Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 5. Определение износа деталей:

а, б

и в — микрометром;

г

и д — индикатором; е — индикаторным нутромером: / — измерительный стержень; ? — сменный наконечник:

ж —

штангеизубомером;

/,

5 — шкалы; 2, 4 — нониусы; 3 — упор; Л1— высота головки зуба; а — толщина зуба; з — линейкой и щупом;

/ —линейка; 2 — направляющая; 3 — щуп.


отверстий. Износ шеек валов, шпинделей и осей замеряют штанген­

циркулем, а для большой точности

микрометром.

На рисун­

ке 5, а показано измерение

микрометром шейки коленчатого

ва­

ла. Износ детали замеряют

в нескольких

местах;

овальность

шейки определяют в

одном

сечении

(рис. 5,6), а

конусность —

по длине шейки

(рис.

5, в).

 

 

индикатором,

для

Изогнутость

небольших валов проверяют

этого вал 1 укладывают на

призму 2

(рис.

5, г) и,

медленно

его

поворачивая, следят за показанием стрелки индикатора. Длинные валы проверяют так же, как и короткие, но укладывают их на две призмы около концов вала. Более точные измерения изогнутости длинных валов проводят, устанавливая их в центрах токарных станков. Длинный и тяжелый вал 1 для проверки индикатором укладывают на две опоры 2 — подшипники качения (рис. 5,6).

Износ зубьев колес измеряют штангензубомером ' (рис. 5, ж), точность замера которым в значительной степенизависит от ква­ лификации контролера. Для более правильного измерения зубьев существуют различные приборы, в частности прибор БВ-584М.

Боковой зазор в собранной зубчатой передаче определяют щупом или при помощи свинцовых проволочек, закладываемых между зубьями с нерабочей стороны. После прокатывания зуб­ чатых колес определяют толщину проволочки, она и укажет бо­

ковой зазор.

_

Для определения величины износа направляющих пользуются

контрольной линейкой и щупом

(рис. 5, з). Длина линейки долж­

на быть не меньше 2/з длины проверяемой плоскости. Линейку 1 накладывают на поверхность направляющей 2 и щупом 3 прове­ ряют зазор между нею и направляющей через каждые 300— 500 мм по длине.

Г л а в а 2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ

ИИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

§1. Система планово-предупредительного ремонта оборудования

Для обеспечения бесперебойной и эффективной работы обо­ рудования, ликвидации простоев из-за неисправностей и прежде­ временного износа, сокращения простоев на ремонте, улучшения

качества и снижения стоимости ремонтных

работ обслуживание

и ремонт оборудования надо проводить в

планово-предупреди­

тельном порядке. Таким образом, основой системы планово-пре­ дупредительного ремонта, является проведение профилактических мероприятий, не допускающих преждевременного износа, внезап­

ного выхода

из

эксплуатации оборудования вследствие поломок

и аварий.

ППР

предусматривает:

Система

20


текущее наблюдение

и периодический осмотр

оборудования

с целью своевременного

выявления и устранения

неисправно­

стей;

 

 

правильную подготовку оборудования к работе; правильный уход за оборудованием во время его эксплуатации

с соблюдением установленных режимов использования, наблюде­ ния, Смазки, защиты От атмосферных, тепловых и прочих воздей­ ствий среды;

своевременное и качественное проведение всех видов ремонтов

впланово-предупредительном порядке.

Впроцессе наблюдения за работой машин надо обращать осо­ бое ■внимание на недопущение ослабления крепежных деталей, своевременную и достаточную смазку трущихся частей, исправ­ ность смазочных систем и приспособлений, плавность и легкость хода всех движущихся частей и наличие ненормальных шумов, стуков и вибраций.

Текущее наблюдение за оборудованием и его осмотры осу­ ществляют в первую очередь работники производственных цехов и участков, отвечающие за него в соответствии с их служебными инструкциями (например, дежурные слесари, вальцовые, ситовейщики и т. д.).

При осмотре устраняют все мелкие неполадки и выяв^ ляют дефекты, если они имеются. Для этого частично разби­ рают оборудование со вскрытием узлов трения. Закрепляют сое­ динения, очищают, промывают и при необходимости заполняют свежей смазкой картеры и системы для масла, проверяют исправ­ ность ограждений, устанавливают степень износа деталей и пе­ речень деталей, подлежащих замене при очередном текущем ре­ монте. Все результаты осмотра заносятся в журнал плановых тех­ нических осмотров (приложение 2). При обнаружении серьезных дефектов, способных вызвать перебои в работе и аварии, неис­ правное оборудование ремонтируют вне плана.

§ 2. Основные виды ремонтов

Ремонт — это комплекс мероприятий, при помощи которых вос­ станавливается работоспособность машины или отдельных ее ча­ стей, нарушенная износом или поломками, возникшими в процессе эксплуатации. В зависимости от особенностей, степени повреж­ дений и износа деталей и их составных частей, а* также трудоем­ кости ремонтных работ в единой системе конструкторской доку­

ментации (ремонтные документы) предусмотрен

текущий (ма­

лый), средний* и капитальный ремонт.

