Файл: Социальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3. Деятельность социального педагога, связанная с гендерными особенностями межличностных отношений.

Педагогическое сопровождение в межличностных отношениях подростков, является одним из важных и долговременных процессов. Он представляет собой комплекс методических задач, которые направлены на умение правильно выстроить отношения со сверстниками, которые являются важной составляющей для подростка, так как именно в этом возрасте общение – важный этап в социализации личности. Социально педагогическая коррекция межличностных отношений подростков, является одной из важных проблем социально-педагогической деятельности.

Следующими методами являются:

Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция-это работа вместе с подростком наедине, при отсутствии посторонних лиц. Социальный педагог (психолог) обеспечивает конфиденциальность, а также интимность отношений.

Индивидуальная работа выбирается в тех случаях, если:

  • проблемы подростка являются индивидуального, а не межличностного характера;

  • подросток никак не желает работать в команде;

  • необходимо постоянное наблюдение за подростком;

  • выявлена сильная тревожность у подростка, в случае нахождения в команде.

Одним из альтернатив коррекции межличностных взаимоотношений подростков считается такой метод как убеждение. Убеждение – этот метод, который чаще всего применяется с подростками, которые обладают развитой силой воли. Убеждение начинается с того, что социальный педагог (психолог) расспрашивает у подростка о проблеме и как он ее понимает.  Уже после разговора наступает работа.

Подростку детально разъясняется что, как и по какой причине он делает, а также, если имеется необходимость, поясняются предпосылки появления и способы избавления от каких-либо недостатков или трудностей.

При применении метода убеждения, педагог использует соответствующие способы:

1. Узнает собственное отношение подростка к волнующим его проблемам, определяет причины того либо иного поведения личности. В первую очередь чем убедить подростка в чем-либо, необходимо узнать его точку зрения на проблему, в этом случае станет проще выбрать эффективные аргументы, факты а также способы убеждения.


2. Социальный педагог, или психолог предоставляет возможность высказать мнение подростку, не противоречит ему, также дает осознать то, что в понимании своей проблемы он прав. Подобным способом, подросток наблюдает, что его понимают и полностью доверяется педагогу. В данном случае метод убеждения становится результативным и продуктивным.

3. Подростку предлагается без помощи других сделать выводы и принять решение касательно того, каким рекомендациям следовать, а каким нет.

Данный метод используется чаще всего вместе с подростками, которые маловнушаемы, но есть и другой метод, который будет эффективным для внушаемых школьников – это внушение. Внушение - это психологическое воздействие на подростка, которое отличается сниженной аргументацией. Этот метод не требует длительных разъяснений и обсуждений проблемы, и поэтому можно быстрее достичь нужного результата. Но есть один минус, результативность данного метода исчезает быстрее, нежели чем при воздействии убеждения.

Так же особую роль в индивидуальной коррекции занимает психологическое консультирование.

Его цель заключается в том, чтобы совместно с подростком в ходе беседы разобраться в проблеме, а также определить способы ее решения.

Групповая психолого-педагогическая коррекция-это совокупность способов и методов, направленных на контрольную категорию подростков с целью решения выявленных проблем.

Проблемы групповой коррекционной деятельность формируются на основе диагностического обследования подростков. Более зачастую встречаемые трудности у школьников появляются во взаимоотношениях со сверстниками. Исходя из этого, коррекционная работа станет направлена на решение этой проблемы.

В групповой коррекционной работе применяются такие методы как:

1. Социально-психологический тренинг

2. Дискуссия

3. Классный час

4. Ролевые игры

Социально-психологический тренинг-комплекс приемов и упражнений, направленных на устранение выявленных проблем внутри подростковой группы.

Численность тренинговой группы как правило от 7 до 15 человек. Продолжительность цикла занятий от нескольких дней, вплоть до нескольких месяцев.

Задачами социально-педагогического тренинга являются:

1. Развитие у подростков навыков общения.

2. Корректировка и формирование установок, которые содействуют успешному общению.

3. Совершенствование способности познания себя и своего окружения.

4. Развитие системы отношений личности.



В группе социально-психологического тренинга психолог (социальный педагог) должен установить климат доверия, для того чтобы подростки имели возможность полностью открыться и разобраться в собственных проблемах.

Социально-психологический тренинг содержит в себе несколько упражнений, которые корректируют личность подростка и его общение с ровесниками в положительную сторону. К примеру, упражнения на развитие навыков привлечения внимания партнера, упражнения на сближение группы, упражнения на избавление от неуверенности в себе.

