линии» тоже представила свой сервис для привлечения перевозчиков), а значит рынок открыт и готов к новым решениям. А это — половина успеха.
4. Изучите структуру и динамику издержек услуг Uber
В начале февраля Uber представил отчет за 4 квартал 2021 года, который сообщил инвесторам о второй подряд квартальной скорректированной прибыли по EBITDA на фоне возвращения операционных результатов компании на допандемийные уровни.
Ключевые моменты:
Выручка выросла на 83% — с 3,165 до 5,778 млрд долларов — против рыночного консенсус-прогноза в размере 5,36 млрд долларов. Основная причина — рост количества поездок и показателей: MAPC и gross booking.
Количество поездок, MAPC и Gross Booking увеличились до 1,769 млрд поездок, 119 млн человек и 25,866 млрд долларов, что полностью соответствует допандемийным уровням.
Скорректированной EBITDA вышла из отрицательной зоны и составила 0,086 млрд долларов — против убытка в −0,454 млрд долларов в 4 квартале 2020 года.
Чистая прибыль на акцию, так же как и EBITDA, оказалась положительной, увеличившись до 0,44 $, что на 0,73 $ выше прогноза. Рынок ожидал увидеть показатель в размере −0,29 $.
В начале февраля Uber представил отчет за 4 квартал 2021 года, который сообщил инвесторам о второй подряд квартальной скорректированной прибыли по EBITDA на фоне возвращения операционных результатов компании на допандемийные уровни.
Ключевые моменты:
Выручка выросла на 83% — с 3,165 до 5,778 млрд долларов — против рыночного консенсус-прогноза в размере 5,36 млрд долларов. Основная причина — рост количества поездок и показателей: MAPC и gross booking.
Количество поездок, MAPC и Gross Booking увеличились до 1,769 млрд поездок, 119 млн человек и 25,866 млрд долларов, что полностью соответствует допандемийным уровням.
Скорректированной EBITDA вышла из отрицательной зоны и составила 0,086 млрд долларов — против убытка в −0,454 млрд долларов в 4 квартале 2020 года.
Чистая прибыль на акцию, так же как и EBITDA, оказалась положительной, увеличившись до 0,44 $, что на 0,73 $ выше прогноза. Рынок ожидал увидеть показатель в размере −0,29 $.
Структура продаж компании, млрд долларов
По операционным сегментам | 4к2020 | 4к2021 | Изменение |
Мобильность | 1,471 | 2,278 | 55% |
Доставка | 1,356 | 2,420 | 78% |
Грузовые перевозки | 0,313 | 1,080 | 245% |
Передовые технологии | 25 | 0 | − |
По географии продаж | 4к2020 | 4к2021 | Изменение |
США и Канада | 1,814 | 3,613 | 99% |
Европа, Ближний Восток и Африка | 0,664 | 0,995 | 50% |
Азия | 0,385 | 0,751 | 95% |
Латинская Америка | 0,302 | 0,419 | 39% |
Прибыль
Чистая прибыль второй раз в истории Uber показала положительную динамику, но, как и в первом случае, ее компания заработала благодаря переоценке ранее сделанных инвестиций. В 4 квартале 2021 года чистая прибыль Uber увеличилась с −0,968 до 0,892 млрд долларов на фоне сильного роста прочих доходов.
Основные статьи раздела «Прочие доходы»:
Продажа доли в MLU B. V. («Яндекс-такси»): +0,242 млрд долларов.
Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Grab: +1,6 млрд долларов.
Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Aurora: +1 млрд долларов.
Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Didi: −1,3 млрд долларов.
Прочие статьи: примерно −0,1 млрд долларов.
Итоговый результат: +1,471 млрд долларов.
Получение чистой прибыли также способствовало росту скорректированной EBITDA, которая увеличилась почти в 11 раз — с 0,008 до 0,086 млрд долларов — в сравнении с 3 кварталом 2021 года. Как и прежде, самым прибыльным подразделением остается «Мобильность», ее сегментная EBITDA равна 0,575 млрд долларов, но данный результат практически полностью перекрывается корпоративными расходами Uber: общие административные расходы, исследования и разработка платформы.
Сегментная скорректированная EBITDA:
«Мобильность»: +0,575 млрд долларов.
«Доставка»: +0,025 млрд долларов.
«Грузовые перевозки»: −0,025 млрд долларов.
«Корпоративные расходы»: −0,489 млрд долларов.
Итоговый результат: +0,086 млрд долларов.
Основные финансовые результаты компании
4к2020 | 4к2021 | Изменение | |
Выручка, млрд долларов | 3,165 | 5,778 | 83% |
Общий объем бронирований, млрд долларов | 17,152 | 25,866 | 51% |
Количество поездок, млн штук | 1 443 | 1 769 | 23% |
MAPC, млн человек | 93 | 118 | 27% |
Скорректированная EBITDA, млрд долларов | −0,454 | 0,086 | − |
Чистая прибыль, млрд долларов | −0,968 | 0,892 | − |
Чистый долг, млрд долларов | 1,913 | 4,981 | 260% |