Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Рис. 5. Определение износа деталей:
а, б |
и в — микрометром; |
г |
и д — индикатором; е — индикаторным нутромером: / — измерительный стержень; ? — сменный наконечник: |
ж — |
штангеизубомером; |
/, |
5 — шкалы; 2, 4 — нониусы; 3 — упор; Л1— высота головки зуба; а — толщина зуба; з — линейкой и щупом; |
/ —линейка; 2 — направляющая; 3 — щуп.
отверстий. Износ шеек валов, шпинделей и осей замеряют штанген
циркулем, а для большой точности |
микрометром. |
На рисун |
|||||
ке 5, а показано измерение |
микрометром шейки коленчатого |
ва |
|||||
ла. Износ детали замеряют |
в нескольких |
местах; |
овальность |
||||
шейки определяют в |
одном |
сечении |
(рис. 5,6), а |
конусность — |
|||
по длине шейки |
(рис. |
5, в). |
|
|
индикатором, |
для |
|
Изогнутость |
небольших валов проверяют |
||||||
этого вал 1 укладывают на |
призму 2 |
(рис. |
5, г) и, |
медленно |
его |
поворачивая, следят за показанием стрелки индикатора. Длинные валы проверяют так же, как и короткие, но укладывают их на две призмы около концов вала. Более точные измерения изогнутости длинных валов проводят, устанавливая их в центрах токарных станков. Длинный и тяжелый вал 1 для проверки индикатором укладывают на две опоры 2 — подшипники качения (рис. 5,6).
Износ зубьев колес измеряют штангензубомером ' (рис. 5, ж), точность замера которым в значительной степенизависит от ква лификации контролера. Для более правильного измерения зубьев существуют различные приборы, в частности прибор БВ-584М.
Боковой зазор в собранной зубчатой передаче определяют щупом или при помощи свинцовых проволочек, закладываемых между зубьями с нерабочей стороны. После прокатывания зуб чатых колес определяют толщину проволочки, она и укажет бо
ковой зазор. |
_ |
Для определения величины износа направляющих пользуются |
|
контрольной линейкой и щупом |
(рис. 5, з). Длина линейки долж |
на быть не меньше 2/з длины проверяемой плоскости. Линейку 1 накладывают на поверхность направляющей 2 и щупом 3 прове ряют зазор между нею и направляющей через каждые 300— 500 мм по длине.
Г л а в а 2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕМОНТОВ
ИИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
§1. Система планово-предупредительного ремонта оборудования
Для обеспечения бесперебойной и эффективной работы обо рудования, ликвидации простоев из-за неисправностей и прежде временного износа, сокращения простоев на ремонте, улучшения
качества и снижения стоимости ремонтных |
работ обслуживание |
и ремонт оборудования надо проводить в |
планово-предупреди |
тельном порядке. Таким образом, основой системы планово-пре дупредительного ремонта, является проведение профилактических мероприятий, не допускающих преждевременного износа, внезап
ного выхода |
из |
эксплуатации оборудования вследствие поломок |
и аварий. |
ППР |
предусматривает: |
Система |
20
текущее наблюдение |
и периодический осмотр |
оборудования |
с целью своевременного |
выявления и устранения |
неисправно |
стей; |
|
|
правильную подготовку оборудования к работе; правильный уход за оборудованием во время его эксплуатации
с соблюдением установленных режимов использования, наблюде ния, Смазки, защиты От атмосферных, тепловых и прочих воздей ствий среды;
своевременное и качественное проведение всех видов ремонтов
впланово-предупредительном порядке.
Впроцессе наблюдения за работой машин надо обращать осо бое ■внимание на недопущение ослабления крепежных деталей, своевременную и достаточную смазку трущихся частей, исправ ность смазочных систем и приспособлений, плавность и легкость хода всех движущихся частей и наличие ненормальных шумов, стуков и вибраций.
Текущее наблюдение за оборудованием и его осмотры осу ществляют в первую очередь работники производственных цехов и участков, отвечающие за него в соответствии с их служебными инструкциями (например, дежурные слесари, вальцовые, ситовейщики и т. д.).
При осмотре устраняют все мелкие неполадки и выяв^ ляют дефекты, если они имеются. Для этого частично разби рают оборудование со вскрытием узлов трения. Закрепляют сое динения, очищают, промывают и при необходимости заполняют свежей смазкой картеры и системы для масла, проверяют исправ ность ограждений, устанавливают степень износа деталей и пе речень деталей, подлежащих замене при очередном текущем ре монте. Все результаты осмотра заносятся в журнал плановых тех нических осмотров (приложение 2). При обнаружении серьезных дефектов, способных вызвать перебои в работе и аварии, неис правное оборудование ремонтируют вне плана.
