Файл: Социальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев и другие суть этой закономерности заключается в следующем. Для каждого вида умственной деятельности существует оптимальный период интенсивного развития, называемый с периодом (В. И. Андреев, 1996).

Таким образом, с точки зрения интеллектуального развития возраст до 13 лет считается чувствительным периодом. Это не значит, что умственные способности не развиваются после 13 лет. Только через 13 лет мы можем предположить, что лучшие годы интенсивного умственного развития в значительной степени прошли. К 13 годам человек приобретает множество интеллектуальных способностей, приемов, но пик сенситивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.

Мир подростка - это сложный мир как для ребенка, так и для взрослого. Развитие органов происходит быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Повышение уверенности в себе и уверенности в себе усиливает стремление к независимости, самостоятельности, что часто проявляется в повышенной критике окружающих.

Подростковый возраст характеризуется стремлением заявить о себе, "что-то значить", проявить себя самым неожиданным образом, привлечь внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проявляется в эмоциональных переживаниях, амбициозных стремлениях, бурных фантазиях и уверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогической стимуляции и развития самопознания, самообразования.

Подростковый возраст характеризуется творческим воображением и фантазией, точностью и глубокой умственной активностью, повышенным интересом к любимым темам. Помимо признания определенных авторитетов, подросток всегда пытается выразить свое критическое суждение, показать свое положительное или отрицательное отношение к происходящему.

Постепенно логика его суждений, обобщений и выводов укрепляется, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала иногда происходит не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое мышление, доказательства и выводы (В. И. Крутецкий, 1965).

Активно идет процесс социализации подростка. Именно в этот период происходит процесс усвоения социального опыта индивида, системы социальных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, социально признанное поведение, необходимые для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" относится к процессу на протяжении всей жизни (люди постоянно учатся и совершенствуют свои навыки), он чаще используется в отношении детства и юности (М. Корвелл, 1999).


Формируется мировоззрение подростка, формируются моральные принципы и принципы поведения, которые еще не всегда стабильны, но играют решающую роль в его поведении и действиях.

Мир подростков - это мир романтики и приключений. В этом возрасте интересы и увлечения часто меняются. Подростки часто пытаются участвовать в нескольких кругах одновременно. Есть интерес к приключенческой и детективной литературе. В чтении подростка главное - это не внутренний мир литературного героя, а само действие, само событие.

Идеалы также рушатся в подростковом возрасте, что приводит к изоляции, отчуждению, внезапным перепадам настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто неправильно понимаются взрослыми. Кроме того, лицемерие и очевидная ложь взрослых не проходят бесследно для хрупкой, легко уязвимой души подростка.

Задача родителей и учителей в этот решающий период в жизни подростка - побудить его принимать правильные решения, особенно с моральной точки зрения, и систематически корректировать свое поведение. Отношения с подростком всегда должны быть дружелюбными. Как подчеркнул А. С. Макаренко, в этот период особенно важно сочетать строгость с уважением к своей личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка.

Поскольку сила и мужество особенно ценятся в подростковом возрасте, вас привлекают лидеры, обладающие этими качествами. Очевидные хулиганы, которые "ничего не боятся" и которые "могут делать все, что угодно", могут быть привлекательными даже в этом возрасте. Под их влиянием подростки быстро "осваивают" методы жестокости и аморального поведения. В этом возрасте подростков принимают в референтные группы и так называемые группы, а затем помещают в среду преступников. Девушки в этом возрасте также очень быстро попадают под влияние воображаемых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся тем, что знакомятся со старшими парнями из местных банд и преступников.

Многие другие проблемы возникают в подростковом возрасте. Чаще всего инфантилизм и безразличие связаны как с учителями, так и с родителями.

Однако в конце подросткового возраста у многих людей возникают проблемы с выбором профессии. Большинство подростков решают, продолжать ли учиться в школе или посещать профессиональную школу, специальный класс лицея и т. Д. Они делают это с глубоким смыслом, используя свои навыки и навыки [2].



Индивидуальные черты - это моральные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные и другие черты личности, которые значительно отличают одного человека от другого.

Поскольку общие и особые качества проявляются в развитии человека, родителям и учителям следует уделять больше внимания чертам характера, характеризующим индивидуальность, своеобразие личностных черт подростка.

Разрабатывая систему личностного воспитания в коллективе,

А. С. Макаренко писал: "Я видел, что должна быть общая программа, "стандартная" программа и индивидуальная коррекция".

А. С. Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как точность, аккуратность, скорость ориентации, не обязательно должны воспитываться путем "индивидуальной обработки". Но другие, более значимые черты личности требуют индивидуального подхода.

Очень важно учитывать темп деятельности, потому что некоторые подростки делают все быстро, в то время как другие делают это медленно. Ученики одного возраста сильно различаются по интеллектуальному развитию, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям и творческим способностям.

"Трудная" и творчески одаренная молодежь особенно нуждается в индивидуальном подходе. Давайте более подробно рассмотрим проблемы, связанные со студентами, которых называют "трудными подростками".

Многие ученые и педагоги оспаривают законность использования терминов "трудные подростки", "трудные ученики", "трудные дети". Но сама жизнь, сама педагогическая практика показывает, что за этими понятиями стоит совершенно определенная реальность – настоящие подростки, студенты, дети, главная проблема которых заключается в том, что их трудно понять, научить и воспитать.

1.3.Особенности общения со сверстникамив подростковом возрасте

Подростковый возраст, несомненно, самый трудный, самый трудный из всех детских возрастов, который является временем формирования личности. В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью. Благодаря общению подростки осваивают нормы социального поведения, морали, создают отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте развиваются две системы отношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками.

