Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шении температуры и скорости деформации наблюдается обрат­ ная картина. Чем выше вязкость смазки, тем больше стартовое усилие при пуске механизма в работу, сопротивление в узле тре­ ния, а также гидравлические потери в мазепроводах при подаче ее к узлам.

Величину вязкости смазок njf определяют при помощи авто­ матического капиллярного вискозиметра и вычисляют по формуле

где т — напряжение сдвига, дин/см2;

с -’ .

D — средняя скорость деформации,

Стабильность — обобщающий термин,

характеризующий плав­

ление, коллоидную и химическую стабильность, водоустойчивость и испаряемость смазок.

При нагреве смазки размягчаются, плавятся или расслаива­ ются, вследствие чего вытекают из узлов или сползают с поверх­ ностей. О плавлении их принято судить по температуре каплепадення, т. е. температуре, при которой падает первая капля смазки из капсюлы прибора, нагреваемого в стандартных условиях. По этому показателю можно определить принадлежность смазки к тому или иному виду или марке. Он условно характеризует также верхний температурный предел работоспособности смазки. Счи­ тается, что ее можно использовать, если рабочая температура узла на 15—20° С ниже температуры каплепадения.

При длительном хранении и в процессе применения консистен т­ ных смазок наблюдается выделение из них жидкой фазы. Это яв­ ление носит название синерезис. Оно происходит в результате по­ степенного длительного изменения структурных форм, приводяще­ го к частичному разрушению структурного каркаса. Способность смазок сопротивляться синерезису называется коллоидной ста­ бильностью. Смазки, содержащие небольшое количество загусти­ теля и изготовленные на маловязких маслах, наиболее склонны к выделению жидкой фазы. Синерезис приводит к ухудшению экс­ плуатационных свойств смазок, на их поверхности образуется корка. Смазки, обладающие недостаточной коллоидной стабиль­ ностью, нельзя хранить в течение длительного времени.

Устойчивость смазок против воздействия кислорода воздуха и других веществ во время работы и хранения характеризует их химическую стабильность.

Окисление их сопровождается образованием продуктов уплот­ нения, коррозионных веществ, а углубление процесса приводит к разрушению структуры и разделению смазки на жидкую и твер­ дую фазы. Химическая стабильность зависит от свойств составных частей смазок и внешних факторов. Смазки с мыльными загусти­ телями менее стабильны, чем углеводородные, а фторуглеродные отличаются очень высокой химической стабильностью. Для повы­


шения стабильности к смазкам добавляют антнокпслительные присадки.

Стабильность смазок оценивается путем окисления их при вы­ соких температурах в присутствии катализатора. О стабильности судят по кислотному числу и количеству осадка после окисления.

Коррозионность смазок обусловливается наличием органиче­ ских кислот или свободных щелочей. Органические кислоты со­ держатся в смазках, а также образуются при окислении их в про­ цессе применения. Свободные щелочи появляются в результате введения их в избытке при изготовлении смазок.

Коррозионность смазок оценивается путем испытания на кор­ розию шлифованых металлических пластинок в стандартных усло­ виях.

Испаряемость смазок связана с улетучиванием из них наибо­ лее легких фракций масла, что приводит к ухудшению их пластич­ ности и других эксплуатационных свойств.

Под водоустойчивостью понимается способность смазок проти­ востоять воздействию влаги. Водоустойчивость их в основном свя­ зана с типом и свойствами загустителя. Особенно чувствительны к влаге смазки, изготовленные на натриевом мыле.

Водоустойчивость смазки можно оценить растиранием ее ко­ мочка пальцами в присутствии воды. Неводостойкие смазки хо­ рошо мылятся и смываются, а водостойкие не разрушаются водой.

Защитные свойства смазок характеризуют их способность пре­ дохранять смазанные поверхности металлов и других материалов от коррозии под действием различных коррозионных агентов: во­ ды, химически активных жидкостей, их паров, газов и т. п. Многие смазки создают на поверхности металлов прочный защитный слой, препятствующий проникновению к ней коррозионных вещестз. Некоторые смазки обладают способностью поглощать и нейтрали­ зовать коррозионные вещества или пассивировать металлические поверхности защищаемых деталей.

Для уменьшения сползания п сохранения на поверхности ме­ таллов защитного слоя, смазки должны иметь достаточный предел прочности и обладать хорошими адгезионными свойствами (прилипаемостью), которые можно улучшить путем добавления спе­ циальных присадок (МНИ-3, МНИ-7 и др.).

Сорта и применение смазок

Консистентные смазки в основном классифицируются по типу загустителя и области применения.

В зависимости от загустителя смазки подразделяют на мыль­ ные, углеводородные, неорганические и органические. При изго­ товлении смазок используют мыла, полученные на базе раститель­ ных масел или синтетических жирных кислот. Первые называются жировыми, а вторые — синтетическими.

314


По области применения смазки делятся на антифрикционные, защитные и уплотнительные.

Ниже приведены смазки, используемые при эксплуатации ав­ тотракторной техники и дорожно-эксплуатационных машин.

