Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
верхности металла (сплава) защитной пленки, предохраняющей его от контакта с коррозионными веществами. Присадки этого ти па при достаточной концентрации их в маслах обладают способ ностью восстанавливать защитную пленку при ее механическом или химическом разрушении.
Эффективность использования масла зависит и от таких его качественных показателей, как испаряемость, содержание механи ческих примесей и воды.
В процессе работы двигателей происходит частичное испарение легких фракций масел, что приводит к некоторому повышению их вязкости и увеличению расхода. О наличии в масле легких фрак ций углеводородов судят по температуре вспышки, которая для свежих автотракторных и дизельных масел лежит в пределах
170—220° С.
К механическим примесям относятся все твердые вещества, по падающие в масла при нарушении правил приема, хранения и вы дачи, а также при эксплуатации техники. В масло могут попасть пыль, песок, ржавчина, волокна и т. и. Наличие в масле абразив ных частиц приводит к усиленному износу трущихся деталей. В маслах с присадками допускается небольшое количество примесей неабразивного характера.
По зольности судят о содержании в масле, солей органических и минеральных кислот, других минеральных примесей, а также зольных присадок. Для масел без присадок зольность характери зует степень их очистки и не должна превышать определенной ве личины. Зольность масел с присадками свидетельствует о содер жании этих присадок в масле и не должна быть меньше стандарт ной нормы.
Вода в маслах может быть в растворенном состоянии или в ви де'эмульсии. Вода способствует образованию осадкой, вымывает присадки, усиливает коррозионность масла и приводит к его вспе ниванию.
Стандартами на масла предусматривается отсутствие в них во ды. Однако допускаются следы воды (не более 0,03%) в летний период эксплуатации.
Сорта и применение масел
При эксплуатации автомобилей, тягачей, тракторов, дорожноэксплуатационных машин и другой военной техники используют
довольно широкий ассортимент смазочных масел, |
различающих |
ся ’ по назначению, исходному сырью, технологии |
производства, |
типу и содержанию присадок. Основную часть масел по объему потребления и ассортименту составляют моторные и трансмисси онные масла.
Для эксплуатации автотракторных карбюраторных двигателей применяют автомобильные масла. Их вырабатывают из дистилля тов малосернистых и сернистых нефтей путем селективной и кис- лотно-контактной очистки.
3 0 9
Из |
малосернистых нефтей |
получают |
масла |
марок: АСп-6 |
(М6 Б,), |
АКЗ„-6 (М6Б0,-ACn-10 |
(MlOBj, АКп-10 (М10Б,) АКЗи-10 |
||
(МЮЕ^- В них содержится от 5 до 10% |
многофункциональных |
|||
присадок АзНИИ-8 у или СБ-3 и СК-3. |
марок: |
АС-6 (М6Б 1), |
||
Из сернистых нефтей производят масла |
||||
АС-10 (М10Б[), АС-8 (М8Б 1), АСЗп-10 (М10Б,АЗ). |
К маслам до |
бавляют многофункциональные присадки ВНИИНП-360 и ДФ-1 или композиции присадок СБ-3 и ДФ-11 в количествах 3,5—5,0%.
В зимние |
масла, кроме того, в е о д я т |
депрессаторы: АзНИИ, |
|
АзНИИ-ЦИАТИМ-1, АФК-0,4 — 1,0%. |
|
|
|
Буквы в маркировке масел по старой классификации означа |
|||
ют: А — автомобильные, С — селективной |
очистки, К — кислотно |
||
контактной |
очистки, 3 — загущенное, „ — содержит |
многофунк |
|
циональную |
присадку; а цифры — величину вязкости |
при 100° С |
в сСт. В скобках указана маркировка масел по новой классифи кации.
Масла с вязкостью 6 сСт применяют для рядных автотрактор
ных карбюраторных двигателей |
в зимний |
период |
эксплуатации, |
а 10 сСт — в летний. Масло |
АКЗ„-10 |
является |
всесезонным. |
Масла АС-8 и АСЗ„-10 применяют для новых V-образных карбю раторных двигателей в течение круглого года.
Дизельные масла для автотракторных и мощных форсирован ных дизелей вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей.
Из малосернистых нефтей получают масла Д п-8 , Д „ - 1 1 и Д„-14. Основа их представляет собой смесь высококачественных дистил лятов и остаточных продуктов селективной пли кислотно-контакт ной очистки. В масла добавляют многофункциональные присадки ЦИАТИМ-339, АзНИИ-7, ИХП-3 или композицию присадок.
Из сернистых нефтей вырабатывают масла ДС-8 (М8 Б2), ДС-8
(М8 Во), ДС-11 (М10Б2), М12Б2, М14Б2) М10В2; М12В2, М8 Г2,
М10Г2 и др. Основу масел из сернистых нефтей получают смеше нием дистиллятов и остаточных компонентов селективной фе нольной очистки.
