Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рядковые жатки. В конце рабочего дня очищают жат­ ки от пыли и остатков растений, проверяют сегменты но­ жевого аппарата. На ночь натяжение транспортеров ос­ лабляют, а полотна укрывают соломой для предохранения от сырости.

Перед выездом в поле после очистки сегментов от зем­ ли проверяют их состояние. Сегменты с выщербленными режущими кромками заменяют. Проверяют надежность крепления сегментов к ножевой полосе, ослабленные за­ клепки заменяют. Одновременно проверяют прямолиней­ ность спинки ножа. При вынутой ножевой полосе прове­ ряют прочность крепления противорежущих пластинок к пальцам и, если необходимо, переклепывают их. Прове­ ряют крепление секций пальцев, правильность располо­ жения их. Погнутые пальцы выправляют. В собранном режущем аппарате проверяют расположение сегментов относительно пальцев, когда ножевая полоса находится в одном из крайних положений. Несовпадение осей сег­ мента и пальца не более 3 мм. Проверяют и, если необ­ ходимо, регулируют прижимы ножа. При правильной ре­ гулировке зазор между сегментами и противорежущими пластинками в передней части 0,5 мм, в задней — 1,5 мм. Ножевая полоса при отъединенном приводе должна без заедания передвигаться от руки.

Проверяют состояние транспортеров. Поломанные планки заменяют, ослабленные скобки подбивают. Регу­ лируют натяжение транспортеров. При правильном на­ тяжении полотно транспортера не должно проскальзы­ вать по валикам.

Проверяют состояние цепных передач, их натяжение и правильное положение на звездочках и натяжном устройстве. Звездочки каждого отдельного контура дол­ жны быть в одной плоскости. Правильно натянутая цепь должна слегка провисать. Цепи жатки, проработавшей три смены, необходимо снять, очистить от земля н тща­ тельно промыть в дизельном топливе.

Втулочно-роликовые цепи после промывки просуши­ вают, а затем кладут в ванну с подогретым автолом или дизельным маслом, чтобы смазка проникла внутрь роликов.

При надевании крючковых цепей необходимо следить за правильным их положением на звездочках: крючки должны быть направлены в сторону движения, а откры­ тая их часть должна быть снаружи.

10*

275

Ежесменно необходимо проверять давление воздуха

вшинах колес жаток. Нормальное давление 2 кгс/см2. Подготовленную к работе жатку проверяют, прокру­

чивая ее механизмы сначала от руки, а затем от вала отбора мощности трактора на малых оборотах двигателя. Проверяют движение транспортеров и регулировку пре­ дохранительных муфт. Одновременно смазывают цепи отработанным маслом.

В течение рабочего дня через каждые 4 ч работы жатку останавливают для осмотра, очистки ножевого ап­ парата, смазки направляющей пятки ножа, прижимов ножевой полосы, механизма привода ножа, втулочно-ро­ ликовых н крючковых цепей и подшипников вала мото­ вила.

Особенности силовой передачи тракторов Т-150

и Т-150К

Коробка передач трактора Т-150 механическая, четы­ рехрежимная с шестернями постоянного зацепления и гидроподжпмпыми фрикционами для переключения пе­ редач на ходу. Коробка обеспечивает 8 передач вперед и 4 назад. Для работы с безмоторными комбайнами можно дополнительно получить 4 замедленные передачи.

Корпуса коробки перемены передач и главной муфты сцепления и двигатель объединены в один блок, он уста­ новлен на раму трактора на специальных кронштейнах и амортизаторах. Такая компоновка позволяет сместить центр тяжести трактора вперед, что обеспечивает боль­ шую устойчивость трактора при работе на повышенных скоростях.

Шестерни коробки передач собраны па валах: первич­

ном 4 (рис. 104), промежуточном

двух вторичных 11 и

заднего хода / (рис. 105).

