ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
Кафедра социальной педагогики
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
работапоучебнойдисциплине«Социальная педагогика»
Выполнил студент
2курса 805 группы
Марков Евгений Максимович
Руководитель:
Дозморова Елена Владимировна
к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Дата защиты:_________
Оценка:______________
Подпись рук-ля_______
Томск 2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………….... | 3 |
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения в подростковом возрасте……………………………………………… | |
1.1. Роль общения в жизни человека и их способы..……………… | 5 |
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста...……………….………….…...……………….………….... | 8 |
1.3. Особенности общения со сверстниками в подростковом возрасте ……………………..……....……………………..……........ | 13 |
Глава 2. | |
2.1. Особенности общения подростков……………………..…….... | |
2.2. Гендерные различия в коммуникативной сфере подростков... | 6 |
2.3. Деятельность социального педагога, связанная с гендерными особенностями межличностных отношений.……………................ | 20 |
Заключение………………………………………………………....... | 24 |
Список литературы.……………………………….………………… | 27 |
Введение
В современном социуме крайне трудно представить без взаимоотношений людей противоположных полов, естественно на сегодняшний день время становится актуальным формирование гендерной психологии. Эта сфера психологической науки относительно новая, при ее необычайно длинной предыстории, а также весьма краткой истории, однако весьма нужная в сформировавшейся в обществе условия диспута мужчин, а также девушек за фаворитную значимость в разных областях существования общества. В области коммуникации представители двух полов встречаются вместе с схожими обстановками, однако выражают свои способности по-разному. Наиболее ярко это сформулировано в подростковый период, когда юноши, а также девочки начинают понимать отличия между собой и противоположным полом. По этой причине вопросом изучения стал поиск решения на вопрос касательно особенности различий коммуникативных возможностей людей подросткового возраста. Учебная деятельность уходит на «второй план», уступая место общественно – важной деятельности,
появление чувства «взрослости», находит отражение в стремлении ребенка к самостоятельности:
-
половая дифференциация подростков; -
интеллектуализация всего чувственного познания; -
формирование самооценки подростка, наиболее влияющим на данный процесс фактором выступают отношения ребенка со сверстниками; -
начало полового созревания, приводящее к формированию образа «Я» физического; -
перерастание интересов подростка в увлечения, которыми он начинает заниматься профессионально. Интерес к той или иной деятельности сопровождается повышенной работой таких познавательных процессов, как память, внимание, восприятие; -
расширение границ общения – взаимодействие со сверстниками выходит на первый план. Именно, общение со сверстниками становится одним из главных факторов развития личности подростка.
Как вы знаете, потребность в общении, в позитивных отношениях с другими людьми является одной из основных человеческих потребностей. Успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, в конце концов, личное благополучие каждого часто зависит от того, насколько успешен человек в общении.
Подростковый возраст характеризуется самыми противоположными психофизиологическими, социальными изменениями, которые в совокупности создают весьма противоречивый социально-психологический портрет современного подростка. Это время, когда происходит перестройка отношений с окружением, также формируется самооценка, часто неадекватная истинным способностям подростка, резко возрастает критичность оценок при явном недостатке самокритики.
С 12-15 лет ведущей деятельностью подростка является интимное и личное общение. Подросток более серьезно относится к себе и своим способностям, старается занять свою нишу среди сверстников, часто игнорируя мнение родителей и учителей. Общение подростков претерпевает значительные качественные изменения по сравнению с общением младших школьников. Общение со сверстниками становится приоритетом для подростка [1].
Уже в дошкольном возрасте дети выбирают партнеров для различных занятий с учетом пола: мальчики чаще всего выбирают мальчиков, а девочки - девочек. Во время наблюдения за общением в классе мы выделили две области общения для подростков - "мальчики" и "девочки".
Поскольку мальчики редко выбирают девочек, а девочки выбирают мальчиков, статус подростка в системе личных отношений определяется исходя из симпатий представителей его пола. Другими словами, мальчик занимает выгодное положение в классе, потому что он пользуется симпатией мальчиков, а девочка, потому что он нравится девочкам. Но о том, как представления мальчиков и девочек друг о друге влияют на ситуацию в классе.
Учитывая выше изложенное, актуальность исследования определяется необходимостью изучения гендерных особенностей межличностного общения подростков. Подростковое общение - это важный этап в жизни человека. От него зависит подготовка подростка к жизни в обществе, выполнение социальных ролей. Чтобы предотвратить конфликты в классе, необходимо знать, как мальчики и девочки оценивают ситуацию в классе с разных точек зрения и находят пути их решения.