минимальный

Текущий

ремонт. Представляет собой такой

по объему

вид ремонта, при котором обеспечивается нормаль­

* В системе министерства заготовок этот вид ремонта не применяют.

21


ная эксплуатация оборудования до очередного планового ре­ монта.

К текущему ремонту оборудования относят работы по система­ тическому и своевременному устранению выявленных неисправ­ ностей с целью предотвращения преждевременного износа отдель­ ных деталей и узлов и обеспечения бесперебойной работы обору­ дования.

При текущем ремонте разбирают и собирают отдельные узлы, в которых выявлены неисправности; осматривают, промывают, ремонтируют или заменяют быстроизнашивающиеся детали и ра­ бочие органы машин; проверяют состояние, ремонтируют крепеж­ ные детали, смазочные системы, ограждения; налаживают регули­ рующие механизмы и приспособления.

Текущий ремонт выполняют силами обслуживающего персона­ ла и ремонтными службами на месте установки оборудования. Текущий ремонт оборудования проводят регулярно — по графику во время работы предприятия при текущих плановых остановках отдельных цехов, видов оборудования, поточных линий или всего предприятия.

Средний ремонт. Его назначение восстановить эксплуатацион­ ные характеристики оборудования ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей (деталей). Кро­ ме того, при среднем ремонте обязательно проверяют техническое состояние остальных (несменяемых) составных частей, устраня­ ют обнаруженные неисправности и выполняют работы, предусмот­ ренные текущим ремонтом.

Капитальный ремонт. В этом случае полностью разбирают ма­ шину, заменяют или ремонтируют все составные части, в том чис­ ле и базовые (с которых начинается сборка узла), проверяют все узлы, собирают машину, регулируют и испытывают. Капиталь­ ный ремонт оборудования выполняют выездные бригады ремонт­ но-монтажных трестов с привлечением местных ремонтных служб, а также центральных ремонтных мастерских и ремонтно-механи­ ческих заводов.

Капитальный ремонт технологического и транспортного обору­ дования в основном проводится без снятия его с рабочих мест, за исключением оборудования или узлов, которые могут ..быть сняты с поточной линии и заменены резервными из обменного фонда, а также оборудования передвижной механизации, отправка кото­ рого в капитальный ремонт не влияет на производственную дея­ тельность предприятия.

При капитальном ремонте выполняют все работы, относящие­ ся к текущему и среднему ремонтам. Капитальный ремонт мо­ жет сочетаться с полной или частичной модернизацией оборудо­ вания. ^

Капитальный ремонт оборудования на предприятиях с непре­ рывным режимом работы в течение года проводят во время го­ довых остановок, а на предприятиях, имеющих сезонный харак­

22


тер работ, во время сезонного простоя или в период наименьшей нагрузки.

При хорошей организационно-технической подготовке и приме­ нении узлового метода капитальный ремонт можно проводить круглогодично в течение текущих плановых остановок по заранее составленному графику (приложение 3).

Классификация ремонтных работ для разных видов оборудо­ вания приведена в «Инструкции по организации и проведению ремонта технической базы хлебоприемных и зерноперерабатываю­ щих предприятий», утвержденной Министерством заготовок

СССР.

§3. Внеплановые ремонты

Впроцессе эксплуатации бывает необходимо провести вне­ плановые ремонты: аварийный и восстановительный.

Аварийный ремонт. Его выполняют при внезапном выходе ма­ шин из строя из-за поломок или по другим причинам. По своему характеру этот ремонт может быть текущим и капитальным, в зависимости от последствий аварий. При авариях машин началь­ ник цеха совместно с механиком и лицом, ответственным за

эксплуатацию оборудования, составляют акт аварии (приложе­ ние 4), по которому главный инженер завода дает свое заклю­ чение и передает для утверждения директору.

Естественно, что при хорошей организации планово-предупре­ дительного ремонта возможность возникновения аварий становит­ ся минимальной.

Восстановительный ремонт. Этому виду ремонта подвергают оборудование, уже прошедшее ряд капитальных ремонтов и силь­ но износившееся, а также оборудование, нуждающееся в ремонте с возможным включением элементов модернизации.

§ 4. Периодичность ремонтов

Периодичность ремонтов оборудования определяется длитель­ ностью межосмотрового и межремонтного периодов, и ремонтного цикла.

Межосмотровый период охватывает время работы оборудова­ ния между двумя очередными плановыми осмотрами или между очередным осмотром и ремонтом.

Межремонтный период предусматривает время работы обору­ дования между двумя очередными плановыми ремонтами, неза­ висимо от их классификации.

Ремонтный цикл — это структура ремонтного обслуживания в период между двумя капитальными ремонтами оборудования или между вводом в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом. Таким образом, ремонтный цикл характеризует порядок чередо­ вания осмотров и ремонтов оборудования.'

23