Вывод:

Коррекция межличностных отношений подростков включает в себя комплекс методов, которые выше перечислены. Все эти методы направлены на сплочение коллектива, на улучшение климата в подростковой группе, на коррекцию поведения отдельной личности, и также повышение межличностных отношений подростков и т.д.

В заключении можно сделать вывод, что коррекционная работа необходима в деятельности социального педагога и психолога. Существует множество вариантов коррекционной работы межличностных отношений подростков. Социальному педагогу (психологу) важно подобрать эффективные методики, которые скорректируют и помогут решить какую-либо проблему.


Заключение

В настоящей курсовой работе подлежали рассмотрению теоретические литературные источники по вопросу о гендерных межличностных отношениях в подростковом возрасте. Также,были рассмотрены отличительные характерные черты подросткового возраста, проанализированы отличительные черты общения подростков, изучена их социализация. В итоге проведенного теоретического исследования по заявленной проблематике, была достигнута цель исследования: изучили характерные гендерные особенности общения в подростковом возрасте. Для достижения поставленной цели было проведено исследование по выявлению гендерных особенностей межличностного общения подростков, в итоге которого были получены следующие основные результаты: Было установлено, что молодые люди при общении проявляют больше, чем девочки, агрессивный способ общения, а девушки более компетентный. В процессе теоретического исследования было определено, что девушки легче, чем юные люди, вступают в контакт, адекватнее реагируют на провокацию и лучше оказывают и легче принимают сострадание со стороны партнера. Мальчики – подростки легче, чем девочки – подростки, могут ответить отказом на чью-либо просьбу. А также было выявлено, что все подростки, вне зависимости от гендерной роли, пока не научились должным образом принимать в свой адрес комплименты и адекватно реагировать на критику (особеннона несправедливую).

Также было установлено, что молодые люди склонны взаимодействовать больше исходя из доминирующей позиции, а девушки больше из позиции застенчивости и одновременно из позиции сотрудничества.

Далее было выявлено, что подростки – мальчики достоверно чаще, чем девочки – подростки используют «приспособительный» способ в разрешении конфликтов. Девушки же достоверно чаше находят выход из конфликта в виде компромисса и уклонения от конфликтной ситуации.

Таким образом, гипотеза подтверждена тем, что существуют гендерные различия в межличностном общении подростков, обусловленные не столько физиологическими
отличиями представителей одного полаот другого, сколькоособенностями их социализации и реализацией разных социальных ролей.

Список литературы

1. PSYLIB® - Г. М. Андреева. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,/ [Электронный ресурс] URL: https://psylib.оrg.uа/bооks/аndrg01/txt13.htm (дата обращения 06.03.22).

2. Костышак Е.В. Роль общения и коллектива сверстников в развитии личности подростка. [Электронный ресурс] URL:https://infоurоk.ru/stаtyа-rоl-оbscheniyа-i-kоllektivа-sverstnikоv-v-rаzvitii-lichnоsti-pоdrоstkа-2234385.html (дата обращения 06.03.22).

3. Горах Н.В. Исследование особенностей общения в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] URL: https://infоurоk.ru/issledоvаnieоsоbennоstey-оbscheniyа-v-pоdrоstkоvоm-vоzrаste-3874468.html (дата обращения 06.03.22).

4. Щербаков С. В. Семейное воспитание. Стили и нарушения воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://velikie-nemki.schооls.by/m/pаges/semejnоe-vоspitаnie-stili-i-nаrushenijа-vоspitаnijа (дата обращения 06.03.22).

5. Малкина-Пых И.А., Станиславская И.В.,Психология. Основные отрасли./ И.А.Малкина-Пых, И.В.Станиславская, А.И.Умняков. М: Человек, 2014.37с.

6. Лапшина М.С. Взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации. [Электронный ресурс] URL: https://schооl-science.ru/3/8/32952 (дата обращения 06.03.22)

7. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 2009. – 776 с.

8. Гильманова Ю.С. Проблема гендерных различий в организации процесса обучения подростков. [Электронный ресурс] URL: https://student.zооmru.ru/pedаgоg/prоblemа-gendernyh-rаzlichij-v-оrgаnizаcii/264315.2809568.s1.html (дата обращения 06.03.22).

9. Машерова П.М. Особенности общения в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] URL: https://www.stud24.ru/psychоlоgy/оsоbennоsti-оbshheniyа-v-junоsheskоm-vоzrаste/303917-908772-pаge1.html (дата обращения 06.03.22).

10. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.

11. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.

12. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.

13. Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. М.: Фолиант, 2018. 256 с.

14. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.

15. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие для академического бакалавриата / ред. Воробьева С. В., Мазниченко М. А. М.: Юрайт, 2019. 262 с.