Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Величина ■-у , = kT называется коэффициентом готов-

ности.

Следовательно, можно сказать, что показателем надежности — качество эксплуатации является коэффициент готовности.

Время восстановления Тв зазисит от частоты отказов и про­ должительности устранения каждого отказа. Последнее определя­ ется, в основном, технологией и организацией ремонта и здесь не рассматривается.

Частота отказов характеризуется наработкой на отказ пг, т. е. средним временем работы машины между отказами, а также ве­ роятностью безотказной работы машины R (т) за период временит

R(i) = e г •

Все приведенные выше показатели характеризуют влияние экс­ плуатации машин и, в частности их обслуживания, на работоспо­ собность машин, на частоту появления отказов. Характеристикой совершенства самих обслуживаний машин может быть коэффи­ циент технического использования кт

 

‘'Сум

 

к =

 

^сум "Ф -рум Г ^обсл

где teju — суммарная

наработка (продолжительность работы)

за рассматриваемый промежуток времени;

£рем— суммарные

простои в ремонте за то же время;

£обсл — суммарные

простои в техническом обслуживании.

Показателем качества хранения и транспортирования является сохраняемость машин, т. е. их свойство сохранять эксплуатацион­ ные показатели как во время хранения и транспортирования, так и после них.

Большое значение для экономики эксплуатации имеет свойство машин сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и ре­ монтов. Это свойство называется долговечностью.

Таким образом, эксплуатация машин, которая является очень сложным, разносторонним процессом, характеризуется целым комплексом показателей. Основой этой системы является характе­ ристика отказов — их среднее число в единицу времени (параметр' потока отказов). Поэтому необходимо проанализировать виды от­ казов, факторы, вызывающие их появление.

Прежде всего следует четко установить различие между рабо­ тоспособностью и исправностью машин. Работоспособная машина должна быть способной выполнять заданные функции с парамет­ рами, установленными технической документацией. Неисправность означает несоответствие машины хотя бы одному из требований технической документации. Таким образом, исправность является

9



более «жестким» требованием чем работоспособность, так как ра­ ботоспособная машина может не быть исправной. Прежде всего, особенно в военное время, необходимо обеспечить работоспособ­ ность машин.

Отказы можно подразделить на внезапные и постепенные. Пер­ вые могут возникать вследствие нарушения правил эксплуатации или воздействия противника во время военных действий. Они обычно бывают полными, вызывающими утрату работоспособности, и очевидными, т. е. легко обнаруживаемыми.

Постепенные отказы возникают в процессе изнашивания дета­ лей, при достижении ими предельного состояния. Большей частью они частичны и скрыты.

Параметр технического состояния (например, износ, зазор) при постепенных отказах изменяется монотонно, без резких скачков и, по данным ряда исследователей, его изменения можно аппрокси­

мировать

целой

рациональной

функцией

п-го порядка

 

у =

а0 axt a ^ t 2

a

j ? .

. . -\-antn,

где

аа— начальная

величина

параметра

технического

 

 

состояния

при

^= 0;

 

 

а и аъ .

 

t — продолжительность работы машины;

. . , ап — коэффициенты,

определяющие

характер й

 

 

степень зависимости

параметра

у от време­

 

 

ни работы.

 

 

 

 

Опыт показывает, что для машин и устройств, работающих в

условиях

сравнительно постоянного

воздействия внешней среды,

нс подвергающихся действию ударов, вибраций, перегрузок и т. п., основное значение имеют постепенные отказы. Примерами машин этого типа являются электрические и компрессорные станции, обо­ рудование ремонтных мастерских и подобные устройства, работаю­ щие, в основном,стационарно.

Для подвижного оборудования, работающего при резко изме­ няющихся условиях внешней среды, при больших перегрузках до­ ля внезапных отказов значительно возрастает.

Постепенный отказ является неизбежным закономерным ре­ зультатом износа и старения любой детали, он должен обязатель­ но произойти рано или поздно, т. е. вероятность его появления рав­ на единице. Сам постепенный отказ не случайное событие, но вре­ мя его наступления, срок службы детали до него является случай­ ной величиной.

Постепенные отказы в мирное время составляют обычно 50— 60%. Внезапные отказы в чистом виде встречаются сравнительно редко — 15—20% всех случаев. Остальную часть составляют отка­ зы, лишь условно относимые к'внезапным. Их не'ошшданно1сть опре­ деляется лишь несовершенством способов проверки состояния де­ талей и сопряжений, недостаточностью знания процессов изнаши­ вания. Развитие науки об изнашивании, совершенствование мето­

10


дов и организации контроля будет способствовать уменьшению ко­ личества условно-внезапных отказов.

Постепенные отказы непосредственно связаны со сроком служ­ бы машины. Чем большее время она эксплуатируется, чем больше это время приближается к среднему сроку службы, тем чаще воз­ никают постепенные отказы.

В отличие от этого количество внезапных отказов не зависит от продолжительности предварительной работы детали. Оно может быть постоянным для любых одинаковых промежутков времени, изменяясь с изменением последних.

Частота, с которой появляются отказы (количество их в едини­ цу времени),, характеризует надежность машины и называется па­ раметром потока отказов для ремонтируемых машин или интен­ сивностью отказов для неремонтируемых изделий X. Обратная ве­

личина т называется средней наработкой на отказ, т = -^ .

