Файл: Сиденко, А. Ф. Аппаратура управления тормозными приводами шахтных подъемных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. Рис. 13. Принципиальная схема тормозного устройства с применением панели тормоза ПТ-3:

7 — гЬппьтп-

2 _воздухосборник

тормозной панели;

5 — клапан предохранительный;

воздухосборник;

5 —• водомаслоотделнтоль;

в — манометр

элсктооконтактпый;

7 — клапан обратный; 8 ~

вентиль олектропнсвматичсский; о — термометр;

— температурное реле

Тр o«m- j т _. компрессор основной*

12 — пульт управления; 18

— клапан обратный; 14 — компрессор резервный, К1

клапан

paooicro

щшГшд’ра'1К Я ' клапан предох'раиительиого цнл.шдра;

РД -

регулятор давлении; К Р М

контроль растормажшания машины;

В Я К -

выключатель

износа колодок; ВЕЛ Г1 — выключатель быстродействующий тормозного привода

 

 

Рис. 14. Принципиальная схема тормозного устройства с применением панели тормоза ПТ-5 (обозначения те же, .что на рис. 13).

на верхней нулевой отметке. Машина затормаживается предохрани­ тельным тормозом. Включается кланан КМ, воздух попадает в ци­ линдры механизма перестановки и выводит из зацепления зубчатую втулку; переставной барабан отсоединяется от главного вала машины. Блокировка, которая срабатывает в самом начале процесса расцепле­ ния, не позволяет включаться клапанам КП-1, КП-2, КР-1 и КР-2. Вторая блокировка, которая срабатывает в конце процесса расцепле­ ния, разрешает включить клапаны КП-1 и КР-1 и управлять тормо­ зом заклиненного барабана. Установив сосуд этого барабана в нуж­ ное положение, барабан затормаживается и отключается клапа­ ном КМ. Переставной барабан снова сцепляется с главным валом машины, после чего заряжаются тормозные приводы, и машина готова для нормальной работы.

Описание конструкции тормозных панелей T1I-3 и ТП-4 приве­ дено в разделе четвертом.

§ 5. Пружинно-гидравлическое тормозное устройство

Принципиальная схема тормоза. Тормозное устройство (рис. 15)

состоит из двух исполнительных органов тормоза Т, двух пружинногидравлических приводов тормоза П, станции управления приводом тормоза С и двух установок конечных выключателей, которые на схеме не показаны.

Оба исполнительных органа тормоза работают синхронно и используются как при рабочем, так и при предохранительном тормо­ жении.

Каждый исполнительный орган тормоза колодочного типа воз­ действует на тормозное поле барабана, создавая полуторакратиый тормозной момент.

Пружинно-гидравлический привод тормоза применяется на отече­ ственных лебедках ЛГЛ-1600 и 2ЛГЛ-1600, выпускаемых Донецким машиностроительным заводом им. Ленинского комсомола Украины. Эти лебедки имеют два комплекта исполнительного органа тормоза с самостоятельным; для каждого из них пружинно-гидравлическим приводом.

Затормаживающее усилие создается за счет усилия предвари­ тельно сжатых пружин пружинного блока. Растормаживание про­ исходит под действием давления масла, поступающего в цилиндр привода через центральное отверстие в штоке поршня. При растормаживанип пружины получают дополнительную деформацию.

Каждый исполнительный орган тормоза имеет свой пружинно­ гидравлический привод (рис. 16).

Привод тормоза состоит из пружинного блока 1, в который входят две секции, каждая из четырех пружин. Секции разделены средним диском 2. Нижний диск 3 жестко связан со штоком 4, пор­ шень которого перемещается в цилиндре 5 привода.

