Файл: Труфяков, В. И. Усталость сварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

областей попадает вершина усталостной трещины. При такой связи наблюдаемая нестабильность результатов испытаний вполне зако­ номерна. Что касается протяженности усталостной трещины, вы­

зывающей

при таких

условиях хрупкое разрушение,

то, по приве­

 

 

 

 

 

денным данным, она может

состав­

 

 

 

 

лять 4 мм и более.

 

 

 

 

 

 

 

Описанные

опыты

проводились

 

 

 

 

 

467

 

503

24

при

статическом

нагружении.

 

 

970

 

 

В условиях

комбинированного

 

 

о

 

 

нагружения

 

(статические

напря­

 

 

 

 

 

 

.

345

345

26

жения

и ударные импульсы)

воз­

растает

стабильность

результатов,

 

 

690

 

 

 

 

 

 

снижается

уровень

разрушающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номинальных

напряжений

и

су­

Рис. 22.

Образцы с отверстием и тре­

щественно повышается критическая

щинами усталости для последующих

температура

хрупкости. Об

этом

испытаний

при

низких

температу­

свидетельствуют данные ранее про­

рах.

 

 

 

 

веденных в

ИЭС им. Е. О. Патона

 

 

 

 

 

опытов на пластинах с отверстиями [157], а также результаты ис­ пытаний образцов третьей серии. Если пластины из стали М16С сечением 200 X 24 мм с отверстием посредине (рис. 22, а) при ста­ тическом нагружении и температуре —65° С разрушались при на­ пряжениях, близких к пределу прочности материала, то при ком­

бинированном

нагружении

но­

".«г2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

минальные

напряжения

снижа-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лись до 15—17 кГ/мм*.

 

У плас- 40<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тин меньшего сечения (рис. 22, б) 3 0 ]

+—

 

1

 

 

 

 

 

 

результаты

были

 

практически

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зо1

 

 

1 ^

U

 

 

 

 

 

 

такими

же

(табл.

6).

 

 

 

 

 

 

 

/ о

 

 

 

 

 

Более

 

полная

 

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О У 2

 

 

 

 

 

номинальных

разрушающих

на-

1 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пряжений

 

от

температуры

ис­

 

 

 

о

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пытаний

в

условиях

комбини­

•80

-70

-60

-50

-40

-30

-20

-10 t'C

рованного нагружения

получена

Рис. 23.

Зависимость

номинальных

на

образцах третьей

серии. Как

видно

из

рис. 23,

снижение не­

разрушающих

напряжений

от

темпе­

сущей

способности

начинается

ратуры

испытания образцов:

 

 

с

температуры

—20° С.

При

/ п

2 — образцы с

трещинами

усталости

—30° С разрушающие номиналь­

глубиной

4

мм

при

статическом

н а г р у ж е ­

нии

соответственно

без

ударных

импульсов

ные

напряжения

становятся

и с

ударными

импульсами;

3

образцы

без

трещин

усталости,

статическое

нагру -

равными

пределу

текучести

ма­

жение с ударными импульсами.

 

 

териала,

а

при

—55°

С

они

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составляют

менее

10 кГ/мм2. Сравнивая

эти

данные

с

результа­

тами испытаний образцов первой серии (см. рис. 20), видим здесь значительное смещение критической температуры хрупкости в об­ ласть положительных значений (примерно на 50° С), несмотря на то что глубина трещин в образцах третьей серии (4мм) была меньше, чем в образцах первой серии (10 мм). При отсутствии усталостных

42


Т а б л и ц а 6.

Несущая

способность образцов с отверстиями и трещинами

усталости при температуре

—65° С

 

 

Трещины

усталости

Характер

 

нагружения

 

. 21

21

 

 

 

 

 

Статический

20

200

15 2ч Ш,

200

'

1 '

Комбиниро­

ванный

201

17 22

То же

I ' M

200

ш«О

85

Р

2.04.J

 

 

Продолжение

табл. 6

 

 

 

Номиналь­

 

 

 

ные раз ­

Номер

Трещины усталости

Характер

рушающие

образца

нагружения

напряже­

 

 

 

ния,

 

 

 

кГ/мм*

172

 

Комбиниро­

34,9

 

ванный

 

 

 

170

Ж

 

20,0

 

5,5

 

 

 

2Д . J4,, 6*

 

 

174

 

 

4,2

трещин пластины

основного металла

практически нечувствительны

к ударным импульсам во всем диапазоне климатических

темпера­

тур (прямая 3 на

рис. 23).

