Файл: Сиденко, А. Ф. Аппаратура управления тормозными приводами шахтных подъемных машин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Исполнительный орган тормоза. Конструктивное исполнение тормоза изображено на рис. 3. Он представляет собой систему шар нирного многозвенника со статически определенным распределением усилий.
Большой угол обхвата тормозных колодок и равномерное рас пределение удельных давлений обеспечивают длительин срок службы тормозных колодок и хороший отвод тепла.
Рис. 3. Схема исполнительного органа тормоза подъемных машин НКМЗ (третпй тип)
Тормоз машины состоит из двух пар тормозных балок 1 и 2 с ко лодками 7, четырех вертикальных стоек 15 и 16, установленных на шарнирах, закрепленных фундаментными болтами, рычагов 11, 12 и 13, тяг 3 и 4, вертикальных тяг 19 и 20, состоящих из двух частей, стягиваемых ■регулирующей гайкой 18.
Для установки и регулировки зазора по тормозному ободу и правильного растормаживания тормоз имеет верхние 5 и 6 и нижние 9 и 10 упоры и регулирующую стойку 14.
Усилие каждого тормозного привода 8 передается штангой 17 через систему рычагов 13 и тяг 4 и 19 на тормозные балки, чем соз дается прижатие колодок к тормозному ободу.
Растормаживание происходит из-за неуравновешенности весов рычажной системы и, в основном, элементов тормозного привода — веса поршня, штанги, рычага. Благодаря наличию дополнительной
14
регулирующей стойки тормозные балки отходят параллельно, без
перекосов.
Тормозной привод (рис. 4) предназначен для создания тормозных усилий и состоит из рабочего цилиндра 1, предохранительного
Рис. 4. Тормозной привод НКМЗ
цилиндра 2 с подвешенным к его поршню грузом 3, дифференциаль ного рычага 4. Все элементы привода смонтированы на общей сварной раме б,.которую устанавливают и закрепляют на фундаменте.
Поршень рабочего цилиндра и тормозной груз присоединены к общему для обоих рычагу 4 привода, через который они воз^ действуют па исполнительный орган посредством штанги 5,
15
присоединенной к свободному концу рычага 4. При выполненной схеме присоединения рычаг привода является дифференциальным, не имеющим постоянной неподвижной оси вращения, которой в за висимости от соотношения действующих на рычаг сил могут быть шарниры Ох, О3 и 0 3. Применение дифференциального рычага исклю чает возможность сложения усилий, передаваемых тормозной штанге поршнем рабочего цилиндра и тормозным грузом при одновременном воздействии их на этот рычаг, что является существенным преиму ществом данного привода.
При рабочем торможении, когда в предохранительном цилиндре 2 имеется сжатый воздух и груз 3 находится в крайнем верхнем положе нии, сжатый воздух впускается в рабочий цилиндр 1 и его поршень воздействует на дифференциальный рычаг в направлении торможения и поворачивает его по часовой стрелке около шарнира Ог, который при этом неподвижен вследствие упора буфера штока тормозного груза в нижнюю крышку предохранительного цилиндра.
При предохранительном торможении одновременного произво дятся впуск сжатого воздуха в рабочий цилиндр (при определенном давлении I ступени торможения) и выпуск его из предохранитель ного цилиндра в атмосферу. Впачале благодаря быстрому наполне нию рабочего цилиндра сжатым воздухом его. поршень воздействует на дифференциальный рычаг в направлении торможения, так же как
и при рабочем торможении, и после прижатия тормозных колодок
кободу создает на штанге 5 некоторое усилие промежуточной вели чины. В предохранительном цилиндре вследствие истечения из него сжатого воздуха давление будет снижаться и, когда оно достигнет величины, при которой тормозной груз сможет преодолеть это давле ние и давление в рабочем цилиндре, этот груз начнет воздействовать
на дифференциальный рычаг и опускаться вследствие поворота этого рычага около шарнира 0 3, как неподвижного при прижатых к тор мозному ободу колодках. При повороте дифференциального рычага сжатый воздух будет вытесняться из рабочего цилиндра до полного опускания его поршня; после остановки этого поршня неподвижной опорой дифференциального рычага станет его шарнир 0 2, и усилие на тормозной штанге будет определяться только весом тормозного груза.
Наличие в рабочем цилиндре сжатого воздуха I ступени тормо жения создает для поршня амортизационную подушку. Торможение в этом случае получается более мягким и без резкого приложения тормозного усилия.
