Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Рядковые жатки. В конце рабочего дня очищают жат ки от пыли и остатков растений, проверяют сегменты но жевого аппарата. На ночь натяжение транспортеров ос лабляют, а полотна укрывают соломой для предохранения от сырости.
Перед выездом в поле после очистки сегментов от зем ли проверяют их состояние. Сегменты с выщербленными режущими кромками заменяют. Проверяют надежность крепления сегментов к ножевой полосе, ослабленные за клепки заменяют. Одновременно проверяют прямолиней ность спинки ножа. При вынутой ножевой полосе прове ряют прочность крепления противорежущих пластинок к пальцам и, если необходимо, переклепывают их. Прове ряют крепление секций пальцев, правильность располо жения их. Погнутые пальцы выправляют. В собранном режущем аппарате проверяют расположение сегментов относительно пальцев, когда ножевая полоса находится в одном из крайних положений. Несовпадение осей сег мента и пальца не более 3 мм. Проверяют и, если необ ходимо, регулируют прижимы ножа. При правильной ре гулировке зазор между сегментами и противорежущими пластинками в передней части 0,5 мм, в задней — 1,5 мм. Ножевая полоса при отъединенном приводе должна без заедания передвигаться от руки.
Проверяют состояние транспортеров. Поломанные планки заменяют, ослабленные скобки подбивают. Регу лируют натяжение транспортеров. При правильном на тяжении полотно транспортера не должно проскальзы вать по валикам.
Проверяют состояние цепных передач, их натяжение и правильное положение на звездочках и натяжном устройстве. Звездочки каждого отдельного контура дол жны быть в одной плоскости. Правильно натянутая цепь должна слегка провисать. Цепи жатки, проработавшей три смены, необходимо снять, очистить от земля н тща тельно промыть в дизельном топливе.
Втулочно-роликовые цепи после промывки просуши вают, а затем кладут в ванну с подогретым автолом или дизельным маслом, чтобы смазка проникла внутрь роликов.
При надевании крючковых цепей необходимо следить за правильным их положением на звездочках: крючки должны быть направлены в сторону движения, а откры тая их часть должна быть снаружи.
10* |
275 |
Ежесменно необходимо проверять давление воздуха
вшинах колес жаток. Нормальное давление 2 кгс/см2. Подготовленную к работе жатку проверяют, прокру
чивая ее механизмы сначала от руки, а затем от вала отбора мощности трактора на малых оборотах двигателя. Проверяют движение транспортеров и регулировку пре дохранительных муфт. Одновременно смазывают цепи отработанным маслом.
В течение рабочего дня через каждые 4 ч работы жатку останавливают для осмотра, очистки ножевого ап парата, смазки направляющей пятки ножа, прижимов ножевой полосы, механизма привода ножа, втулочно-ро ликовых н крючковых цепей и подшипников вала мото вила.
Особенности силовой передачи тракторов Т-150
и Т-150К
Коробка передач трактора Т-150 механическая, четы рехрежимная с шестернями постоянного зацепления и гидроподжпмпыми фрикционами для переключения пе редач на ходу. Коробка обеспечивает 8 передач вперед и 4 назад. Для работы с безмоторными комбайнами можно дополнительно получить 4 замедленные передачи.
Корпуса коробки перемены передач и главной муфты сцепления и двигатель объединены в один блок, он уста новлен на раму трактора на специальных кронштейнах и амортизаторах. Такая компоновка позволяет сместить центр тяжести трактора вперед, что обеспечивает боль шую устойчивость трактора при работе на повышенных скоростях.
Шестерни коробки передач собраны па валах: первич
ном 4 (рис. 104), промежуточном |
двух вторичных 11 и |
заднего хода / (рис. 105). |
|
На первичном валу, который вращается от двигателя при включении главной муфты сцепления, свободно поса жены ведущая шестерня 5 и блок шестерен 7. Их можно жестко соединить с первичным валом подвижной зубчатой муфтой, управляемой рычагом вручную. На этом же валу жестко посажена шестерня 8 привода вала заднего хода. Шестерня 5 и венец блока шестерен 7 первичного вала в постоянном зацеплении с шестернями 2, 3 на про межуточном валу. На шлицах промежуточного вала жест ко посажены шестерни 2, 3, 9, 10. Они в постоянном за-
276
7 |
9 |
10 |
Рис. 104. Коробка |
передач трактора Т-150: |
1 — промежуточный |
вал; 2, а, 9, 10 — шестерни постоянного зацепления; |
4 — первичный вал; 5 — ведущая шестерня рабочего режима; в — подвижная зубчатая муфта; 7 — блок шестерен удвоителя; 8 — шестерня привода вала заднего хода; 1 1 — вторичный вал; 12 — шестеренчатый двухсекционный насос; 1.1, 1 8 , 1 0 , 1 8 — шестерни ведомые постоянного зацепления; 14, 1 7 — барабаныгидроиоджимных муфт; 1 0 — золотник распределителя; 20 — рас пределитель.
