ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3. Деятельность социального педагога, связанная с гендерными особенностями межличностных отношений.
Педагогическое сопровождение в межличностных отношениях подростков, является одним из важных и долговременных процессов. Он представляет собой комплекс методических задач, которые направлены на умение правильно выстроить отношения со сверстниками, которые являются важной составляющей для подростка, так как именно в этом возрасте общение – важный этап в социализации личности. Социально педагогическая коррекция межличностных отношений подростков, является одной из важных проблем социально-педагогической деятельности.
Следующими методами являются:
Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция-это работа вместе с подростком наедине, при отсутствии посторонних лиц. Социальный педагог (психолог) обеспечивает конфиденциальность, а также интимность отношений.
Индивидуальная работа выбирается в тех случаях, если:
-
проблемы подростка являются индивидуального, а не межличностного характера; -
подросток никак не желает работать в команде; -
необходимо постоянное наблюдение за подростком; -
выявлена сильная тревожность у подростка, в случае нахождения в команде.
Одним из альтернатив коррекции межличностных взаимоотношений подростков считается такой метод как убеждение. Убеждение – этот метод, который чаще всего применяется с подростками, которые обладают развитой силой воли. Убеждение начинается с того, что социальный педагог (психолог) расспрашивает у подростка о проблеме и как он ее понимает. Уже после разговора наступает работа.
Подростку детально разъясняется что, как и по какой причине он делает, а также, если имеется необходимость, поясняются предпосылки появления и способы избавления от каких-либо недостатков или трудностей.
При применении метода убеждения, педагог использует соответствующие способы:
1. Узнает собственное отношение подростка к волнующим его проблемам, определяет причины того либо иного поведения личности. В первую очередь чем убедить подростка в чем-либо, необходимо узнать его точку зрения на проблему, в этом случае станет проще выбрать эффективные аргументы, факты а также способы убеждения.
2. Социальный педагог, или психолог предоставляет возможность высказать мнение подростку, не противоречит ему, также дает осознать то, что в понимании своей проблемы он прав. Подобным способом, подросток наблюдает, что его понимают и полностью доверяется педагогу. В данном случае метод убеждения становится результативным и продуктивным.
3. Подростку предлагается без помощи других сделать выводы и принять решение касательно того, каким рекомендациям следовать, а каким нет.
Данный метод используется чаще всего вместе с подростками, которые маловнушаемы, но есть и другой метод, который будет эффективным для внушаемых школьников – это внушение. Внушение - это психологическое воздействие на подростка, которое отличается сниженной аргументацией. Этот метод не требует длительных разъяснений и обсуждений проблемы, и поэтому можно быстрее достичь нужного результата. Но есть один минус, результативность данного метода исчезает быстрее, нежели чем при воздействии убеждения.
Так же особую роль в индивидуальной коррекции занимает психологическое консультирование.
Его цель заключается в том, чтобы совместно с подростком в ходе беседы разобраться в проблеме, а также определить способы ее решения.
Групповая психолого-педагогическая коррекция-это совокупность способов и методов, направленных на контрольную категорию подростков с целью решения выявленных проблем.
Проблемы групповой коррекционной деятельность формируются на основе диагностического обследования подростков. Более зачастую встречаемые трудности у школьников появляются во взаимоотношениях со сверстниками. Исходя из этого, коррекционная работа станет направлена на решение этой проблемы.
В групповой коррекционной работе применяются такие методы как:
1. Социально-психологический тренинг
2. Дискуссия
3. Классный час
4. Ролевые игры
Социально-психологический тренинг-комплекс приемов и упражнений, направленных на устранение выявленных проблем внутри подростковой группы.
Численность тренинговой группы как правило от 7 до 15 человек. Продолжительность цикла занятий от нескольких дней, вплоть до нескольких месяцев.
Задачами социально-педагогического тренинга являются:
1. Развитие у подростков навыков общения.
2. Корректировка и формирование установок, которые содействуют успешному общению.
3. Совершенствование способности познания себя и своего окружения.
4. Развитие системы отношений личности.
В группе социально-психологического тренинга психолог (социальный педагог) должен установить климат доверия, для того чтобы подростки имели возможность полностью открыться и разобраться в собственных проблемах.
