Файл: Практикум Разбор бизнесмодели Uber Задания Определите и опишите главное преимущество двустороннего рынка Uber.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Uber не использует своих водителей. Это делают за них партнеры. Согласно источникам, Uber несколько раз оспаривал тот факт, что они не транспортная компания, а поставщик технологий или услуг. Водители устанавливают свою собственную структуру работы и часовую продолжительность и находятся под номинальным контролем партнеров. Они имеют все права принять или отклонить условия договора и могут сотрудничать с Uber в течение желаемого периода времени.
Водители могут работать как на партнеров(как физ.лицо), так и напрямую с Uber, но для этого им необходимо открыть собственную лицензию на перевозки пассажиров.
Целевая аудитория Uber
Uber - это платформенное приложение для всех возрастных и социальных групп. Сотрудники офисов и колледжей считают полезным забронировать поездку с Uber в случае отсутствия других видов общественного транспорта. Когда дело доходит до частных транспортных средств, Uber все еще остается предприимчивой альтернативой в ситуациях, когда транспортное средство выходит из строя. В некоторых случаях Uber предоставляет более дешевую альтернативу, чем частные автомобили. Туристы, бегущие из одного места в другое или из аэропортов и станций до пунктов назначения и наоборот, высоко ценят Uber. Будь то посещение важного события, посещение собрания, когда у вас заканчивается время, выход в дождливый день или поход по магазинам - Uber - это универсальное решение для любых задач.
Динамическое ценообразование
В дни плохой погоды, в часы пробок на дорогах и в праздничные дни, когда спрос на поездки на такси превышает их доступность, клиентам Uber приходится сталкиваться со скачками цен. Компания полностью прозрачна в отношении этой динамической ценовой стратегии и заранее сообщает пассажирам, что цены на поездки увеличиваются.
Рекламные партнерства
Uber, благодаря своей огромной пользовательской базе, привлекает крупные бренды, которые ищут партнерство в рамках своих маркетинговых стратегий. Помимо выручки в виде комиссионных от водителей, бизнес-модель Uber также включает выручку от рекламных партнерств. В прошлом компания сотрудничала со следующими брендами - Pepsi, Hilton, BMW, Starwood, Spotify и т. д. В результате этого сотрудничества все стороны получают взаимовыгодное положение.
Клиенты получают выгоду от маркетинговых кампаний, проводимых другими брендами (пассажиры Uber в некоторых городах получали бесплатные поездки в BMW 7 серии для продвижения нового автомобиля). Uber получает деньги, а бренды получают аудиторию.
Успех бизнес-модели Uber
Uber перевернул бизнес-модель агрегатора и вывел ее на новый уровень. В обиходе даже появилось такое выражение, как «уберизация». Термин относят к использованию компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения сделок между клиентами и поставщиками услуг, модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционным бизнесом. Однако водители обычных такси страдают из-за Uber, во многих странах проходили протесты за то, чтобы не пускать компанию на местный рынок, почти всегда Uber сталкивается с суровым для себя отношением со стороны исконных компаний такси.
Совсем недавно компания стала публичной и она только-только начинает отходить от привычки называть себя стартапом. Uber усилено работает над создание собственного автопилота и лишь вопрос времени, когда многочисленные водители, использующие приложение для работы лишятся таковой возможности.
8.Выявите конкурентов Uber во всех сегментах бизнеса.
Uber, глобальная компания, предоставляющая услуги райд-шеринга (возможности использовать в качестве такси машины, принадлежащие обычным людям), доминировала в отрасли с момента ее создания в 2009 году. С тех пор она распространилась на более чем 60 стран и недавно оценивалась почти в $70 млрд. Такая экспансия компании и ее высокая оценка заставляли инвесторов задумываться о том, когда Uber подаст заявку на IPO.
Появление поездок по требованию стало популярным бизнесом по всему миру. В конце 2015 года Sidecar, еще один сервис, предоставляющий услуги поездок по требованию, официально прекратил свою деятельность.
В последнее время в мире растет недовольство Uber. Люди, объединившиеся под хештегом #deleteUber после того, как глава компании поддержал президента Трампа, правда, потом он ушел в отставку, все чаще ищут альтернативу гегемонии Uber.
