ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Какие фрагменты встречаются наиболее часто? (Педагог обобщает ответы школьников.)
Наверное, чаще других в рисунках обоев встречается так называемый «цветочный рисунок» — мелкие или, наоборот, крупные изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев. Такие детали всегда смотрятся очень выигрышно, поэтому художники, создающие новые рисунки или обоев, с удовольствием их используют. Причем изображение цветов бывает очень близким к настоящим, а бывает так называемым «стилизованным», т. е. ненатуральным, выдуманным художником. Запишите в тетрадях новые понятия и определения.
Цветочный рисунок - изображения чашечек цветов, бутонов, переплетенных или отдельных листьев.
Стилизованное изображение — ненатуральное, фантастическое, выдуманное художником.
(Школьники записывают.)
Часто в рисунках обоев используют изображение других природных элементов—листочков, веточек, шишек, орехов, желудей, овощей и фруктов.
- Как расположены разные элементы рисунков — хаотично, врассыпную или упорядоченно, в строгой очередности? (Упорядоченно.)
Конечно, из этих деталей создают орнамент, который выражается в их последовательном, строгом чередовании. Вот в этом и заключается один из приемов создания рисунка для обоев и штор. Ведь и шторы, и обои отличает одно - большая длина, они вытянуты во всю высоту стены. Поэтому придуманный художником рисунок повторяется много-много раз. В изобразительном искусстве такое повторение одного и того же называется словом «ритм». Запишите определение в тетрадях.
Ритм - повторение одного и того же изображения через определенное расстояние.
(Школьники записывают.)
Ритм бывает разным. Посмотрите, вот на куске обоев цветочки точно столпились рядом друг с другом, этот рисунок повторяется через небольшое расстояние. Это пример быстрого ритма в рисунке, его еще называют частым.
А вот второй вариант - один и тот же фрагмент орнамента повторяется через большие промежутки, это пример другого ритма — медленного, текучего.
— Какой ритм создает веселое настроение?
— Какой ритм создает настроение спокойное, умиротворенное? Давайте рассмотрим, какие еще варианты орнаментов можно
встретить в рисунках обоев и штор.
(Изучение и анализ разных видов орнамента.)
1. Орнамент, который может быть продолжен до бесконечности во все стороны. Например, листья, которые накладываются друг на друга по принципу чешуи.
2. Чередование геометрических рисунков - кругов и квадратов — в шахматном порядке.
3. Слияние двух орнаментальных полос без смещения: вверху — цветок, внизу - его отражение, при этом рисунок можно выбрать довольно сложный.
4. Вертикально расположенные полосы орнаментов в зеркальном и простом чередовании. В вертикальные полосы могут вкрапляться другие рисунки — как по орнаменту, так и по цвету.
(Школьники записывают.)
VI. Понятие о трафарете
Чтобы при изготовлении обоев один и тот же орнамент не рисовать много раз, применяют трафарет.
Кто знает, что такое трафарет? Это слово произошло от итальянского «трафаретто» — «прокалывать», «продырявливать». Так называли приспособление для переноса изображения или орнамента, рассчитанное на его многократное повторение. Для этого использовали пластину с отверстиями, через которые краску наносили на ткань, бумагу, стены. Вот как выглядит бумажный трафарет.
(Педагог показывает образец трафарета, выполненный из бумаги.)
Видите, в бумаге вырезано нужное изображение. При создании рисунка художник только аккуратно перекладывает трафарет на новое место и кистью или фломастером прорисовывает прорезанные части. Использование трафарета значительно ускоряет работу, если в ней приходится одно и то же изображение повторять неоднократно. Запишите в тетрадях пояснение слова «трафарет».
Трафарет — это приспособление для переноса нужного рисунка или букв с их многократным повторением.
VII. Психологический настрой на занятие
Прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте настроимся на занятие.
(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют за ним:
1. Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
2. Я старательно выполняю все задания.
3. Мои руки становятся умелыми.
4. Я обязательно научусь делать все, что нужно.