Общение с родителями, учителями и другими взрослыми развивается под влиянием развивающегося чувства взросления. Подростки начинают сопротивляться ранее удовлетворенным требованиям взрослых и активно отстаивать свои права на независимость, которые в их понимании отождествляются со взрослой жизнью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся нарушения своих прав и пытаются ограничить претензии взрослых к себе. Из-за низкой уязвимости подростка для взрослого очень важно найти формы для установления и поддержания этих контактов. Подросток чувствует необходимость поделиться своим опытом, рассказать о событиях своей жизни, но ему трудно начать такое тесное общение. Из-за низкой уязвимости подростка для взрослого очень важно найти формы для установления и поддержания этих контактов. Общение подростка во многом определяется изменчивостью его настроения. За короткое время он может измениться на прямо противоположное. Перепады настроения приводят к неадекватным реакциям подростка. Таким образом, реакция освобождения, проявляющаяся в желании освободиться от опеки старших, может принимать крайние выражения, такие как выход из дома под влиянием момента.


В связи с этим даже в состоятельных семьях возникают определенные трудности в общении со школьниками старшего возраста. Кроме того, сложность возрастает еще и потому, что родители часто не понимают, что общение с взрослыми детьми должно строиться иначе, чем с маленькими. Родители не всегда проводят различие между тем, что должно быть запрещено, и тем, что должно быть разрешено. Все это может создать очень сложную ситуацию.

Положение подростка в семье во многом определяется атмосферой, которая в нем царит. Если подросток чувствует любовь своих родителей, они внимательны к нему, но не навязчивы, этот трудный период взросления, вероятно, пройдет гладко и без перерывов. И наоборот, если подросток чувствует себя брошенным, ненужным, то появляются черствость, эгоизм, агрессия по отношению к окружающим. Таким образом, возникает необходимость общения со сверстниками, которых нельзя заменить родителями.

В подростковом возрасте известно, что общение со сверстниками имеет совершенно исключительное значение. В отношениях первого равноправия по возрасту подростки отрабатывают способы отношений, проходят специальную школу социальных отношений. Взаимный интерес, общее понимание окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько привлекательным, что дети забывают об уроках и домашних заданиях. Он больше не доверяет своим родителям, своим планам, своим секретам, а только что обретенному другу. Верность, честность здесь высоко ценятся, а предательство, измена, нарушение этого слова, эгоизм, жадность и т. будут наказаны. Друг в подростковом возрасте приобретает особую ценность. Общение по стандартам возрастного статуса здесь сочетается с нежной привязанностью и обожанием. Мало того, что девочки-подростки выражают свои чувства объятиями и желанием прикоснуться друг к другу, это также становится характерным для подростков.

Чувство взросления, которое проявляется в подростковом возрасте, подталкивает подростка к развитию новых "взрослых" типов взаимодействий. Это, конечно, способствует быстрому физическому развитию и, следовательно, идентификации подростка со взрослыми. Возникающий интерес к противоположному полу у молодых подростков сначала проявляется в неадекватных формах. Таким образом, мальчикам свойственны такие формы внимания к себе, как "издевательства", домогательства и даже болезненные действия. Девочки обычно осознают причины таких поступков и не обижаются всерьез, что, в свою очередь, показывает, что они не замечают и не обращают внимания на мальчиков. В общем, мальчики также интуитивно внимательны к этим проявлениям девочек. Позже отношения усложняются. Спонтанность в общении исчезает. Часто это выражается либо в демонстрации безразличия к противоположному полу, либо в застенчивости в общении. В то же время подростки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности в противоположный пол. Наступает этап, когда интерес к противоположному полу становится еще больше, но внешне в отношениях между мальчиками и девочками наблюдается большая изоляция. На этом фоне возникает интерес к установившимся отношениям с кем-то, кто кого-то любит. Девочки обычно проявляют этот интерес раньше, чем мальчики: их собственные предпочтения таинственным образом передаются другу, но часто группе сверстников. Желание нравиться становится одним из самых значительных устремлений. Взгляд приобретает особое значение: "Он так на меня смотрит! Я ему нравлюсь!" Взаимные взгляды и улыбки уже слишком обязывают. Это похоже на молчаливую клятву отдавать предпочтение другим. Другой становится объектом неустанного внимания, что заставляет его реагировать таким же образом.


Прикосновения приобретают особую цену. Руки становятся проводниками внутреннего напряжения, связанного с физическим и духовным овладением телом. Эти намагниченные прикосновения будут запомнены душой и телом на всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно одухотворять подростковые отношения, но не умалять их. В это время многие подростки, которые хотят сохранить свой опыт при себе, начинают вести дневник, стихи и т. Д. повести.

Учитывая особенности подросткового общения, психологи могут вовремя помочь родителям найти контакт со своими детьми, облегчая этот сложный этап - переходный период.

Вывод: Общение является одним из очень важных факторов социального и умственного развития ребенка. Исключительно в контакте со взрослым происходит также передача и усвоение ребенком социально-исторического опыта человечества и реализация возможности стать представителем человеческой расы. Человек - существо социальное, из этого следует, что он может проявляться только в обществе, а именно в процессе общения. Вскоре после этого происходит влияние на личность.

Подростковый возраст является временным, поскольку он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослой жизни. С точки зрения уровня и характера умственного развития подростковый возраст - это типичное детство. Ну, с другой стороны, подросток - это растущий организм, который стоит на пороге взрослой жизни. Именно в этом переходном возрасте развивается и перестраивается деятельность всех органов и систем. В общении подростков есть ряд особенностей. Это желание подростка привлечь своих товарищей и быть в центре внимания также проявляется по-разному. Успех среди сверстников ценится больше всего в этом возрасте. Интерес подростка к одноклассникам противоположного пола приводит к повышению способности различать и оценивать переживания и действия друг друга, к развитию рефлексии и способности к идентичности.