§ 2. Основные виды ремонтов
Ремонт — это комплекс мероприятий, при помощи которых вос станавливается работоспособность машины или отдельных ее ча стей, нарушенная износом или поломками, возникшими в процессе эксплуатации. В зависимости от особенностей, степени повреж дений и износа деталей и их составных частей, а* также трудоем кости ремонтных работ в единой системе конструкторской доку
ментации (ремонтные документы) предусмотрен |
текущий (ма |
|
лый), средний* и капитальный ремонт. |
минимальный |
|
Текущий |
ремонт. Представляет собой такой |
|
по объему |
вид ремонта, при котором обеспечивается нормаль |
* В системе министерства заготовок этот вид ремонта не применяют.
21
ная эксплуатация оборудования до очередного планового ре монта.
К текущему ремонту оборудования относят работы по система тическому и своевременному устранению выявленных неисправ ностей с целью предотвращения преждевременного износа отдель ных деталей и узлов и обеспечения бесперебойной работы обору дования.
При текущем ремонте разбирают и собирают отдельные узлы, в которых выявлены неисправности; осматривают, промывают, ремонтируют или заменяют быстроизнашивающиеся детали и ра бочие органы машин; проверяют состояние, ремонтируют крепеж ные детали, смазочные системы, ограждения; налаживают регули рующие механизмы и приспособления.
Текущий ремонт выполняют силами обслуживающего персона ла и ремонтными службами на месте установки оборудования. Текущий ремонт оборудования проводят регулярно — по графику во время работы предприятия при текущих плановых остановках отдельных цехов, видов оборудования, поточных линий или всего предприятия.
Средний ремонт. Его назначение восстановить эксплуатацион ные характеристики оборудования ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей (деталей). Кро ме того, при среднем ремонте обязательно проверяют техническое состояние остальных (несменяемых) составных частей, устраня ют обнаруженные неисправности и выполняют работы, предусмот ренные текущим ремонтом.
Капитальный ремонт. В этом случае полностью разбирают ма шину, заменяют или ремонтируют все составные части, в том чис ле и базовые (с которых начинается сборка узла), проверяют все узлы, собирают машину, регулируют и испытывают. Капиталь ный ремонт оборудования выполняют выездные бригады ремонт но-монтажных трестов с привлечением местных ремонтных служб, а также центральных ремонтных мастерских и ремонтно-механи ческих заводов.
Капитальный ремонт технологического и транспортного обору дования в основном проводится без снятия его с рабочих мест, за исключением оборудования или узлов, которые могут ..быть сняты с поточной линии и заменены резервными из обменного фонда, а также оборудования передвижной механизации, отправка кото рого в капитальный ремонт не влияет на производственную дея тельность предприятия.
При капитальном ремонте выполняют все работы, относящие ся к текущему и среднему ремонтам. Капитальный ремонт мо жет сочетаться с полной или частичной модернизацией оборудо вания. ^
Капитальный ремонт оборудования на предприятиях с непре рывным режимом работы в течение года проводят во время го довых остановок, а на предприятиях, имеющих сезонный харак
22
тер работ, во время сезонного простоя или в период наименьшей нагрузки.
При хорошей организационно-технической подготовке и приме нении узлового метода капитальный ремонт можно проводить круглогодично в течение текущих плановых остановок по заранее составленному графику (приложение 3).
Классификация ремонтных работ для разных видов оборудо вания приведена в «Инструкции по организации и проведению ремонта технической базы хлебоприемных и зерноперерабатываю щих предприятий», утвержденной Министерством заготовок
СССР.
§3. Внеплановые ремонты
Впроцессе эксплуатации бывает необходимо провести вне плановые ремонты: аварийный и восстановительный.
Аварийный ремонт. Его выполняют при внезапном выходе ма шин из строя из-за поломок или по другим причинам. По своему характеру этот ремонт может быть текущим и капитальным, в зависимости от последствий аварий. При авариях машин началь ник цеха совместно с механиком и лицом, ответственным за
эксплуатацию оборудования, составляют акт аварии (приложе ние 4), по которому главный инженер завода дает свое заклю чение и передает для утверждения директору.
Естественно, что при хорошей организации планово-предупре дительного ремонта возможность возникновения аварий становит ся минимальной.
Восстановительный ремонт. Этому виду ремонта подвергают оборудование, уже прошедшее ряд капитальных ремонтов и силь но износившееся, а также оборудование, нуждающееся в ремонте с возможным включением элементов модернизации.
§ 4. Периодичность ремонтов
Периодичность ремонтов оборудования определяется длитель ностью межосмотрового и межремонтного периодов, и ремонтного цикла.
Межосмотровый период охватывает время работы оборудова ния между двумя очередными плановыми осмотрами или между очередным осмотром и ремонтом.
Межремонтный период предусматривает время работы обору дования между двумя очередными плановыми ремонтами, неза висимо от их классификации.
Ремонтный цикл — это структура ремонтного обслуживания в период между двумя капитальными ремонтами оборудования или между вводом в эксплуатацию и первым капитальным ремонтом. Таким образом, ремонтный цикл характеризует порядок чередо вания осмотров и ремонтов оборудования.'
23