Цилиндр 5 закрыт крышкой 6, которая является направляющей для штока поршня и ограничивает его перемещение вверх. Для

32


уменьшения сил трения в нее запрессована бронзовая втулка. В крышке имеются два клапана, один из которых служит для под­ вода густой смазки к трущимся поверхностям, а другой — для выхода воздуха из иадноршневого пространства цилиндра. Кроме того, в крышке закреплены тяги 7 с гайками 8, в которые упирается

п

Рпс. 15. Пршщншгальгтая гидравлическая схема привода тормоза лебедок ЛГЛ-1600 и 2ЛГЛ-1600:

1 — бак; 2 — насос; 3 — фильтр; 4 — обратный клапан; 5 — разгрузочный клапан; б

устройство предохранительного торможения; 7 — манометр; 8 — клапан замедленного тормо­ жения; 9 — регулятор давления; 10 — тормозной цилиндр; и — кран перестановки бара­

бана

верхний диск 9. Гайками 8 затягиваются пружины пружинного блока 1 на величину, необходимую для создания требуемого мо­ мента.

Снизу цилиндр закрыт крышкой 10 с проушинами. Сферическим шарниром 11 привод зафиксирован в опоре 12, которая закреплена на раме коренной части лебедки.

Усилие затяжки пружииного блока через нижний диск 8 пере­ дается на шток поршня и через тягу — на угловой рычаг исполни­ тельного органа тормоза. При подаче масла в цилиндр шток 4 н нижний диск 3 поднимаются вверх, дополнительно сжимая пружины и растормаживая лебедку.

3 Заназ 493

33

Для обеспечения надежной работы тормозов подъемной лебедки каждый пружинно-гидравлический привод имеет электрические блокировки от чрезмерного износа тормозных колодок и понижения давления масла в гидросистеме.

Принцип работы п конструкция станции управления приводом

тормоза описаны в

§ 3, гл. II, раздел третий-

§ 6.

Комбинированный пневматический

тормозной привод фирмы «Сименс-Шуккерт» (ФРГ)

Схема привода и управление нм изображены на рис. 17. У этого привода на раме установлена только силовая часть, а вся аппара-

Рпс. 17. Схема комбинированного пневматического тормозного привода фирмы «Сименс-Шуккерт» (ФРГ)

тура управления вынесена в отдельный шкаф, располагаемый у ра­ бочего места машиниста [19].

Отличительной особенностью данного привода является конструк­ ция его рабочего цилиндра. Этот цилиндр выполнен в виде подвиж­ ного колокола, насаженного на неподвижный цилиндр, к которому подводится сжатый воздух. Колокол шарнирно соединяется с рыча­ гом привода и имеет направляющий плунжер, перемещающийся в станке неподвижного цилиндра.

Рабочее торможение осуществляется впуском сжатого воздуха под колокол рабочего цилиндра. Управление рабочим тормошением от рукоятки управления тормозом 2 производится мембранно­ клапанным регулятором давления 1.

Предохранительное двухступенчатое торможение осуществляется последовательным воздействием на рычаг привода сжатого воздуха в рабочем цилиндре и тормозного груза. Для этого одновременно производятся впуск сжатого воздуха в рабочий цилиндр до давления,

3*

35


соответствующего I ступени торможения, и выпуск его в ат­ мосферу из цилиндра, поддерживающего тормозной груз. Предо­ хранительное торможение автоматически включается при разрыве электрической цепи защиты подъемной установки, в результате чего обесточивается цепь электромагнитного клапана 4, который пере­ ставляется своей пружиной в положение, при этом средняя камера разобщается с внешней пневмосетыо и сообщается с атмосферой. Одновременно с атмосферой сообщаются соединенные с этой камерой цилиндр 5 и поддерживающий цилиндр привода. Вследствие паде­ ния давления в цилиндре 5 освобождается пружина 6, которая, воздействуя на рычаг 3, переставляет регулятор давления 1 на впуск сжатого воздуха в рабочий цилиндр. При ручном включении предо­ хранительного торможения рукоятку 7 из среднего положения пере­ ставляют в правое, при котором нижнее плечо рукоятки одним своим концом воздействует на клапан S, отжимая его верхнюю тарелку и тем самым непосредственно (т. е. минуя клапан 4) сооб­ щает поддерживающий цилиндр с атмосферой, а другим концом воздействует па выключатель 9 и размыкает цепь электромагнитного клапана 4, что приводит к впуску сжатого воздуха в рабочий цилиндр через регулятор давления 1.