Солидолы жировые и синтетические, являются кальциевыми смазками, полученными на базе индустриальных масел. Солидолы жировые выпускают трех марок УС-1, УС-2, УС-3, а синтетические двух — солидол «С» и пресс-солидол. Солидолы обладают хоро­ шей коллоидной стабильностью и высокой влагостойкостью, рабо­ тоспособны в диапазоне температур от —30 до +50° С. Они пред­ назначены для узлов трения ходовой части и механизмов управ­ ления автомобилей, тракторов, тягачей, танков и других машин.

Консталины получают путем загущения индустриальных масел натриевыми мылами. Выпускают две марки консталиноз УТ-1 и УТ-2, отличающихся по температуре каплепадения. Консталины обеспечивают смазку узлов при высокой температуре (до +130° С), но в связи с большой вязкостью ограниченно работоспособны при низкой. Основным недостатком этих смазок является низкая вла­ гостойкость, причем они способны поглощать влагу из воздуха. По этой причине консталины используют в закрытых узлах тре­ ния, исключающих контакт с водой.

Консталинами смазывают подшипники ступиц колес автомоби­ лей и другие подобные узлы трения машин.

Смазки 1-13 (жировая) и ЯНЗ-2 (синтетическая) готовят пу­ тем загущения индустриальных масел комплексным натриевокальциевым мылом. Их применяют в тех же узлах трения, что и консталины.

Смазка графитная УСс-А кальциевая синтетическая получает­ ся на базе масла циндрового 11 с добавлением 10% коллоидного графита. Она предназначена для смазывания рессор автомобилей, подвесок тракторов, лебедок, резьб домкратов и других тяжело нагруженных механизмов.

Смазка автомобильная AM готовится путем загущения дистил­ лята автомобильного масла натриевым мылом и добавлением ка­ нифоли. Она используется в шарнирах поворотных цапф передних ведущих мостов автомобилей.

Смазка ЦИАТИМ-201, полученная путем загущения масла МБП стеаратом лития, работоспособна в широком диапазоне тем­ ператур (от —50 до +90°С). Она применяется для подшипников качения и скольжения, приборов электрооборудования и водяного насоса автомобилей и других машин.

Для предохранения неокрашенных металлических поверхно­ стей машин, агрегатов, приборов и деталей от коррозии исполь­ зуют защитные смазки, описание которых дано в главе 11.


 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

А л е к с е е в

 

В.

 

Н.,

К у в a ii ц е в

II.

Ф.

Автотракторные неметалличе­

ские материалы. «Транспорт», 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

А и и с к н н

Л .

Т.,

К в и т

к о

X.

Д„

К о р о л е в

Р. А. Воздухообогрез

автомобилей при безгараж ном содерж ании

зимой.

Челябинск,

Ю жн.-Уральское

изд-во, 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Б а б к о в В.

Ф.

и

др.

Д орож ны е

условия

и режим движения

автом о ­

билей. «Транспорт», 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Б а б у ш к и н

И.

Н., С е р о в

А.

В. Техническая

эксплуатация

и

рем.очт

оборудования лесопромышленных

предприятий. « Л есная

промышленность». 1971.

5.

Б а з о в с к и й

И. Н адежность.

Теория

н практика. «Мир»,

1965.

 

6.

Б о г о л ю б о в

Б.

Н. и др. Техническая эксплуатация машин инж енер­

ного вооружения. ВИА, 1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дорож ны х m i -

7.

Б о г о л ю б о в

 

Б.

Н., М а л ы г и н

А.. .А. Износ

деталей

шин и

его влияние

на

срок

службы. «Строительные и дорож ны е

машины». № I.

1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Б о р и с о в

М. И. Организация

заправки

и

смазки

автомобилей. « Т ранс­

порт»,

1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Б а р з и л о в и ч

Е.

Ю.,

К а ш т а н о в

В. А. Н екоторые математические

вопросы теории обслуж ивания сложных систем. «Советское

радио»,

1971.

 

10t

Б о у д е н

Ф.

П.,

Т е н б и р

Д .

 

Трение

и

смазка

твердых

тел. «Ман'н-

ностроение», 1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П . В о й с к

р а н ц

 

В.

М.

Особенности

эксплуатации

 

землеройных

улшни

в Средней Азии. Фрунзе, «Киргизстан», 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

В е д е н к и н

С. Г. и др. Защита металлоизделий от коррозии пш; дли­

тельной консервации. «Металлургия», 1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

В е л и к о в с к и н

Д . С. и др. Консистентные смазки. «Химия»,

1966.

14.

В е р з а к о в

Г.

Ф.

и др.

Введение

в

техническую

диагностику. «Энер­

гия», 1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

15.

В е т р о в

Ю. А. И знаш ивание

экскаваторны х зубьев

как

ф актор

сопро­

тивления грунтов резанию. Сборник «Повышение износостойкости и срока

с л у ж ­

бы машин». Киев, изд-во АН УССР, 1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Влияние

основных

факторов

 

на

 

использование

строительных

матпйн

в различных условиях эксплуатации. «Стройиздат», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Влияние технического обслуж ивания и

ремонта

на

качество,

надеж ность

и долговечность

работы

сельскохозяйственной

техники.

