ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
Задание 1. Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, выявить закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.
А) Результат представить в виде схемы или таблицы.
Б) Подготовить мультимедийную презентацию.
Задание 2. Разработать и заполнить таблицу “Классификация речевых нарушений и их особенности”.
Период | Предпериод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоения звуковой стороны языка | ||||||||
Объем и тип предложений | Гарманичес- кий строй | Существи- тельные | Глаголы | Прилага- тельные | Местоиме- ния, наречия | Служебные части речи | Звуки | Сочетания согласных | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословное, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько на- званий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появля- ются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет | ||
Из двух кор- ней, 1 год 8 мес. | Объединяет в одном пред- ложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспягаемые формы во 2-м лице ед. ч. по- велит . наклоне- ния : «писи», «ниси», «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова, в трех- сложных один слог опускается | хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк | |||
Усвоение грамматической структуры предложений | Первые фор- мы слов, 1 год 10 мес – 2 года | Рост предло-жения до 3-4 слов | Согласование именит. Падежа с глаголом, раз-ввивается при- лагательное подчинение. Предложения преимущес-твенно аграм-матичны | Начинают употреблять падежи: винт. с окончанием –у, именит. мн. ч. с окончанием –ы, -и (фонетически всегда –и), иногда предложен. с окончанием –е; уменьшительно-ласкательные суффиксы | Первые грамм. Формы у 18 гла- голов: повелит. Наклонение 2-го лица ед. ч. часто опускаются приставки | Появляются прилага- тельные без согласования с существи- тельным в им. Пад. Ед.ч. муж. И ж. р. | Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) , не надо, надо и др. смеши- ваются личные местоимения (о себе гово-рит в 3-м лице) | Нет предло- гов и союзов. Появляются частици ка, да, то, не | В трехсложных сло- вах опускается пре- ударный слог, «кусу» (укушу), мо-жет сохраняться количество слогов в четырехсложных словах | Твердые со-гласные н, т, д | Большинство стечений согласных за- мещаются одним звуком | ||
Усвоение флексной системы языка, 2 года- 2года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами | Употребление одних оконча- ний на месте других в пре-делах одного: «лосками», «вилками». Замена окон-чаний. Появ-ляются суф-фиксы | Усваиваются дателн. И творит. Падежи, «глпвенствующие» падежные окончания в ед. ч.; -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн. ч. -ы (фонетически –и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изме-нение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч.), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род | 23 прилага- тельных. Иногда нарушается согласова-ние и упот- реблюется после существи-тельных, мн. ч. только в им. П. | Личные местоиме-ния усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появляются предлоги: в, на, у, с Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков | Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Усвоение грамматической структуры предложения | Усвоение служебных частей речи , 2 года 6 мес. – 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложнопо-дчиненные предложения, Усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания : -а (рога стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов, приставок. Наблюдается смешение | Согласование прилагатель-ных и сущест-вительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у притя-жательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения согласных |
Усвоение морфологической системы русского языка | 3–4 года | Дальнейшее развитие сложно-сочиненного и сложноподчинен-ного предложений | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Появ-ляются собст-венные слово-формы | Продолжается влияние окончания -ов надругие склонения. Иногда сохранятся неподвижное ударение при словоизменении «на коне» | Часто нарушается чередование в основах. Частицы «не» опускаются, неологизмы с использованием приставок | Нарушается согласование прилагатель-ных в сред-нем роде. Овладевают сравнитель-ной степенью прилагатель-ных | Усваиваются сравнитель-ные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после Союзы что, куда, сколько при условном наклонении частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | ||
4года – 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамма-тические фор-мы | Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нару-шения согласования числительного с существительным в косвенных падежах | Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм | Овладевают согласованием прилагптель-ных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно диеепричястие сидя | Предлоги употребляются в сам-ых разно-образных значениях | Звуковая сторона речи усвоена полностью. Дифференцируют на слух и в произношение |
Клинико-педагогическая классификация | |||
Нарушение устной речи | Нарушение письменной речи | ||
Фонационного (внешнее оформление высказывания) (нарушение произношения) | Структурно-семантические нарушения речи (внутреннего оформл.высказывания.) | Расстройства чтения | Расстройства письма |
Нарушение произносительной стороны речи Дисфония («дис»-расстройство, «фоно»-звук, голос) – расстройство голоса. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фонаторное нарушение, вокальное нарушение. Проявляется: в нарушении силы, высоты, тембра голоса. Обусловлено: органическими или функциональными расстройствами гол.апп. Афония («а»-отсутствие) Врадилалия («брадис»-замедленный, «лалия»-речь) – патологический замедленный темп речи. Синонимы: Брадифразия. Проявляется: в тягучей, растянутой речи (вялой) Обусловлено: Замедленной реализации арт. программы. Обычно является симптомом других неврологических заболеваний. Тахилалия («тахи»-ускоренный, «лалия»-речь) – патологически ускоренная речь. Синонимы: Тахифразия. Проявляется: В торопливой, стремительной ускоренной речи. Обусловлено: Ускоренной реализацией арт. программы. Чаще бывает при определенных неврологических заболеваниях. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи. Синонимы: Логоневроз. Проявляется: Чаще всего в ходе реч.развития ребенка. Выражается: Судорожным состоянием мышц реч.аппарата. Дислалия («дис» – расстройство, «лалия» - речь) – нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервацией реч.аппарата. Синонимы: Дефекты звукопроизношения, Фонетические дефекты (недостатки) произношения фонем. Проявляется: В пропуске, искажении, замене, смешении. Обусловлено: В одних случаях – наруш. строения орг.арт.