Файл: Предмет безопасности жизнедеятельности, его цель и задачи. Цель изучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек. Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей. Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения. Для решения демографической проблемы необходимо:
Как нормативная учебная дисциплина БЖД- это интегрированная дисциплина гуманмитарно-технического направления которя обобщает данные соотв. Научно-практической деятельности формирует теоретический и метдологический аппарат необходимый для изучения в дальнейшем охраны труда защиты окр среды граждансокй обороны и др дисциплин которые изучают конкретные опсности и методы защиты от них. Дисциплина базируется на сл отраслях знаний: анатомия и физиолгия человека, инженерная психология, гигиена труда, техническая эстетика, фихика, химия, математика, матеорология, правовые и проф-ые дисциплины Необходимо знать тсорию развития науки о безопасности, а так же роль видных ученых ,научно-иследовательских организация в разработке основ БЖД 3. Принципы и методы БЖД как науки и их классификация. Принцип — это идея, мысль, основное положение. Метод — это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей. Принципы и методы обеспечения безопасности являются специальными в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны. Средства обеспечения безопасности — это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов. Принципы, методы, средства — логические этапы обеспечения безопасности, их выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев. Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. 4 класса: ориентирующие технические организационные управленческие 4.системы обеспечения безопасности государства Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности. Правовую основу этой деятельности составляют: Конституция РФ, Закон «О безопасности», указы и распоряжения Правительства РФ и другие нормативные акты РФ, республик в составе РФ, других субъектов Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность. Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере. В соответствии с Законом «О безопасности» органами обеспечения безопасности РФ являются: органы Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральные органы государственной охраны, органы федеральной фельдъегерской связи, органы пожарной безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. ). Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются: – выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; – осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; – создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; – управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; – реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; – участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения. 5. Силы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. К силам и средствам обеспечения безопасности относятся: - территориальные органы федеральных органов Российской Федерации, предназначенные для решения вопросов в различных сферах обеспечения комплексной безопасности; - структурные подразделения Правительства и органов исполнительной власти города (управления, отделы), созданные для осуществления функций организации и координации деятельности в сфере комплексного обеспечения безопасности; - службы контроля за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов, санитарно-эпидемиологической обстановки, соблюдением установленных норм в области природопользования, градостроительства, функционирования систем жизнеобеспечения города и др.; - частные охранные предприятия и организации обеспечения безопасности; - профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; - нештатные аварийно-спасательные формирования; - подразделения государственной противопожарной службы в городе, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны; - общественные пункты охраны порядка; - подразделения городской народной дружины. 6. Основные задачи и направления деятельности основных субъектов безопасности по решению проблем обеспечения безопасности жиз Субъекты безопасности - 1) личность (см.), общество (см.), государство (см.) (Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-I «О безопасности»); 2) активный участник, обеспечивающий с помощью мер безопасности защищенность объекта безопасности (см.). В условиях современной эпохи личность и общество как субъекты безопасности жизнедеятельности должны отвечать определенным требованиям, в основе которых лежит необходимость формирования нового мировоззрения (см.), миропонимания (см.), современнойкультуры безопасности (см.) и достижения национального единства. Необходимость компромиса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы все государства и население планеты выработали, признали и руководствовались бы в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей.недеятельности. 7. Характеристика человека в системе социального развития как индивида,. Имеются основания для выделения двух основных классов индивидных свойств: 1) возрастно-половых и 2) индивидуально-типических. В первый из них входят возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям. Во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии – асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов). Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключением нейродинамических и билатеральных свойств органного и организменного уровней). Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей. Эти свойства индивида можно назвать вторичными производными эффектами основных параметров индивида. Есть основания предполагать, что высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках – с другой. Основная форма развития всех этих свойств – онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно модифицирующаяся все возрастающими под влиянием социальной истории человечества диапазонами возрастной и индивидуальной изменчивости. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками. 8. Социальная напряженность, ее уровни и БЖД. Социальная напряженность Социальная безопасность связана прежде всего с внутренней устойчивостью государства и общества и социальной защищенностью личности. Ее важнейшей характеристикой является уровень социальной напряженности. Именно социальная напряженность, проявляющаяся прежде всего на социально-психологическом уровне, является одним из важнейших индикаторов социального конфликта. Социальная напряженность отражает степень физиологической, психофизиологической и социально-психологической адаптации, а во многих случаях — дезодаптации различных категорий населения к объективным и субъективным трудностям. Она проявляется в резком росте недовольства, недоверия к властям, конфликтности в обществе, тревожности. Имеют место проявления экономической и психической депрессии, ажиотажного спроса, ухудшения демографической ситуации, компенсаторные реакции (агрессии, поиска врагов, надежды на чудо). Уровни социальной нарпряженности и безопасность личности для измерения степени социальной напряженности можно использовать ряд показателей, характеризующих ее отдельные стороны. Сведение их воедино позволяет получить интегральный показатель социальной напряженности. В целом напряженность может быть представлена 5 уровнями: Стабильная обстановка Социальный всплеск Собственно социальная напряженность Структурный и режимный кризисы Социальный взрыв Для измерения степени социальной напряженности уже разработан ряд индексов, характеризующих отдельный стороны социальной напряженности сведение их воедино позволяет получиться интегральный показатель социальной напряженности. В целом, интегральный уровень напряженности обстановки по мере его нарастания начиная от стабильной обстановки, предлагается характеризовать 6 существенно отличающимися друг от друга уровнями, вплоть до социального взрыва. Обстановка благоприятная — такого состояния сегодня нет, пожалуй, ни в одном регионе страны. В идеале — это Достаточное количество продуктов питания, Активно решающиеся социальные вопросы, Уверенность людей в завтрашнем дне, Стабильно функционирующие государственный и общественные структуры. 9. Конфликт как угроза безопасности личности. Конфликт (от лат. conflictus) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. 10. Факторы, усиливающие социальную нестабильность. Безопасность- это соц-ая норма соц-ого общ-ва Факторы:
11. Основополагающие принципы обеспечения социальной безопасности. Всеобщность, т.е. распространение на всех трудящихся без исключения, независимо от пола, расы, возраста, национальности, от категории трудящихся. Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию должны быть доступны всем. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда (условий работы, стажа, величины заработной платы). Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг (пенсии, пособия, трудоустройство, протезирование и др.). Адресность социальных выплат. Применение дифференциального подхода в обеспечении различных социально-демографических групп и слоев населения. В качестве критериев дифференциации могут выступать - учет специфики видов общественно полезной деятельности (меры по социальной защите военнослужащих, судей и др.) - категории обеспечиваемых по уровню материального достатка (малообеспеченные) Стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета. Многообразие и всесторонность социальной защиты населения, т.е. гражданин, имеет право получать одновременно различные виды социального обеспечения (бесплатные лекарства, скидку на детей, пенсию и др.) Предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области. Виды социального обеспечения: 1. Пенсии. 2. Пособия: - по временной нетрудоспособности; - беременности и родам; - при рождении ребенка; - по уходу за ребенком; - по безработице; - ритуальные. 3. Выплаты нуждающимся. 4. Создание и содержание детских домов и домов для престарелых людей. 5. Кредиты для строительства жилья. 6. Стипендии. 7. Медицинская помощь (бесплатная, платная, страховая медицина). 8. Помощь безработным: пособие по безработице; профессионально-техническое обеспечение и 12. Основные направления обеспечения социальной безопасности. Жизненно важные интересы гражданина состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности его имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и высокого качества жизни. Жизненно важные интересы социальных групп и общественных объединений состоят в обеспечении определенных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по достижению их целей. Интересы города или региона в целом включают в себя установление политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для их жителей и его структур. В целом система комплексной безопасности заключается в сферах общественной, техногенной, оборонной, экологической, экономической безопасности, а также в сферах духовной жизни, культуры, науки и в информационной сфере (приложение 1). Одним из основных направлений комплексной безопасности является безопасность в социальной сфере, которая включает в себя: •обеспечение конституционных прав каждого человека, в том числе и личной безопасности; • повышение уровня и качества жизни граждан, искоренение бедности, обеспечение достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, преодоление кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения; • развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг; • доступность для всех граждан социального и медицинского обслуживания, образования, дошкольного воспитания, транспорта, связи; • создание условий для свободного функционирования и развития организованных социальных групп и общественных объединений граждан; • поддержка семьи как первоначальной ячейки общества; • совершенствование и развитие системы социальной защиты населения и др. 13. Сущность, структура общества, как объекта и субъекта безопасности Структура общества может быть рассмотрена в разных ракурсах: · выделение сфер (подсистем общества) общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной; · выделение в общественной жизни процессов функционирования и развития: социализации, институционализации, социальной организации и контроля 14. Стратификация общества и безопасность. |
Социальная стратификация:
- это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.); Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.
15. Условия формирования гражданского общества в России и безопасность.
свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. В этом - отличие современного - социального - либерализма от его радикальной версии 19-го века. Социальный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр вульгарных подходов к реформам необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития России, угрожающие в будущем ее единству. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост. Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.
16. Влияние политического режима на политическую жизнь общества.
Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы
Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Можно указать на такие режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и демократия.
три основных типа политических режимов:
• демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;
• авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;
• тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.
Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности. Кроме того, возможны режимы смешанного и переходного типов, в частности: - авторитарно-демократический, - демократически-авторитарный, - анархо-демократический, - жестко-авторитарный, - автократический, - смешанный, - монократический или диктаторский, - военно-авторитарный, - фашистский, - теократии, - военно-бюрократический, - коммунистический.
Сущность, структура и формы политической жизни
Специфическая область человеческого общества - политическая жизнь - одна из важнейших сторон общественного бытия. Она охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти.
Отсюда следует также, что политическая жизнь - непрекращающийся процесс деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.
Политические субъекты Субъект политики (от лат. "субъектус" - лежащий внизу, находящийся в основе) - тот, кто ведет активную политическую жизнь, воздействует на объект политики, стремясь использовать его в своих интересах.находятся в постоянном движении, в действии и противодействии.
Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей.
Политические элиты упрочивают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит.
Политические партии проводят свои съезды и конференции.
Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются.
За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия
17. Безопасные условия формирования и укрепления гражданского общества в России.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
- нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
- политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
- оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
- сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.
18. Влияние духовной жизни общества на безопасность жизнедеятельности.
Понятие и структура духовной жизни общества
Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека. Именно здесь рождается и реализуется то, что, прежде всего, отличает человека от других живых существ, дух, духовность. Основой духовной жизни, ее определяющими началами являются такие идеальные начала, как добро, истина, красота.
Духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.