ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
участвующие в передаче основного силового потока, наиболее за метно изменяют пределы выносливости под влиянием растягива ющих остаточных напряжений при знакопеременных нагрузках. В области однозначных напряжений снижение выносливости под действием остаточных напряжений может наблюдаться в местах прикрепления конструктивных элементов (ребер, фасонок, диа фрагм и т. п.), а в несущих соединениях — при кручении.
Вместе с тем, изменяя поля остаточных напряжений, можно су щественно повысить сопротивление сварных соединений усталост ным разрушениям (см. гл. IV).
3*
Глава II.
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА ОЦЕНКИ ВЫНОСЛИВОСТИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
До недавнего времени вопросам методики усталостных испытаний сварных соединений не придавалось сущест венного значения. В большинстве проведенных иссле дований размеры образцов, характер напряженного со стояния, частота нагружения, база испытаний и т. д., в основном, определялись возможностями проведения испытаний на имеющемся испытательном оборудовании. Результаты подобных исследований носили частный ха
рактер, вследствие |
чего их трудно было использовать |
|
в расчетах. Пределы выносливости одних и тех |
же со |
|
единений, испытанных по различным методикам, |
отлича |
|
лись в полтора-два |
раза. |
|
Чтобы результаты опытов можно было распростра нять на реальные конструкции, при испытаниях должны учитываться все основные факторы, определяющие не сущую способность соединений. При таком подходе воз никает необходимость более детально рассмотреть и обосновать исходные положения методики испытаний сварных соединений на выносливость.
1. Критерий усталостного разрушения
Обычно испытания на усталость сварных соединений и образцов материала, а также построение кривых усталости прово дят по результатам, полученным при. окончательном разрушении. Между тем процесс усталостного разрушения делится на две каче ственно отличные стадии. В первой происходит накопление изме нений, приводящих при достаточном уровне переменной напряжен ности к образованию начальной трещины усталости; во второй — развитие трещины в объекте испытания вплоть до мгновенного ста тического излома обычно хрупкого типа. Распределение общего числа циклов, необходимого для разрушения, между двумя стадия ми зависит от вида напряженного состояния, особенно от его неоднородности, размеров сечения, а также условий нагружения: эластичного при фиксированной амплитуде нагрузки или жесткого при фиксированной амплитуде перемещения. Если при однородном напряженном состоянии и эластичном нагружении до образования трещины оказывается необходимым 0,8—0,9 общего числа циклов,
36
то при наличии концентрации, а также при больших сечениях и эластичном нагружении это число циклов уменьшается до 0,3—0,4 от общего. При жестком нагружении оно оказывается еще меньшим.
После образования начальных стадий усталостной трещины со противление сварного элемента как усталостному, так и хрупкому разрушению резко уменьшается. Для развития возникшей усталост ной трещины (если только ее зарождение не было связано с вы сокими растягивающими остаточными напряжениями, снявшимися после образования трещины) достаточно, чтобы амплитуды напря жений были в 1,5—2,5 раза меньше, чем при ее образовании [141, 264]. Для возникновения хрупкого разрушения после образования начальной усталостной трещины испытываемый элемент должен находиться в области температур ниже критической. Такое состоя ние может оказаться вполне реальным, если учесть, что уровень критических температур хрупкости зависит не только от свойств металла, но и от абсолютных размеров элемента, наклепа и старе ния в зонах концентрации рабочих и остаточных напряжений. Бы стройротекающему процессу хрупкого разрушения могут способ ствовать ударные импульсы. Рядом работ [27, 33, 41, 94, 113, 123, 129, 131,142, 175, 227, 240, 255] установлено, что в процессе цикли ческого нагружения происходят существенные изменения первона чальных свойств металла, связанные с «разрыхлением» кристал лической решетки, накоплением пластических деформаций и старением, существенно понижающими^критическую температуру, которая для конструкций и элементов из толстого металла (толщи ной 50—100 мм) может быть выше 0° С.
