Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

верхности металла (сплава) защитной пленки, предохраняющей его от контакта с коррозионными веществами. Присадки этого ти­ па при достаточной концентрации их в маслах обладают способ­ ностью восстанавливать защитную пленку при ее механическом или химическом разрушении.

Эффективность использования масла зависит и от таких его качественных показателей, как испаряемость, содержание механи­ ческих примесей и воды.

В процессе работы двигателей происходит частичное испарение легких фракций масел, что приводит к некоторому повышению их вязкости и увеличению расхода. О наличии в масле легких фрак­ ций углеводородов судят по температуре вспышки, которая для свежих автотракторных и дизельных масел лежит в пределах

170—220° С.

К механическим примесям относятся все твердые вещества, по­ падающие в масла при нарушении правил приема, хранения и вы­ дачи, а также при эксплуатации техники. В масло могут попасть пыль, песок, ржавчина, волокна и т. и. Наличие в масле абразив­ ных частиц приводит к усиленному износу трущихся деталей. В маслах с присадками допускается небольшое количество примесей неабразивного характера.

По зольности судят о содержании в масле, солей органических и минеральных кислот, других минеральных примесей, а также зольных присадок. Для масел без присадок зольность характери­ зует степень их очистки и не должна превышать определенной ве­ личины. Зольность масел с присадками свидетельствует о содер­ жании этих присадок в масле и не должна быть меньше стандарт­ ной нормы.

Вода в маслах может быть в растворенном состоянии или в ви­ де'эмульсии. Вода способствует образованию осадкой, вымывает присадки, усиливает коррозионность масла и приводит к его вспе­ ниванию.

Стандартами на масла предусматривается отсутствие в них во­ ды. Однако допускаются следы воды (не более 0,03%) в летний период эксплуатации.

Сорта и применение масел

При эксплуатации автомобилей, тягачей, тракторов, дорожноэксплуатационных машин и другой военной техники используют

довольно широкий ассортимент смазочных масел,

различающих­

ся ’ по назначению, исходному сырью, технологии

производства,

типу и содержанию присадок. Основную часть масел по объему потребления и ассортименту составляют моторные и трансмисси­ онные масла.

Для эксплуатации автотракторных карбюраторных двигателей применяют автомобильные масла. Их вырабатывают из дистилля­ тов малосернистых и сернистых нефтей путем селективной и кис- лотно-контактной очистки.

3 0 9



Из

малосернистых нефтей

получают

масла

марок: АСп-6

6 Б,),

АКЗ„-6 (М6Б0,-ACn-10

(MlOBj, АКп-10 (М10Б,) АКЗи-10

(МЮЕ^- В них содержится от 5 до 10%

многофункциональных

присадок АзНИИ-8 у или СБ-3 и СК-3.

марок:

АС-6 6Б 1),

Из сернистых нефтей производят масла

АС-10 (М10Б[), АС-8 8Б 1), АСЗп-10 (М10Б,АЗ).

К маслам до­

бавляют многофункциональные присадки ВНИИНП-360 и ДФ-1 или композиции присадок СБ-3 и ДФ-11 в количествах 3,5—5,0%.

В зимние

масла, кроме того, в е о д я т

депрессаторы: АзНИИ,

АзНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК-0,4 — 1,0%.

 

 

Буквы в маркировке масел по старой классификации означа­

ют: А — автомобильные, С — селективной

очистки, К — кислотно­

контактной

очистки, 3 — загущенное, „ — содержит

многофунк­

циональную

присадку; а цифры — величину вязкости

при 100° С

в сСт. В скобках указана маркировка масел по новой классифи­ кации.

Масла с вязкостью 6 сСт применяют для рядных автотрактор­

ных карбюраторных двигателей

в зимний

период

эксплуатации,

а 10 сСт — в летний. Масло

АКЗ„-10

является

всесезонным.

Масла АС-8 и АСЗ„-10 применяют для новых V-образных карбю­ раторных двигателей в течение круглого года.

Дизельные масла для автотракторных и мощных форсирован­ ных дизелей вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей.

Из малосернистых нефтей получают масла Д п-8 , Д „ - 1 1 и Д„-14. Основа их представляет собой смесь высококачественных дистил­ лятов и остаточных продуктов селективной пли кислотно-контакт­ ной очистки. В масла добавляют многофункциональные присадки ЦИАТИМ-339, АзНИИ-7, ИХП-3 или композицию присадок.

Из сернистых нефтей вырабатывают масла ДС-8 8 Б2), ДС-8

8 Во), ДС-11 (М10Б2), М12Б2, М14Б2) М10В2; М12В2, М8 Г2,

М10Г2 и др. Основу масел из сернистых нефтей получают смеше­ нием дистиллятов и остаточных компонентов селективной фе­ нольной очистки.

В масла подгруппы Б2 вводят многофункциональные присадки ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, ИХП-3, МНИИП-22К. а подгрупп В2 и Г2—композиции присадок: ВНИИНП-360, ПМС, ДФ-11, Л36/9, ПМС-200А и другие. Зимние сорта масел, кроме этого, со­ держат депрессаторы АзНИИ или АзНИИ-ЦИАТИМ-1.

Дизельные масла с вязкостью 8 сСт при 100° С применяют для быстроходных автотракторных дизелей в зимний период эксплуа­

тации,

а с вязкостью 11 сСт —летом. Масла с вязкостью 14 сСт

используют при эксплуатации двигателей тепловозов

и кораблей

в течение всего года, а тракторных — летом.