Они есть и они не менее успешны, чем райд-шеринговый гигант. Вот несколько из них.
Lyft
Lyft начала работать на рынке в 2012 году. Компанию все знают по логотипу в виде розовых усов. Lyft размещает его спереди или на приборных панелях своих автомобилей. Это может и выглядит смешно, но оно весьма полезно для роста узнаваемости компании. В США Lyft доступен примерно в 220 городах и районах по всей стране, а также в девяти городах Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Филиппинах и Вьетнаме.
Компания из Сан-Франциско работает очень похоже на Uber. В своем приложении для смартфонов пользователи видят карту с булавкой. Эта булавка – отметка о месте положении пользователя. Кроме того, на карте видны анимированные автомобили, есть оценка того, как далеко находится ближайшая поездка, и большая кнопка с надписью Request Lyft.
Lyft предлагает несколько тарифов обслуживания. Lyft Line — общий вариант поездки, который позволяет сэкономить до 60% от базового тарифа. Plain Lyft — поездка для одиноких путешественников или групп до четырех человек. Lyft Plus – в этом тарифе пассажирам предоставляются большие автомобили и внедорожники, которые идеально подходят для тех, кто путешествует с чемоданами и коробками либо для сравнительно больших групп пассажиров. Пользователь может выбрать тариф, используя слайдер в верхней части приложения.
Райд-шеринговая компания также строит сеть автомобилей, ориентируясь на автономные (беспилотные) транспортные технологии. Lyft работает с General Motors, компанией, которая также является инвестором для подразделения Waymo компании Alphabet, занимающегося созданием и развитием беспилотных автомобилей. Кроме того, Lyft инвесторовала в стартап nuTonomy, работающий в этом же направлении.
Curb
Раньше компания называлась Taxi Magic (в 2009 году) и Ride Charge (в 2007 году). В 2014 году она сменила название на Curb и стала компанией, которая позволяет людям заказывать поездки у безопасных и надежных профессиональных, застрахованных и полностью лицензированных машин-такси и других водителей-арендаторов. Основанная в Александрии, штат Вирджиния, Curb работает в более чем 60 городах США по всей стране, сотрудничая с 90 компаниями такси и управляя 35 тыс автомобилей.
Curb — это приложение, демонстрирующее карту, на которой обозначено ваше местоположение и доступные водители Curb рядом. Пользователи могут либо забронировать поездку сразу, либо запланировать ее в ближайшие 24 часа (услуга, очень удобная для путешественников). Существует выбор платы за проезд – наличными или безналичным способом. Можно также выбрать автомобиль, который наилучшим образом ответит потребностям пользователя.
На своем веб-сайте Curb утверждает, что автомобили компании всегда доступны и готовы забрать своих клиентов. Слово Curb еще переводится как «бордюр». Это компания отразила в своем слогане: «all rides begin and end at the curb» – «все поездки начинаются и заканчиваются у Curb» (у бордюра).
Didi Chuxing
Didi Chuxing стала результатом слияния двух крупнейших в Китае компаний такси — Didi Dache и Kuaidi Dache. Didi Chuxing работает с 2015 года. Предыдущее ее название Didi Kuaidi и ее часто называли «китайским Uber». На данный момент компания фактически владеет всем рынком такси в Китае с долей в 99% рынка. Ей принадлежит 87% рынка аренды частных автомобилей как такси (райд-шеринга).
Didi Chuxing работает в более чем 400 городах по всему региону. Компания заявила, что в 2015 году она провела 1,43 млрд поездок. А в декабре прошлого года число поездок, сделанных водителями Didi Chuxing, превысило 200 млн. Didi также находится в стратегическом партнерстве с Lyft, что позволило компании впервые работать в Китае.
Didi Chuxing хорошо финансируется и поддерживается техническими гигантами Apple, Tencent Holdings и Alibaba. Общий объем акционерного капитала компании оценивается в $12,94 млрд, они были получены в рамках восьми раундов финансирования от 21 инвестора.
