Файл: А результат представить в виде схемы или таблицы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание
Задание 1. Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, выявить закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.

А) Результат представить в виде схемы или таблицы.

Б) Подготовить мультимедийную презентацию.

Задание 2. Разработать и заполнить таблицу “Классификация речевых нарушений и их особенности”.


Период




Предпериод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоения звуковой стороны языка

Объем и тип предложений

Гарманичес- кий строй

Существи- тельные

Глаголы

Прилага- тельные

Местоиме- ния, наречия

Служебные части речи

Звуки

Сочетания согласных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Предложения из аморфных слов-корней



Однословное, 1 год 8 мес.

Отдельные слова

(около 27 слов)

Нет

Несколько на- званий лиц, предметов

(около 22 слов)

Позже появля- ются названия действий: «ди», «бух»

(около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух кор- ней, 1 год 8 мес.

Объединяет в одном пред- ложении два аморфных слова (около 87 слов)

Нет

Несклоняемые

Неспягаемые формы во 2-м лице ед. ч. по- велит . наклоне- ния : «писи», «ниси», «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроизводятся двусложные слова, в трех- сложных один слог опускается

хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный

Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложений


Первые фор- мы слов, 1 год 10 мес – 2 года

Рост предло-жения до 3-4 слов

Согласование именит. Падежа с глаголом, раз-ввивается при- лагательное подчинение. Предложения преимущес-твенно аграм-матичны

Начинают употреблять падежи: винт. с окончанием –у, именит. мн. ч. с окончанием –ы,

-и (фонетически всегда –и), иногда предложен. с окончанием –е; уменьшительно-ласкательные суффиксы

Первые грамм. Формы у 18 гла- голов: повелит. Наклонение 2-го лица ед. ч. часто опускаются приставки

Появляются прилага- тельные без согласования с существи- тельным в им. Пад. Ед.ч. муж. И ж. р.

Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) , не надо, надо и др. смеши- ваются личные местоимения (о себе гово-рит в 3-м лице)

Нет предло- гов и союзов. Появляются частици ка, да, то, не

В трехсложных сло- вах опускается пре- ударный слог, «кусу» (укушу), мо-жет сохраняться количество слогов в четырехсложных словах

Твердые со-гласные н, т, д

Большинство стечений согласных за- мещаются одним звуком

Усвоение флексной системы языка, 2 года- 2года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами

Употребление одних оконча- ний на месте других в пре-делах одного: «лосками», «вилками». Замена окон-чаний. Появ-ляются суф-фиксы

Усваиваются дателн. И творит. Падежи, «глпвенствующие» падежные окончания в ед. ч.; -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн. ч.

-ы (фонетически –и)

Усваивается число в изъявительном наклонении, изме-нение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род

23 прилага- тельных. Иногда нарушается согласова-ние и упот- реблюется после существи-тельных, мн. ч. только в им. П.

Личные местоиме-ния усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появляются предлоги: в, на, у, с

Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р, з.

Смешение артикуляционно близких звуков

Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Усвоение грамматической

структуры предложения

Усвоение служебных частей речи , 2 года 6 мес. – 3 года

Развитие сложного предложения

Появляются сложнопо-дчиненные предложения,

Усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания : -а (рога стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности

Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение

Согласование прилагатель-ных и сущест-вительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у притя-жательных местоимений

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения согласных

Усвоение морфологической системы русского языка


3–4 года

Дальнейшее развитие сложно-сочиненного и сложноподчинен-ного предложений

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появ-ляются собст-венные слово-формы

Продолжается влияние окончания

-ов надругие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне»

Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок

Нарушается согласование прилагатель-ных в сред-нем роде. Овладевают сравнитель-ной степенью прилагатель-ных

Усваиваются сравнитель-ные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после

Союзы что, куда, сколько при условном наклонении частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4года – 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамма-тические фор-мы

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нару-шения согласования числительного с существительным в косвенных падежах

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм

Овладевают согласованием прилагптель-ных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употребляется одно диеепричястие сидя

Предлоги употребляются в сам-ых разно-образных значениях

Звуковая сторона речи усвоена полностью. Дифференцируют на слух и в произношение




Клинико-педагогическая классификация

Нарушение устной речи

Нарушение письменной речи

Фонационного (внешнее оформление высказывания) (нарушение произношения)

Структурно-семантические нарушения речи (внутреннего оформл.высказывания.)

