ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
вует сама с собой, и ничем другим, кроме такого «самодействия», не определяется поведение Вселенной.
Очевидно, единое поле, взаимодействующее с со бой и ответственное за существование, субстанциаль ные предикаты и дислокацию частиц, это аналог спинозовской субстанции, causa sui и производящей при роды (natura naturans). Однако нужны ли эти, по-ви димому не физические, крайне общие категории при поисках единого поля? Ведь представление о сущест вовании частицы как результате существования дру гих частиц пробивает себе дорогу в современной тео рии элементарных частиц независимо от историкофилософских реминисценций. Но Эйнштейн требовал от физической теории не только «внешнего оправда ния» — соответствия с наблюдениями, но и «внутрен него совершенства», т. е. естественного логического выведения из наиболее общих посылок, с минимумом допущений ad hoc. Понятие causa sui — самая общая абстракция классической науки может стать физиче ским понятием (т. е. быть связанной с эксперимен тально проверяемыми выводами) за пределами клас сической науки.
Из двух атрибутов единой субстанции нас интере сует протяженность. Понятие атрибута у Спинозы — чрезвычайно тонкое. «Под атрибутами,— говорит Спиноза,— я подразумеваю то, что интеллект познает как существенное свойство субстанции» (Per attributum intelligo id, quod intellectus de substantia percipit, tanquam ejusdem essentiam constituens») *.
Это отнюдь не субъективные формы познания. Спиноза подчеркивает постижимость субстанции — принципиальную постижимость. Нужно только под-1
1 В. S p i n o z a . Ethica I, Def. IV.
432
черкнуть, что атрибуты и, следовательно, протяжен ность не являются тем, что Спиноза именовал моду сом (к этому понятию мы сейчас перейдем), т. е. не являются какими-то конечными свойствами, которые входят в опыт. Атрибуты — вне познающего субъек та, «extra intellectum», как говорит Спиноза. И вмес те с тем именно протяженность как атрибут субстан ции делает субстанцию постижимой. Постижимой как нечто протяженное: протяженность как атрибут не может быть выведена из другого атрибута. Здесь — предупреждение, объективно адресованное будущему и направленное против многочисленных в X V II— X IX вв. попыток представить протяженность как вто ричное свойство, выводимое из других (у Лейбни ца — из понятия силы).
Мы сопоставляем учение Спинозы о субстанции с современными идеями и выясняем, какие современ ные идеи могут считаться связанными с учением Спи нозы. Это не историческая, а физическая проблема и именно она стояла перед Эйнштейном и Бором в Принстоне.
С воздействием тел, с взаимодействием конечных объектов связано представление о протяженности как о модусе. Модус — это частное, конечное, ограничен ное выражение субстанции. Таким является место те ла по отношению к бесконечной протяженной приро де. Таковы вообще отдельные предметы, их свойства, их поведение. Последнее определяется внешними воз действиями, и в отличие от субстанции (res libera)
Спиноза называет модусы res necessaria vel poitas co acta. Модусами служат покой и движение тела. Тела отличаются одно от другого не субстанцией — они гомогенны,— а скоростью движения. Здесь Спиноза может идти довольно далеко по следам Декарта —
433
проблема существования решается не в учении о мо дусах, а в учении о субстанции. Спиноза говорит о ме ханической причинности, связывающей движущиеся тела. Их причинная связь объединяет мир модусов — сотворенную природу — natura naturata.
К natura naturata относятся относительные движе ния и относительные места, которые могут существо вать только при наличии тел отсчета. Относительные движения и относительные места тел зависят от им пульсов. Речь идет о тех или иных расстояниях меж ду телами, зависящих от взаимодействий тел так же, как скорости движения, т. е. скорости возрастания или уменьшения расстояний.
Если говорить о современных эквивалентах поня тий Спинозы, в natura naturata входит метрическое пространство, пространство с любой, постоянной или переменной, определенной или неопределенной мет рикой. Только в natura naturata может быть опреде ленно поведение тел, то, что сейчас мы назвали бы мировыми линиями.