В прошлом году Uber признал поражение на китайском рынке. Результатом этого стало слияние UberChina с компанией Didi. Итоговая стоимость компании составила $35 млрд, а Didi Chuxing инвестировала $1 млрд в американский Uber.
Grab
Основанная в 2011 году, компания Grab (ранее известная как GrabTaxi) работает в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Вьетнаме, Индонезии и на Филиппинах. Как и Uber, компания Grab работает через приложение для смартфонов, которое пользователи могут загрузить в Google Play, App Store или в Blackberry World.
Grab привлек в общей сложности $1,44 млрд в виде нескольких раундов финансирования. У нее есть около 75 тыс зарегистрированных водителей такси в своей сети.
Свою миссию Grab озвучивает так: компания «направлена на модернизацию местных рынков такси путем внедрения простых недорогих мобильных технологий как для поставщиков (диспетчерских компаний), так и для заказчиков. Grab пытается обновить такси в Юго-Восточной Азии, сделав его более безопасным и эффективным средством передвижения, которым мы все можем гордиться».
В декабре прошлого года стало известно, что Grab присоединился к союзу с Lyft, Didi и Ola, ведущей индийской компанией, чтобы конкурировать с Uber, а также расти за пределами своего рынка в Юго-Восточной Азии.
Ola
Ola начинала как онлайн-агрегатор такси в 2010 году. Позже компания сала одной из самых быстрорастущих в Индии. Она привлекла $1,67 млрд в виде долевого финансирования посредством 10 раундов от 23 инвесторов.
В настоящее время Ola насчитывает более 40 тыс автомобилей в своей сети и работает в 22 городах.
Компания Ola предоставляет различные виды услуг такси, начиная от экономного до luxury-сегмента. Ola поддерживает как наличные, так и безналичные способы оплаты. Недавно она также выпустила два новых сервиса. Один – это аренда автомобилей на почасовой основе, а другой – бронирование такси за два часа для междугородних поездок.
Как и Lyft и Grab, Ola сотрудничает с Didi Chuxing, реализуя идею международного противостояния против Uber. Вместе четыре компании в прошлом году представили совместную новинку. Например, пользователи Didi во время визита в США могут открыть приложение Didi, чтобы заказать Lyft. Их объединение получило название на рынке «анти-Uber-коалицией».
9. Проанализируйте доходность/убыточность Uber и ее динамику.
Uber опубликовала финансовые результаты за I квартал 2022 г. В течение основной торговой сессии акции упали на 4,6%, а после закрытия прибавили 0,4%, до $28,8.
Основные финансовые показатели
- Выручка $6,85 млрд (+136% г/г), что хуже прогнозов аналитиков — $6,09 млрд
- Скорректированная EBITDA составила $168 млн против -$359 млн годом ранее. Результат выше средней оценки Уолл-стрит — $134 млн
- Чистая убыток составила $5,9 млрд против убытка $108 млн в прошлом году
- EPS составил -$3,04, что ниже прогноза аналитиков — $0,27
Uber сообщила, что общий объем валовых заказов составил $26,45 млрд, что превзошло ожидания аналитиков — $25,96 млрд. В сегменте поездок валовые заказы составили $10,72 млрд (+58% г/г), что немного ниже ожиданий — $10,76 млрд. Общий объем заказов на доставку составил $13,9 млрд (+12% г/г), что выше прогноза — $13,77 млрд.
Касательно огромного убытка, компания пояснила, что убыток в размере $5,6 млрд пришелся на инвестициями в Grab Holdings, Aurora Innovation и Didi Global. Uber также заявила, что убытки включали компенсационные расходы на акции в размере $359 млн.
Дара Хосровшахи, исполнительный директор гиганта по перевозке и доставке, в своем заявлении говорил о выходе бизнеса из пандемии. Так, в апреле общее количество заказов на поездки превысило уровень 2019 г. во всех регионах.
Причины падения
Акции Uber упали вслед за конкурентом — Lyft, отчитавшимся ранее и напугавшим инвесторов слабым прогнозом по скорректированной EBITDA. Компания заявила, что потратит больше средств, чтобы мотивировать водителей вернуться на платформу, и эти затраты будут влиять на итоговую прибыль в текущем квартале.