Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Величина ■-у , = kT называется коэффициентом готов-
ности.
Следовательно, можно сказать, что показателем надежности — качество эксплуатации является коэффициент готовности.
Время восстановления Тв зазисит от частоты отказов и про должительности устранения каждого отказа. Последнее определя ется, в основном, технологией и организацией ремонта и здесь не рассматривается.
Частота отказов характеризуется наработкой на отказ пг, т. е. средним временем работы машины между отказами, а также ве роятностью безотказной работы машины R (т) за период временит
R(i) = e г •
Все приведенные выше показатели характеризуют влияние экс плуатации машин и, в частности их обслуживания, на работоспо собность машин, на частоту появления отказов. Характеристикой совершенства самих обслуживаний машин может быть коэффи циент технического использования кт
|
‘'Сум |
|
к = |
|
^сум "Ф -рум Г ^обсл |
где teju — суммарная |
наработка (продолжительность работы) |
за рассматриваемый промежуток времени; |
|
£рем— суммарные |
простои в ремонте за то же время; |
£обсл — суммарные |
простои в техническом обслуживании. |
Показателем качества хранения и транспортирования является сохраняемость машин, т. е. их свойство сохранять эксплуатацион ные показатели как во время хранения и транспортирования, так и после них.
Большое значение для экономики эксплуатации имеет свойство машин сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и ре монтов. Это свойство называется долговечностью.
Таким образом, эксплуатация машин, которая является очень сложным, разносторонним процессом, характеризуется целым комплексом показателей. Основой этой системы является характе ристика отказов — их среднее число в единицу времени (параметр' потока отказов). Поэтому необходимо проанализировать виды от казов, факторы, вызывающие их появление.
Прежде всего следует четко установить различие между рабо тоспособностью и исправностью машин. Работоспособная машина должна быть способной выполнять заданные функции с парамет рами, установленными технической документацией. Неисправность означает несоответствие машины хотя бы одному из требований технической документации. Таким образом, исправность является
9
более «жестким» требованием чем работоспособность, так как ра ботоспособная машина может не быть исправной. Прежде всего, особенно в военное время, необходимо обеспечить работоспособ ность машин.
Отказы можно подразделить на внезапные и постепенные. Пер вые могут возникать вследствие нарушения правил эксплуатации или воздействия противника во время военных действий. Они обычно бывают полными, вызывающими утрату работоспособности, и очевидными, т. е. легко обнаруживаемыми.
Постепенные отказы возникают в процессе изнашивания дета лей, при достижении ими предельного состояния. Большей частью они частичны и скрыты.
Параметр технического состояния (например, износ, зазор) при постепенных отказах изменяется монотонно, без резких скачков и, по данным ряда исследователей, его изменения можно аппрокси
мировать |
целой |
рациональной |
функцией |
п-го порядка |
||
|
у = |
а0 axt a ^ t 2 |
a |
j ? . |
. . -\-antn, |
|
где |
аа— начальная |
величина |
параметра |
технического |
||
|
|
состояния |
при |
^= 0; |
|
|
а и аъ . |
|
t — продолжительность работы машины; |
||||
. . , ап — коэффициенты, |
определяющие |
характер й |
||||
|
|
степень зависимости |
параметра |
у от време |
||
|
|
ни работы. |
|
|
|
|
Опыт показывает, что для машин и устройств, работающих в |
||||||
условиях |
сравнительно постоянного |
воздействия внешней среды, |
нс подвергающихся действию ударов, вибраций, перегрузок и т. п., основное значение имеют постепенные отказы. Примерами машин этого типа являются электрические и компрессорные станции, обо рудование ремонтных мастерских и подобные устройства, работаю щие, в основном,стационарно.
Для подвижного оборудования, работающего при резко изме няющихся условиях внешней среды, при больших перегрузках до ля внезапных отказов значительно возрастает.
Постепенный отказ является неизбежным закономерным ре зультатом износа и старения любой детали, он должен обязатель но произойти рано или поздно, т. е. вероятность его появления рав на единице. Сам постепенный отказ не случайное событие, но вре мя его наступления, срок службы детали до него является случай ной величиной.
Постепенные отказы в мирное время составляют обычно 50— 60%. Внезапные отказы в чистом виде встречаются сравнительно редко — 15—20% всех случаев. Остальную часть составляют отка зы, лишь условно относимые к'внезапным. Их не'ошшданно1сть опре деляется лишь несовершенством способов проверки состояния де талей и сопряжений, недостаточностью знания процессов изнаши вания. Развитие науки об изнашивании, совершенствование мето
10
дов и организации контроля будет способствовать уменьшению ко личества условно-внезапных отказов.
Постепенные отказы непосредственно связаны со сроком служ бы машины. Чем большее время она эксплуатируется, чем больше это время приближается к среднему сроку службы, тем чаще воз никают постепенные отказы.
В отличие от этого количество внезапных отказов не зависит от продолжительности предварительной работы детали. Оно может быть постоянным для любых одинаковых промежутков времени, изменяясь с изменением последних.
Частота, с которой появляются отказы (количество их в едини цу времени),, характеризует надежность машины и называется па раметром потока отказов для ремонтируемых машин или интен сивностью отказов для неремонтируемых изделий X. Обратная ве
личина т называется средней наработкой на отказ, т = -^ .
