Файл: Сиденко, А. Ф. Аппаратура управления тормозными приводами шахтных подъемных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исполнительный орган тормоза. Конструктивное исполнение тормоза изображено на рис. 3. Он представляет собой систему шар­ нирного многозвенника со статически определенным распределением усилий.

Большой угол обхвата тормозных колодок и равномерное рас­ пределение удельных давлений обеспечивают длительин срок службы тормозных колодок и хороший отвод тепла.

Рис. 3. Схема исполнительного органа тормоза подъемных машин НКМЗ (третпй тип)

Тормоз машины состоит из двух пар тормозных балок 1 и 2 с ко­ лодками 7, четырех вертикальных стоек 15 и 16, установленных на шарнирах, закрепленных фундаментными болтами, рычагов 11, 12 и 13, тяг 3 и 4, вертикальных тяг 19 и 20, состоящих из двух частей, стягиваемых ■регулирующей гайкой 18.

Для установки и регулировки зазора по тормозному ободу и правильного растормаживания тормоз имеет верхние 5 и 6 и нижние 9 и 10 упоры и регулирующую стойку 14.

Усилие каждого тормозного привода 8 передается штангой 17 через систему рычагов 13 и тяг 4 и 19 на тормозные балки, чем соз­ дается прижатие колодок к тормозному ободу.

Растормаживание происходит из-за неуравновешенности весов рычажной системы и, в основном, элементов тормозного привода — веса поршня, штанги, рычага. Благодаря наличию дополнительной

14

регулирующей стойки тормозные балки отходят параллельно, без

перекосов.

Тормозной привод (рис. 4) предназначен для создания тормозных усилий и состоит из рабочего цилиндра 1, предохранительного

Рис. 4. Тормозной привод НКМЗ

цилиндра 2 с подвешенным к его поршню грузом 3, дифференциаль­ ного рычага 4. Все элементы привода смонтированы на общей сварной раме б,.которую устанавливают и закрепляют на фундаменте.

Поршень рабочего цилиндра и тормозной груз присоединены к общему для обоих рычагу 4 привода, через который они воз^ действуют па исполнительный орган посредством штанги 5,

15


присоединенной к свободному концу рычага 4. При выполненной схеме присоединения рычаг привода является дифференциальным, не имеющим постоянной неподвижной оси вращения, которой в за­ висимости от соотношения действующих на рычаг сил могут быть шарниры Ох, О3 и 0 3. Применение дифференциального рычага исклю­ чает возможность сложения усилий, передаваемых тормозной штанге поршнем рабочего цилиндра и тормозным грузом при одновременном воздействии их на этот рычаг, что является существенным преиму­ ществом данного привода.

При рабочем торможении, когда в предохранительном цилиндре 2 имеется сжатый воздух и груз 3 находится в крайнем верхнем положе­ нии, сжатый воздух впускается в рабочий цилиндр 1 и его поршень воздействует на дифференциальный рычаг в направлении торможения и поворачивает его по часовой стрелке около шарнира Ог, который при этом неподвижен вследствие упора буфера штока тормозного груза в нижнюю крышку предохранительного цилиндра.

При предохранительном торможении одновременного произво­ дятся впуск сжатого воздуха в рабочий цилиндр (при определенном давлении I ступени торможения) и выпуск его из предохранитель­ ного цилиндра в атмосферу. Впачале благодаря быстрому наполне­ нию рабочего цилиндра сжатым воздухом его. поршень воздействует на дифференциальный рычаг в направлении торможения, так же как

и при рабочем торможении, и после прижатия тормозных колодок

кободу создает на штанге 5 некоторое усилие промежуточной вели­ чины. В предохранительном цилиндре вследствие истечения из него сжатого воздуха давление будет снижаться и, когда оно достигнет величины, при которой тормозной груз сможет преодолеть это давле­ ние и давление в рабочем цилиндре, этот груз начнет воздействовать

на дифференциальный рычаг и опускаться вследствие поворота этого рычага около шарнира 0 3, как неподвижного при прижатых к тор­ мозному ободу колодках. При повороте дифференциального рычага сжатый воздух будет вытесняться из рабочего цилиндра до полного опускания его поршня; после остановки этого поршня неподвижной опорой дифференциального рычага станет его шарнир 0 2, и усилие на тормозной штанге будет определяться только весом тормозного груза.