Л ениздат, 1968.

 

18.

В о л к о в

Ю. В. Долговечность

машин,

работаю щ их

в

абразивной

среде.

«Машиностроение»,

1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

В о р о б е й

А. К. Новое

в

организации

технического обслуж ивания и ре­

монта автомобилей.

И зд-во И Н Т И

Госплана

Б С С Р ,

1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Г а р к а в и

Н.

Г.

Э ксплуатация

средств

технического

вооружения, ж е ­

лезнодорож ны х и автодорож ны х

войск. ВАТТ,

1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

316


21.

Г о в о р у щ е н к о

Н. Я. Основы

эксплуатационной

диагностики автомо­

билей. Изд-во Харьковского университета, 1967.

 

22.

Г о в о р у щ е н к о

Н.

Я. Основы

теории эксплуатации автомобилей.

Киев, изд-во «Вшца школа», 1971.

и

специальные

жидкости. Под ред.

23.

Горючее, смазочные

материалы

Гу л и н а Е. И., ВАТТ. 1972.

24.Диагностирование технического состояния приводов и тормозов строи­

тельных машин. Стройиздат, 197^.

оценка

автомобиль­

25. 3 о л о т а р ь И. А. и др. Военно-эксплуатационная

ных дорог, ВАТТ, 1970.

газовые

излучатели.

26. И ц и к с о н Б. С., Д е н и с о в Ю. Л. Инфракрасные

«Недра», 1969.

струйной

мойки грузовых

27. К о ж е м я к и н А. В. Исследование процессов

автомобилей. Тезисы докладов XXIV научно-исследовательской конференции

МАДИ. 1968.

режущих

рабочих

органов

28. К о л е с о в В. Г. Определение долговечности

землеройных машин. «Строительные и дорожные машины», № 9, 1963.

 

29. К о л м а к о в В. М. Эксплуатационная надежность строительных

машин.

Киев. КИСИ, 1971.

 

 

 

30.Консервация машин, оборудования, приборов, инструмента и запчастей. Институт информации по машиностроению, 1968.

31.К р а с и о я р с к и й В. В. и др. Коррозия и защита металлов. «Метал­

лургия», 1969.

Ю. И. Влияние

климата на надежность машин и ме­

32. К р и ч е в с к и й

ханизмов. Минск, изд-во «Наука и техника», 1968.

 

33.

К р о м а р е н к о

Г. В. Техническое обслуживание автомобилей. «Транс­

порт».

1968.

 

эксплуатационной

надежности автомо­

34.

К у з н е ц о в Е. С. Исследование

билей. «Транспорт», 1969.

М., К у ш е в Е.

Техника высоких

широт. «Известия»,

35.

Л а в р е н т ь е в

1967. X» 24.

 

 

 

36.Л а з е б н и к о в М. Г. и др. Эксплуатация автомобилей в условиях жар­ кого климата и песчано-пустынной местности. «Транспорт», 1969.

37.Л о с а в и о Г. С. Пуск автомобильных двигателей без разогрева. «Транс­ порт». 1965.

38. Л ь в о в

П. Н. Расчет абразивной износостойкости.

«Вестник

машино­

строения», № 7, 1959.

 

 

 

 

системы

ремонта

39. Л у й к И. А. Надежность планово-предупредительной

машин. «Строительные и дорожные машины», № 12, 1965.

 

в вагонах (спра­

40.

М а л о в

А. Д. и др. Размещение и крепление грузов

вочник). «Транспорт», 1970.

 

 

 

 

 

 

41.

Материалы по изучению и обобщению опыта работы агрегатов техниче­

ского ухода и авторемонтных мастерских. Изд-во ГосНИТИ,

1968.

 

 

42.

М а щ е н к о

А. Ф., М е д в е д е в

В. И. Основы технического обслужива­

ния автомобилей. «Транспорт», 1969.

 

технического

состояния

 

43|.

Ми рош н и к о в

Л. В. Диагностика

автомо­

билей. «Высшая школа», 1967.

технической эксплуатации

автомобилей.

44.

М и р о ш н и к о в

Л. В. Основы

«Высшая школа», 1966.

У в а р о в В. Н. Вероятностные

методы

решения за­

45.

Н о в и к о в

О. А.,

дач автомобильного транспорта. «Транспорт», 1969.

 

 

 

 

46.

Нормы погрузки воинских грузов на

автомобили

и

прицепы.

Воениз-

дат, 1968.

Б. В. Кибернетические

методы технической диагностики. «Ма­

47.

П а в л о в

шиностроение», 1966.

 

 

эксплуатационные

материалы. «Транс­

48.

П а в л о в

В. П. Автотракторные

порт»,

1969.

 

 

 

маслозаправочные

станции

для смазки

49.

Передвижные механизированные

строительных машин. Изд-во ГИНТИ по строительству, 1967.

317