Таким образом, усталостное повреждение, отвечающее началь ным стадиям образования трещины, имеет в большинстве случаев решающее значение для несущей способности конструкций, рабо тающих при пониженных, нормальных, а в ряде случаев и повы шенных температурах (как, например, в мощном энергетическом оборудовании), так как после достижения этими трещинами опре деленных критических размеров возможен переход усталостного раз рушения к внезапному хрупкому при низких номинальных напря жениях. Такие разрушения наблюдались в рамах вагонов [77, 78], ядерных реакторах [182], строительных конструкциях и дорожных машинах [167]. Не исключено, что с циклическими повреждениями связан ряд катастрофических аварий сосудов внутреннего давления и сварных судов. Замечено, например, что по мере увеличения сро ка службы хрупкие разрушения судов происходят при все более высоких температурах. По всей видимости, это явление обуслов лено накоплением циклических повреждений.
Надо полагать, что для конструкций, испытывающих перемен ные напряжения и в то же время работающих при пониженных тем пературах (мосты, бункерные и разгрузочные эстакады, подкра новые балки, грузоподъемные, транспортные и дорожные машины, подвижной состав железных дорог), наиболее существенным факто ром надежности является предотвращение разрушений, связанных
37
v
|
|
со |
8=26 |
|
|
200 |
200 |
26 |
• 70 |
fsSSSSSf1 " |
|
50 200 50 |
|
CN
то
г
Рис. 19. Образцы, применявшиеся при исследовании чувствитель ности основного металла и сварных соединений к циклическим по вреждениям:
а — пластины |
основного |
металла с трещинами усталости |
глубиной 10 мм |
|
в |
образцах первой серии |
и 4 мм в образцах третьей серии; |
б — пластины |
|
с |
наплавками |
и трещинами усталости глубиной 6—20 мм; |
в, г, д, е, ж — |
сварные образцы с трещинами усталости глубиной 1 —10 мм.
с переходом усталостных трещин в хрупкие. Сварные элементы пере численных конструкций изготовляются обычно из мягких углеро дистых и низколегированных сталей при толщине листов и про катных профилей 10—50 мм. Усталостные повреждения в них вы зываются сравнительно невысокими переменными напряжениями, а наиболее низкие климатические температуры эксплуатации со ставляют —40 60° С. В то же время эти конструкции в про цессе эксплуатации могут испытывать небольшие ударные импуль-
38
сы случайного характера или же вполне закономерные, например в железнодорожных вагонах или экскаваторах. Определение со вокупности факторов, вызывающих в данных условиях переход усталостной трещины в хрупкую, и нахождение ее критических размеров, являлось целью ряда исследований, выполненных в ИЭС им. Е. О. Патона [157, 160, 264, 271] и зарубежными исследователя ми [232, 236].
Несущая способность крупногабаритных пластин с трещинами усталости определялась в условиях низких температур при опре деленных характерных особенностях образцов и нагружения. Были испытаны образцы четырех серий. Образцы первой серии из стали Ст. 3 сварке не подвергались (рис. 19, а). Трещины усталости оди наковой глубины, равной 10 мм, получались в условиях комнатных температур при пульсирующей нагрузке, вызывающей максималь ные напряжения 18 кГ/мм2. Образцы с трещинами усталости испытывались на разрыв статической нагрузкой в интервале температур
+20 -= 137° С. Образцы второй серии также из Ст. 3 имели продольные наплавки по кромке (рис. 19, б). Трещины усталости, глубина которых в различных образцах была от 6 до 20 мм, начи нались от небольших надрезов в шве. Они получались при пульси рующих напряжениях 18 кГ/мм2. В отдельных образцах перемен ные напряжения составляли меньшую величину. Статические испы тания проводились при температуре —50° С. В образцах третьей серии — пластинах из стали Ст. Зсп, не подвергавшихся сварке (рис. 19, а), усталостные трещины имели глубину 4 мм. В процес се статического нагружения при температурах 0—70° С по этим образцам наносились небольшие удары ручным молотком при каж дом увеличении статической нагрузки на 5 т. Образцы четвертой серии (рис. 19, в, г, д, е, ж) из сталей Ст. 3 М16С и 14Г2.представля
ли собой сварные соединения с трещинами |
усталости |
глубиной |
||
1—10 мм. Они были получены при различных |
переменных |
напря |
||
жениях: ниже |
18 кГ/мм2 при пульсирующих циклах |
и |
ниже |
|
10 кГ/мм2 при |
симметричных циклах. Перед |
статическими |
испы |
|
таниями образцы замораживались до —40 |
—65° С. Растяжение |
с дополнительными ударными импульсами выполнялось так же, как и при испытании образцов предыдущей серии.
