ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
не гипотетические тексты, а догадки о логических связях между концепциями Спинозы, Эйнштейна и Бора — вытекают с некоторой вероятностью из сопо ставления концепций.
Такой догадкой является обобщение «вантового со отношения микроскопических и макроскопических по нятий. Это соотношение состоит в физической непол ноценности представления о чисто квантовых свойст вах частицы без дополнительного представления о макроскопическом теле, т. е. теле с гарантирован ными классическими свойствами. Как известно, кван товая механика в общем случае отказывает электро ну, или другой микрочастице, в определенной траек тории и определенной скорости. Квантовая механика в своем негативном смысле отвергает определенную пространственно-временную локализацию частицы и, с другой стороны, отвергает определенный импульс и энергию частицы. Таким образам, классическое представление о движении падает. Согласно этому представлению — в его наиболее общей и точной форме — частица обладает в каждый момент тремя определенными пространственными координатами, причем этот момент можно отсчитывать от некоторого начального момента, представить как четвертую, вре менную координату и, таким образом, присвоить ча стице четыре координаты, определяющие мировую точку — пространственно-временную локализацию ча стицы, ее локализацию в четырехмерном пространст венно-временном континууме. Совокупность мировых точек частицы образует ее мировую линию. Форма мировой линии зависит от взаимодействия частицы с другими частицами, от обмена энергиями и импуль сами с другими частицами; в изменении формы миро вой линии и выражается взаимодействие частиц.
423
Подобное представление о движении частицы от точ ки к точке и от мгновения к мгновению и об опреде лении движения частиц их взаимодействием подго
товлялось |
с X V II |
в. и получило наиболее полное |
развитие |
в X X в., |
в теории относительности, в тех |
утверждениях теории относительности, которые счи тались в первой половине столетия наиболее важными.
Квантовая механика, казалось, разбила этот клас сический мир, составленный из мировых линий тож дественных себе частиц. Но он вышел из испытания преображенным. Все дело в том, что соотношения квантовой механики лишены смысла без классическо го представления о движении. Квантовая механика обладает позитивным содержанием, она указывает условия и пределы классических представлений, и эти указания лишены смысла без классических поня тий. Квантовая механика рисует картину взаимодей ствия частицы с большим, макроскопическим, клас сическим телом, например с диафрагмой, прочно установленной и заведомо неподвижной.
Квантовая механика — это не только учение о квантовых объектах, у которых корпускулярные свой ства сочетаются с волновыми и которые поэтому не могут обладать определенной пространственно-вре менной локализацией и определенными взаимодейст виями, определенными энергиями и импульсами. Квантовая механика — это учение о специфических взаимодействиях таких квантовых объектов с класси ческими объектами, которые вводят в картину мира несколько размытые, но тем не менее реальные миро вые линии и восстанавливают, правда не абсолютную, а конституционно-ограниченную власть классического представления о природе.
Более того. Только теперь классическое представ
424
ление о природе приобретает физическую содержа тельность. Требование физической содержательности было самым тяжелым требованием для классической картины мира. В сущности оно никогда не было удов летворено. Когда Декарт отождествил тело с занятым им местом и, соответственно, вещество — с прост ранством, науке так и не удалось ответить на вопрос: чем отличается физический объект от геометриче ского, тело от места, вещество от пространства? Де карт не ответил на этот вопрос, он снял его. Но тем самым понятия тела и движения потеряли физиче ский смысл. С развитием атомистики вопрос был за дан в несколько иной форме, он прозвучал так: чем отличается частица от мировой точки, чем отличается движение частицы от мировой линии, чем отличается физический мир от пусть четырехмерной, но все же четырехмерно-геометрической схемы мировых линий?
Вопрос этот задавался в сотне различных форм — мы сейчас привели только одну, соответствующую на шему столетию. И ответ на этот вопрос давали в са мых различных формах. В общем, дело сводилось к тому, что физическое тело, в отличие от чисто геомет рического образа, в принципе способно воздейство вать на органы чувств и быть объектом физического эксперимента. Квантовая механика раскрыла главное условие возможности экспериментальной регистра ции частицы: последняя взаимодействует с классиче ским объектом. Вместе с тем квантовая механика об наруживает физический характер такого взаимодей ствия, она отмечает неопределенность сопряженных переменных, неопределенность либо положения, ли бо импульса или же времени, либо энергии. Такая неопределенность связана с характером взаимодейст вия частицы и макроскопического объекта. В послед
425
нем счете она демонстрирует физическую реальность движения частицы.
