Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
По ГОСТ 2789—59 предусмотрены 14 классов шероховатости поверхности: поверхности классов 1, 2 и 3 — грубые, 4 и 5 — получистые, 6, 7 и 8 — чистые, 9, 10, 11 и 12 — очень чистые, 13 и 14 — высшей чистоты.
Влияние смазки. Износ сопряженных деталей при наличии между ними смазки в значительной степени зависит от свойств смазочных материалов, режима смазки, качества защитных уст ройств, препятствующих проникновению в соединение посторон них частиц. Для того чтобы обеспечить продолжительную работу деталей, необходимо правильно подбирать масло, надежно под водить его к трущимся поверхностям и создавать нормальный ре жим смазки.
Для каждого вида деталей смазочный материал подбирают в зависимости от величины нагрузки на трущиеся поверхности, скорости их относительного перемещения, рабочей температуры, размеров трущихся поверхностей и состояния окружающей среды (влажности, температуры).
В зависимости от способа подачи смазки и применяемых сма зочных устройств различают индивидуальную и централизованную смазки. При индивидуальной смазке масло подается только в од ну точку масленками различных конструкций, а при централизо ванной — к нескольким точкам под давлением при помощи на сосов.
Непрерывную смазку зубчатых колес в масляной ванне при меняют в коробках скоростей и редукторах.
Основными свойствами, определяющими качество минераль ного масла, являются вязкость, маслянистость, содержание кис лот, щелочей и механических примесей в процентах.
Под вязкостью понимают способность масла оказывать сопро тивление перемещению его частиц под влиянием действующих на жидкость сил. Масло повышенной вязкости способствует более быстрому образованию пленки и уменьшает износ при абразив ных условиях работы деталей. Быстроходные механизмы необхо димо смазывать маслом с пониженной вязкостью, так как в про тивном случае будет затрачиваться лишняя энергия на преодоле ние сцепления частиц смазочного материала. Тихоходные маши ны, работающие под большими нагрузками, смазывают маслом с высокой вязкостью.
Маслянистостью масла называют его способность образовы вать на трущихся поверхностях прочные пленки с пониженным сопротивлением сдвигу, что дает меньший коэффициент трения. Для получения масла с повышенной маслянистостью к нему до бавляют небольшое количество жирных кислот.
Трущиеся детали смазывают маслом минерального происхож дения, т. е. индустриальным (ГОСТ 1707—51), автотракторным (ГОСТ 1862—63), цилиндровым (ГОСТ 1841—51) и др.
Кроме идустриального масла в качестве смазочных масел при меняют консистентные смазки, представляющие собой пластиче
14
ские мазеподобные вещества из минеральных масел и загустите лей. В зависимости от сорта загустителя смазки разделяют на кальцевые (солидол) и натриевые (консталин). Наибольшее приме нение имеют кальциевые смазки (ГОСТ 1033—51), предназначен ные для медленнодвижущихся частей машин, в особенности ког да они не доступны для осмотра.
Консистентные смазки можно применять для смазки подшип ников качения и скольжения в тех случаях, когда в них плохо удерживается масло.
Смазочные материалы, рекомендуемые для смазки отдельных видов технологического и транспортного оборудования пред приятий по хранению и переработке зерна, приведены в паспор тах машин и в «Инструкции по организации и проведению ремон та технической базы хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий» (приложение 1).
Влияние скорости движения трущихся деталей и удельного дав ления. При увеличении скорости движения легче осуществляется жидкостное трение и, следовательно, уменьшается износ деталей. При сухом трении скольжения изменение скорости перемещения трущихся поверхностей в пределах от 15 до 40 м/мин заметно не сказывается на увеличение износа. В этом случае величина из носа прямо пропорциональна пройденному пути. За одно и то же время деталь, имеющая большую скорость, пройдет больший путь и, следовательно, будет иметь больший износ. Таким образом, де тали машин, работающие с высокой частотой вращения, при про чих равных условиях будут изйашиваться быстрее, чем детали, работающие с малой частотой вращения.
Величина |
износа, кроме того, зависит от удельного давления |
на трущиеся |
поверхности: чем больше удельное давление, тем |
больше износ трущихся поверхностей. Это объясняется тем, что с увеличением удельного давления смазка выдавливается из зазора между трущимися поверхностями.
