ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Это выведение относительности из дополнитель ности можно было бы изложить в более отчетливой
и«физической» форме, но здесь, пожалуй, уместно упомянуть о таком выведении в максимально общем
ипоэтому архаизированном виде, чтобы указать на связь современных проблем со спинозовским учением о субстанции и с тезисом о дополнительности natura naturans и natura naturata.
Эйнштейн и принцип Маха
1.Тождественность и ковариантность.
2.Принцип Маха и «дух теории поля».
3.Принцип Маха и ультрамикроскопический мир.
15*
1
Втечение долгих лет, при изложении общей тео рии относительности, Эйнштейн ссылался на принцип Маха — утверждение о зависимости
всех процессов в природе от взаимодействия тел, об относительности инерции (прямолинейное и равно мерное движение отнесено к совокупности тел Все ленной) и о воздействии тел Вселенной на испыты вающие ускорение системы как о причине сил инер ции в этих системах. Однако в известном автобио графическом очерке 1949 г. Эйнштейн писал о концепции Маха:
«Это мнение я долгое время считал в принципе правильным. Оно неявным образом предполагает, однако, что теория, на которой все основано, долж на принадлежать тому же общему типу, как и нью тонова механика: основными понятиями в ней долж ны служить массы и взаимодействия между ними. Между тем нетрудно видеть, что такая попытка ре шения не вяжется с духом теории поля» *.
Попытаемся показать, что переход к такой оценке принципа Маха связан с фундаментальной тенден цией творчества Эйнштейна и современной теорети ческой физики в целом, что этот переход свидетель
ствует о радикально неклассической |
тенденции |
в |
•А. Э й н ш т е й н . Собрание научных |
трудов, т. |
IV, |
стр. 267—268. См. очерк «Мировоззрение Эйнштейна и принцип относительности» (стр. 78—79).
452
творчестве Эйнштейна и о том, что эта тенденция была объективно направлена к синтезу идей Эйн штейна и Бора *.
Принцип Маха (не принадлежащие Маху крити ческие замечания об абсолютном пространстве Нью тона, а то обобщение указанных замечаний, которое было сформулировано Эйнштейном, и названо им «принципом Маха») можно рассматривать как наи более общий принцип классической физики. Поэтому отказ от указанного принципа представляется самым фундаментальным антиклаесическим поворотом науч ной мысли. Принципу Маха противостоит в качестве нового, более общего принципа научной картины мира фундаментальное обобщение исходных идей теории относительности и квантовой механики, без которого, по-видимому, нельзя решить очередные проблемы физики элементарных частиц и, вероятно, космологии. Обобщение теории относительности и квантовой механики может быть названо фундамен тальным, если оно не ограничится частными аспек тами, а будет основано на том или ином синтезе принципа относительности и принципа дополнитель ности — исходных идей Эйнштейна и Бора.
Принцип Маха можно высказать в такой форме: поскольку взаимные смещения звезд происходят с очень малой скоростью, не сопоставимой со скоро стью распространения -взаимодействий, можно рас сматривать совокупность звезд как звездный газ, относить инерционное движение к системе отсчета, в которой этот газ неподвижен, и считать действие этого газа причиной сил инерции.
1См. очерк «Эйнштейн и Бор», § 9 «Сннт*8», стр. 330—
347,
453
Мах отказался от понятия абсолютного простран ства. Пример Ньютона — во вращающемся ведре вода под влиянием центробежных сил поднимается к краям, в неподвижном ведре она не испытывает воз действия этих сил — Мах объясняет, исходя из от носительности всякого движения. «Опыт Ньютона с вращающимся сосудом показывает то, что относи тельное вращение воды по отношению к стенкам со суда не пробуждает заметных центробежных сил, но что эти последние пробуждаются относительным вра щением по отношению к массе Земли и остальным небесным телам» *.
Инерция, продолжает Мах, отнесена к неподвиж ным звездам, вообще к совокупности тел, образую щих мир: «если мы говорим, что тело сохраняет свое направление и скорость в пространстве, то в этом заключается только краткое указание на то, что при нимается во внимание весь мир»2. Эта фраза долж на быть интерпретирована как переход от совокуп ности дискретных тел, образующих Вселенную, к на тянутому на эти тела пространству, к системе отсчета, в которой неподвижен звездный газ.
Эквивалентны ли такая система и система, в ко торой неподвижно ведро с поднявшейся к его краям водой?
Эквивалентность систем — относительное понятие: системы эквивалентны, если при переходе от одной из них к другой некоторые соотношения не изменя ются. Но у Маха нет понятия нетождественного пре образования систем отсчета; в отличие от эквивалент
1 Э . Ма х . Механика. Историко-критический очерк ее
развития. СПб., 1909, стр. 194,
• Там ж е.
454
ности двух систем, от ковариантности некоторых закономерностей по отношению к преобразованию систем отсчета Мах говорит о тождестве физического содержания двух картин.
Ньютон утверждал, что при вращении ведра цент робежные силы появятся, а при вращении мира во круг ведра они не появятся.