Мировая линия показывает, как должна двигаться частица. Но чтобы мы знали, что речь идет не просто о переходе от одной мировой точки к другой, а о пе реходе частицы, о ее переходе из одной точки в дру гую, нужна квантовая демонстрация физического вза имодействия частицы с классическим прибором. В этом смысле квантовая неопределенность субстан циализирует мировую линию.
Во второй половине нашего столетия физика при близилась к миру очень высоких энергий, к процес сам, происходящим в очень малых пространственновременных областях, порядка 1 0 -13 с м и 10~24 с е к , а может быть, и значительно меньше. Когда построят ускорители порядка нескольких сотен миллиардов электронвольт, мы, вероятно, получим однозначную картину таких процессов. По-видимому, это уже не релятивистский мир непрерывных движений тождест венных себе частиц, а ультрарелятивистский мир, где возникают и исчезают частицы известных нам (а ско рее всего, и неизвестных еще) типов.
Здесь можно высказать предположение, которое обладает очень большой вероятностью. Картина эле ментарных трансмутаций в пространственно-времен ных клетках порядка 1 0 -13 см и 1 0 -24 с е к или мень ше не будет обладать физическим смыслом без кар тины непрерывных движений тождественных себе частиц, определенных типов, без картины мировых линий. В самом деле, понятие трансмутации означает, что частица одного типа превращается в частицу ино го типа. Но тип частицы означает определенную фор му мировой линии, выражающую массу, заряд, спин и т. д. Это — макроскопическое понятие.
426
Отсюда следует, что принцип физического бытия объекта, принцип субстанциального существования, принцип физической содержательности исходных по нятий картины мира становится более явным в науке второй половины столетия (насколько можно предви деть ее развитие), чем в квантовой механике, создан ной в 1927 г. Дальше мы пока не пойдем, нам пред стоит позже совершить переход от физических прог нозов, обладающих некоторой вероятностью, к более произвольным квазифизическим конструкциям, име ющим лишь иллюстративное значение. Сейчас следу ет остановиться на позиции Спинозы как условного участника и арбитра принстонской дискуссии Эйн штейна и Бора.
На его основных идеях мы остановимся во втором параграфе. Сейчас только отметим, что с точки зре ния современной физики главной идеей Спинозы яв ляется идея субстанции, отличающейся от картезиан ского пространства, отождествленного с веществом. Отметим также, что с точки зрения современной фи зики понятие субстанции у Спинозы представляется важнейшей для X V II в. реализацией принципа бытия.
В очерке «Относительность и дополнительность» сравнительно подробно говорилось о функции бытия. Мировая линия частицы представляет такую функ цию, если она включает дискретные вариации, от ко торых зависит не поведение, а само существование частицы, ее отличие от геометрического объекта '. Понятие функции бытия может быть обобщено в том смысле, что ряд физических концепций прошлого, на чиная с сНпатеп Эпикура, оказываются антецеден тами этого понятия. Но оно может быть обобщено и
' См. стр. 355—356 и 361—372.
427
в другом, более глубоком смысле. Спиноза в предель но общей форме поставил вопрос о физическом не картезианском бытии. Он перешел от картезианского каузального анализа поведения тел к каузальному анализу их существования. Сопоставление функции бытия оо спинозовским учением о бытии отличается от поисков ранних антецедентов современного поня тия. При подобном сопоставлении современное поня тие мировой линии, заполненной ультрамикроскопическими вариациями, оказывается модификацией бо лее общего принципа бытия. Необходимость такого представления о современном понятии и, соответст венно, эвристическая ценность сопоставления совре менных концепций с учением Спинозы вытекают из эйнштейновского критерия «внутреннего совершен ства». Это вовсе не натурфилософская тенденция. Речь идет о физических идеях, требующих «внешне го оправдания» в эксперименте, да и сам принцип бы тия требует от физических понятий принципиальной возможности экспериментальной проверки. Но в со временных поисках физически содержательной еди ной концепции необходимым критерием выбора слу жит возможность логически вывести конкретную концепцию из максимально общего исходного прин ципа.