аппарата, в др. нарушение фонемат.слуха. Чаще одновременно наруш. тип движения и фонематич.слух. Ринолалия («рино»-нос, «лалия»-речь) – речь с носовым оттенком. Синонимы: Гнусавость, палатолалия («palatum» – Тв. Небо.) Проявляется: Патологическим изменением тембра голоса (назализация) и искаженным произн.всех звуков речи. Обусловлено: Анатомо-физиологическим дефектами реч.аппарата различными расщелинами тв.и мягк.неба, что нарушает преграду между рот.и нос. полостью. Дизартрия («диз»-нарушение, «артро»– членораздельное произношение) – нарушение произносительной стороны речи. Обусловлено: ДЦП в более легких случаях это нарушение нескольких групп звуков и ритмомелодики, вследствие орг. наруш. ЦНС, в основном двиг.расстройствами орг.речи. Анартрия («а» - отсутствие) – отсутствие речи. насчет параличей. | Системные наруш.речи Алалия (системное нарушение в разной степени по-разному) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие орг.поражения реч.зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка. Синонимы: Дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота. Это один из наиболее сложных нарушений речи. Вызвано: Нарушена операция отбора и программирования на всех этапах порождения и приёмах высказывания, вследствие чего не формируется система языковых средств как лексических, грамматических, так и фонематических. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие реч.мех. не сформированы: Моторная алалия – нарушение управление реч. движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова. При нарушении работы речи слухового анализатора. Сенсорная алалия – проявляется в нарушении понимания речи. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него не развиты слухоречевые дифференцировки в воспринимающем мех.речи. если страдает один анализатор, то вторично будет страдать другой. Часто вызывает Сенсомоторная алалия Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное локальными поражениями гол.мозга. Синонимы: Распад речи, утрата речи. В основном афазия встр. у взрослых, обычно или после черепно-мозг. травмы или после инсульта. У детей можно говорить только после того, как речь уже была сформирована, в отличие от афазии у взрослых, её называют детская афазия или ранняя афазия. Она м.б. вызвана черепно-мозг. травмой, нейроинфекцией, опухолью мозга. | Дислексия («дис» – расстройство, «лексия» - чтение) – частичное специфическое нарушение чтения (процесса) Проявляется: - в затруднениях в опознаниях и узнаваниях букв; - в затруднениях слияния букв в слоге; - в затруднениях слияния слогов в слове; - в аграмматизмах. Это приводит к неправильному воспроизведению звука в слове => к искажению понимания прочитанного. Все эти ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: Несформированностью или нарушениями высших псих.функций, осущ. процессы чтения: - нарушения зр. анализа и синтеза; - нарушения пространственных представлений; - нарушение или несформированность фонематического восприятия; - нарушение фонематического анализа; - несформированность или недоразвитие лексикческого строя речи. Алексия – невозможность или большие затруднения при обучении речи. | Дисграфия («дис» – расстройство, «графия» - письмо) – частичное специфическое нарушение процесса письма Проявляется: - в нестойкости оптико-пространственного образа буквы; - в смешениях или пропусках букв; - в искажениях звукослогового состава слова; - в искажениях структуры предложения. Все эти ошибки носят стойкий характер. Обусловлено: Несформированностью или нарушением высших псих.функций, осущ.процесс письма в норме: -несформированностью или нарушением слух.дифф.звука; -нарушение правильного произношения звуков (обычно, когда один звук заменяется других); -несформированностью языкового анализа и синтеза; -несформированностью пространственного представления; -несформированностью внимания, памяти (нарушение); - незрелость или нарушение эмоц.-волевой сферы. Аграфия – трудности обучения письму. |
Психолого-педагогическая классификация | |||
Нарушение средств общения | Нарушение в применении средств общения | ||
Фонетико-фонологическое недоразвитие речи | Общее недоразвитие речи | Заикание | Коммуникативные дефекты |
ФФН – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефект восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся: дети с норм. слухом, интеллектом и зрением. Дефекты фономатического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в след.: - нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких, тв-мягких, л-р и других; - неподготовленность к элементарным формам зрит. анализа и синтеза; - затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи. Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к след. характ. проявлениям: - замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).; - искаженное произношение одного или нескольких звуков; - наличие диффузной арт. зв., заменяющей целую группу звуков; - нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произн. изолир., в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно). | ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и зв. стороне. Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм. слухом и зрением) характерно: - позднее начало развития речи; - скудный словарный запас; - аграмматизмы; - дефекты произношения и фонемообразования; - в зависимости от степени сфор мир. реч. ф-в у ребенка. 3 уровня 1 УРОВЕНЬ. Акт. словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. 2 УРОВЕНЬ. Ограниченный запас общеупотребляемых слов, использ. в речи простых предложений из 2-3 слов с грубыми аграмматизмами (несоглас. в роде, числе и т.д.) 3 УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограм и фонетикофонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца. Нарушена структура слов, постановка. 4 УРОВЕНЬ. Речь является средством общения, но имеются элементы недоразв. речи, как в произн. стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ - разде́ли). Не всегда правильно ставит паузы, в словаре наруш. звуко-слоговая структура слова, но более сложн. редкоупотребител.слов. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д. | Оно рассматрива-ется как нарушение коммуника-тивной функции речи, при прав. сформирован-ных ср-вах общения. Такая группа имеется в логопедических дет.садах. 1 уровень речевого развития. | Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с фонетико-фонем. и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка. Здесь должен осущ. сугубо индивидуальный подход, основным принципом которого является НЕ НАВРЕДИ НИ РЕБЕНКУ, НИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ. Учитывается и уровень развития речи ребенка и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-пед. комиссия, которой д.б. представлены документы, достаточно дающие принять правильное решение. |