3
Каков же физический эквивалент natura naturans и протяженности как атрибута? Мы постараемся преж де всего показать, что протяженность как атрибут, в отличие от протяженности как модуса, не нашла фи зического эквивалента в классической науке. Если бы Спиноза познакомился с классическими представ лениями о физических процессах, он увидел бы в них natura naturata — совокупность модусов и нигде не обнаружил бы natura naturans, субстанции с протя женностью в качестве предиката, не обнаружил бы
434
causa sui. Идеал классической науки — объяснить, как движется каждая частица под воздействием дру гих частиц, причем это воздействие зависит от поло жений и скоростей других частиц. Классическая кар тина мира включала две основные составляющие:
первая |
из них — положение частиц в пространстве |
и во |
времени, вторая — взаимодействие частиц. |
Программа, изложенная в Ньютоновых «Началах», состояла в том, чтобы по силам находить положение частицы в каждый момент (это задача механики), и в том, чтобы по расположению и движению частиц находить силы (это задача теории поля). Правда, сю да вклинилось противоречащее классическому идеалу воздействие абсолютного пространства, вызывающее силы инерции, но эта концепция противоречила клас сическому представлению о natura naturata; о при чинной связи, где движение отдельного тела всегда объяснялось импульсом, о причинной связи, выра жающейся во взаимодействии тел как причине сил.
Критика абсолютного пространства и абсолютного ускоренного движения, как причины сил инерции, привела к принципу Маха: силы инерции, как и все силы, зависят от воздействия тел, силы инерции — результат воздействия всей совокупности небесных тел. Это весьма общее выражение классического иде ала науки не выходит за рамки natura naturata, пото му что здесь нет ничего, кроме поведения тел, их тра екторий, скоростей, ускорений, здесь нет спинозовской causa sut, нет физического процесса, который выходил бы за пределы каузальной связи мировых линий, за пределы совокупности модусов, за пределы natura naturata.
Классическая термодинамика также находится в пределах модусов. За ее статистическими законо
435
мерностями стоят модальные causales — движения молекул, подчиненные механической причинности. Из этих рамок не выходит и классическая электроди намика, и классическая теория поля в целом. Они яв ляются необходимыми компонентами системы кау зальных связей, объясняющих поведение частиц, но не выводящих это поведение из атрибутов субстан ции. Классическая наука по своему наиболее общему определению структурна: она объясняет свойства ма кроскопических тел строением и движениями входя щих в эти тела частиц, но не выводит поведение ча стиц из их субстанции, из того, что отличает субстан цию от пространства.
На первый взгляд кажется странным, что класси ческая физика, каузальная по своей основной идее, не испытала существенного воздействия со стороны наиболее последовательной каузальной философии нового времени. Она обнаружила явное влияние фи лософии Декарта, Лейбница, Канта. Но влияние Спи нозы мало ощутимо. Столь же странным, и так же только на первый взгляд, кажется тот факт, что наи более последовательный адепт неограниченного кау зального рационализма не был, в отличие от назван ных мыслителей, физиком, не оставил следов, соот ветствующих его гению, в области, которая была пи тательной средой и сферой применения каузального рационализма. Спиноза собирался написать физиче ский трактат, но это намерение не было осуществле но. Можно представить себе причины указанных фак тов. Спиноза — единственный философ X V II в., ко торый перешел с требованием чисто каузального объ яснения через границы мира, состоящего из отдель ных физических объектов и их взаимодействий, и внес это требование в область субстанции. Этим он
436
отличается от Декарта, Лейбница, Канта, вообще от всех философов, которые либо отождествляли, подоб но Декарту, субстанцию с пространством (тогда гра ница исчезает), либо приписывали субстанции непространстшенный характер (Лейбниц), либо переносили проблему субстанции в телеологическую область практического разума (Кант).