Параметр потока отказов непостоянен в течение всего периода эксплуатации (рис. 2).
Рис. 2. Параметр потока отказов как функция времени эксплуатации (долговечности).
По величине параметра потока отказов период эксплуатации машины можно разделить на три части:
—период приработки деталей, в который выявляются недо статки в изготовлении или ремонте машин и параметр потока отка зов непостоянен;
—период нормальной эксплуатации, при котором имеют место только внезапные отказы, вызываемые нарушением правил экс плуатации, в том числе и несвоевременным контролем и регулиров ками, воздействием противника и т. п.;
I I
— период износовых отказов, в котором появляются отказы xaiK bihезaininые, так и вызываемые естественным износом деталей.
Во II периоде параметр потока отказов постоянен, в I I I — пе
ременен.
Для того, чтобы параметр потока отказов не увеличивался зна чительно, а, следовательно, надежность не уменьшалась, необхо димо по истечении времени Г„ производить профилактическую за мену или регулировку узлов машины, т. е. по возможности удли
нять II период.
Профилактическая замена узлов и деталей в период нормаль ной эксплуатации, до истечения времени 7~„, не дает эффекта. Это обусловливается следующими причинами, связанными с тем. что во II периоде проявляются только внезапные отказы:
1)неизвестностью необходимого момента замены вследствие случайного характера внезапных отказов;
2)независимостью вероятности появления внезапных отказов
от срока службы деталей.
Профилактическая замена деталей в период нормальной их экс плуатации невыгодна экономически, а иногда и технически. По следнее объясняется тем, что поставленная новая деталь сначала прирабатывается и количество отказов в этот период будет увели ченным.
Уменьшение параметра потока отказов в период нормальной эксплуатации достигается конструктивными мерами и строгим вы полнением установленных режимов работы машины и уходов за
нею. |
надежность машин |
за время т харак |
|
Для внезапных отказов |
|||
теризуется вероятностью |
безотказной |
работы |
R (х) |
|
Я С О - е г |
• |
|
Эта формула выведена на основе предположения об экспонен циальном распределении внезапных отказов в период нормальной
эксплуатации, которое |
подтверждается статистикой. |
|
|
|
|||||||
В таблице 1 приводятся данные для ориентировочного опреде |
|||||||||||
ления величины R(x) за различные интервалы времени х. |
Из таб |
||||||||||
лицы видно, |
что при х = пг эта вероятность очень невелика. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Вследствие того, что вне- |
||||||
|
|
|
Таблица 1 запные |
отказы |
распределя |
||||||
|
|
Величина |
времени |
|
ются по экспоненциальному |
||||||
Вероятность |
|
|
закону, около 63% отказов |
||||||||
|
т |
т |
т |
возникает |
раньше |
момента |
|||||
безотказной |
т |
времени, |
соответствующего |
||||||||
работы |
д о |
Шо |
1000 |
||||||||
|
средней наработке на отказ. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Следовательно, |
контроль за |
|||||
д м |
0,368 0,900 |
0,990 |
0,999 |
состоянием |
элементов |
ма |
|||||
шин, могущим привести к |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
внезапному |
отказу, |
надо |
||||
проводить значительно раньше этого времени. |
|
|
|
|
|
В третий период эксплуатации машины параметр потока отка зов возрастает, причем, с приближением к среднему сроку службы деталей доля износовых отказов начинает намного превышать вне запные.
Вероятность возникновения износовых отказов в единицу вре мени характеризуется кривой нормального распределения и за пе риод Т-2.— Т1 равна
Р(Т, - Г,) = 1 — R (Т2 - Тх) = jг,— ± = = exp - Г - М Г я ' rt
где R ( Тг — 7\) — надежность машины за период Тг — Тх\ М — средний срок службы деталей;
Г — общее время эксплуатации (возраст) машины; а — среднее квадратичное отклонение.
Профилактическая замена деталей до наступления износовых отказов в начале третьего периода, в отличие от замены во II пе риоде даст значительный эффект, который характеризуется следу ющим примером.
Пусть имеется две однотипных машины со средним сроком
службы УИ=10 000 |
ч. Износ деталей этих машин практически |
на |
чинает сказываться |
после 7000 ч непрерывной работы (точка |
Тк |
на рис. 3). Обе машины начинают работать в одно и то же время Тп. У первой машины период нормальной эксплуатации продолжа ется 7000 ч, наибольшая вероятность отказа будет к 10 000 ч. У вто рой машины через 7000 ч работы производится профилактическая замена деталей и износ их будет сказываться только через 14 000 ч работы, т. е. период нормальной эксплуатации увеличивается в два раза.
Правильное определение времени 7U— проведения профилак тических мероприятий и наибольшее продление его является одним из важнейших вопросов теории и практики эксплуатации машин. Основой решения этого вопроса является анализ характера и при чин появления неисправностей, которые могут вызываться различ ными причинами:
—износом деталей, происходящим даже при соблюдении всех требований эксплуатации;
—различными отложениями на поверхностях деталей, вслед
ствие чего изменяется качество поверхностей, их форма, размеры
ивес;
—нарушением регулировок и, как следствие этого, наруше нием проектного взаимного расположения сопряженных деталей;
—поломками и деформациями деталей, которые могут прои зойти вследствие конструктивных или производственных недостат ков машин или неправильной эксплуатации их.
13