Влияние условий эксплуатации оборудования. Условия экс плуатации оборудования оказывают большое влияние на величи ну износа деталей. Так, например, при работе машин в запылен ных помещениях пыль, попадая в соединения деталей, способ ствует быстрому их износу. Износ деталей зависит также ' от влажности и температуры окружающей среды, квалификации об служивающего персонала и своевременного и качественного ухода за оборудованием. Хорошо поставленное техническое обслужива ние оборудования по системе планово-предупредительного ремон та способствует продлению его срока службы.
§ 4. Допустимые и предельные износы деталей
Предельным износом детали называют такой износ, при кото ром нормальная работа данного сопряжения невозможна. Как уже указывалось (см. рис. 3), деталь становится непригодной к
15
|
эксплуатации, |
если |
износ достигает |
||||
|
величины 53. Для того чтобы уяснить |
||||||
|
отличие |
понятия |
допустимого |
износа |
|||
|
от предельного, |
рассмотрим |
кривые |
||||
|
нарастания |
зазора |
в |
сопряжении |
|||
|
вал — отверстие |
(рис. 4). |
|
|
|||
|
По вертикальной оси вверх от точ |
||||||
|
ки О, соответствующей номинальному |
||||||
|
размеру |
сопряжения, |
откладывают |
||||
|
изменения в диаметре вала, |
вниз — |
|||||
|
изменения в диаметре отверстия, а по |
||||||
|
горизонтали — время |
работы |
данного |
||||
|
сопряжения. Расстояния Оа, представ |
||||||
|
ляет собой среднее отклонение от но |
||||||
|
минального диаметра вала, а расстоя |
||||||
Рис. 4. Нарастание., зазора |
ние 0а2— отклонение |
от диаметра от |
|||||
в сопряжении вал — отверстие. |
верстия; |
тогда |
первоначальный зазор |
||||
|
выразится отрезком |
а.\а2. |
|
|
Деталь становится непригодной к эксплуатации, если износ до стигнет величин, изображенных отрезком Л4в[ для вала и Мв2 для отверстия. Следовательно, отрезок 0tB является пределом времени работы данного сопряжения, а отрезки Мв{ и Мв2— предельными износами. Однако для того чтобы решить вопрос о ремонте дета ли, необходимо, кроме ее предельного износа, определить, требует ли деталь немедленного ремонта или она может еще работать до очередного планового ремонта. Для ответа на этот вопрос необ ходимо на основании лабораторных исследований и практических данных установить закономерность естественного нарастания из носа, что позволит определить, какой промежуток времени при имеющемся износе еще может работать сопряжение до предель ного износа.
На рисунке 4 |
выявленная закономерность нарастания есте |
ственного износа |
определяется кривой, где в точке tB износ дета |
лей достигает предельной величины. Измерительным инструментом |
|
устанавливают фактические величины износов Мкj вала и Мк2 |
|
отверстия. Откладывая их по вертикальной оси и проектируя на |
|
кривые, соединяют полученные точки «1 и к2 прямой линией. Если |
|
отрезок tKtB больше межремонтного промежутка, деталь еще мо- |
|
жет'работать без |
ремонта, а если меньше, ее необходимо отре |
монтировать.
Таким образом, допустимым износом называют такой износ, при котором данное сопряжение может работать еще целый меж ремонтный срок. Точно установить величины предельных износов для всёх^деталей многочисленных видов оборудования — задача очень трудная.
Для примера приведены нормы износа некоторых деталей, |
взя |
|
тые из ремонтной |
практики. Износ шеек шпинделей допускается |
|
в пределах от 0,01 |
до 0,05 мм (в зависимости от точностных |
тре- |
16
бований, предъявляемых к оборудованию), износ шеек валов под подшипники качения не должен превышать 0,03—0,04 мм, а износ шлицев по ширине 0,1—0,15 мм.
В зубчатых передачах при капитальных ремонтах износ сталь ных зубьев по толщине допускается до 10% от толщины зуба на начальной окружности (при окружной скорости до 2 м/с и пере даче мощности в одном направлении без ударной нагрузки) и до 5% при ударной нагрузке и реверсивной передаче. Для чугунных
зубчатых колес приведенные |
нормы |
износа |
уменьшают |
на 30%. |
§ 5. Признаки износа деталей |
|
|
|
|
Об износе деталей машин |
часто |
можно |
судить по |
характеру |
их работы. Так, шум в зубчатых передачах свидетельствует об износе профиля зубьев. Гремящий шум (частые звонкие стуки), издаваемый при работе узлов с подшипниками качения, означает, что на шариках, роликах или кольцах появились язвины или в подшипники попала пыль. Глухие удары сигнализируют об ослаб лении посадки подшипника на валу или в корпусе.
