Файл: Практикум Разбор бизнесмодели Uber Задания Определите и опишите главное преимущество двустороннего рынка Uber.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие технологий напрямую угрожает традиционному бизнесу. Иногда конкуренция принимает жёсткие формы — таксисты по всему миру ведут настоящую войну против Uber. На рынке доставки ситуация спокойнее, но новые игроки уверенно захватывают территорию. Один из мировых лидеров в этом направлении — выполняющая порядка 1 млн доставок в день китайская компания Dada, которая оценивается сейчас больше чем в $1 млрд. А американский проект Postmates — в $500 млн.

Успех подобных компаний обусловлен целым рядом факторов. В условиях кризиса традиционный бизнес не может расширять штат, чтобы выполнять больше заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников простаивает. В то же время сервисы, работающие по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сократить его, когда появится необходимость (что, например, актуально для 3-PL операторов в сезон праздничных и пиковых нагрузок). Для бизнеса это означает снижение рисков.

Технологии позволяют не только привлекать сотрудников, но и контролировать качество их работы. Если пассажир остался недоволен поездкой или покупатель получил товар с опозданием, с помощью мобильного приложения он может мгновенно оставить негативную оценку и снизить рейтинг исполнителя. Исполнители со средним рейтингом ниже определённого значения автоматически отключаются от системы распределения заказов — качество сервиса поддерживается на высоком уровне.

Отечественные игроки логистического рынка, как и западные, хоть и предвидят бурное развитие IT в грузовой логистике, но указывают на большое количество технологических и юридических препятствий на пути "уберизации" грузовых перевозок, а также на менталитет отечественного грузоотправителя, не готового доверять свой ценный груз "неодушевленной" электронной площадке.

Например, в транспортной компании "Деловые линии" полагают, что подобная Uber система в грузовой логистике работать не будет, потому что это слишком сложный и многогранный процесс для мобильного приложения, которое по своей идее должно быть максимально упрощено для работы пользователя. "Для повышения эффективности грузовладельцев нужны не просто высокие технологии, а прикладные знания и инструменты рынка. Агрегаторы этого дать не могут, это можем дать только мы — перевозчики и логистические операторы», — уверены в компании. Там считают, что только высокопрофессиональный технологический экспедитор, который учитывает дополнительные факторы и условия перевозки (гарантия сроков доставки, юридическая чистота перевозчиков и машин, страховка грузов и множество других), может сократить количество простоев и холостых пробегов машин.


Полностью автоматизировать сервисы заказа и оказания услуг перевозки грузов очень сложно, считает Андрей Шусталов, основатель и руководитель проекта Logister (компания предлагает программное обеспечение по учету и контролю исполнения заявок на перевозку с автоматической передачей данных в систему АТИ). Слишком много входящих и исходящих данных, которые необходимо оперативно обрабатывать — без участия человека тоже не обойтись: "Нужна программа учета информации и работающий в ней оператор, который поддерживает связь с водителем".

"Онлайн-платформа — это еще достаточно сырая и несовершенная площадка, которая нуждается в доработке», — считает начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России Дмитрий Воеводин. По его мнению, как бизнес-идея такая IT-платформа обладает высоким потенциалом и привлекательна, но отсутствие единой платежной системы, стандартизации документооборота и нормативно-правовой базы делают такое решение интересным только для мелких или серых перевозчиков, а также для частных автовладельцев, не всегда имеющих прозрачную налоговую историю или не всегда соблюдающих законы.

В компании SPSR Express (предоставляет услуги экспресс-почты и курьерской доставки) соглашаются, что агрегаторы подходят для малого и среднего бизнеса — для организации простых и разовых, нерегулярных перевозок, цена на которые может оказаться кратно ниже, чем у крупных компаний. В России до 80% автомобильных грузоперевозчиков оформлены как индивидуальные предприниматели, в распоряжении которых находится от одной до пяти машин, но при этом они обслуживают всего около 20% коммерческих перевозок, заказываемых бизнесом "на стороне". Основные риски для клиентов заключаются в отсутствии гарантии надежности этих предпринимателей и исправности их транспортного парка, считают в SPSR Express, но при этом подтвердили, что в своей работе нередко используют систему "Автотрансинфо".

Однако, основатель iCanDeliver Данил Рудаков отверг критику со стороны "традиционных" логистических операторов, заявив, что его компания полностью гарантирует клиентам сохранность их груза и безопасность перевозки, неся "как юридическую, так и финансовую ответственность": "Мы гарантируем своевременную оплату за выполненную работу дальнобойщикам и перевозчикам". Но Святослав Вильде из "Автотрансинфо" честно говорит, что до сих пор не знает, как решить проблему с "кражами и неоплатами". По его мнению, тут может быть

полезно страхование грузов при перевозке, но "регулярно получать покрытие со страховой компании — еще то упражнение".

Время не стоит на месте, и работа многочисленных стартапов из сферы on-demand-услуг приводит к росту числа клиентов, которые привыкли получать услуги «здесь и сейчас». Неминуемо будет расти число людей, переходящих на новую модель занятости, — этому способствует проникновение мобильных технологий и рост числа смартфонов. Наконец, менять рынки будет не только заимствование модели Uber, но и приход в новые отрасли самих сервисов-пионеров.