Отметим, что при сопоставлении учения Спинозы о субстанции с современными концепциями, меняют ся оба полюса сопоставления. Общий принцип кон кретизируется, приобретает принципиальную возмож ность экспериментальной проверки, становится физи ческим, получает потенциальное «внешнее оправда ние». С другой стороны, раскрывается смысл (возра стает «внутреннее совершенство») новейшей модифи кации. В гипотетическом принстонском разговоре
428
Спиноза узнал бы много нового о действительном смысле понятий субстанции, атрибута и модуса. Но и его сравнительно молодые собеседники узнали бы от Спинозы немало нового о том, «играет ли бог в ко сти», и о смысле понятий существования, дополни тельности, неопределенности и относительности. Тень Спинозы была вызвана в Принстоне именно для того, чтобы пролить свет на указанные понятия и про блемы.
Ограничимся этими предварительными, вводными замечаниями и перейдем к модификации принципа бытия в логических конструкциях Спинозы, в реля тивистской и в квантово-релятивистской физике.
2
К написанному Спинозой в 1663 г. изложению фило софии Декарта издатель Людвиг Мейер приложил согласованное с автором предисловие, в котором от мечены главные пункты отличия идей Спинозы от идей Декарта. В качестве одного из таких пунктов указано отрицание границ познания. В физике Декар та не было непознаваемых процессов, все они своди лись к перемещению частей гомогенной материи, отождествленной с пространством. Но за пределами физики Декарта оставалась его метафизика, где фи гурировала свободная, лишенная каузальных основа ний воля человека и, с другой стороны, остающаяся вне каузального объяснения божественная воля. У Спинозы нет никакой мыслящей субстанции поми мо протяженной субстанции, и эта субстанция пости жима разумом. Непротяженная субстанция, фигури рующая в метафизике Декарта, не вмешивается в
429
судьбы протяженных тел, в перемещения частей ве щества — частей пространства. Но исходные опреде ления картезианской физики связаны с границей по знания, которая служит вместе с тем границей про тяженной субстанции: Каузальная цепь механиче ских причин в конце концов приводит к этой мета физической границе.
У Спинозы такой границы нет. Все мироздание — не только движение тел, но и существование этих тел — подчинено каузальной гармонии, протяженной и познаваемой. По отношению к концепции Декарта концепция Спинозы уже не рационализм, а ультра рационализм. Эту ультрарационалистскую концепцию можно, если угодно, взять в качестве первого пункта в гипотетическом заключении арбитра, выслушавше го в Принстоне аргументы Эйнштейна и Бора.
Как решить проблему субстанции в каузальном плане?
Спиноза решает эту проблему с помощью понятия бытия, которое является причиной самого себя, поня тия имманентной причины, не требующей воздейст вия извне, понятия природы, которая является не только произведенной (natura naturata), но и произ водящей, производящей самое себя (natura naturans). Эти понятия предвосхищают современное понятие «самодействия», столь существенное для
теории элементарных частиц. Но они |
не являют |
ся только неопределенным прообразом |
«самодейст |
вия». Перечисленные понятия, положенные Спинозой
воснование его системы, при сопоставлении с совре менными концепциями не только сами модифициру ются, но и модифицируют современные понятия. Именно поэтому Спиноза и был вызван для участия
впринстонской дискуссии.
430
Мы можем проиллюстрировать некоторую «опе раторную» (т. е. изменяющую рассматриваемую со временную ситуацию) потенцию спинозовского поня тия субстанции с помощью следующего примера. Субстанция — то, что Спиноза называет богом,— яв ляется свободной в том смысле, что нет другой суб станции, которая бы вынуждала ее действовать так или иначе. Но она отнюдь не «свободна» в смысле какого-либо произвола, свободной воли мыслящего разума, некаузального выбора того или иного реше ния. Свобода субстанции — это не свободная воля
(libera voluntes), а свободная причина (causa libera),
причина, которая состоит в существовании самой причинно обусловленной субстанции (causa sui), а не в импульсе, источником которого служит другая суб станция.
В классической картине мира движение каждого тела определяется импульсами, которые оно получа ет от.других тел. Каждое движение — вернее, каждое изменение состояния движения, каждое ускорение — есть результат воздействия на движущееся тело, оно определено силовым полем. Но какое поле определя ет существование и структуру вещества, в его отли чии от пространства? Эта проблема выходит за пре делы классической науки. Речь идет не о совокуп ности небесных тел, определяющих силы инерции, как это думал Мах. Принцип Маха — это обобще ние классического представления о взаимодействиях тел как о причинах импульсов, которые получают от дельные тела. С точки зрения принципа бытия проб лема состоит в ином, в поисках единого поля, кото рое определяет существование, дислокацию, массы, заряды всех частиц, из которых состоит Вселенная. Подобная самосогласованная система взаимодейст
431