Наличие в рабочем цилиндре сжатого воздуха I ступени тормо­ жения создает для поршня амортизационную подушку. Торможение в этом случае получается более мягким и без резкого приложения тормозного усилия.

Подготовка тормозпого привода к нормальной работе после аварийного торможения называется зарядкой. Зарядка произво­ дится в две операции:

1)подъем груза аварийного тормоза усилием рабочего поршня, чем исключается внезапное расгормаживание машины;

2)впуск воздуха в предохранительный цилиндр. Для смягчения ударов грузов при зарядке тормоза на нижней крышке предохрани­

тельного цилиндра установлена буферная пружина 7.

16


При чрезмерном износе тормозных колодок и большом зазоре ход поршня предохранительного цилиндра может оказаться недо­ статочным. Для предупреждения этого привод снабжен конечным выключателем 9, который при ходе рабочего поршня свыше 120 мм срабатывает, вызывая аварийную остановку машины.

Для безопасности ведения профилактических и ремонтных работ привод снабжен распорной стойкой 10, позволяющей зафиксировать дифференциальный рычаг в заторможеииом состоянии машины.

Для предупреждения возможности стопорения машины неполным давлением при медленном падении давления в сети на приводе уста­ новлен выключатель 8, который при незначительном оседании тормозного груза вызывает срабатывание системы аварийного тормо­ жения.

Тормозной привод является быстродействующим и реагирует па действие машиниста или срабатывание противоаварийных блоки­ ровок за время, ие превышающее установленное правилами безопасности.

§ 2. Гидравлический привод тормоза

Принципиальная схема тормоза. Схема привода малых шахт­ ных подъемных машин завода им. Ленинского комсомола Украины представлена на рис. 5.

Показанное на схеме положение привода тормоза соответствует положению «Расторможено», при котором тормозной цилиндр 1 через трубопровод 2, трехходовой кран 3, трубопровод 4, че­ тырехходовой кран 5 и трубопровод 6 сообщается с аккумулятором давления 7. Давлением масла на поршень тормозной груз 8 удер­ живается в поднятом положении.

При рабочем торможении машинист поворачивает рукоятку рабочего тормоза 9 па себя на угол, соответствующий желаемой величине тормозного момента, что вызывает поворот дифференциаль­ ного рычага 10 вокруг левого шарнира по часовой стрелке. При этом золотпик крана 3 опустится и сообщит приводной цилиндр со сточным баком через трубопровод 11. Вследствие вытекания масла из ци­ линдра 1 тормозной груз 8 опускается и производит торможение машины, воздействуя на исполнительный орган тормоза через рычаг 12 и тягу 13. Кроме того, рычаг 12 через рычажную систему пово­ рачивает дифференциальный рычаг 10 вокруг правого шарнира по часовой стрелке, производя обратную перестановку золотника крана 3. При опускании груза до положения, соответствующего положению рукоятки 9, золотпик крана 3 перекрывает трубопровод.

Для получения большого тормозного момента необходимо по­ вернуть рукоятку 9 на больший угол. Максимальный тормозной момент возникает, когда рукоятка 9 еще не дошла до своего конеч­ ного положения. Прн дальнейшем движении рукоятки золотник крана 3 переставляется вниз, но обратной перестановки ие проис­ ходит, так как рычаг 12 дальше ие опускается. Следовательно, при

2 Заказ 403

|

Г ... .

п у б л и ч н а я

|

17


Рцс. 5. Схема тормоза с гидравлическим приводом конструкции 1954 г.

полностью заторможенной машине тормозной цилиндр 1 остается сообщенным со сточным баком.

Предохранительное торможение осуществляется при отключении электромагнита М ТП как автоматически от действия аппаратов защиты, так п аварийной кнопкой. Сердечник электромагнита, опускаясь, переставляет золотник четырехходового крана 5 в нижнее положение. При этом перекрывается трубопровод 4, трехходовой крап отключается от аккумулятора давления 7, а тормозной цилиндр

через трубопровод 14, четырехходовой кран и трубопровод 11 со­ общается со сточным баком 15.

В этой системе краны управления рабочим и предохранительным торможением имеют независимые трубопроводы. Поэтому при не­ исправности одного из кранов остается возможность затормозить машину другим краном.

Гидравлический привод тормоза работает от маслостанции с ак­ кумулятором Давления.

Конструкция привода тормоза. Конструкция гидрогрузового

привода тормоза приведена на рис. 6.