Социально-психологический тренинг содержит в себе несколько упражнений, которые корректируют личность подростка и его общение с ровесниками в положительную сторону. К примеру, упражнения на развитие навыков привлечения внимания партнера, упражнения на сближение группы, упражнения на избавление от неуверенности в себе.
Вывод:
Коррекция межличностных отношений подростков включает в себя комплекс методов, которые выше перечислены. Все эти методы направлены на сплочение коллектива, на улучшение климата в подростковой группе, на коррекцию поведения отдельной личности, и также повышение межличностных отношений подростков и т.д.
В заключении можно сделать вывод, что коррекционная работа необходима в деятельности социального педагога и психолога. Существует множество вариантов коррекционной работы межличностных отношений подростков. Социальному педагогу (психологу) важно подобрать эффективные методики, которые скорректируют и помогут решить какую-либо проблему.
Заключение
В настоящей курсовой работе подлежали рассмотрению теоретические литературные источники по вопросу о гендерных межличностных отношениях в подростковом возрасте. Также,были рассмотрены отличительные характерные черты подросткового возраста, проанализированы отличительные черты общения подростков, изучена их социализация. В итоге проведенного теоретического исследования по заявленной проблематике, была достигнута цель исследования: изучили характерные гендерные особенности общения в подростковом возрасте. Для достижения поставленной цели было проведено исследование по выявлению гендерных особенностей межличностного общения подростков, в итоге которого были получены следующие основные результаты: Было установлено, что молодые люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки более компетентный. В процессе теоретического исследования было определено, что девушки легче, чем юные люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сострадание со стороны партнера. Мальчики – подростки легче, чем девочки – подростки, могут ответить отказом на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особеннона несправедливую).
Также было установлено, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.
Далее было выявлено, что подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же достоверно чаше находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.
Таким образом, гипотеза подтверждена тем, что существуют гендерные различия в межличностном общении подростков, обусловленные не столько физиологическими
отличиями представителей одного полаот другого, сколькоособенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей.
Список литературы
1. PSYLIB® - Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,/ [Электронный ресурс] URL: https://psylib.оrg.uа/bооks/аndrg01/txt13.htm (дата обращения 06.03.22).
2. Костышак Е.В. Роль общения и коллектива сверстников в развитии личности подростка. [Электронный ресурс] URL:https://infоurоk.ru/stаtyа-rоl-оbscheniyа-i-kоllektivа-sverstnikоv-v-rаzvitii-lichnоsti-pоdrоstkа-2234385.html (дата обращения 06.03.22).
3. Горах Н.В. Исследование особенностей общения в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] URL: https://infоurоk.ru/issledоvаnieоsоbennоstey-оbscheniyа-v-pоdrоstkоvоm-vоzrаste-3874468.html (дата обращения 06.03.22).
4. Щербаков С. В. Семейное воспитание. Стили и нарушения воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://velikie-nemki.schооls.by/m/pаges/semejnоe-vоspitаnie-stili-i-nаrushenijа-vоspitаnijа (дата обращения 06.03.22).
5. Малкина-Пых И.А., Станиславская И.В.,Психология. Основные отрасли./ И.А.Малкина-Пых, И.В.Станиславская, А.И.Умняков. М: Человек, 2014.37с.
6. Лапшина М.С. Взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации. [Электронный ресурс] URL: https://schооl-science.ru/3/8/32952 (дата обращения 06.03.22)
7. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 2009. – 776 с.
8. Гильманова Ю.С. Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков. [Электронный ресурс] URL: https://student.zооmru.ru/pedаgоg/prоblemа-gendernyh-rаzlichij-v-оrgаnizаcii/264315.2809568.s1.html (дата обращения 06.03.22).
9. Машерова П.М. Особенности общения в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] URL: https://www.stud24.ru/psychоlоgy/оsоbennоsti-оbshheniyа-v-junоsheskоm-vоzrаste/303917-908772-pаge1.html (дата обращения 06.03.22).
10. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
11. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
12. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
13. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.
14. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
15. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для академического бакалавриата / ред. Воробьева С. В., Мазниченко М. А. М.: Юрайт, 2019. 262 с.