На случай падения давления сжатого воздуха в пневмосети, питающей привод, предусмотрено автоматическое включение предо­ хранительного торможения посредством цилиндра 10, у которого при уменьшении давления на его мембрану пружина опускает шток вниз, что приводит к размыканию связанного с этим штоком вы­ ключателя 9. Для предупреждения о чрезмерном износе тормозных колодок у рабочего цилиндра имеется звуковое сигнальное устрой­ ство.

Прекращение действия предохранительного торможения возможно только после включения рабочего торможения вследствие имею­ щейся блокировки рукояток. В этом случае рукоятка 7 получает возможность поворачиваться в левое положение, благодаря чему вначале освобождается пружина клапана S, который, поднимаясь, разобщает цилиндр предохранительного тормоза с атмосферой, а затем выключатель 9 замыкает цепь электромагнитного клапана 4, и этот клапан сообщает цилиндр предохранительного тормоза и ппевмоснстему управления с пневмосетыо.

§ 7. Тормозное устройство с пружинным приводом фирмы «Блек» (Англия)

У тормозного привода [19] фирмы «Блек» (рис. 18) рабочее предохранительное торможение осуществляется пружинным бло­ ком 1, непосредственно соединенным с рычагом исполнительного органа тормоза. Пружинный блок управляется гидравлическим цилиндром 2, в котором находится масло под давлением до 320 кгс/см2. Цилиндр привода обслуживается безаккумуляториой маслостанцией 3 высокого давления. Применение высокого давления позво-

36


ляет значительно уменьшить рабочий объем масла в гидравли­ ческой системе тормоза, что помимо компактности повышает быстро­ действие этой системы. Для управления рабочим торможением в маслосистему включен регулятор давления 5 с проточным прин­ ципом регулирования, управляемый от педали. Предохранительное торможение осуществляется выпуском масла из цилиндра привода через кран предохранительного торможения 4 с электромагнитным приводом. Включение предохранительного торможения происходит

Рис. 18. Схема тор­ мозного устройства с пружинным приво­ дом фирмы «Блеи» (Англия)

при размыкании цепи электромагнита крана автоматически от цепи защиты подъемной установки или при воздействии машиниста па этот кран. По данным фирмы, этот привод обладает большим быстро­ действием и имеет продолжительность холостого хода 0,1 сек.

§ 8. Тормозное устройство фирмы «Робей-Кромптон» (Англия)

В новом тормозном устройстве [19] этой фирмы (рис. 19) осу­ ществлено непосредственное воздействие привода на тормозные колодки. Отличительной его особенностью является отсутствие сило­ вой рычажной системы в кинематической схеме. Тормозное устрой­ ство состоит из четырех тормозных блоков, установленных на по­ стаментах, которые укреплены на раме подъемной машины против тормозных ободьев (рис. 19, а). На каждый тормозной обод устана­ вливаются два блока, располагаемых диаметрально.

Каждый тормозной блок (рис. 19, б) имеет скользящий корпус 1, перемещающийся по горизонтальным направляющим постамента 2. На переднем торце корпуса укреплена тормозная колодка 3, а внутри

37

него заключены четыре пружины 4 и центральный гидравлический цилиндр 5. В отторможепном состоянии пружины сжаты давлением масла в цилиндре, н тормозная колодка не соприкасается с ободом. При торможении масло выпускается из цилиндра и пружины, раз-

Рнс. 19. Тормозное устройство фирмы «Рооей-Кромп-

тон» (Англия):

о _установка комплектов на раме; б — тормозной блок

жимаясь, прижимают тормозную колодку к ободу. При рабочем торможении для регулирования силы нажатия колодки на обод на задней стороне постамента имеется дополнительный цилиндр 6, выпуская масло из которого, изменяют деформацию пружин при торможении, а следовательно, и усилие, передаваемое ими колодке.

Тормозное устройство имеет общую для всех комплектов масло­