Файл: Урок Тема Твои игрушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы закрепить знания, которые вы уже приобрели на уроках, вспомните, какие жанры изобразительного искусства вы уже и тете, и завершите отдельные строчки стихотворения, которое и сейчас прочитаю.

(Педагог читает стихотворение, школьники в нужных местах отгадывают жанры картин. Автор — И. Агапова.)

Здесь развешаны картины.

Сколько хочешь ты глазей —

Стенды вот, а вот — витрины.

Нынче ты пришел в музей.

На любой здесь вкус картины.



Что же любит зритель наш?

Роща с красною рябиной —

Это, милый друг,... (пейзаж).

Лес и поле, луг и речка,

Голубые небеса,

Распрекрасные местечки

Смотрим мы по полчаса.

Мы картины очень любим

И на все дадим ответ:

Вот девчонка в пестрой шубе —

Это, милый друг,... (портрет).

Нарисована здесь мама,

Дед и бабушка за ней.

Мы портреты вставим в рамы

И повесим на стене.

Вот пирожных сдобных груда.

Хочется их сунуть в рот!

Вывод следует отсюда

На картине натюрморт.

(В этом месте педагог делает пояснение.)

Натюрморт — новое для нас слово, с этим жанром изобразительного искусства вы познакомитесь на следующем уроке.

Смысл картин волнует чувства,

Будем мы теперь умней.

Чтобы лучше знать искусство,

Приходите к нам в музей!

— Какой праздник отмечается во всем мире ежегодно 18 мая? (Международный день музеев.)

В нашей стране в этот день даже многие музеи работают бесплатно, только не каждому удается попасть на выставку, потому что находится так много желающих сходить в любимый музей, что приходится перед тем, как туда попасть, отстоять огромную очередь. Поэтому наш школьный музей будет для вас приятной находкой: все дни, которые остались до окончания учебного года, вы можете совершенно бесплатно любоваться теми картинами, которые создали вы и ваши друзья.

X. Завершение разговора об автопортрете

В сегодняшнем разговоре об автопортретах нам осталось рассмотреть автопортрет художника В. Тропинина. Он называется «Автопортрет с кистями на фоне окна».

(Демонстрация репродукции картины.)

Пока вы рассматриваете картину, я немного расскажу о судьбе этого замечательного художника. Василий Андреевич Тропинин долгое время был крепостным, в его обязанности входило не только рисовать портреты своего барина, но и прислуживать ему за столом. Но все-таки ему удалось вырваться на свободу и стать вольным человеком. Тропинина называют «самым московским художником России», он нарисовал так много по-настоящему московских лиц.


— Что вы видите на этом автопортрете?

— Рассмотрите лицо художника. Каким, на ваш взгляд, он был по характеру? (Очень добрым, обутом говорит и его лицо.)

— Что служит фоном этой картины? (Открытое окно с московским пейзажем — постройками Кремля.)

Это тоже важная деталь. Когда Тропинин закончил в Санкт-Петербурге Академию художеств, ему предлагали остаться жить в этом городе, который тогда был столицей России. Но художник предпочел вернуться на свою родину — в Москву.



— Почему художник изобразил себя с кистями в руках? (Этим он подчеркнул, что самым важным занятием в его жизни является живопись.)

Для автопортрета художник надел специальный рабочий халат — блузу, в которую всегда облачался во время работы.

Видите, стоит очень внимательно рассмотреть автопортреты художников, как мы сразу же узнаем о самих авторах-живописцах много важного и интересного.

На уроке, в ходе которого вы создавали проект ажурной решетки для украшения улицы, вы уже видели картину художника Тропинина.

— Как она называется? («Кружевница».)


— Автопортреты каких художников вы сегодня рассматривали?


— Чей автопортрет на вас произвел самое сильное впечатление?


— Что могут передать автопортреты?


— Какую роль играют детали автопортрета?

— Как могли распоряжаться своими автопортретами художники? (Поместить свое изображение в многофигурную картину наряду с другими ее героями.)

XI. Рефлексия


— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

— Приведите примеры картин-пейзажей.

— Приведите примеры картин-портретов.


— Что такое «автопортрет»?


— Чем пользуются художники для рисования автопортрета?

— Приведите примеры картин-автопортретов.

— В какой всемирно известной картине русского художника К. Брюллова помещен его автопортрет? («Последний день Помпеи».)


— Какие виды работы вы сегодня выполняли?


— Какова роль братьев-Мастеров при создании портретов и автопортретов?

А теперь сочиним синквейн на тему «Автопортрет». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

X8I. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.


А может быть, кто-то из вас дома еще нарисует и автопортрет. Тогда вы сможете его предложить для создания школьного музея. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

На следующем уроке тот, кто приготовил самостоятельную работу — творческий проект, сможет рассказать нам о ней, провести защиту. Тогда этим ребятам надо принести тексты своих проектов и дополнительные предметы, которые вам понадобятся. Возможно, вам нужны будут в ходе рассказов какие-то еще наглядные материалы.

Урок 31. Картина-натюрморт

Цели: познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства художественной выразительности натюрморта; провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности: рисование натюрморта.

Планируемые результаты: ученики приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; наработают умение показать красоту и поэтичность предметов; научатся располагать предметы в определенной композиции.

Оборудование: образцы предметов, из которых можно составить натюрморт, бумага, карандаши, краски, шаблоны геометрических форм.

Ключевые слова и понятия: тихая, неподвижная картина, композиция, колорит.

Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы — шаблоны для составления схемы натюрморта (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Натюрморт» можно подготовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

П. Повторение пройденного материала


- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на последних уроках?


- Как вы узнаете, что перед вами портрет?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на двух последних уроках.


— Что такое автопортрет?


— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?

Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репродукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ

о ней?

(Выступления школьников с демонстрациями картин-автопортретов.)


Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобразительного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и запомните его.

III. Беседа по теме урока

Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и организованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, накрытый к обеду стол с сервировкой.

Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.

Существует легенда о том, как возник в изобразительном искусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изображать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошибались, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти винограда. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась настолько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на картине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-натюрморт», а также пояснение этого слова.

Натюрморт - это название картины с изображением предметов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допустим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложенные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.