Испытания образцов с трещинами усталости в основном металле при статическом нагружении (первая серия) показали, что резкое снижение номинальных разрушающих напряжений происходит при температурах ниже —60° С (рис. 20). Поэтому в условиях обычных климатических температур усталостные трещины, развивающиеся в материале, не подвергавшемся сварке и пластическим деформа циям, по-видимому, не могут стать очагами хрупких разрушений рассматриваемых конструкций до тех пор, пока не исчерпается их несущая способность под действием циклических напряжений. В то же время следует отметить, что этот вывод, вероятно, нельзя распространять на те случаи, когда трещина усталости является продолжением большой конструктивной несплошности, например
39
люка в палубе судна или же выреза в сплошстенчатой балке. В этом отношении показательны результаты японских исследователей [232, 236J, изучавших влияние глубины надреза на несущую спо собность основного металла и стыковых соединений. Испытания
образцов размером 400 X 500 |
мм из |
малоуглеродистых, низколе |
|||||||||||
гированных и высокопрочных |
сталей показали, что нижняя |
крити |
|||||||||||
ческая температура, соответствующая скачкообразному |
уменьшению |
||||||||||||
номинальных разрушающих |
напряжений, |
существенно |
повыша |
||||||||||
ется |
при увеличении глубины надреза. |
При |
этом |
заметно |
сни |
||||||||
в,кГ/ммг |
|
жается уровень |
напряжений |
в за- |
|||||||||
|
критической области. |
Увеличение |
|||||||||||
•40 |
|
|
|||||||||||
|
|
|
глубины надреза от 10 до 120 мм |
||||||||||
|
|
|
смещало критическую |
температуру |
|||||||||
|
|
|
сталей |
повышенной |
прочности от |
||||||||
|
|
|
—180 |
до —60° С. Поскольку |
кон |
||||||||
|
|
|
фигурация |
«берегов» |
надреза |
или |
|||||||
|
|
|
трещины в ряде случаев не ока |
||||||||||
|
|
|
зывает |
|
заметного |
|
влияния |
на |
|||||
|
|
|
условия |
разрушения, |
усталостную |
||||||||
|
|
|
трещину, |
являющуюся |
продолже |
||||||||
|
|
|
нием |
какой-либо |
конструктивной |
||||||||
Рис. |
20. Зависимость номиналь |
несплошности, |
следует |
рассматри |
|||||||||
вать как вершину длинного над |
|||||||||||||
ных |
разрушающих |
напряжений |
|||||||||||
от температуры испытания образ |
реза. В этих условиях трещина |
||||||||||||
цов с трещинами усталости глуби |
усталости, |
очевидно, |
представляет |
||||||||||
ной |
10 лил: |
2 — ВСт. Зпс; |
большую |
опасность. |
|
|
|
|
|||||
1 — сталь ВСт. Зкп; |
Вторая |
серия опытов, |
выпол |
||||||||||
3 — ВСт. Зсп. |
|
||||||||||||
|
|
|
ненных в ИЭС |
им. Е. О. |
Патона |
(образцы с наплавками на кромке), была предпринята в связи с наблюдавшимися при низких номинальных напряжениях хрупкими разрушениями сварных образцов с усталостлыми трещинами или острыми надрезами сравнительно небольшой глубины. Во всех этих исследованиях концентраторы напряжений располагались нормаль но к шву и заканчивались в околошовной зоне. Так, например [157], в одном из образцов, имитирующих прикрепление фасонки, зародившаяся в 102 мм от конца шва усталостная трещина разви лась на глубину 4,5 мм и вышла в околошовную зону (см. рис. 19, е). При последующих статических испытаниях и температуре —65° С образец разрушился хрупко, когда номинальные напряжения в нем были равны только 7,6 кГ/мм2.
В исследованиях Холла [231], Кихары и Оба [67] испытывались широкие пластины из мягкой стали, сваренные продольным сты ковым швом. Острый надрез наносился после сварки. В опытах Холла его длина была постоянной и он заканчивался в околошовной зоне; в опытах Кихары и Оба длина надреза изменялась в широких пределах. В тех и других исследованиях при ограниченно низких температурах наблюдалось падение номинальных разрушающих напряжений ниже предела текучести материала. Характерно, что и
40