В-12, Д-12,

Для

мощных форсированных дизелей типа В-2,

В-ЗОБ и др. выпускают масло МТ-16п. Базовое масло получают из остаточных компонентов эмбенских или сернистых нефтей пу­ тем селективной или комплексной очистки. Для улучшения экс­ плуатационных свойств в основу добавляют одну из многофунк-

310


цио.нальных присадок ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, МНИИП-22к и. кроме того, депрессорную АзНИИ-ЦИАТИМ-1 и антипенную ПМС-200А.

Для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей,тракторов, до­ рожно-эксплуатационных и других машин служат трансмиссион­

ные масла.

Основной особенностью условий применения масел в транс­ миссиях, представляющих собой различные зубчатые передачи, является наличие высоких нагрузок на зубья в местах контакта. В обычных передачах они достигают 20 тыс. кгс/см2, а в гипоид­ ных—40—50 тыс. кгс/см2. Для защиты зубьев от износа транс­ миссионные масла должны обладать высокими противоизноскыми свойствами. С этой целью к ним добавляют специальные присадки.

Трансмиссионные масла для автотракторных трансмиссий вы­ пускают следующих марок: нигрол, ТАп-10, ТАп-15, ТАп-15В) ТС-Ю-ОТП, ТСп-14, ТС-Нгип.

Нигрол представляет собой высоковязкнй остаток прямой пе­ регонки нефти. Масла ТАп-10 и ТАп-15 получают путем разбав­ ления нигрола дизельным топливом и добавлением присадок

ЭЗ-5 или Л36/9. Основу остальных масел получают разбавлением

экстракта

селективной очистки масел маловязким компонентом.

В масла

ТАп-15в, ТС-Ю-ОТП, ТСп-14 вводят присадку ОТП, а в

ТС-14гип

— хлорэф-40.

Масла с вязкостью 14—15 сСт при 100° С применяют всесезон­ но для обычных автотракторных трансмиссий, за исключением се­ верных районов, где используют масла с вязкостью 10 с.Ст. Масло ТС-14гип предназначено для гипоидных передач новых автомо­ билей.

КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ

Назначение и состав смазок

Консистентные смазки представляют .собой пластичные мазе­ образные смазочные материалы. Их применяют для открытых, трудногерметизируемых узлов трения, в которых не удерживает­ ся жидкое масло, и узлов трения с ограниченным доступом к ним; для защиты металлических поверхностей от коррозии и уплотне­ ния сальников, штуцеров, кранов и других деталей топливных, масляных, воздушных, газовых и водяных систем. Эти смазки можно использовать в узлах трения с очень высокими температу­ рами и нагрузками.

Смазки состоят из жидкой фазы (дисперсионной среды) и за­ густителя (дисперсной фазы). Жидкую фазу большинства смазок составляют различные нефтяные масла и только смазки, приме­ няемые в особо жестких условиях (высокие температуры, контакт с химически-активными веществами), готовят на базе синтетиче­ ских продуктов (полисилосаны, фторуглероды и т. п.). Загустите-

311


лямп основных видов смазок являются мыла—соли органических

кислот (Са, Na,

Li, А1 и др.), для некоторых — твердые углеводо­

роды (парафин,

церезин и петролатум), а в отдельных смазках —

высокомолекулярные продукты органического синтеза и другие вещества

Консистентные смазки представляют собой структурные колло­ идные системы. Загуститель образует в смазке пространственный структурный каркас, удерживающий внутри своих ячеек жидкое масло. Структура смазок после механического разрушения восста­ навливается благодаря молекулярному взаимодействию ее частиц. Этим и обусловливается пластичность смазок.

Крпме основных компонентов, в смазки вводят стабилизаторы коллоидной системы (высшие спирты, глицерин, вода и др.) и присадки, улучшающие их свойства.

Свойства смазок

Эксплуатационные свойства консистентных смазок условно подразделяют на упруго-пластичные, характеризующие стабиль­ ность, и защитные.

Упруго-пластичные свойства смазок в основном определяются пределом прочности и вязкостью.

Пределом прочности смазки называют минимальное напряже­ ние сдвига, при котором происходит разрушение ее структурногокаркаса. Он характеризует способность смазок удерживаться в уз­ лах трения и не сбрасываться под действием центробежных сил с вращающихся деталей, а также на вертикальных и наклонных поверхностях. Предел прочности смазки определяют с помощью пластометра путем замера давления, при котором происходит сдвиг ее столбика в капилляре, и выражают в г/см2. Величину его вычисляют по формуле

 

Р Г

т,= -4-1000,

1

г I

где Р — давление, при котором

происходит сдвиг смазки в капил­

ляре, кгс/см2;

 

г — радиус капилляра, см;

 

I — длина капилляра, см.

Предел прочности в основном зависит от содержания в смазке загустителя, его свойств и температуры. При увеличении концент­ рации загустителя он возрастает, а при повышении температуры — сильно уменьшается. Для большинства консистентных смазок пре­ дел прочности нормируется при 50° С.

Вязкость консистентных смазок изменяется не только в зави­ симости от температуры, но также и от скорости деформации ее слоев. Поэтому для них введено понятие «эффективная вязкость». Повышение вязкости исходного масла и увеличение концентрации загустителя приводит к возрастанию вязкости смазки. При повы­

312