ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы закрепить знания, которые вы уже приобрели на уроках, вспомните, какие жанры изобразительного искусства вы уже и тете, и завершите отдельные строчки стихотворения, которое и сейчас прочитаю.
(Педагог читает стихотворение, школьники в нужных местах отгадывают жанры картин. Автор — И. Агапова.)
Здесь развешаны картины.
Сколько хочешь ты глазей —
Стенды вот, а вот — витрины.
Нынче ты пришел в музей.
На любой здесь вкус картины.
Что же любит зритель наш?
Роща с красною рябиной —
Это, милый друг,... (пейзаж).
Лес и поле, луг и речка,
Голубые небеса,
Распрекрасные местечки
Смотрим мы по полчаса.
Мы картины очень любим
И на все дадим ответ:
Вот девчонка в пестрой шубе —
Это, милый друг,... (портрет).
Нарисована здесь мама,
Дед и бабушка за ней.
Мы портреты вставим в рамы
И повесим на стене.
Вот пирожных сдобных груда.
Хочется их сунуть в рот!
Вывод следует отсюда
На картине натюрморт.
(В этом месте педагог делает пояснение.)
Натюрморт — новое для нас слово, с этим жанром изобразительного искусства вы познакомитесь на следующем уроке.
Смысл картин волнует чувства,
Будем мы теперь умней.
Чтобы лучше знать искусство,
Приходите к нам в музей!
— Какой праздник отмечается во всем мире ежегодно 18 мая? (Международный день музеев.)
В нашей стране в этот день даже многие музеи работают бесплатно, только не каждому удается попасть на выставку, потому что находится так много желающих сходить в любимый музей, что приходится перед тем, как туда попасть, отстоять огромную очередь. Поэтому наш школьный музей будет для вас приятной находкой: все дни, которые остались до окончания учебного года, вы можете совершенно бесплатно любоваться теми картинами, которые создали вы и ваши друзья.
X. Завершение разговора об автопортрете
В сегодняшнем разговоре об автопортретах нам осталось рассмотреть автопортрет художника В. Тропинина. Он называется «Автопортрет с кистями на фоне окна».
(Демонстрация репродукции картины.)
Пока вы рассматриваете картину, я немного расскажу о судьбе этого замечательного художника. Василий Андреевич Тропинин долгое время был крепостным, в его обязанности входило не только рисовать портреты своего барина, но и прислуживать ему за столом. Но все-таки ему удалось вырваться на свободу и стать вольным человеком. Тропинина называют «самым московским художником России», он нарисовал так много по-настоящему московских лиц.
— Что вы видите на этом автопортрете?
— Рассмотрите лицо художника. Каким, на ваш взгляд, он был по характеру? (Очень добрым, обутом говорит и его лицо.)
— Что служит фоном этой картины? (Открытое окно с московским пейзажем — постройками Кремля.)
Это тоже важная деталь. Когда Тропинин закончил в Санкт-Петербурге Академию художеств, ему предлагали остаться жить в этом городе, который тогда был столицей России. Но художник предпочел вернуться на свою родину — в Москву.
— Почему художник изобразил себя с кистями в руках? (Этим он подчеркнул, что самым важным занятием в его жизни является живопись.)
Для автопортрета художник надел специальный рабочий халат — блузу, в которую всегда облачался во время работы.
Видите, стоит очень внимательно рассмотреть автопортреты художников, как мы сразу же узнаем о самих авторах-живописцах много важного и интересного.
На уроке, в ходе которого вы создавали проект ажурной решетки для украшения улицы, вы уже видели картину художника Тропинина.
— Как она называется? («Кружевница».)
— Автопортреты каких художников вы сегодня рассматривали?
— Чей автопортрет на вас произвел самое сильное впечатление?
— Что могут передать автопортреты?
— Какую роль играют детали автопортрета?
— Как могли распоряжаться своими автопортретами художники? (Поместить свое изображение в многофигурную картину наряду с другими ее героями.)
XI. Рефлексия
— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
— Приведите примеры картин-пейзажей.
— Приведите примеры картин-портретов.
— Что такое «автопортрет»?
— Чем пользуются художники для рисования автопортрета?
— Приведите примеры картин-автопортретов.
— В какой всемирно известной картине русского художника К. Брюллова помещен его автопортрет? («Последний день Помпеи».)
— Какие виды работы вы сегодня выполняли?
— Какова роль братьев-Мастеров при создании портретов и автопортретов?
А теперь сочиним синквейн на тему «Автопортрет». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
X8I. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры.
А может быть, кто-то из вас дома еще нарисует и автопортрет. Тогда вы сможете его предложить для создания школьного музея. Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.
На следующем уроке тот, кто приготовил самостоятельную работу — творческий проект, сможет рассказать нам о ней, провести защиту. Тогда этим ребятам надо принести тексты своих проектов и дополнительные предметы, которые вам понадобятся. Возможно, вам нужны будут в ходе рассказов какие-то еще наглядные материалы.
Урок 31. Картина-натюрморт
Цели: познакомить с жанром «натюрморт»; провести поиски композиции натюрморта и его колорита; выявить средства художественной выразительности натюрморта; провести защиту самостоятельных творческих работ.
Вид деятельности: рисование натюрморта.
Планируемые результаты: ученики приобретут понимание того, что искусство натюрморта заключается не в точной копии натуры; наработают умение показать красоту и поэтичность предметов; научатся располагать предметы в определенной композиции.
Оборудование: образцы предметов, из которых можно составить натюрморт, бумага, карандаши, краски, шаблоны геометрических форм.
Ключевые слова и понятия: тихая, неподвижная картина, композиция, колорит.
Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы — шаблоны для составления схемы натюрморта (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Натюрморт» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
П. Повторение пройденного материала
- С каким жанром изобразительного искусства вы познакомились на последних уроках?
- Как вы узнаете, что перед вами портрет?
- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на двух последних уроках.
— Что такое автопортрет?
— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?
Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репродукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ
о ней?
(Выступления школьников с демонстрациями картин-автопортретов.)
Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобразительного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и запомните его.
III. Беседа по теме урока
Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и организованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, накрытый к обеду стол с сервировкой.
Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.
Существует легенда о том, как возник в изобразительном искусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изображать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошибались, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти винограда. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась настолько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на картине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-натюрморт», а также пояснение этого слова.
Натюрморт - это название картины с изображением предметов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допустим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложенные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.