Расстройства чтения

Расстройства письма

Нарушение произносительной стороны речи

Дисфония («дис»-расстройство, «фоно»-звук, голос) – расстройство голоса.

Синонимы:

нарушение голоса,

нарушение фонации,

фонаторное нарушение,

вокальное нарушение.

Проявляется:

в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

Обусловлено:

органическими или функциональными расстройствами гол.апп.

Афония («а»-отсутствие)

Врадилалия («брадис»-замедленный, «лалия»-речь) – патологический замедленный темп речи.

Синонимы:

Брадифразия.

Проявляется:

в тягучей, растянутой речи (вялой)

Обусловлено:

Замедленной реализации арт. программы. Обычно является симптомом других неврологических заболеваний.

Тахилалия («тахи»-ускоренный, «лалия»-речь) – патологически ускоренная речь.

Синонимы:

Тахифразия.

Проявляется:

В торопливой, стремительной ускоренной речи.

Обусловлено:

Ускоренной реализацией арт. программы. Чаще бывает при определенных неврологических заболеваниях.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи.

Синонимы:

Логоневроз.

Проявляется: Чаще всего в ходе реч.развития ребенка.

Выражается: Судорожным состоянием мышц реч.аппарата.

Дислалия («дис» – расстройство, «лалия» - речь) – нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервацией реч.аппарата.

Синонимы:

Дефекты звукопроизношения,

Фонетические дефекты (недостатки) произношения фонем.

Проявляется: В пропуске, искажении, замене, смешении.

Обусловлено:

В одних случаях – наруш. строения орг.арт.аппарата, в др. нарушение фонемат.слуха. Чаще одновременно наруш. тип движения и фонематич.слух.

Ринолалия («рино»-нос, «лалия»-речь) – речь с носовым оттенком.

Синонимы:

Гнусавость, палатолалия («palatum» – Тв. Небо.)

Проявляется:

Патологическим изменением тембра голоса (назализация) и искаженным произн.всех звуков речи.

Обусловлено:

Анатомо-физиологическим дефектами реч.аппарата различными расщелинами тв.и мягк.неба, что нарушает преграду между рот.и нос. полостью.

Дизартрия («диз»-нарушение, «артро»– членораздельное произношение) – нарушение произносительной стороны речи.

Обусловлено:

ДЦП в более легких случаях это нарушение нескольких групп звуков и ритмомелодики, вследствие орг. наруш. ЦНС, в основном двиг.расстройствами орг.речи.

Анартрия («а» - отсутствие) – отсутствие речи. насчет параличей.

Системные наруш.речи

Алалия (системное нарушение в разной степени по-разному) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие орг.поражения реч.зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.

Синонимы:

Дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота.

Это один из наиболее сложных нарушений речи.

Вызвано:

Нарушена операция отбора и программирования на всех этапах порождения и приёмах высказывания, вследствие чего не формируется система языковых средств как лексических, грамматических, так и фонематических. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие реч.мех. не сформированы:

Моторная алалия – нарушение управление реч. движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова.

При нарушении работы речи слухового анализатора.

Сенсорная алалия – проявляется в нарушении понимания речи. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него не развиты слухоречевые дифференцировки в воспринимающем мех.речи. если страдает один анализатор, то вторично будет страдать другой. Часто вызывает

Сенсомоторная алалия

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное локальными поражениями гол.мозга.

Синонимы:

Распад речи, утрата речи.

В основном афазия встр. у взрослых, обычно или после черепно-мозг. травмы или после инсульта.