Подготовка тормозпого привода к нормальной работе после аварийного торможения называется зарядкой. Зарядка произво дится в две операции:
1)подъем груза аварийного тормоза усилием рабочего поршня, чем исключается внезапное расгормаживание машины;
2)впуск воздуха в предохранительный цилиндр. Для смягчения ударов грузов при зарядке тормоза на нижней крышке предохрани
тельного цилиндра установлена буферная пружина 7.
16
При чрезмерном износе тормозных колодок и большом зазоре ход поршня предохранительного цилиндра может оказаться недо статочным. Для предупреждения этого привод снабжен конечным выключателем 9, который при ходе рабочего поршня свыше 120 мм срабатывает, вызывая аварийную остановку машины.
Для безопасности ведения профилактических и ремонтных работ привод снабжен распорной стойкой 10, позволяющей зафиксировать дифференциальный рычаг в заторможеииом состоянии машины.
Для предупреждения возможности стопорения машины неполным давлением при медленном падении давления в сети на приводе уста новлен выключатель 8, который при незначительном оседании тормозного груза вызывает срабатывание системы аварийного тормо жения.
Тормозной привод является быстродействующим и реагирует па действие машиниста или срабатывание противоаварийных блоки ровок за время, ие превышающее установленное правилами безопасности.
§ 2. Гидравлический привод тормоза
Принципиальная схема тормоза. Схема привода малых шахт ных подъемных машин завода им. Ленинского комсомола Украины представлена на рис. 5.
Показанное на схеме положение привода тормоза соответствует положению «Расторможено», при котором тормозной цилиндр 1 через трубопровод 2, трехходовой кран 3, трубопровод 4, че тырехходовой кран 5 и трубопровод 6 сообщается с аккумулятором давления 7. Давлением масла на поршень тормозной груз 8 удер живается в поднятом положении.
При рабочем торможении машинист поворачивает рукоятку рабочего тормоза 9 па себя на угол, соответствующий желаемой величине тормозного момента, что вызывает поворот дифференциаль ного рычага 10 вокруг левого шарнира по часовой стрелке. При этом золотпик крана 3 опустится и сообщит приводной цилиндр со сточным баком через трубопровод 11. Вследствие вытекания масла из ци линдра 1 тормозной груз 8 опускается и производит торможение машины, воздействуя на исполнительный орган тормоза через рычаг 12 и тягу 13. Кроме того, рычаг 12 через рычажную систему пово рачивает дифференциальный рычаг 10 вокруг правого шарнира по часовой стрелке, производя обратную перестановку золотника крана 3. При опускании груза до положения, соответствующего положению рукоятки 9, золотпик крана 3 перекрывает трубопровод.
Для получения большого тормозного момента необходимо по вернуть рукоятку 9 на больший угол. Максимальный тормозной момент возникает, когда рукоятка 9 еще не дошла до своего конеч ного положения. Прн дальнейшем движении рукоятки золотник крана 3 переставляется вниз, но обратной перестановки ие проис ходит, так как рычаг 12 дальше ие опускается. Следовательно, при
2 Заказ 403 |
| |
Г ... . |
п у б л и ч н а я |
| |
17 |
Рцс. 5. Схема тормоза с гидравлическим приводом конструкции 1954 г.
полностью заторможенной машине тормозной цилиндр 1 остается сообщенным со сточным баком.
Предохранительное торможение осуществляется при отключении электромагнита М ТП как автоматически от действия аппаратов защиты, так п аварийной кнопкой. Сердечник электромагнита, опускаясь, переставляет золотник четырехходового крана 5 в нижнее положение. При этом перекрывается трубопровод 4, трехходовой крап отключается от аккумулятора давления 7, а тормозной цилиндр
через трубопровод 14, четырехходовой кран и трубопровод 11 со общается со сточным баком 15.
В этой системе краны управления рабочим и предохранительным торможением имеют независимые трубопроводы. Поэтому при не исправности одного из кранов остается возможность затормозить машину другим краном.
Гидравлический привод тормоза работает от маслостанции с ак кумулятором Давления.