Объект исследования: является общение подростков;
Предмет исследования: гендерные особенности общения в подростковом возрасте;
Цель исследования: изучить характерные гендерные особенности общения в подростковом возрасте;
Задачи:
Проанализировать роль общения в жизни человека;
Выявить физиологические особенности подросткового возраста;
Изучить психологические особенности подростков
Дать описание подросткового возраста, особенностей общения и возникающих проблем в данном возрасте, гендерных различий в общении подростков;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы общения в подростковом возрасте
1.1. Роль общения в жизни человека и их способы
Большая психологическая энциклопедия дает следующее понятие общения. Общение - это сложный многомерный процесс создания и развития отношений между людьми (межличностное общение) и группами (межличностное общение), вызванный потребностями совместной деятельности и включающий по крайней мере три разных процесса:
-
общение (обмен информацией); -
взаимодействие (обмен действиями); -
социальное восприятие (восприятие и понимание партнера).
Общение является одним из основных факторов умственного и социального развития ребенка. Только в контакте со взрослыми ребенок может понять социально-исторический опыт человечества и осознать возможность стать представителем человеческой расы.
У человека есть самостоятельная потребность в общении, которая не может быть сведена к другим потребностям (теплоте, безопасности, активности и т. д.), Потребностям людей в самопознании и т. д., То есть в оценке и самооценке. В возрасте 2,5 месяцев дети могут иметь право на формирование потребности в общении [2].
Огромное значение межличностного общения объясняется основными функциями, которые оно выполняет во всех формах человеческой деятельности.
Прежде всего, обмен информацией между людьми происходит во время общения. Впоследствии общение выполняет так называемую ре-коммуникативную функцию, вырабатывает правила поведения, цели, средства, мотивы, переваривает в нем правила, оценивает действия, формирует своеобразную систему ценностей, шкалу социализации человека. Неудивительно, что в процессе общения человек осознает и осознает свою значимость. Следовательно, его правильное направление становится источником, одним из важнейших методов формирования человеческой личности.
В результате общение регулирует уровень эмоционального напряжения, создает психологическую релаксацию и в конечном итоге формирует эмоциональный фон, на котором мы осуществляем свою деятельность. В социальной психологии эта коммуникативная функция получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все функции неразрывно связаны друг с другом, независимо от их формы. Даже в отдельном акте общения они часто присутствуют [17].
Человек - существо социальное, поэтому он может проявляться исключительно в обществе - в процессе общения. В результате общество оказывает влияние на человека. В обществе человек ведет себя определенным образом, проявляя при этом определенные качества и черты личности. Наличие индивидуальных особенностей и качеств, отличающих этого человека от других, тесно связано с процессом изоляции в обществе.
Общение - одна из важнейших психологических категорий. Человек становится личностью благодаря взаимодействию и общению с другими людьми. Общение - это сложный, многомерный процесс формирования и развития отношений между людьми, вызванный необходимостью совместной деятельности, включая обмен информацией, разработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера по общению [19].
Присоединяясь к различным сообществам, человек выступает в них и как объект, и как объект общения. То есть во время общения он ощущает влияние других, но оказывает на них определенное влияние в процессе коммуникативного взаимодействия.
В результате общение является одним из наиболее важных факторов формирования, развития и укрепления когнитивных интересов у растущего человека. Особенно это касается общения со сверстниками.
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Подростковый возраст - это время, когда организм ребенка претерпевает резкие физиологические и психические изменения. В российской психологии возраст от 9-11 до 14-15 лет считается подростковым, но важно отметить, что временные рамки возраста индивидуальны для каждого ребенка. "Американская психология различает более длительный период времени - возраст подростков, то есть подростков, считается 13-19 лет (цифры, заканчивающиеся - подростками). Это называется половым созреванием, то есть возрастом полового созревания" [5, с. 201].
Подростковый и подростковый возраст является в первую очередь временным с биологической точки зрения, поскольку это возраст полового созревания, в то время как другие биологические системы организма одновременно достигают зрелости. В социальном плане подростковая стадия является продолжением первичной социализации. В этом возрасте каждый подросток - школьник, который зависит от своих родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от социального статуса ребенка. Психологически этот возраст крайне спорен. Он характеризуется максимальной непропорциональностью уровня и скорости развития. Подростковое чувство взросления - это, прежде всего, новый уровень требований, который предвидит ситуацию, которой подросток еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Обычно это время окончания детства и начала "взросления".
Известно, что в области развития человека можно проследить следующие закономерности:
-
отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются неравномерно друг к другу.
-
физически, умственно и социально человек развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития отдельных аспектов и качеств растущего человека, а также темпов его общего развития.
В то же время было установлено, что скорость развития психики детей и школьников во много раз выше скорости развития психики взрослого человека. В этой связи следует вспомнить знаменитое высказывание Льва Толстого о том, что "от пятилетнего ребенка для меня всего лишь шаг, от новорожденного до пятилетнего - ужасное расстояние, от эмбриона до новорожденного - глубина, а от существования до эмбриона отделена уже не глубиной, а непостижимостью".