Файл: Предмет безопасности жизнедеятельности, его цель и задачи. Цель изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В информационном пространстве с позиции информационной безопасности наиболее типичными являются две опасности:
1) контроль (извлечение) информационных ресурсов государства, т. е. фактически информационная разведка (шпионаж). Информационное пространство было и остается сферой деятельности многочисленных разведывательных служб. Сегодня информационная разведка может быть реализована двумя путями: несанкционированным проникновением в информационные и управляющие системы; легальным путем, за счет активного участия зарубежных фирм в создании информационной структуры России. При этом кроме негативных последствий, связанных с тем, что информационные ресурсы страны оказываются под контролем соответствующих иностранных структур, наносится прямой урон экономике – остаются без собственных заказов отечественная наука и производство;
2) угроза разрушения или дезорганизация информационных ресурсов элементов государственных структур. При современном уровне развития информационных технологий такие воздействия могут осуществляться даже в мирное время. Они чреваты разрушением ценной для государства информации, ее искажением или внедрением негативной информации в целях дезорганизации или принятия неправильных решений на соответствующем уровне государственного управления.
Особое место занимает безопасность компьютерных сетей, которые позволяют объединить и совместно использовать большой объем информационных ресурсов локального и глобального масштаба. Компьютерные сети становятся одним из основных средств информационного общения. В то же время их огромные возможности вступают в противоречие с проблемой обеспечения защиты информации. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании и развитии как локальных, так и глобальных компьютерных сетей. Так, в процессе создания сети Интернет в США в январе 1981 г. был создан Центр компьютерной безопасности Министерства обороны, в 1985 г. его преобразовали в Национальный центр компьютерной безопасности и передали в Агентство национальной безопасности.
Анализ приведенных угроз, форм и методов их воздействия на объекты безопасности в информационной сфере, а также методов и средств борьбы с этими угрозами позволяет утверждать, что в настоящее время в теории и практике информационной безопасности уже начинают выкристаллизовываться два направления, которые можно определить (хотя и достаточно условно) как информационно-психологическая безопасность и защита информации.
Информационно-психологическая безопасность – состояние защищенности граждан, отдельных групп и социальных слоев общества, массовых объединений людей, населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий, осуществляемых в информационном пространстве (подробнее об этом речь пойдет далее).
Защита информации – обеспечение безопасности информации (парирование угроз информационной инфраструктуре и информационным ресурсам).
В настоящее время наиболее активно разрабатываются проблемы защиты информации: организационные, правовые, технические и технологические меры по предотвращению и отражению угроз информационным ресурсам и системам, устранению их последствий. Формируется теория защиты информации, создаются и активно используются на практике методы и средства защиты информации, осуществляется подготовка специалистов по ряду специальностей и специализаций, таких как технология защиты информации, комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, безопасность и защита информации и т. д.
79 .Основные организационно-технические мероприятиями по защите информации.
Основными организационно-техническими мероприятиями, которые проводятся государственной системой защиты информации, следует считать:
· государственное лицензирование деятельности предприятий в области защиты информации;
· аттестация объектов информации по требованиям безопасности информации, предназначенная для оценки подготовленности систем и средств информатизации и связи к обработке информации, содержащей государственную, служебную или коммерческую тайну;
· сертификация систем защиты информации;
· категорирование предприятий, выделенных помещений и объектов вычислительной техники по степени важности обрабатываемой информации.
Последовательность и содержание организации комплексной защиты информации представлена на рис. 4.4.
К организационно-техническим мероприятиям, проводимым государственной системой защиты информации, также относятся:
· введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах эксплуатации технических средств, подлежащих защите;
· создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении;
· разработка и внедрение технических решений и элементов защиты информации при создании вооружения и военной техники и при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов информатизации, систем и средств автоматизации и связи.
80. Основные направления обеспечения информационной безопасности в современной России.
Защита информации в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике
Информационное обеспечение оборонных мероприятий и боевых действий
Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций
Основные направления и мероприятия по защите электронной информации
Безопасность в сфере духовной жизни человека и общества
81. Основные принципы государственной политики обеспечения информационной безопасности России. 82. Функции государства по обеспечению информационной безопасности России. 83. Сущность экологической безопасности. 84. Основные объекты экологической безопасности. 85. Принципы государственной политики в области экологии. 86. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности в экологической сфере. 87. Главная задача экологической экспертизы. Основные принципы проведения экологической экспертизы:
Цели экологической экспертизы:
Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:
88. Понятие «чрезвычайная ситуация», его сущность и содержание. В широком смысле чрезвычайную ситуацию можно определить как совокупность сложившихся к данному моменту негативных факторов, создающих определенную обстановку, в которой происходит существенное отклонение от нормального процесса. Чрезвычайный фактор - событие (происшествие) космического, природного, социального, техногенного, биологического происхождения, заключающееся в воздействии, при котором происходит резкое отклонение от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающих значительное отрицательное влияние на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду. В широком плане к чрезвычайному фактору можно отнести опасное космическое, природное и антропогенное воздействие. Космические воздействия связаны с влиянием на биосферу раз-личных небесных тел (солнца, планет, комет, метеоритов) путем излучений и непосредственных столкновений. 89. Предупреждение ЧС как комплекс мероприятий. предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций включает:
90. Ликвидация ЧС и ее характеристика. Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования. 91. Управление риском - сущность и основные признаки. Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели В явлении "риск" можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:
92. Основные причины роста количества и тяжести последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. 93. Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ее основные задачи. 94. Основные функции системы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 95. Организация и управление безопасностью жизнедеятельности на различных уровнях.
Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД) имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы. Систему обеспечения безопасностью жизнедеятельности (ОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные организации. Основная функция системы ОБЖ: - выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплексных мер по их предупреждению и нейтрализации; - управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС; - осуществление системы мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате ЧС. Рассмотрим организацию и управление БЖД на различных уровнях. На международном уровне данная миссия возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН). В рамках ООН действуют специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международная организация труда (МОТ). Система управления национальной безопасности России включает совокупность государственных органов и общественных структур, обеспечивающих защиту национальных ресурсов и ценностей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории РФ, а гражданам, находящимся за ее пределами гарантирует защиту и покровительство. Выделяют несколько уровней системы государственных органов, обеспечивающих безопасность человека, общества, государства. Первый уровень – органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности. Второй уровень – органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию. Третий уровень – судебные органы, обеспечивающие неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности. Четвертый уровень – государственные системы, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (охрана границы, налоговые органы и т.д.) Пятый уровень – системы органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с внутренними угрозами. Шестой уровень – единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Все органы обеспечивают безопасность в стране в соответствии с Законом РФ "О безопасности" от 05.03.1992 г № 2446 – 1. Непосредственно система управления охраной труда начинается с Министерства Труда и социального развития, которая в лице Рострудинспекции РФ с верхних уровней до инженеров по охране труда на предприятиях всех форм собственности. Структурная схема системы государственного управления охраной труда в современных условиях представлена на рисунке 1.1. |