Конструкция привода тормоза. Конструкция гидрогрузового
привода тормоза приведена на рис. 6. |
кронштейн 2, |
|
На сварной раме установлены гидроцилиндр 1, |
||
на котором шарнирно укреплен рычаг привода 3. |
К короткому |
|
(левому) |
плечу присоединяется тормозная штанга 4, соединяющая |
|
рычаг 3 |
с рычагом исполнительного органа тормоза |
(см. рис. 5); |
2* |
19 |
к длинному плену рычага на траверсе 5 подвешены тормозной груз 6 (см. рис. б) и шток 7 поршня гидроцилиндра. Трехходовой кран S трубопроводами соединен с гидроцилиндром 1, четырехходовым краном 9, аккумулятором давления и сточным баком. Золотник трехходового крана связан с дифференциальным рычагом 10, ко торый одним плечом связан с рукояткой управления тормозом, а другим — через рычаги 11 и 12 с рычагом привода 3. С рычажной
Рис. 7. Аккумулятор давлеппя гидравлического привода тормоза завода им. Ленинского комсо мола Украины
системой 11 и 12 связан дополнительный рычаг 13, который воздей ствует на выключатель 14, вызывая предохранительное торможение при недопустимом износе тормозных колодок или разрегулировании зазора между тормозными колодками и ободом. На специальном кронштейне установлен тормозной электромагнит 15, якорь которого связан с золотником четырехходового крана 9.
Конструкция аккумулятора давления показана на рис. 7. Он состоит из цилиндра 1 с направляющей втулкой 2, траверсы 3, удерживающей на подвесах 4 грузы 5, поршня 6, уплотнения, имею щего манжету 8, оправку 9 и кольцо 7, верхней крышки 10, пылеот бойного уплотнения 11, сточного бака 12 и стойки 13 для установки конечных выключателей 16.
20
Подача масла пз бака в цилиндр аккумулятора давления осуще
ствляется |
шестеренным насосом |
14 маслостанции, |
приводимым |
в движение электродвигателем 15 (второй насос резервный). |
|||
Насос |
и мотор установлены на |
общей плите. В |
маслопроводе- |
предусмотрен обратный клапан 26, предохранительный клапан 17, пластинчатый фильтр 18, краны 20 для переключения насосов,, вентиль муфтовый 21, манометр 19.
Аккумулятор давления автоматизирован; необходимый объем масла в цилиндре поддерживается выключателями 16, которые переклю чаются кронштейнами 22 и 23. Обратный клапан запирает и удер живает давление'масла в цилиндре аккумулятора. Предохранитель ный клапан настраивается на 0,5 — 1,0 кгс/см2 выше рабочего давления и предназначен для предохранения системы от превыше ния давления.
При отсутствии давления в цилиндре 1 грузы 5 ложатся на дере вянные брубъя 25, установленные на фланец 24.
В качестве рабочей жидкости в гидравлическом приводе тормоза
применяется |
минеральное |
масло, индустриальное «12» вязкостью |
1,5 — 2° по |
Эпглеру при |
температуре 50° С. |
Управление тормозом осуществляется с площадки управления подъемной машиной.
§ 3. Пружинно-пневматический привод тормоза многоканатных подъемных машин
Принципиальная схема тормозного устройства. Тормозное уст ройство многоканатных подъемных машин (рис. 8) состоит из воздухо сборника с компрессором, панели тормоза, тормозного привода и исполнительного органа тормоза.
Сжатый воздух из компрессора 6 но воздухопроводу поступает-
ввоздухосборник 1. При этом воздух очищается от воды и масла
вводомаслоотделнтеле 4, а его температура контролируется темпе ратурным реле 7 (ТР-200) и визуально — термометром 5, установ ленным на воздухопроводе перед водомаслоотделителем. Между компрессором и воздухосборником включен в воздухопровод за порно-разгрузочный клапан 3, который позволяет уменьшить пуско вой момент двигателя компрессора в 1,5 раза.
Пределы давления в воздухосборнике контролируются электроконтактным манометром 2, который дает импульсы на включение — выключение компрессора и запорно-разгрузочного клапана. Таким образом, работа компрессора автоматизирована по давлению.
Тормоз работает следующим образом. Перед началом работы машины производят впуск воздуха в предохранительные цилиндры включением клапанов КП-1 и КП-2. При этом тормозные грузы поднимаются в крайнее верхнее положение, но машина остается заторможенной пружинными блоками (рабочим тормозом).
При подаче напряжения на обмотки управления регулятора
давления РД и включении клапанов КР-1, КР-2 и КЭ цилиндры
П