VIII. Задания для самостоятельного выполнения
Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бумаги и с их помощью сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.
(Педагог делит класс на группы.)
Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в нужной последовательности на полоске бумаги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.
IX. Выполнение задания
Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение - элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Теперь это изображение необходимо вырезать ножницами по контуру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.
1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.
2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед кольцами.
3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и вас поранить.
Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт. Лучше для этой работы использовать фломастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.
(Класс группами выполняет задание.)
Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.
X. Физкультминутка
Сегодня мы говорили о природных темах - цветочных орнаментах, растительных элементах. Вот и физкультминутка тоже будет посвящена прогулке на природе.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Все по лесу мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Ноги ставим широко,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх, с выпрямленной спиной и глубоким дыханием)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем
И вразвалочку идем.
(Ходьба на внешней стороне стопы, с покачиванием влево и вправо в ритме текста, руки за спиной.)
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
(Обычная ходьба с энергичной работой рук. Прыжки с ноги на ногу в ритме текста.)
Вдруг мы видим — у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем
И в гнездо его кладем.
(Пружинистые приседания на корточках, руки вытянуты вперед. Выпрямляются, поднимают руки вверх.)
- Как надо поступить, если вы вдруг нашли в лесу птицу или ежа? (Их ни в коем случае нельзя брать с собой домой.)
Верно, пусть они продолжают жить в лесу. Мы долго гуляли по лесу и, наверное, вы слегка утомились. Чтобы стряхнуть с себя усталость, сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.
XI. Рассматривание и обсуждение готовых вариантов обоев и штор
(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор. Класс проводит их обсуждение.)
XII. Рефлексия
- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?
- Что входит в состав цветочного рисунка?
- Каким бывает цветочный рисунок?
- Что такое стилизованное изображение?
- Какие детали могут входить в природный рисунок?
- Что такое ритм в рисунке?
- Каким бывает ритм в рисунках?
- Как ритм может повлиять на настроение?
- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?
- Что такое трафарет?
- Когда используется трафарет?
- Какую роль выполнял в этой работе каждый из братьев-Мастеров?
А теперь сочиним синквейн по темам, которые вы изучали сегодня. Пусть одна группа класса придумает слова на тему «Обои», вторая группа — на тему «Шторы».
(Школьники сочиняют синквейны.)
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Прошу вас собрать все обрезки бумаги и выбросить их. На следующий урок принесите бумагу, краски и кисточки.
Урок 4. Мамин платок
Цели: повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».
Вид деятельности: рисование красками на бумаге.
Планируемые результаты: школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.
Оборудование: две вазы, наборы искусственных цветов в теплой и холодной цветовых гаммах, краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки paзных художников и жанров.
Ключевые слова и понятия: платки, мотив, акцент, акварель, контраст.
Примечание. Для лучшего пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово, работа с учебником
(Педагог демонстрирует разноцветные платки.) Посмотрите, какие нарядные вещи появились сегодня у вас на уроке.
— Как они называются? (Головные платки.)
— Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.)
Откройте учебник на с. 30, прочитайте текст о русских платках.
III. Беседа по теме урока
Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту. Посмотрите на репродукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка». Эта игра заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, весела. И разноцветными пятнами в разных местах картины мелькают женские платки.
(Демонстрация репродукции.)
Что за праздничный денек
Взятый снежный городок.
Посмотри-ка сам, дружок
Тут платок и там платок.
Этот — словно василек.
Этот — розы лепесток.
Нам не зря дарят веселы-
Тут платок и там платок.
И. Aгапова
Сегодня вы попробуете нарисовать вариант росписи женского платка с помощью красок.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Мамин платок». Вот еще два новых понятия, которые вам сегодня встретятся - «мотив» и «акцент». Запишите их определения.
Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.
Акцент - наиболее яркая часть изображения. Чаще всего акцент бывает в центре картины, и он подчеркивается особой освещенностью, выделением нужных фигур.
V. Повторение пройденного материала