Изменение формы детали и появившиеся на ней трещины, ца рапины, бороздки и забоины также служат признаками износа деталей.
Необходимость ремонта деталей определяют не только по внешним признакам, но и замерами деталей, магнитной дефекто скопией, гидравлическим испытанием и другими способами. Способ замеров при помощи измерительных инструментов явля ется наиболее распространенным.
§ 6. Измерительные инструменты
Измерительные инструменты делят на штриховые меры длины и штангенинструменты, проверочные инструменты, плоскопарал лельные концевые меры, калибры и инструменты для измерения углов.
Штриховые меры длины и штангенинструменты. К ним отно сят металлические складные метры, металлические линейки, крон циркули, нутромеры, штангенциркули, штангенглубомеры и др. Условно к этой группе относят микрометрические инструменты и индикаторы. Эти приборы применяют:
масштабные |
линейки, складные метры — для |
измерения |
рас |
стояния между двумя точками с точностью от 0,5 до 1 м; |
внут |
||
кронциркули |
и нутромеры — для измерения |
внешних и |
ренних диаметров с точностью от 0,2 до 0,5 мм; штангенциркуль — для измерения наружных и внутренних раз
меров деталей с точностью 0,1, 0,05 и 0,02 мм; |
|
кана |
||||
штангеиглубомер — для |
измердщя_глубины отверстий, |
|||||
вок, пазов, углублений и т. |
п.; |
Г |
г - |
/тд7 |
|
|
2 Заказ № 6570 |
|
\ |
Ь\ ^ ........... . |
' |
17 |
|
|
|
I |
re |
V - 1 |
|
И |
I |
л |
I |
штангензубомер — для измерения толщины зубьев (по на чальной окружности) цилиндрических зубчатых колес с точностью
0,02—0,1 мм;
микрометры с ценой деления 0,01 мм — для измерения наруж
ных размеров деталей; |
размеров |
с точностью |
|
штихмас— для измерения внутренних |
|||
0,01 мм; |
инструменты — для |
измерения |
глубин и вы |
микрометрические |
|||
сот с точностью 0,01 |
мм; пределы измерения глубомером 0—25; |
25—50; 50—75; 75—100 мм; для увеличения пределов измерения применяют удлинители;
индикаторы — для сравнительных измерений; их изготавлива ют с ценой деления от 0,01 до 0,001 мм.
Индикаторы являются основной частью многих измерительных приборов (штатива для проверки детали на биение, нутромера, прибора для измерения радиального зазора в подшипниках каче ния и др).
Проверочные инструменты. К ним относят слесарные провероч ные линейки для проверки прямолинейности обрабатываемых по верхностей и щупы для определения величины зазора между со прягаемыми деталями. Щуп состоит из набора стальных пластинок толщиной 0,03—1 мм и длиной 50—200 мм. Точность определе ния величины зазора 0,01 мм.
Плоскопараллельные концевые меры (измерительные плитки). Применяют для контроля измерительных инструментов и точных деталей.
Калибры. Применяют для. проверки размеров, форм и относи тельного расположения частей изделий. Калибрами измеряют пре дельные размеры изделий. Их изготавливают в виде двусторонних и односторонних скоб для контроля валов или двусторонних про бок.
Инструменты для измерения углов. Для проверки углов при меняют угольники с углами 15, 30, 45, 60, 75 и 90°, простые и уни версальные угломеры.
Для определения отклонения поверхности от горизонтального или вертикального положения, а также для проверки прямолиней ности используют простые или рамные уровни.
§ 7. Определение величины износа
. деталей измерительными инструментами
Износ внутренних поверхностей подшипников, втулок, цилинд ров замеряют индикаторами или микрометрическими нутромера ми. При использовании индикаторного нутромера необходимый результат получают сравнением проверяемого размера с размера ми образца (калибр — кольцо).
При замерах износа отверстий (например, во втулках, в ци линдрах) принимают за образец неизношенные поверхности
18