 

На первичном валу, который вращается от двигателя при включении главной муфты сцепления, свободно поса­ жены ведущая шестерня 5 и блок шестерен 7. Их можно жестко соединить с первичным валом подвижной зубчатой муфтой, управляемой рычагом вручную. На этом же валу жестко посажена шестерня 8 привода вала заднего хода. Шестерня 5 и венец блока шестерен 7 первичного вала в постоянном зацеплении с шестернями 2, 3 на про­ межуточном валу. На шлицах промежуточного вала жест­ ко посажены шестерни 2, 3, 9, 10. Они в постоянном за-

276


7

9

10

Рис. 104. Коробка

передач трактора Т-150:

1 — промежуточный

вал; 2, а, 9, 10 — шестерни постоянного зацепления;

4 — первичный вал; 5 — ведущая шестерня рабочего режима; в — подвижная зубчатая муфта; 7 — блок шестерен удвоителя; 8 — шестерня привода вала заднего хода; 1 1 — вторичный вал; 12 — шестеренчатый двухсекционный насос; 1.1, 1 8 , 1 0 , 1 8 шестерни ведомые постоянного зацепления; 14, 1 7 барабаныгидроиоджимных муфт; 1 0 — золотник распределителя; 20 — рас­ пределитель.

цеплении со свободно сидящими ведомыми шестернями 13, 15, 16, 18 на каждом вторичном валу 11. Оба вторич­ ных вала одинаковы и симметрично расположены отно­ сительно промежуточного вала. На них, кроме ведомых шестерен, поставлено по четыре многодисковых гндроноджимных муфты. В барабанах 14, 17, жестко посажен­ ных на вторичном валу, собрано по две гидроподжимных муфты.

Ведомые стальные диски гидроподжпмных муфт на­ ружными шлицами соединены с барабаном, а ведущие диски с мсталлокерамнческими накладками соединены внутренними шлицами с зубчатыми венцами ведомых ше­ стерен 13, 15, 16, 18 на вторичном валу.

Внутрь барабанов по обе стороны вставлены подвиж­ ные поршни, они под давлением масла, подаваемого в бустер (камера между поршнем и барабаном) той или

277

Рис. 105. Коробка передач (вид на вал заднего хода с правой стороны):

1 — вал заднего хода; 2 — первичный вал: 3 — ведущая шестерня привода пала заднего хода; 4 — ведомая шестерня привода вала заднего хода: 5 — по­ движная шестерня включения дополнительного ходоуменьшителн (устанавли­ вается по требованию потребителя); 6 — подвижный блок шестерен включения заднего хода и ходоуменьшителн.

другой гидроподжимной муфтой, сжимают пакет дисков, чем жестко соединяют соответствующую шестерню с вто­ ричным валом.

Наличие четырех гидроподжимных муфт и четырех пар шестерен постоянного зацепления на промежуточном и вторичном валах обеспечивает возможность, управляя потоком масла, переключать передачи на ходу. Переме­ щая ручным рычагом при остановке трактора зубчатую муфту 6 (рнс. 104) и соединяя с ее помощью шестерню 5 или блок шестерен 7 с первичным валом, удваивают число передач. Таким образом, коробка передач трактора Т-150 позволяет полупить 8 рабочих передач для движения вперед — по четыре передачи, переключаемые на ходу, и одно переключение (режим) с остановкой трактора. Каж­ дый из этих режимов дает следующие диапазоны скоро­ стей: I режим — 7,65—10,62 и II — 11,44—15,89 км/ч. Еще два режима — четыре передачи заднего хода и четыре за­ медленные передачи — получают при включении подвиж­ ного блока шестерен 4 (рнс. 105). На валу заднего хода в первом случае соединяют его с шестерней 2 (рис. 104)

278


на промежуточном валу и во втором случае с блоком 8 ыа первичном валу.

Конструктивная особенность силовой передачи трактора Т-150 — наличие в коробке двух вторичных валов, обес­ печивающих разделение силового потока на две ветви. Передача силового потока от каждого вторичного вала на отдельную главную передачу заднего моста и далее на конечную передачу правой и левой сторон позволяет по­ ворачивать трактор без традиционных механизмов в зад­ нем мосту. При включении одноименных гидроподжимпых муфт на обоих вторичных валах трактор движется прямолинейно. Поворачивают трактор так: включают муф­ ты разных передач на вторичных валах — трактор бу­ дет разворачиваться с постоянным радиусом, величина ко­ торого зависит от разности скоростей гусениц (вариантов включения). Значения всех возможных радиусов поворотов 5, 7 и 13 м. При этом способе поворот происходит без раз­ рыва силового потока в передаче на обе гусеницы, что особо важно при работе с широкозахватными агрегатами, которые нельзя переводить в транспортное положение на поворотах, а также на влажной почве. Второй способ по­ ворота: все гидроподжимные муфты на одном из вторич­ ных валов (сторона, куда поворачивают) отключены, и трактор разворачивается с нефиксированным радиусом. При таком способе, если к тому же вторичный вал за­ торможен, трактор будет поворачиваться с минимальным радиусом, равным его поперечной базе. Можно также плавно поворачивать с очень большим радиусом, подправ­ ляя прямолинейность хода трактора. Для этого достаточ­ но слегка кратковременно ослабить работающую гидро­ поджимную муфту одного из вторичных валов, возникнет небольшая пробуксовка дисков и снижение скорости борта (стороны трактора). Так поворачивают на пахоте и во всех случаях, когда требуется точное вождение трактора по прямой.

