Файл: Курсовая работа по теме Понятие и история прав человека студентки Родниковой Инны Владимировны.doc
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
дисциплина: политология
Курсовая работа
по теме: Понятие и история прав человека
студентки Родниковой Инны Владимировны.
курс I; заочная форма обучения
специальность – юриспруденция
группа № 473-1/1-1
Приозерск
2013
Содержание
Введение 4
1. Права человека: понятие, концепции и принципы 5
2. История развития прав человека 7
Заключение 13
Список литературы 15
Введение
Человечество на протяжении всего своего существования стремилось и стремится к высшим нравственным ценностям и идеалам. Историческое развитие остановить невозможно. За одной цивилизацией следует другая, существующий общественный строй сменяется иным, на смену старому государственному устройству приходит новое. Понятие «права человека» существовало на разных этапах исторического развития: и в античности, и в средневековье, и в современном обществе. При этом представление о правах человека как высшей ценности на протяжении столетий постоянно изменялось и трансформировалось, ибо это такая нравственная категория, которая не может находиться в статике. Категория прав человека зависит не только от того, на каком этапе исторического развития находится общество и государство, но и от национальных, культурных особенностей конкретного государства, менталитета наций и народностей, его закрепляющих.
В прошлом тысячелетии было несколько переломных моментов, оказавших непосредственное влияние на трансформацию понятий прав и свобод человека и подходов к их практической реализации. После пережитых человечеством потрясений второй мировой войны важнейшим для мирового сообщества итогом явилось принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и образование Совета Европы (1949 г.). Вскоре, 4 ноября 1950 года, была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Процессы, начатые после второй мировой войны и направленные на утверждение идеалов гуманизма, справедливости, соблюдения прав человека, – необратимы. Однако в каждом государстве они находят свою интерпретацию, в зависимости от его национальных, исторических и культурных особенностей.
1. Права человека: понятие, концепции и принципы
Каждое общество является результатом объединения индивидов и человеческих групп. Организация, регулирование, удовлетворение потребностей членов общества настоятельно требует создания и функционирования некоторых элементов, в том числе, таких, как право, закон, правительство и т.д. Функционирование указанных элементов всегда сочетается с понятиями справедливости и права (закона). Подобные понятия в религиозных книгах также имеют существенное значение. В литературе подробно разработаны меры юридической защиты, которые определяются «как применяемые компетентными органами в отношении обязанных лиц или правонарушителей в целях восстановления нарушенного (оспоренного) права человека средства правового воздействия. Объектом прав человека является человек и поэтому их ограничивать географически, с точки зрения расы, религии или социальных слоев нельзя. Во всем мире к правам человека должны относиться с уважением. Вместе с тем следует учитывать, что как прежде, так и теперь, в современном мире, права человека являются предметом дискуссии с точки зрения различных культур и цивилизаций1.
На самом же деле различия между членами общества с экономической и социальной точки зрения становится причиной разделения их на различные группы и слои и ущемления прав некоторых групп со стороны гегемонистских групп и правительств. В то же время такие проблемы, как голод, нищета, конфликты, преступления против людей и геноцид являются на сегодняшний день исключительно актуальными. Решение указанных проблем, успехи в данной сфере и являются основой для появления международных деклараций и структур в отношении прав человека. Имеются многочисленные определения прав человека, но нет общепринятого, хотя во многих определениях есть некоторая общность. Во всех указано право человека на жизнь. Различия же, к примеру, касаются отрицания права на убийство человека без правовых на то оснований, имеется ряд естественных и гражданских прав, к которым все должны относиться с уважением. В принципе само право также не имеет общего определения, к примеру, имеются политические, онтологические, правовые определения и т.д.
С точки зрения онтологии права человека связаны с правом человека на обладание свободой. В определении же права в политическом смысле в центре внимания оказываются человеческое достоинство и верховенство общества. В определении с точки зрения права исключительным считаются права членов общества, что находит свое отражение в законодательстве. Указанные права, как во взаимоотношениях людей, так и в их взаимоотношениях с правительством, должны соблюдаться и защищаться. Здесь обосновываются и защищаются право быть независимым и свободным, право требовать компенсацию прав, право сопротивляться гнету и бесправию, а также право на возможность
человеческого существования.
Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они вне территориальны и не национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования.
2. История развития прав человека
Историческая основа и условия возникновения и формирования прав человека. По мнению ряда исследователей, исторические корни прав человека надо искать еще во втором тысячелетии до н.э. В то же время часть исследователей считает, что проблема прав человека была рассмотрена и решена лишь в ХХ веке. В целом историю формирования прав человека обычно делят на три периода: древнейший период, средние века, Новое время. Первый документ в отношении прав человека был написан еще в 1730 году до н.э. под руководством Хаммурапи и состоял из 282 статей. Другой исторический документ – это исторически связанный с именем основателя царской династии Ахеменидов царем Киром (559-529 гг. до н.э.). 13 октября 539 г. до н.э. Кир, завоевав город Вавилон, подписал знаменитую декларацию, которая осталась в истории как первая декларация прав человека. Кир, завоевав Вавилон, освободил из плена 40 тысяч «сынов Израиля», т.е. евреев. Следующий исторический документ составлен из 12 таблиц (Римское право). То, что отмечено в этих таблицах, наиболее всего соответствует современной Декларации прав человека. Этот юридический документ, составленный 10 участниками в 451-450 годах до н.э., провозглашается протест против гнета властвующей прослойки и высказывается требование всеобщего права на образование. Эти таблицы охватывают собой все правовые принципы, которые значимы для простых людей, которые трудятся в сельском хозяйстве (общие и особые, право наказания и проч.)2.