В масла подгруппы Б2 вводят многофункциональные присадки ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, ИХП-3, МНИИП-22К. а подгрупп В2 и Г2—композиции присадок: ВНИИНП-360, ПМС, ДФ-11, Л36/9, ПМС-200А и другие. Зимние сорта масел, кроме этого, со держат депрессаторы АзНИИ или АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Дизельные масла с вязкостью 8 сСт при 100° С применяют для быстроходных автотракторных дизелей в зимний период эксплуа
тации, |
а с вязкостью 11 сСт —летом. Масла с вязкостью 14 сСт |
|
используют при эксплуатации двигателей тепловозов |
и кораблей |
|
в течение всего года, а тракторных — летом. |
В-12, Д-12, |
|
Для |
мощных форсированных дизелей типа В-2, |
В-ЗОБ и др. выпускают масло МТ-16п. Базовое масло получают из остаточных компонентов эмбенских или сернистых нефтей пу тем селективной или комплексной очистки. Для улучшения экс плуатационных свойств в основу добавляют одну из многофунк-
310
цио.нальных присадок ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360, МНИИП-22к и. кроме того, депрессорную АзНИИ-ЦИАТИМ-1 и антипенную ПМС-200А.
Для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей,тракторов, до рожно-эксплуатационных и других машин служат трансмиссион
ные масла.
Основной особенностью условий применения масел в транс миссиях, представляющих собой различные зубчатые передачи, является наличие высоких нагрузок на зубья в местах контакта. В обычных передачах они достигают 20 тыс. кгс/см2, а в гипоид ных—40—50 тыс. кгс/см2. Для защиты зубьев от износа транс миссионные масла должны обладать высокими противоизноскыми свойствами. С этой целью к ним добавляют специальные присадки.
Трансмиссионные масла для автотракторных трансмиссий вы пускают следующих марок: нигрол, ТАп-10, ТАп-15, ТАп-15В) ТС-Ю-ОТП, ТСп-14, ТС-Нгип.
Нигрол представляет собой высоковязкнй остаток прямой пе регонки нефти. Масла ТАп-10 и ТАп-15 получают путем разбав ления нигрола дизельным топливом и добавлением присадок
ЭЗ-5 или Л36/9. Основу остальных масел получают разбавлением |
|
экстракта |
селективной очистки масел маловязким компонентом. |
В масла |
ТАп-15в, ТС-Ю-ОТП, ТСп-14 вводят присадку ОТП, а в |
ТС-14гип |
— хлорэф-40. |
Масла с вязкостью 14—15 сСт при 100° С применяют всесезон но для обычных автотракторных трансмиссий, за исключением се верных районов, где используют масла с вязкостью 10 с.Ст. Масло ТС-14гип предназначено для гипоидных передач новых автомо билей.
КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ
Назначение и состав смазок
Консистентные смазки представляют .собой пластичные мазе образные смазочные материалы. Их применяют для открытых, трудногерметизируемых узлов трения, в которых не удерживает ся жидкое масло, и узлов трения с ограниченным доступом к ним; для защиты металлических поверхностей от коррозии и уплотне ния сальников, штуцеров, кранов и других деталей топливных, масляных, воздушных, газовых и водяных систем. Эти смазки можно использовать в узлах трения с очень высокими температу рами и нагрузками.
Смазки состоят из жидкой фазы (дисперсионной среды) и за густителя (дисперсной фазы). Жидкую фазу большинства смазок составляют различные нефтяные масла и только смазки, приме няемые в особо жестких условиях (высокие температуры, контакт с химически-активными веществами), готовят на базе синтетиче ских продуктов (полисилосаны, фторуглероды и т. п.). Загустите-
311
лямп основных видов смазок являются мыла—соли органических
кислот (Са, Na, |
Li, А1 и др.), для некоторых — твердые углеводо |
роды (парафин, |
церезин и петролатум), а в отдельных смазках — |
высокомолекулярные продукты органического синтеза и другие вещества
Консистентные смазки представляют собой структурные колло идные системы. Загуститель образует в смазке пространственный структурный каркас, удерживающий внутри своих ячеек жидкое масло. Структура смазок после механического разрушения восста навливается благодаря молекулярному взаимодействию ее частиц. Этим и обусловливается пластичность смазок.
Крпме основных компонентов, в смазки вводят стабилизаторы коллоидной системы (высшие спирты, глицерин, вода и др.) и присадки, улучшающие их свойства.
Свойства смазок
Эксплуатационные свойства консистентных смазок условно подразделяют на упруго-пластичные, характеризующие стабиль ность, и защитные.
Упруго-пластичные свойства смазок в основном определяются пределом прочности и вязкостью.
Пределом прочности смазки называют минимальное напряже ние сдвига, при котором происходит разрушение ее структурногокаркаса. Он характеризует способность смазок удерживаться в уз лах трения и не сбрасываться под действием центробежных сил с вращающихся деталей, а также на вертикальных и наклонных поверхностях. Предел прочности смазки определяют с помощью пластометра путем замера давления, при котором происходит сдвиг ее столбика в капилляре, и выражают в г/см2. Величину его вычисляют по формуле
|
Р Г |
т,= -4-1000, |
|
1 |
г I |
где Р — давление, при котором |
происходит сдвиг смазки в капил |
ляре, кгс/см2; |
|
г — радиус капилляра, см; |
|
I — длина капилляра, см.
Предел прочности в основном зависит от содержания в смазке загустителя, его свойств и температуры. При увеличении концент рации загустителя он возрастает, а при повышении температуры — сильно уменьшается. Для большинства консистентных смазок пре дел прочности нормируется при 50° С.
Вязкость консистентных смазок изменяется не только в зави симости от температуры, но также и от скорости деформации ее слоев. Поэтому для них введено понятие «эффективная вязкость». Повышение вязкости исходного масла и увеличение концентрации загустителя приводит к возрастанию вязкости смазки. При повы
312