цеплении со свободно сидящими ведомыми шестернями 13, 15, 16, 18 на каждом вторичном валу 11. Оба вторич ных вала одинаковы и симметрично расположены отно сительно промежуточного вала. На них, кроме ведомых шестерен, поставлено по четыре многодисковых гндроноджимных муфты. В барабанах 14, 17, жестко посажен ных на вторичном валу, собрано по две гидроподжимных муфты.
Ведомые стальные диски гидроподжпмных муфт на ружными шлицами соединены с барабаном, а ведущие диски с мсталлокерамнческими накладками соединены внутренними шлицами с зубчатыми венцами ведомых ше стерен 13, 15, 16, 18 на вторичном валу.
Внутрь барабанов по обе стороны вставлены подвиж ные поршни, они под давлением масла, подаваемого в бустер (камера между поршнем и барабаном) той или
277
Рис. 105. Коробка передач (вид на вал заднего хода с правой стороны):
1 — вал заднего хода; 2 — первичный вал: 3 — ведущая шестерня привода пала заднего хода; 4 — ведомая шестерня привода вала заднего хода: 5 — по движная шестерня включения дополнительного ходоуменьшителн (устанавли вается по требованию потребителя); 6 — подвижный блок шестерен включения заднего хода и ходоуменьшителн.
другой гидроподжимной муфтой, сжимают пакет дисков, чем жестко соединяют соответствующую шестерню с вто ричным валом.
Наличие четырех гидроподжимных муфт и четырех пар шестерен постоянного зацепления на промежуточном и вторичном валах обеспечивает возможность, управляя потоком масла, переключать передачи на ходу. Переме щая ручным рычагом при остановке трактора зубчатую муфту 6 (рнс. 104) и соединяя с ее помощью шестерню 5 или блок шестерен 7 с первичным валом, удваивают число передач. Таким образом, коробка передач трактора Т-150 позволяет полупить 8 рабочих передач для движения вперед — по четыре передачи, переключаемые на ходу, и одно переключение (режим) с остановкой трактора. Каж дый из этих режимов дает следующие диапазоны скоро стей: I режим — 7,65—10,62 и II — 11,44—15,89 км/ч. Еще два режима — четыре передачи заднего хода и четыре за медленные передачи — получают при включении подвиж ного блока шестерен 4 (рнс. 105). На валу заднего хода в первом случае соединяют его с шестерней 2 (рис. 104)
278
на промежуточном валу и во втором случае с блоком 8 ыа первичном валу.
Конструктивная особенность силовой передачи трактора Т-150 — наличие в коробке двух вторичных валов, обес печивающих разделение силового потока на две ветви. Передача силового потока от каждого вторичного вала на отдельную главную передачу заднего моста и далее на конечную передачу правой и левой сторон позволяет по ворачивать трактор без традиционных механизмов в зад нем мосту. При включении одноименных гидроподжимпых муфт на обоих вторичных валах трактор движется прямолинейно. Поворачивают трактор так: включают муф ты разных передач на вторичных валах — трактор бу дет разворачиваться с постоянным радиусом, величина ко торого зависит от разности скоростей гусениц (вариантов включения). Значения всех возможных радиусов поворотов 5, 7 и 13 м. При этом способе поворот происходит без раз рыва силового потока в передаче на обе гусеницы, что особо важно при работе с широкозахватными агрегатами, которые нельзя переводить в транспортное положение на поворотах, а также на влажной почве. Второй способ по ворота: все гидроподжимные муфты на одном из вторич ных валов (сторона, куда поворачивают) отключены, и трактор разворачивается с нефиксированным радиусом. При таком способе, если к тому же вторичный вал за торможен, трактор будет поворачиваться с минимальным радиусом, равным его поперечной базе. Можно также плавно поворачивать с очень большим радиусом, подправ ляя прямолинейность хода трактора. Для этого достаточ но слегка кратковременно ослабить работающую гидро поджимную муфту одного из вторичных валов, возникнет небольшая пробуксовка дисков и снижение скорости борта (стороны трактора). Так поворачивают на пахоте и во всех случаях, когда требуется точное вождение трактора по прямой.