«Можем ли мы удержать неподвижным сосуд с водой Ньютона, заставить вращаться небо неподвиж ных звезд и тогда доказать отсутствие центробежных
сил?» — спрашивает Мах. |
|
|
||||
«Опыт |
этот |
неосуществим,— отвечает он,— сама |
||||
мысль |
о |
нем |
не |
имеет |
никакого |
смысла, ибо |
оба случая чувственно не |
могут быть отличены |
|||||
друг |
от |
друга. |
Я |
считаю |
поэтому |
оба случая |
за один и тот же случай и различение Ньютона за иллюзию»
Понятия тождественности и ковариантности име ют, очевидно, различный смысл. В случае тождест венности физического содержания двух представле ний их различие остается чисто субъективным, оно не подкрепляется возможностью эксперимента, речь идет о двух описаниях одной и той же объективной ситуации. В случае ковариантности физическим смыслом обладает и само преобразование, изменение преобразуемых параметров; вопрос состоит в том, изменяются ли некоторые физические законы при реальном mutatls mutandis, при реальном переходе от одной системы отсчета к другой системе отсчета. Это отнюдь не мысленный переход, это ряд измери тельных операций, при которых объект реально со прикасается с тем или иным градуированным телом1
1 Там же, стр. 199,
455
отсчета. Переход от одного тела отсчета к другому — это эксперимент; преобразованию, изменению систе мы отсчета, переходу от одной системы отсчета к другой соответствует эксперимент, который демон стрирует сохранение некоторых физических соотно шений при изменении других, иначе говоря, кова риантность тех или иных законов. У Маха же такой переход — не эксперимент, он не меняет ничего в мире.
Какая позиция по отношению к принципу Маха вытекала из наиболее общих идей Эйнштейна?
Эйнштейн называл программой Ньютона класси ческий идеал науки — такое каузальное описание мира, в котором все объясняется взаимодействием тел, в свою очередь зависящим от их положения, от пространственного распределения масс и от их ско ростей. Чтобы выполнить эту программу (ей проти воречило абсолютное пространство как причина сил инерции), нужно было отказаться от основ ньюто новой механики. Общая теория относительности ка залась выполнением программы Ньютона, но впо следствии выяснилось, что она не укладывается в эти рамки и это связано с ее полевым характером. Обобщение классической теории поля Эйнштейн на зывал программой Максвелла. Программа Ньютона и программа Максвелла оказались несогласуемыми без ряда совершенно новых понятий, которые позволили явственно продемонстрировать несовместимость принципа Маха и последовательного обобщения по левой концепции.
В пределах программы Ньютона разграничение понятий тождественности физической ситуации и ко вариантности физических закономерностей теряет значение. С точки зрения этой программы во Вседец-
459
ной существует в каждый момент некоторая конфи гурация качественно неизменных, неисчезающих, тождественных себе тел и любой процесс, в том чис ле любой эксперимент, меняет эту конфигурацию. Изменяются некоторые расстояния между телами и это в последнем счете единственный реальный про цесс в природе. При переходе от одной системы от счета к другой этот процесс не меняется. Никаких других реальных процессов, помимо изменения от носительных положений тел, не может быть; если не изменилась конфигурация тел, значит, вообще ничего не произошло. Поэтому и ковариантность закономерностей, обнаруживаемых в двух ситуа циях, становится тривиальной: двух ситуаций нет, существует лишь одна, тождественная себе ситуа ция.
Иначе складывается дело в рамках программы Максвелла. Возникновение тяготения в системе, ко торой мы приписали неподвижность, можно сравнить с появлением магнитного поля, когда мы представ ляем электрическое поле в качестве движущегося, или с появлением электрического поля при переходе к системе, в которой движется магнитное поле. В 1914 г. в статье «Формальные основы общей тео рии относительности» Эйнштейн говорил об эквива лентности гравитационных сил в неподвижной систе
К
ме |
|
К ' , |
|
с ускорением, |
и сил инерции в движущейся |
||||
например вращающейся системе |
|
и затем преобра |
||
зовывал системы отсчета так, |
чтобы |
неподвижной |
считалась система К ’ . Поскольку эффекты тяготения и инерции одни и те же, мы не получим каких-либо новых явлений, но получим иное объяснение уско рений, которые ранее объяснялись центробежными
рилами,
457
«Отсюда следует,— продолжает Эйнштейн,— что мы имеем все основания рассматривать вращающую ся систему К ' как покоящуюся и интерпретировать поле центробежных сил как некоторое гравитацион ное поле. Эта интерпретация напоминает положение дел в специальной теории относительности, когда пондеромоторная сила, действующая на движущую ся в магнитном поле электрическую массу, истолко вывается как действие на эту массу электрического поля, которое с точки зрения движущейся вместе с ней системы отсчета присутствует в месте располо жения заряда» *.
Возможно ли с помощью подобных полевых по нятий обойтись без отдаленных масс как источников поля сил инерции, как тел, притягивающих воду к краям вращающегося ведра? Можно ли отказаться от воздействия отдаленных масс при объяснении сил инерции? Можно ли в теории тяготения, ускоренного движения и сил инерции ссылаться на процессы, не сводимые к изменению пространственного располо жения масс и вместе с тем не относить ускоренное движение к самому пространству?
В сущности, именно такова тенденция общей тео рии относительности. В этой теории гравитационное иоле зависит от десяти компонент тензора энергииимпульса. Последний описывает распределение энер гии, средоточия энергии — всю совокупность аген тов, воздействующих на кривизну пространства-вре мени. Иногда задают вопрос, может ли вызвать вращение однородного шара или кольца какой-либо физический эффект, ведь такое вращение не ме-1
1 А. |
Э й н ш т е й н . Собранна научных трудов, т. I, |
М„ |
1965, стр. 328. |
458