Параметр потока отказов непостоянен в течение всего периода эксплуатации (рис. 2).

Рис. 2. Параметр потока отказов как функция времени эксплуатации (долговечности).

По величине параметра потока отказов период эксплуатации машины можно разделить на три части:

период приработки деталей, в который выявляются недо­ статки в изготовлении или ремонте машин и параметр потока отка­ зов непостоянен;

период нормальной эксплуатации, при котором имеют место только внезапные отказы, вызываемые нарушением правил экс­ плуатации, в том числе и несвоевременным контролем и регулиров­ ками, воздействием противника и т. п.;

I I

— период износовых отказов, в котором появляются отказы xaiK bihезaininые, так и вызываемые естественным износом деталей.

Во II периоде параметр потока отказов постоянен, в I I I — пе­

ременен.

Для того, чтобы параметр потока отказов не увеличивался зна­ чительно, а, следовательно, надежность не уменьшалась, необхо­ димо по истечении времени Г„ производить профилактическую за­ мену или регулировку узлов машины, т. е. по возможности удли­

нять II период.

Профилактическая замена узлов и деталей в период нормаль­ ной эксплуатации, до истечения времени 7~„, не дает эффекта. Это обусловливается следующими причинами, связанными с тем. что во II периоде проявляются только внезапные отказы:

1)неизвестностью необходимого момента замены вследствие случайного характера внезапных отказов;

2)независимостью вероятности появления внезапных отказов

от срока службы деталей.

Профилактическая замена деталей в период нормальной их экс­ плуатации невыгодна экономически, а иногда и технически. По­ следнее объясняется тем, что поставленная новая деталь сначала прирабатывается и количество отказов в этот период будет увели­ ченным.

Уменьшение параметра потока отказов в период нормальной эксплуатации достигается конструктивными мерами и строгим вы­ полнением установленных режимов работы машины и уходов за

нею.

надежность машин

за время т харак­

Для внезапных отказов

теризуется вероятностью

безотказной

работы

R (х)

 

Я С О - е г

 

Эта формула выведена на основе предположения об экспонен­ циальном распределении внезапных отказов в период нормальной

эксплуатации, которое

подтверждается статистикой.

 

 

 

В таблице 1 приводятся данные для ориентировочного опреде­

ления величины R(x) за различные интервалы времени х.

Из таб­

лицы видно,

что при х = пг эта вероятность очень невелика.

 

 

 

 

 

 

Вследствие того, что вне-

 

 

 

Таблица 1 запные

отказы

распределя­

 

 

Величина

времени

 

ются по экспоненциальному

Вероятность

 

 

закону, около 63% отказов

 

т

т

т

возникает

раньше

момента

безотказной

т

времени,

соответствующего

работы

д о

Шо

1000

 

средней наработке на отказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

контроль за

д м

0,368 0,900

0,990

0,999

состоянием

элементов

ма­

шин, могущим привести к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внезапному

отказу,

надо

проводить значительно раньше этого времени.

 

 

 

 

 


В третий период эксплуатации машины параметр потока отка­ зов возрастает, причем, с приближением к среднему сроку службы деталей доля износовых отказов начинает намного превышать вне­ запные.

Вероятность возникновения износовых отказов в единицу вре­ мени характеризуется кривой нормального распределения и за пе­ риод Т-2.— Т1 равна

Р(Т, - Г,) = 1 — R (Т2 - Тх) = jг,— ± = = exp - Г - М Г я ' rt

где R ( Тг — 7\) — надежность машины за период Тг Тх\ М — средний срок службы деталей;

Г — общее время эксплуатации (возраст) машины; а — среднее квадратичное отклонение.

Профилактическая замена деталей до наступления износовых отказов в начале третьего периода, в отличие от замены во II пе­ риоде даст значительный эффект, который характеризуется следу­ ющим примером.

Пусть имеется две однотипных машины со средним сроком

службы УИ=10 000

ч. Износ деталей этих машин практически

на­

чинает сказываться

после 7000 ч непрерывной работы (точка

Тк

на рис. 3). Обе машины начинают работать в одно и то же время Тп. У первой машины период нормальной эксплуатации продолжа­ ется 7000 ч, наибольшая вероятность отказа будет к 10 000 ч. У вто­ рой машины через 7000 ч работы производится профилактическая замена деталей и износ их будет сказываться только через 14 000 ч работы, т. е. период нормальной эксплуатации увеличивается в два раза.

Правильное определение времени 7U— проведения профилак­ тических мероприятий и наибольшее продление его является одним из важнейших вопросов теории и практики эксплуатации машин. Основой решения этого вопроса является анализ характера и при­ чин появления неисправностей, которые могут вызываться различ­ ными причинами:

износом деталей, происходящим даже при соблюдении всех требований эксплуатации;

различными отложениями на поверхностях деталей, вслед­

ствие чего изменяется качество поверхностей, их форма, размеры

ивес;

нарушением регулировок и, как следствие этого, наруше­ нием проектного взаимного расположения сопряженных деталей;

поломками и деформациями деталей, которые могут прои­ зойти вследствие конструктивных или производственных недостат­ ков машин или неправильной эксплуатации их.

13