Управляют включением фрикционов, соединяющих ве­ дущие валы со свободно сидящими на них шестернями, са­ мостоятельной гидросистемой коробки передач (рис. 106). Она собрана из гидронасоса 11, двух распределителей 4, 15, перепускных клапанов 3, гндроаккумуляторов 5, 14 клапанов плавного снижения давления 10, 13. Гидронасос 11 НМШ-50 шестеренчатый, двухсекционный, установ­ лен на задней стенке корпуса коробки передач и приво­ дится во вращение от вала привода ВОМ. Пронзводптель-

279

Рис. 106. Схема гидросистемы трансмиссии:

J — б а к ; 2 — р а д и а т о р ; 3 — п е р е п у с к н ы е к л а п а н ы ; 4 , 1 3 — п е р е к и д н ы е к л а п а н ы р а с п р е д е л и т е л е й ; •5 > 1 4 — г и д р о а к к у м у л я т о р ы ; 6 , 7, 8 , 9 б у с т е р ы г и д р о п о д ж и м н ы х м у ф т ; ю , 1 3 — к л а п а н ы п л а в н о г о с б р о с а д а в л е н и я ; ц — н а с о с ; 1 2 — ф и л ь т р ы н а ­ г н е т а н и я ; 1 в — р а с п р е д е л и т е л и .


лость каждой секции насоса при 1800 об/мин — 47 л/мин, рабочее давление 10 кгс/см2. Масло от каждой секции в от­ дельности подается к агрегатам гидросистемы и гидропод­ жимным муфтам одного борта.

На переднем конце (хвостовика) каждого вторичного вала посажены распределители 16 золотникового типа. В золотнике распределителя сверления и при повороте его в строго фиксированные положения масло из нагнета­ тельной магистрали по продольным и радиальным сверле­ ниям во вторичном валу может быть подведено к бустеру одной из четырех гидроподжимных муфт (6, 7, 8, 9).

Для уплотнения распределителей на хвостовиках вто­ ричных валов на них сделано по десять кольцевых кана­ вок и поставлены чугунные кольца. Поворачивают золот­ ники распределителей на вторичных валах рычагами из кабины трактора.

Перепускные клапаны 3 плунжерного типа служат для автоматического поддержания в гидросистеме постоянного давления — 10 кгс/см2 независимо от оборотов гидро­ насоса.

Величину давления регулируют сжатием пружины. Перепускные клапаны (по одному для масляной магист­ рали каждого борта) объединены в одном корпусе. Избы­ точное масло отводится в радиатор 2, а оттуда в бак 1 и частично по центральным сверлениям во вторичных Ба­ лах подается па смазку фрикционов.

Особое назначение имеют клапаны плавного снижения давления 10, 13 и гидроаккумуляторы 5, 14, которые вклю­ чены последовательно за клапанами. Эти клапаны пред­ назначены для постепенного снижения давления в нагне­ тательной магистрали и во включенной гидроподжимной муфте какого-либо борта при повороте трактора с нефик­ сированным радиусом. Управляют клапаном при помощи рулевого колеса через систему тяг и рычагов, действую­ щих на золотник клапана. При перемещении золотника сжимаются возвратные пружины и открывается доступ для слива масла из магистрали. Золотник клапана запи­ рает гидроаккумулятор, препятствует его разрядке в ма­ гистраль при повороте.

Назначение гндроаккумуляторов 5. / / — поддерживать давление в бустере выключаемой передачи на время (0,3 — 0,5 с) заполнения бустера включаемой передачи, чтобы исключить возможность остановки трактора. К моменту полного размыкания гидроиоджимной муфты выключае­

281

мой передачи масло из гидроаккумулятора направляется к бустеру гидроподжимной муфты включаемой передачи, чтобы ускорить подъем давления в нем до нормы. Управ­ ление гидроаккумулятором автоматическое с помощью перекидных клапанов, смонтированных в корпусе распре­ делителя.