кронштейн 2,

На сварной раме установлены гидроцилиндр 1,

на котором шарнирно укреплен рычаг привода 3.

К короткому

(левому)

плечу присоединяется тормозная штанга 4, соединяющая

рычаг 3

с рычагом исполнительного органа тормоза

(см. рис. 5);

2*

19


к длинному плену рычага на траверсе 5 подвешены тормозной груз 6 (см. рис. б) и шток 7 поршня гидроцилиндра. Трехходовой кран S трубопроводами соединен с гидроцилиндром 1, четырехходовым краном 9, аккумулятором давления и сточным баком. Золотник трехходового крана связан с дифференциальным рычагом 10, ко­ торый одним плечом связан с рукояткой управления тормозом, а другим — через рычаги 11 и 12 с рычагом привода 3. С рычажной

Рис. 7. Аккумулятор давлеппя гидравлического привода тормоза завода им. Ленинского комсо­ мола Украины

системой 11 и 12 связан дополнительный рычаг 13, который воздей­ ствует на выключатель 14, вызывая предохранительное торможение при недопустимом износе тормозных колодок или разрегулировании зазора между тормозными колодками и ободом. На специальном кронштейне установлен тормозной электромагнит 15, якорь которого связан с золотником четырехходового крана 9.

Конструкция аккумулятора давления показана на рис. 7. Он состоит из цилиндра 1 с направляющей втулкой 2, траверсы 3, удерживающей на подвесах 4 грузы 5, поршня 6, уплотнения, имею­ щего манжету 8, оправку 9 и кольцо 7, верхней крышки 10, пылеот­ бойного уплотнения 11, сточного бака 12 и стойки 13 для установки конечных выключателей 16.

20

Подача масла пз бака в цилиндр аккумулятора давления осуще­

ствляется

шестеренным насосом

14 маслостанции,

приводимым

в движение электродвигателем 15 (второй насос резервный).

Насос

и мотор установлены на

общей плите. В

маслопроводе-

предусмотрен обратный клапан 26, предохранительный клапан 17, пластинчатый фильтр 18, краны 20 для переключения насосов,, вентиль муфтовый 21, манометр 19.

Аккумулятор давления автоматизирован; необходимый объем масла в цилиндре поддерживается выключателями 16, которые переклю­ чаются кронштейнами 22 и 23. Обратный клапан запирает и удер­ живает давление'масла в цилиндре аккумулятора. Предохранитель­ ный клапан настраивается на 0,5 — 1,0 кгс/см2 выше рабочего давления и предназначен для предохранения системы от превыше­ ния давления.

При отсутствии давления в цилиндре 1 грузы 5 ложатся на дере­ вянные брубъя 25, установленные на фланец 24.

В качестве рабочей жидкости в гидравлическом приводе тормоза

применяется

минеральное

масло, индустриальное «12» вязкостью

1,5 — 2° по

Эпглеру при

температуре 50° С.

Управление тормозом осуществляется с площадки управления подъемной машиной.

§ 3. Пружинно-пневматический привод тормоза многоканатных подъемных машин

Принципиальная схема тормозного устройства. Тормозное уст­ ройство многоканатных подъемных машин (рис. 8) состоит из воздухо­ сборника с компрессором, панели тормоза, тормозного привода и исполнительного органа тормоза.

Сжатый воздух из компрессора 6 но воздухопроводу поступает-

ввоздухосборник 1. При этом воздух очищается от воды и масла

вводомаслоотделнтеле 4, а его температура контролируется темпе­ ратурным реле 7 (ТР-200) и визуально — термометром 5, установ­ ленным на воздухопроводе перед водомаслоотделителем. Между компрессором и воздухосборником включен в воздухопровод за­ порно-разгрузочный клапан 3, который позволяет уменьшить пуско­ вой момент двигателя компрессора в 1,5 раза.

Пределы давления в воздухосборнике контролируются электроконтактным манометром 2, который дает импульсы на включение — выключение компрессора и запорно-разгрузочного клапана. Таким образом, работа компрессора автоматизирована по давлению.

Тормоз работает следующим образом. Перед началом работы машины производят впуск воздуха в предохранительные цилиндры включением клапанов КП-1 и КП-2. При этом тормозные грузы поднимаются в крайнее верхнее положение, но машина остается заторможенной пружинными блоками (рабочим тормозом).

При подаче напряжения на обмотки управления регулятора

давления РД и включении клапанов КР-1, КР-2 и КЭ цилиндры

П