Первые предпосылки в России к этому появляются — мы видим на рынке повышение доверия к грузовым Uber-ам со стороны производителей и ритейлеров (X5 Retail Group даже запустила свою платформу GoCargo), растет интерес со стороны транспортных компаний («Деловые Линии» тоже представила свой сервис для привлечения перевозчиков), а значит рынок открыт и готов к новым решениям. А это — половина успеха.


4. Изучите структуру и динамику издержек услуг Uber

В начале февраля Uber представил отчет за 4 квартал 2021 года, который сообщил инвесторам о второй подряд квартальной скорректированной прибыли по EBITDA на фоне возвращения операционных результатов компании на допандемийные уровни.

Ключевые моменты:

Выручка выросла на 83% — с 3,165 до 5,778 млрд долларов — против рыночного консенсус-прогноза в размере 5,36 млрд долларов. Основная причина — рост количества поездок и показателей: MAPC и gross booking.

Количество поездок, MAPC и Gross Booking увеличились до 1,769 млрд поездок, 119 млн человек и 25,866 млрд долларов, что полностью соответствует допандемийным уровням.

Скорректированной EBITDA вышла из отрицательной зоны и составила 0,086 млрд долларов — против убытка в −0,454 млрд долларов в 4 квартале 2020 года.

Чистая прибыль на акцию, так же как и EBITDA, оказалась положительной, увеличившись до 0,44 $, что на 0,73 $ выше прогноза. Рынок ожидал увидеть показатель в размере −0,29 $.

В начале февраля Uber представил отчет за 4 квартал 2021 года, который сообщил инвесторам о второй подряд квартальной скорректированной прибыли по EBITDA на фоне возвращения операционных результатов компании на допандемийные уровни.

Ключевые моменты:

Выручка выросла на 83% — с 3,165 до 5,778 млрд долларов — против рыночного консенсус-прогноза в размере 5,36 млрд долларов. Основная причина — рост количества поездок и показателей: MAPC и gross booking.

Количество поездок, MAPC и Gross Booking увеличились до 1,769 млрд поездок, 119 млн человек и 25,866 млрд долларов, что полностью соответствует допандемийным уровням.

Скорректированной EBITDA вышла из отрицательной зоны и составила 0,086 млрд долларов — против убытка в −0,454 млрд долларов в 4 квартале 2020 года.

Чистая прибыль на акцию, так же как и EBITDA, оказалась положительной, увеличившись до 0,44 $, что на 0,73 $ выше прогноза. Рынок ожидал увидеть показатель в размере −0,29 $.

Структура продаж компании, млрд долларов

По операционным сегментам

4к2020

4к2021

Изменение

Мобильность

1,471

2,278

55%

Доставка

1,356

2,420

78%

Грузовые перевозки

0,313

1,080

245%

Передовые технологии

25

0






По географии продаж

4к2020

4к2021

Изменение

США и Канада

1,814

3,613

99%

Европа, Ближний Восток и Африка

0,664

0,995

50%

Азия

0,385

0,751

95%

Латинская Америка

0,302

0,419

39%

Прибыль

Чистая прибыль второй раз в истории Uber показала положительную динамику, но, как и в первом случае, ее компания заработала благодаря переоценке ранее сделанных инвестиций. В 4 квартале 2021 года чистая прибыль Uber увеличилась с −0,968 до 0,892 млрд долларов на фоне сильного роста прочих доходов.

Основные статьи раздела «Прочие доходы»:

Продажа доли в MLU B. V. («Яндекс-такси»): +0,242 млрд долларов.

Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Grab: +1,6 млрд долларов.

Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Aurora: +1 млрд долларов.

Нереализованная, или «бумажная», прибыль в Didi: −1,3 млрд долларов.

Прочие статьи: примерно −0,1 млрд долларов.

Итоговый результат: +1,471 млрд долларов.

Получение чистой прибыли также способствовало росту скорректированной EBITDA, которая увеличилась почти в 11 раз — с 0,008 до 0,086 млрд долларов — в сравнении с 3 кварталом 2021 года. Как и прежде, самым прибыльным подразделением остается «Мобильность», ее сегментная EBITDA равна 0,575 млрд долларов, но данный результат практически полностью перекрывается корпоративными расходами Uber: общие административные расходы, исследования и разработка платформы.

Сегментная скорректированная EBITDA:

«Мобильность»: +0,575 млрд долларов.

«Доставка»: +0,025 млрд долларов.

«Грузовые перевозки»: −0,025 млрд долларов.

«Корпоративные расходы»: −0,489 млрд долларов.

Итоговый результат: +0,086 млрд долларов.

Основные финансовые результаты компании


4к2020


4к2021

Изменение




Выручка, млрд долларов

3,165

5,778

83%

Общий объем бронирований, млрд долларов

17,152

25,866

51%

Количество поездок, млн штук

1 443

1 769

23%

MAPC, млн человек

93

118

27%

Скорректированная EBITDA, млрд долларов

−0,454

0,086



Чистая прибыль, млрд долларов

−0,968

0,892



Чистый долг, млрд долларов

1,913

4,981

260%