Сзади коробка закрыта картером, в нем размещены соединительные муфты привода и включения ВОМ, ше­ стерни привода масляных насосов, гидросистемы коробки передач и гидросистемы заднего навесного устройства. На картере смонтированы рычаги включения и выключения муфты ВОМ и шестерни привода насоса гидросистемы заднего навесного устройства.

На задних концах вторичных валов установлены ба­ рабаны ленточных тормозов. Управление тормозами при помощи рулевого колеса, которое при повороте на угол более 42°, но окончании слива масла через клапаны 10, 13 и падения давления в магистрали соответствующего борта до 0°, начинает затягивать тормоз до полной остановки вторичного вала. По окончании поворота и возвращении рулевого колеса в исходное положение тормозная лепта разжимается под действием пружин. Чтобы обеспечить возможность включения передачи (если необходимо запу­ стить двигатель с буксира), применяют поршневой насос ручного управления. Он присоединен к нагнетательной магистрали коробки передач левого борта. Этим насосом давление в магистрали можно поднять до 6—7 кгс/см2, что достаточно для включения передачи.

Задний мост трактора Т-150. Силовой поток от коробки передач подводится к заднему мосту двумя карданными валами; поскольку функция поворотов выполняется в ко­ робке передач, роль (и конструкция) заднего моста уп­ рощается и сводится к изменению направления силового потока, снижению оборотов и обеспечению необходимой жесткости задней части трактора, т. е. выполнению функ­ ций несущей системы.

В заднем мосту две главные передачи, одинаковые по конструкции и симметрично расположенные, каждая из них — из двух спирально-конических шестерен. Малая ве­ дущая шестерня выполнена заодно с валом, передний ко­ нец которого связан с фланцем шарнирного соединения кардана. Солыпая коническая шестерня закреплена на ступице, во внутренние шлицы которой входит полуось. На наружных концах полуосей на шлицах досажены сод-

282


печные

шестерни 4 (рис. 107), они передают вращение

на планетарный редуктор конечной передачи.

Редуктор собран из неподвижной эпициклической ше­

стерни

5, водила 2 с тремя сателлитами 7, кожуха 7/ и

картера конечной передачи 7. Эпициклическая шестерня 5 при помощи ступицы 6 жестко соединена с полуосевым рукавом (вал ступицы заднего моста) 8, который прива­ рен к корпусу заднего моста. Вращение от солнечной шестерни 4 передается сателлитам 7, они, обкатываясь по зубьям неподвижной эпициклической шестерни 5, приво­ дят во вращение водило 2. Водило при помощи цилиндри­ ческого корпуса 11 жестко соединено с картером 7 ко­ нечной передачи, на котором крепят ведущее колесо 10 (звездочка гусеницы). Таким образом вместе с водилом вращаются картер 7 и ведущее колесо.

Коробка передач трактора Т-150К механическая, четырехскоростпая, с шестернями постоянного зацепления, с гндроиодвижными муфтами, обеспечивающими переклю­ чение передач на ходу, и ходоуменьшителем. Сзади к кор­ пусу коробки передач присоединена раздаточная короб­ ка, в совокупности с коробкой передач они обеспечивают возможность получения четырех рабочих и четырех тран­ спортных передач, восьми замедленных передач, четырех передач заднего хода.

Двигатель с муфтой сцепления и коробка передач с раздаточной коробкой жестко соединены в одни моно­ блок, который в таком виде установлен на переднюю по- -лураму на специальных кронштейнах с резино-металличе- скнми амортизаторами.

Шестерни в коробке передач (рис. 108 а) расположены на валах первичном 2, вторичном 77 и ходоуменыпителя 10. На шлицах первичного вала жестко посажены четыре ведущие шестерни 3, 4, 5, 6, они в постоянном зацеплении со свободно сидящими ведомыми шестернями 12, 14, 15,

.18 на вторичном валу. На заднем хвостовике вала 17 же­ стко посажена ведущая шестерня 7 привода вала ходи-

уменьшнтеля.

13, 16,

На этом валу жестко укреплены два барабана

в них смонтированы четыре гидроподжимпых

муфты.

Конструкция и назначение этих муфт такие, как и в трак­ торе Т-150.

11а переднем хвостовике вторичного вала 17 посажен распределитель 7. Он обеспечивает управление подводом масла к любому из бустеров гпдроподжпмных муфт. Уст-

283