Права человека народов Западной Европы. Греческие философы были первыми среди западноевропейских философов, кто рассмотрел естественные права человека. Они следовали идее о том, что все бытие подчинено рациональному основанию, и этот разум напрямую зависит от воли, дарованной человеку богом. Логос, или божественный разум толкуется также как и познание, причем в разных источниках этот смысл имеет различные оттенки. Тема естественного права была предметом внимания также и римских философов. Цицерон в своем произведении «Республика» отмечает, что закон, основанный на разуме, является соответствующим природе и вечным. Этот закон имеет божественное происхождение.
В рукописи «Юстиниан» (Justinien), хранящейся в Копенгагене, во введении отмечается, что «естественное право – это право, дарованное природой всем живым. Это право не принадлежит лишь к людям. Вместе с тем люди, обладая разумом, создали еще и право, которое называется человеческим. Естественное право имеет божественное происхождение и неизменно. Однако основным объектом человеческого права является государство и общество, оно все время подчиняется человеческим потребностям и нуждам и изменяется».
Философия прав человека состоит из идей, связанных с человеческим существованием и его сущностью, здесь справедливость, свобода, этика и гармония исследуются как ключи к счастью. На Востоке философия прав человека была из самых изученных областей философии. К примеру, в философии Индии и Китая права человека рассматривались более подробно и глубоко, нежели в Европе. Как уже отмечалось, в древнегреческой философии место и значение человека было исключительно большим. Сократ (464-399 гг. до н.э.) отмечал, что принципы и законы, связанные с человеческой свободой, подчиняются естественным законам. Он считал, что законы и принципы, связанные с человеческой природой, подчиняются естественным законам. Аристотель считал, что человек по своей природе является культурным существом, считая, что равенство – основа и база для демократии. Равенство правителей
и народных масс является основным признаком свободы и свобода в свою очередь является основой прав человека.
Создание огромного римского государства как на Востоке, так и на Западе, привело к серьезным изменениям, одним из которых стал закат традиционной философии в Греции и становление новых направлений и
школ. Одной из вновь созданных школ была школа стоицизма, где большое внимание уделялось проблемам человека. Философия стоицизма основывалась на идеях свободы, равенства, единства. Основатель школы Зенон Эгейский, другие представители этой школы считали, что в принципе все люди равны. «Стоики считали, что человек и человеческое
сообщество, являясь частицей природы, также подчиняются законам, которым подчиняются и другие живые существа». Следовательно, по мнению стоиков, социальные статусы и позиции по сути своей являются бессмысленными, все люди равны между собой и разделение их на различные прослойки неправильно
3.
Известный среди китайских философов ученый, основатель школы дао Лао Тзы (Lao Tze) единственным руководителем человеческой жизни считал природу. В своем учении он придавал серьезное значение человеческому достоинству и его свободе. Другой китайский философ Конфуций был ярым защитником этических принципов и идей, способствующих развитию человеческого общества. Основу его идей составляло нравственно- этическое достоинство. По его мнению, справедливость должна составлять основу государства. Конфуций считал, что люди от рождения обладают схожими характерами и другими природными качествами. Именно поэтому они равны, вместе создают человеческое общество. Человеческое счастье зависит от наличия в обществе справедливости. Другой восточный философ и духовный лидер миллионов людей в мире Будда считал, что взаимоотношения между людьми должны строиться на основе терпимости, любви и милосердия.
Расширение христианства и превращение церкви в единственную социально-политическую силу, дискуссия о правах человека, начатая еще древнегреческими философами и ставшая одной из актуальных тем на протяжении столетий, утратила свое значение и начиная с XIII века, проблема божественного права вытеснила проблему естественного права. В то же время известно, что греческие философы считали власть не плодом божественной воли, а следствием человеческих желания и воли. Усиление церкви и восприятие идеи божественного права продолжалось вплоть до XVIII века. В конце XIV – начале XV веков в западном мире и в истории западного мышления наступил новый период – Ренессанс. Этот период оценивается также и как период Реформации. Человек расценивался как самое разумное и самое совершенное существо среди всех живых существ, который может посредством своего разума воспринимать божественную волю и может сам применить необходимые законы, образ правления и принципы в обществе. Права человека снова стали значимой проблемой и стали развиваться на почве идей протестантизма.
В итоге применение указанных принципов сталкивается в ряде исламских стран с сопротивлением и возникновением ряда проблем. Отношение к этим принципам вызывает в исламском мире различные реакции и подходы: 1.предлагается в целом отказаться от Декларации. 2.Признание Декларации на основе толкования религиозных догматов в духе модерна. 3.Стремление создать новую Декларация, похожую по форме и отличную по содержанию с тем, чтобы применить ее в международном масштабе. Последний вариант более предпочтителен в исламском мире; на сегодняшний день составлено и принято 7 таких Деклараций. Составлены они при участии таких организаций, как Европейский Исламский Совет, Конференция исламских государств, Кувейтская конференция. «Международная Декларация Европейского Исламского совета» была принята в 1980 году в Лондоне, в центральном офисе, в котором располагается указанный Совет. Декларация состоит из семи частей. Во введении отмечается то высокое значение, которое придается исламской религией свободе человека, справедливости, человеческому достоинству, свободе слова и совести, одновременно отмечается, что для мусульман важно стремление создания единой международной системы исламских ценностей. В