Управляют включением фрикционов, соединяющих ве дущие валы со свободно сидящими на них шестернями, са мостоятельной гидросистемой коробки передач (рис. 106). Она собрана из гидронасоса 11, двух распределителей 4, 15, перепускных клапанов 3, гндроаккумуляторов 5, 14 клапанов плавного снижения давления 10, 13. Гидронасос 11 НМШ-50 шестеренчатый, двухсекционный, установ лен на задней стенке корпуса коробки передач и приво дится во вращение от вала привода ВОМ. Пронзводптель-
279
Рис. 106. Схема гидросистемы трансмиссии:
J — б а к ; 2 — р а д и а т о р ; 3 — п е р е п у с к н ы е к л а п а н ы ; 4 , 1 3 — п е р е к и д н ы е к л а п а н ы р а с п р е д е л и т е л е й ; •5 > 1 4 — г и д р о а к к у м у л я т о р ы ; 6 , 7, 8 , 9 — б у с т е р ы г и д р о п о д ж и м н ы х м у ф т ; ю , 1 3 — к л а п а н ы п л а в н о г о с б р о с а д а в л е н и я ; ц — н а с о с ; 1 2 — ф и л ь т р ы н а г н е т а н и я ; 1 в — р а с п р е д е л и т е л и .
лость каждой секции насоса при 1800 об/мин — 47 л/мин, рабочее давление 10 кгс/см2. Масло от каждой секции в от дельности подается к агрегатам гидросистемы и гидропод жимным муфтам одного борта.
На переднем конце (хвостовика) каждого вторичного вала посажены распределители 16 золотникового типа. В золотнике распределителя сверления и при повороте его в строго фиксированные положения масло из нагнета тельной магистрали по продольным и радиальным сверле ниям во вторичном валу может быть подведено к бустеру одной из четырех гидроподжимных муфт (6, 7, 8, 9).
Для уплотнения распределителей на хвостовиках вто ричных валов на них сделано по десять кольцевых кана вок и поставлены чугунные кольца. Поворачивают золот ники распределителей на вторичных валах рычагами из кабины трактора.
Перепускные клапаны 3 плунжерного типа служат для автоматического поддержания в гидросистеме постоянного давления — 10 кгс/см2 независимо от оборотов гидро насоса.
Величину давления регулируют сжатием пружины. Перепускные клапаны (по одному для масляной магист рали каждого борта) объединены в одном корпусе. Избы точное масло отводится в радиатор 2, а оттуда в бак 1 и частично по центральным сверлениям во вторичных Ба лах подается па смазку фрикционов.
Особое назначение имеют клапаны плавного снижения давления 10, 13 и гидроаккумуляторы 5, 14, которые вклю чены последовательно за клапанами. Эти клапаны пред назначены для постепенного снижения давления в нагне тательной магистрали и во включенной гидроподжимной муфте какого-либо борта при повороте трактора с нефик сированным радиусом. Управляют клапаном при помощи рулевого колеса через систему тяг и рычагов, действую щих на золотник клапана. При перемещении золотника сжимаются возвратные пружины и открывается доступ для слива масла из магистрали. Золотник клапана запи рает гидроаккумулятор, препятствует его разрядке в ма гистраль при повороте.
Назначение гндроаккумуляторов 5. / / — поддерживать давление в бустере выключаемой передачи на время (0,3 — 0,5 с) заполнения бустера включаемой передачи, чтобы исключить возможность остановки трактора. К моменту полного размыкания гидроиоджимной муфты выключае
281
мой передачи масло из гидроаккумулятора направляется к бустеру гидроподжимной муфты включаемой передачи, чтобы ускорить подъем давления в нем до нормы. Управ ление гидроаккумулятором автоматическое с помощью перекидных клапанов, смонтированных в корпусе распре делителя.