 

 

Минимальный размер усталостных трещин, вызывающих резкое падение разрушающих номинальных напряжений в области темпе­ ратур ниже критических, определялся на образцах четвертой серии (см. рис. 19, в, г, д, е, ж). Как уже упоминалось, глубина усталост­ ных трещин в этих образцах изменялась от 1 до 10 мм. Результаты испытаний, представленные на рис. 24, позволяют установить опре­ деленный порог чувствительности образцов к размерам усталостной трещины. Прочность резко падает при глубине трещин 3,5—4,5 мм (заштрихованная область). Все образцы с меньшими трещина­ ми разрушались вне сварного соединения при напряжениях, близких к пределу прочности основного металла. Образцы с боль­ шими трещинами разрушались по сечениям, включавшим тре­ щины, и при напряжениях, не достигших предела текучести ма­ териала.

Установленный порог, очевидно, стабилен для исходного мате­ риала исследованных малоуглеродистых и низколегированных ста­ лей (в опытах применялись бессемеровская и мартеновская стали Ст. 3, М16С, низколегированная 14Г2). При этом данные испыта­ ний образцов основного металла оказались такими же, как и свар­ ных образцов. Значительно заметнее могут влиять на критический размер трещины изменения свойств металла, обусловленные циклич­ ностью нагружения. В этом отношении показательны результаты испытаний идентичных образцов с усталостными и хрупкими тре-

44


щинами. Образцы с усталостными трещинами были такими же, как и в опытах первой серии, и отличались от них только глубиной трещин. После сострагивания кромки с надрезом и началом уста­ лостного разрушения глубина трещины в различных образцах

составляла

2,0; 3,5;

4,0

и 5,0 мм. Аналогичные образцы, но с хруп-

0 к Г . г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кой трещиной (рис. 25, б) получа­

46

*—V

/

 

 

 

'1II) °-з

лись из пластин' с приваренным

V

/г /

 

 

 

 

 

 

У

 

/

 

 

 

 

 

* - 2

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+?

i

 

 

 

 

 

t

5

 

 

АО'

 

/

\

 

 

 

 

1

x-ff

 

 

Г "Ч

//

/

 

 

 

III

0 - 7

 

 

30

 

/

г

 

1

м

 

 

- 8

 

600

 

 

/

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

20\

 

.(

(.

 

 

 

 

 

—9

1

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

о

 

 

 

 

0 ,

 

 

 

1*

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

1

A

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'/

 

 

 

 

 

 

 

 

800

о

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

/0

/2

20

« « «

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 24. Зависимость несущей способ­ ности образцов от глубины усталостной трещины (/ = —40 -. 65° С):

/ — нахлесточные соединения с

фланговы­

ми швами, образцы

из

швеллеров, сталь

Ст. Зкп. (см. рис. 19,

в);

2

нахлесточ­

ные соединения с обваркой по контуру, плоские образны, сталь М 1 6 С ( с м . рис. 19,г);

3 — нахлесточные

соединения

с фланговы­

ми

швамн. плоские

образцы,

сталь

М16С

(см. рис . 19, д):

4

— прикрепление фасов­

ки,

сталь

M1GC (см.

рис .

 

19,

е); 5 и 6 —

стыковые

соединения,

сталь

M16C и

14Г2

соответственно

 

(см.

рис.

19,

ж):

7 — об­

разцы сечением 200 X 24

мм

с отверстием

посредине,

сталь М16С(см .

рис.

22,

а);

8 —

образцы сечением

85

X 26

мм

с

отверсти­

ем

посредине,

сталь

М16С

(см. рнс. 22, б);

9 — пластины

а

основного

 

металла,

сталь

.Ст. Зсп.;

/

II

уровни

предела

проч­

ности соответственно

стали

 

14 Г2

и

М16С;

/ / /

— уровень

предела

текучести

стали

М16С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 25. Пластина с составным реб­ ром для получения хрупких трещин

(а) и вырезанный из нее образец (б).

составным ребром после их ис­ пытаний при низких темпера­ турах [58]. Некоторые пластины разрушались не полностью, хрупкая трещина в них оста­ навливалась. В образцах, выре­ занных из таких пластин, хруп­ кие трещины имели глубину соответственно 8, 10, 11 и 14 мм. Те и другие образцы испытывались при температуре —50° С

на растяжение с дополнительны­ ми ударами так же, как это выполнялось в ранее описанных опы­ тах. Для образцов с усталостными трещинами (рис. 26, темные кружки) критическая глубина оказалась 3,5 мм, а для образцов с хрупкими трещинами (светлые кружки) — 10 мм (заштрихованные области).

Результаты испытаний различных образцов согласуются между собой. Во всех опытах усталостные трещины вызывали хрупкие разрушения при низких номинальных напряжениях только после того, как их глубина превышала 3,5—4,5 мм. То же самое наблю­ дается и на практике. Из всех преждевременных разрушений хруп­ кого характера, очагом которых служили усталостные трещины,

только в одном случае

зафиксирована трещина глубиной менее

4 мм — это разрушение

вагонной тележки, подробно описанное

М. М. Крайчиком [77]. В данном случае усталостная трещина имела

45


глубину 3 мм. Однако с учетом подреза в.этом месте общая глубина надреза равнялась 6,5 мм.