У детей можно говорить только после того, как речь уже была сформирована, в отличие от афазии у взрослых, её называют детская афазия или ранняя афазия.

Она м.б. вызвана черепно-мозг. травмой, нейроинфекцией, опухолью мозга.

Дислексия («дис» – расстройство, «лексия» - чтение) – частичное специфическое нарушение чтения (процесса)

Проявляется:

- в затруднениях в опознаниях и узнаваниях букв;

- в затруднениях слияния букв в слоге;

- в затруднениях слияния слогов в слове;

- в аграмматизмах.

Это приводит к неправильному воспроизведению звука в слове => к искажению понимания прочитанного.

Все эти ошибки носят стойкий характер.

Обусловлено:

Несформированностью или нарушениями высших псих.функций, осущ. процессы чтения:

- нарушения зр. анализа и синтеза;

- нарушения пространственных представлений;

- нарушение или несформированность фонематического восприятия;

- нарушение фонематического анализа;

- несформированность или недоразвитие лексикческого строя речи.

Алексия – невозможность или большие затруднения при обучении речи.

Дисграфия («дис» – расстройство, «графия» - письмо) – частичное специфическое нарушение процесса письма

Проявляется:

- в нестойкости оптико-пространственного образа буквы;

- в смешениях или пропусках букв;

- в искажениях звукослогового состава слова;

- в искажениях структуры предложения.

Все эти ошибки носят стойкий характер.

Обусловлено:

Несформированностью или нарушением высших псих.функций, осущ.процесс письма в норме:

-несформированностью или нарушением слух.дифф.звука;

-нарушение правильного произношения звуков (обычно, когда один звук заменяется других);

-несформированностью языкового анализа и синтеза;

-несформированностью пространственного представления;

-несформированностью внимания, памяти (нарушение);

- незрелость или нарушение эмоц.-волевой сферы.

Аграфия – трудности обучения письму.





Психолого-педагогическая классификация

Нарушение средств общения

Нарушение в применении

средств общения

Фонетико-фонологическое недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи

Заикание

Коммуникативные дефекты

ФФН – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефект восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся: дети с норм. слухом, интеллектом и зрением.

Дефекты фономатического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в след.:

- нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких,

тв-мягких, л-р и других;

- неподготовленность к элементарным формам зрит. анализа и синтеза;

- затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи.

Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к след. характ. проявлениям:

- замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).;

- искаженное произношение одного или нескольких звуков;

- наличие диффузной арт. зв., заменяющей целую группу звуков;

- нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произн. изолир., в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно).

ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и зв. стороне.

Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм. слухом и зрением) характерно:

- позднее начало развития речи;

- скудный словарный запас;

- аграмматизмы;

- дефекты произношения и фонемообразования;

- в зависимости от степени сфор мир. реч. ф-в у ребенка.

3 уровня

1 УРОВЕНЬ. Акт. словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

2 УРОВЕНЬ. Ограниченный запас общеупотребляемых слов, использ. в речи простых предложений из 2-3 слов с грубыми аграмматизмами (несоглас. в роде, числе и т.д.)

3 УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограм и фонетикофонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца.

Нарушена структура слов, постановка.

4 УРОВЕНЬ. Речь является средством общения, но имеются элементы недоразв. речи, как в произн. стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ - разде́ли).

Не всегда правильно ставит паузы, в словаре наруш. звуко-слоговая структура слова, но более сложн. редкоупотребител.слов. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д.

Оно рассматрива-ется как нарушение коммуника-тивной функции речи, при прав. сформирован-ных ср-вах общения.

Такая группа имеется в логопедических дет.садах.

1 уровень речевого развития.

Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с фонетико-фонем.

и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка.

Здесь должен осущ. сугубо индивидуальный подход, основным принципом которого является НЕ НАВРЕДИ НИ РЕБЕНКУ, НИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ.

Учитывается и уровень развития речи ребенка и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-пед. комиссия, которой д.б. представлены документы, достаточно дающие принять правильное решение.