Ценой игнорирования или телеологического реше ния проблемы субстанции была получена возмож ность каузального описания поведения объектов, ко торые, в сущности, не имели никаких других преди катов, кроме поведения, кроме пространственно-вре менной локализации и определяющих такую локали зацию взаимодействий. Но Спиноза требовал больше го — и в этом своеобразие его системы: он требовал, чтобы то, что не является поведением, состоянием, модусом субстанции, то, что является самой субстан цией, было подчинено каузальному объяснению. Но субстанция не может входить в цепь причин и следст вий, объясняющих смену ее состояний, ее модусов. Здесь уже требуется понятие причины, совпадающей со своим действием, понятие causa sui. Классическая наука не могла воплотить такое понятие в физиче ский образ.
4
Коренные, наиболее важные и специфические идеи Спинозы не были исходными идеями теории относи тельности. Скорее они соответствовали попыткам обобщения теории и поискам единой теории поля. Исходная идея теории относительности состояла в том, чтобы достроить здание классической науки, вхо
437
дившее в рамки спинозовской natura naturata, т. е. суммы модусов, совокупности однозначно связанных между собой импульсов и движений. Это и было сде лано. Специальная теория относительности исключи ла мгновенное дальнодействие, которое было физиче ским прообразом отделения пространства от времени. Если одно событие может быть причиной другого, от даленного события, происшедшего в одно и то же мгновение, что и первое, в один и тот же момент еди ного, охватывающего все пространство абсолютного времени, то отсюда следует, что чисто пространствен ное представление о причинной связи одновременных событий — это физический прообраз пространства,
как |
такового, «одновременного» |
пространства. Но |
||||
если причинно сязаны лишь те |
события |
в точках |
||||
A i |
и |
А 2, |
между которыми прошло время не |
меньше, |
||
чем то, которое требуется свету, |
чтобы пройти от |
|||||
до |
|
|
то положение меняется. |
|
A ¡ |
|
А г, |
|
|
||||
|
|
|
|
|
Мир распадается не на пространственные траекто рии, а на четырехмерные пространственно-временные мировые линии.
Общая теория относительности покончила с дру гим понятием, противоречащим, по существу, всеоб щей каузальной зависимости модусов спинозовской natura naturata и противоречившим идеалу классиче ской науки. Пустое пространство в целом, т. е. нечто не входящее в число модусов, уже не служит причи ной сил инерции, силы инерции объясняются в рам ках теории, построенной в духе концепции natura naturata.
Акак обстоит дело с концепцией natura naturans,
ссубстанцией, с causa sut? Мы увидим сейчас, что именно этот вопрос заставлял Эйнштейна идти впе ред. Вперед к объединению макроскопических реля
438
тивистских соотношений с ультрамикроскопическими ультрарелятивистскими соотношениями.
Как мы уже знаем, Эйнштейн считал недостатком специальной теории относительности то обстоятель ство, что ее соотношения не выведены из ультрамикроскопической структуры тел отсчета *.
Речь идет о том, чтобы метрические свойства тел отсчета были состояниями субстанции, вытекали бы не из геометрических постулатов (постулатов псевдоевклидовой четырехмерной геометрии, в случае специальной, и неевклидовой, в случае общей теории относительности), а чтобы сами эти постулаты, опи сывающие поведение тел отсчета, вытекали из атри бутов субстанции, из того, что отличает физический объект от пространства или от пространства-времени.
Эта же задача стоит перед общей теорией относи тельности, когда она ищет путей к преодолению не полноценности тензора энергии-импульса в своем ос новном уравнении. В этом основном уравнении, с од ной стороны, находятся величины, представляющие собой меру кривизны пространства-времени, т. е. мо дальные определения протяженности. По существу речь идет опять-таки о проведении тел отсчета — масштабов и часов. С другой стороны, находится тен зор энергии-импульса, т. е. величина, описывающая распределение источников гравитационного поля. Однако эти источники — чисто модальные понятия, сгустки энергии и массы — не выступают в качестве модусов, выведенных из атрибутов субстанции, в ка честве величин, производных от некоторого поля, которое уже не зависит от посторонних импульсов, которое взаимодействует только само с собой.1
1 См. |
А. Э й н ш т е й н . Собр. научи, трудов, т. IV, |
стр. |
280. |
439