ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методология исследования функционирования отраслевых рынков
69
ствие чего предложение отрасли не только не растёт, а может даже уменьшаться, а цены оставаться на том же уровне или даже расти. Высо- кие же барьеры вхождения уменьшают возможность стабилизации цен.
Долгое время не прекращаются дискуссии о том, какая рыночная структура больше способствует инновационной активности фирм. Осо- бенное место в данной проблематике имеют работы Й.Шумпетера
18
, ко- торый один из первых обратил внимание на важность динамических ас- пектов эффективности функционирования отраслевых рынков.
Значение большого масштаба производства и монопольной власти для эффективной инновационной деятельности определяется в работе "Капитализм, социализм и демократия", которая противоречит выводам, сделанным в более ранних работах, где утверждалось, что инновационная активность больше присуща небольшим новым фирмам. Но независимо от размера фирмы, осуществляющей инновации, инновационная актив- ность, по мнению Й.Шумпетера, является определяющей при формиро- вании стратегического развития отраслевого рынка.
Гипотеза Й.Шумпетера о действии процесса креативного (творче- ского) разрушения (notion "creative destruction") предусматривает, что непрерывный инновационный процесс на фирмах разрушает существую- щие рыночные структуры и создаёт новые. Для обеспечения инновацион- ного процесса, считает Й.Шумпетер, допустимо при необходимости вме- шательство государства и существование заговора и монополии.
Теоретические и эмпирические исследования причинно-следственных связей между размером фирмы, концентрацией производства и иннова- ционной активностью в отрасли дают противоречивые результаты. Взаимо- связь между ними является сложной и меняет свой характер в зависимо- сти от отрасли. Среди преимуществ крупных (в том числе монопо- лизированных) фирм при осуществлении инновационной деятельности выделяют следующие: крупные фирмы имеют больше средств для инве- стирования в научные исследования и разработки; при осуществлении ин- новационных проектов крупные фирмы, как правило, получают значитель- ную экономию на масштабе; крупные фирмы имеют возможность распре- делять риск между многими инновационными проектами, в том числе инвестировать долгосрочные проекты; диверсифицированный характер многих крупных фирм позволяет им финансировать научные исследования и разработки в одной отрасли, а использовать их также в других.
Более сильным аргументом против позитивного влияния крупных корпораций на инновационную активность является то, что бюрократиза- ция крупных по размеру компаний приводит к уменьшению их инноваци- онной активности, а эффективность функционирования рынка соответ- ственно уменьшается.
При исследовании концентрации рынка рассматривается концен- трация продавцов или концентрация покупателей. