Файл: Сысоев, К. А. Основы геодезии и картографии учебное пособие для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

квадрата S геометрически в масштабе плана, делят ее на раз­ ность отсчетов

S

19).

р = -------------- (из формулы

И2 — П1

 

Пример на вычисление цены деления

планиметра приведен

в табл. 10.

 

 

Т а б л и ц а 10

Название участка

Конечный от­ счет п 2

Начальный отсчет n t

Разность от­ счетов n 2— n t

Площадь в делениях

Вычисление цены деления

Квадрат 10x10 см

6754

5753

1001

100

 

7759

6760

999

1000 = ---------= 0,1000 га

 

 

 

 

1000

Геометрически вычисленная площадь квадрата в мас­ штабе 1:10 000

S = 1000 м X 1000 м =

=100 га

§33. ДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Агрономическому персоналу колхозов и совхозов в своей практической работе нередко требуется самостоятельно выпол­ нять некоторые геодезические работы, связанные с делениями площадей различных земельных участков на более мелкие части.

Деление площадей участков на плане и в натуре требуется, например, при выделе делянок для опытных. посевов, отводе участков для коллективных огородов и садов рабочих и служа­ щих совхозов, при расширении территории хозяйственного центра под застройку и благоустройство ее, обмере усадебных участков в колхозах, при выделе участков для лесных полеза­ щитных полос и во многих других случаях.

В геометрическом смысле деление площадей участков сво­ дится к проведению на плане проектных линий, образующих границы новых участков заданной площади, и к перенесению этих линий в натуру.

При делении площади участков на части руководствуются заданием, в котором даются указания, какой участок подлежит делению, какие по форме и размеру должны быть новые участ­ ки, направление раздельных линий между участками и пр.

Рассмотрим пример деления на части

площади участка,

пашни, изображенного на рис. 44.

78


Предположим, требуется выделить участок пашни площадью 15 га, примыкающий к контуру луга, для организации на нем опытных посевов. Раздельная линия проектируемого участка от основного должна проходить перпендикулярно к линии 6—7 полигона. Решение поставленной задачи выполняют в следую­ щем порядке.

1. Пользуясь палеткой или на глаз, намечают на плане по­ ложение раздельной линии А \В Хперпендикулярно к линии 6—7, приближенно отрезающей смежный с лугом участок пашни пло­ щадью около 15 га. Затем площадь этого участка определяют не менее двух раз планиметром и находят среднее значение, например 17,65 га.

2. Так как площадь отведенного участка (17,65 га) получи­ лась больше требующейся по заданию (15 га), то излишнюю площадь (2,65 га) надо отрезать от отведенного участка пере­ мещением раздельной линии А \В Х параллельно самой себе в положение АВ на величину площади трапеции А\В\ВА, равной 2,65 га. Приняв длину линии A iB u измеренной по плану и рав­ ной 636 м, за среднюю линию трапеции, вычисляют ее высоту 26 500 м2/636 м = 41,6 м и проводят на плане линию АВ на рас­ стоянии 41,6 м от линии А\В\ и параллельно ей. Затем по плану измеряют длину 662 м линии АВ и находят величину средней

линии трапеции по измеренным данным, т. е. ---------=

о4У м,

.

2

 

 

а по ней — уточненное значение, высоты трапеции

26 500

=

л

--

40,8 м.

Если полученное значение (40,8 м) будет отличаться от ранее принятой высоты (41,6 м) менее чем на точность масштаба плана (1 м), то положение раздельной линии АВ получено окончательно. v ^ ’ *

В противном случае перемещают линию А\В\ параллельно самой себе на уточненное значение высоты трапеции (40,8 м), измеряют по плану длину вновь проведенной линии АВ и вы­ числяют опять среднюю линию трапеции и уточненное значение ее высоты, которое получится с большим приближением к за­ данному значению.

Площадь участка проверяют планиметром по новой раздель­ ной линии.

В некоторых случаях намеченную в первом приближении раздельную линию А\В\ передвигают не параллельно самой себе, а повертывают около какой-либо точки (А\ или В\) на некоторый угол и тем прирезают недостающую или отрезают излишнюю площадь (S) в виде площади треугольника. Для этого из точки поворота раздельной линии, например В\, про­ водят перпендикуляр В\А\ (было ранее взято по заданию) к линии 6—7 полигона, принимаемой за основание треугольника, и измеряют его длину по плану (636 м). Длина перпендикуляра

79



A\Bi является высотой (h) треугольника, основание (а) которо­ го определяют из равенства

2 S

53 000

Отложив от точки А\

на стороне 6—7 длину

основания

(83,3 м)

до точки D и соединив ее с точкой В \, получают раз­

дельную линию B\D, которая отрезает избыточную площадь

треугольника B\A\D (2,65

га). На рис. 44 эта линия

показана

штрихпунктиром.

 

 

3.

Составленный проект деления площади участка перенос

в' натуру, для чего, пользуясь главным образом мерной лентой, воспроизводят новые участки и их границы на местности. При выносе проекта в натуру руководствуются рабочим чертежом, который является копией проектного плана. На рабочем чер­ теже наносят границы новых участков, линейные промеры по их границам, опорные пункты и контуры, облегчающие ориенти­ рование на местности. На рис. 44 даны промеры: 499 м и 40 м соответственно от точек 2 и 3 до точки В раздельной линии; 255 м и 198 м от точек 6 и 7 до точки А той же линии. Длина линии АВ = 662 м. По этим данным мерной лентой воспроизво­ дят в натуре положение раздельной линии. *

Вопросы для повторения

1.Что называют численным масштабом?

2.Что представляет собой линейный масштаб?

3.Чему равно наименьшее деление сотенного поперечного масштаба?

4.Определить численные масштабы карт и их точности при:

_ а) в 1 см 50 м, б) в 2 см 200 м, в) в 1 см 250 м и г ) в 2 см

1000 м.

5. Какая невязка допускается при составлении плана по румбам и как увязывают полигон?

6.В чем состоит графический способ вычисления площади участка?

7.Основные части планиметра и их назначение.

8.Что представляет собой цена деления планиметра и как

ее определяют?

J

9. Как вычисляют

и увязывают площади участков плани­

метром?

10. Как определяется проектная линия при делении площади полигона (участка) на части способами трапеций и треуголь­ ников?

11. Что представляет собой рабочий чертеж для перенесения проектной линии на местность?

SO


Лабораторно-практические занятия

Построение планов земельных участков. Вычисление площадей участков. Деление площа­ ди земельного участка на части

Эту работу выполняет каждый учащийся самостоятельно. Для выполнения задания учащийся должен иметь: чертежную бумагу, чертежные принадлежности, транспортир, нормальный поперечный масштаб, планиметр и палетку.

/. Построение планов

а) На чертежной бумаге, соответствующего формата по ГОСТу, построить план земельного участка, измеренного мер­ ной лентой путем разбивки его на треугольники. Масштаб плана 1 : 2000. Варианты заданий учащиеся получают от пре­ подавателя, согласно табл. 11.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а ! !

Примеры

1

2

-

3

4

5

 

 

 

 

1

*

 

 

 

 

 

 

 

Кя

треуголь­ ника

№ вершин

Горизонт. проложения сторон

№ вершин

Горизонт. проложения сторон

№ вершин

Горизонт. проложения сторон

№ вершин

Горизонт. проложения сторон

№ вершин

Горизонт. проложения сторон

1

1—2

142,80

1—2

186,08

1—2

77,52

1—2

131,83

1—2

137,03

 

2—3

75,40

2—3

121,50

2—3

109,24

2—3

100,12

2—3

81, 10

 

1—3

154,40

1—3

136,05

1—3

97,06

1—3

113,06

1—3

178,11

2

1—3

154,40

1—3

136,05

3—2

109,24

3—2

100,12

1—3

178,11

 

3—4

186,85

3—4

122,15

2—4

147,42

2—4

83,72

3—4

142,61

 

1—4

196,00

1—4

138,40

3— 4

131,83

3—4

110,40

1—4

90,95

3

4—3

186,85

4—3

122,15

4—2

147,42

3—4

110,40

4—3

142,61

 

3—5

98,4 0

3—5

101,00

2—5

83,93

4—5

54,42

3 - 5 169,22

 

4—5

132,05

4—5

53,75

4—5

99,26

3—5

116,85

4—5

106,25

4

4—5

132,05

1—4

138,40

3—4

131,83

5—4

54,42

5—3

169,22

 

5—6

186,08

4—6

82,85

4—6

100,12

4—6

75,55

3 - 6

100,10

 

4—6

85,50

1— 6

111,00

3—6

113,06

5—6

60,08

5—6

87,35

П о р я д о к в ы п о л н е н и я з а д а н и я

1.По заданному преподавателем ориентированию учащийся прочерчивает первую линию и на ней откладывает в заданном масштабе отрезок стороны 1—2 первого треугольника.

2.Затем из точек 1 и 2 засекают точку 3 соответствующими отрезками сторон 1—3 и 23, взятыми последовательно в рас­ твор циркуля в принятом масштабе.

6— 1058

81

I