Исходя из приведенных данных, за критерий завершения уста­ лостных испытаний предлагается принимать предельное докритическое состояние усталостной трещины, исключающее хрупкое разрушение изделий и конструкций. Для рассмотренных условий наибольшая докритическая глубина усталостной трещины состав-

б0,кГ/ииг 28\

б.кг/мм*

30

ю

J

 

1

 

 

 

 

 

20

 

 

I

5V

6810s

2 4

6 8Юе 2

4 68Ы

 

I

6

12 НЛП

 

 

 

 

6 8N

Рис. 26.

Результаты испытаний образ­

Рис. 27.

Кривые

усталости

стыковых

цов с усталостными и хрупкими трещи­

(а) и нахлесточных (б) соединений, по­

нами различной глубины (t = —50° С).

лученные по трем

критериям

заверше­

 

 

 

 

ния

испытаний.

 

 

ляет 2—3 мм. При указанных размерах трещины должна фикси­ роваться долговечность образцов основного материала и сварных соединений, определяемая для оценки несущей способности эле­ ментов таких конструкций, как мосты, краны, подкрановые балки, экскаваторы, подвижной состав, дорожные машины и т. п.

Предлагаемый критерий соответствует области развития уста­ лостной трещины. Поэтому значения долговечностей понижаются по сравнению с получаемыми по критерию полного излома. Вместе

с тем они выше устанавливаемых по моменту возникновения

разру­

шения. На

рис. 27 приведены

результаты испытаний

образцов

сечением 80 X 26 мм из термически

обработанной

стали

10Г2С1

(сгт = 47,8 кГ/мм2,

аъ =61,8 кПмм2)

со стыковыми

швами

и об­

разцов из стали Ст. 3 (стт =

24,8 кГ/мм2,

ав =39,5 кГ/мм2)

с на-

хлесточными соединениями (2 IN 10)

по трем критериям:

началу

разрушения — трещина глубиной

0,4—0,6 мм (кривая /); моменту

достижения

усталостной трещиной глубины 2—3 мм

(кривая 2)

и полному

излому

образца

(кривая

3).

Испытания

проводились

на растяжение с постоянной амплитудой усилия при пульсирующем

46


цикле напряжений. Как видно из графиков, от момента возникно­ вения видимой трещины до полного излома образцы выдерживают значительное число перемен нагрузок. При низких напряжениях для полного развития усталостной трещины может потребоваться несколько миллионов циклов. Поэтому обоснованное смещение кривой усталости приобретает существенное значение. Принятие критерия наибольшей докритической трещины позволяет сдвинуть кривую в среднем на одну треть интервала, характеризующего пе­ риод развития трещины.

2. База испытаний

Элементы пролетных строений мостов, вагонов, тепло­ возов, кранов, подкрановых балок за срок своей службы могут испытывать свыше 10 млн. перемен напряжений. Для таких кон­ струкций максимальная длительность испытаний сварных соеди­ нений соответствует правому участку усталостной кривой.

О виде правого участка и расположении места перелома кривой усталости сварных соединений существует несколько представле­ ний. По наиболее распространенному мнению, кривые усталости сравнительно мягких сталей и их соединений при графическом изоб­ ражении в логарифмических (lg 0, lg Л0 или полулогарифмических (<т, lg N) координатах могут быть представлены в виде двух прямых, одной — круто падающей и другой — слабо наклоненной к оси ^абсцисс.

Считается, что точка пересечения этих прямых чаще всего ле­ жит недалеко от числа циклов N = 2 • 10е. В мостостроении это число циклов совпадает с количеством поездов, проходящих по же­ лезнодорожному мосту за 55 лет его эксплуатации [55]. Отсюда снача­ ла для транспортных, затем для гражданских сооружений и других конструкций с необрабатываемой поверхностью базу усталостных испытаний стали принимать равной 2 млн. циклов.

При испытании сварных соединений с фланговыми швами М. М. Гохберг наблюдал перелом кривой усталости при 4 млн. циклов. Было высказано предположение, что для соединений с вы­ сокой концентрацией напряжений точки перелома кривых уста­ лости смещаются в область большего числа циклов. В связи с этим усталостные испытания сварных решетчатых конструкций рекомен­ довалось выполнять на базе 5 млн. циклов [37].

С увеличением абсолютных размеров образцов количество цик­ лов до поломки может иногда составлять десятки и даже сотни мил­ лионов циклов. Поэтому пределы выносливости таких изделий, как вагонные и электровозные оси, коленчатые валы мощных дви­ гателей и т. п., в ряде случаев определяют на весьма большой базе.

Например, в практике

испытаний железнодорожных осей в США

установилось правило

оценивать

предел

выносливости

на базе

85 млн. циклов [174].

По мнению

Б. Н.

Дучинского,

в случае

47