Сзади коробка закрыта картером, в нем размещены соединительные муфты привода и включения ВОМ, ше стерни привода масляных насосов, гидросистемы коробки передач и гидросистемы заднего навесного устройства. На картере смонтированы рычаги включения и выключения муфты ВОМ и шестерни привода насоса гидросистемы заднего навесного устройства.
На задних концах вторичных валов установлены ба рабаны ленточных тормозов. Управление тормозами при помощи рулевого колеса, которое при повороте на угол более 42°, но окончании слива масла через клапаны 10, 13 и падения давления в магистрали соответствующего борта до 0°, начинает затягивать тормоз до полной остановки вторичного вала. По окончании поворота и возвращении рулевого колеса в исходное положение тормозная лепта разжимается под действием пружин. Чтобы обеспечить возможность включения передачи (если необходимо запу стить двигатель с буксира), применяют поршневой насос ручного управления. Он присоединен к нагнетательной магистрали коробки передач левого борта. Этим насосом давление в магистрали можно поднять до 6—7 кгс/см2, что достаточно для включения передачи.
Задний мост трактора Т-150. Силовой поток от коробки передач подводится к заднему мосту двумя карданными валами; поскольку функция поворотов выполняется в ко робке передач, роль (и конструкция) заднего моста уп рощается и сводится к изменению направления силового потока, снижению оборотов и обеспечению необходимой жесткости задней части трактора, т. е. выполнению функ ций несущей системы.
В заднем мосту две главные передачи, одинаковые по конструкции и симметрично расположенные, каждая из них — из двух спирально-конических шестерен. Малая ве дущая шестерня выполнена заодно с валом, передний ко нец которого связан с фланцем шарнирного соединения кардана. Солыпая коническая шестерня закреплена на ступице, во внутренние шлицы которой входит полуось. На наружных концах полуосей на шлицах досажены сод-
282
печные |
шестерни 4 (рис. 107), они передают вращение |
на планетарный редуктор конечной передачи. |
|
Редуктор собран из неподвижной эпициклической ше |
|
стерни |
5, водила 2 с тремя сателлитами 7, кожуха 7/ и |
картера конечной передачи 7. Эпициклическая шестерня 5 при помощи ступицы 6 жестко соединена с полуосевым рукавом (вал ступицы заднего моста) 8, который прива рен к корпусу заднего моста. Вращение от солнечной шестерни 4 передается сателлитам 7, они, обкатываясь по зубьям неподвижной эпициклической шестерни 5, приво дят во вращение водило 2. Водило при помощи цилиндри ческого корпуса 11 жестко соединено с картером 7 ко нечной передачи, на котором крепят ведущее колесо 10 (звездочка гусеницы). Таким образом вместе с водилом вращаются картер 7 и ведущее колесо.
Коробка передач трактора Т-150К механическая, четырехскоростпая, с шестернями постоянного зацепления, с гндроиодвижными муфтами, обеспечивающими переклю чение передач на ходу, и ходоуменьшителем. Сзади к кор пусу коробки передач присоединена раздаточная короб ка, в совокупности с коробкой передач они обеспечивают возможность получения четырех рабочих и четырех тран спортных передач, восьми замедленных передач, четырех передач заднего хода.
Двигатель с муфтой сцепления и коробка передач с раздаточной коробкой жестко соединены в одни моно блок, который в таком виде установлен на переднюю по- -лураму на специальных кронштейнах с резино-металличе- скнми амортизаторами.
Шестерни в коробке передач (рис. 108 а) расположены на валах первичном 2, вторичном 77 и ходоуменыпителя 10. На шлицах первичного вала жестко посажены четыре ведущие шестерни 3, 4, 5, 6, они в постоянном зацеплении со свободно сидящими ведомыми шестернями 12, 14, 15,
.18 на вторичном валу. На заднем хвостовике вала 17 же стко посажена ведущая шестерня 7 привода вала ходи-
уменьшнтеля. |
13, 16, |
На этом валу жестко укреплены два барабана |
|
в них смонтированы четыре гидроподжимпых |
муфты. |
Конструкция и назначение этих муфт такие, как и в трак торе Т-150.
11а переднем хвостовике вторичного вала 17 посажен распределитель 7. Он обеспечивает управление подводом масла к любому из бустеров гпдроподжпмных муфт. Уст-
283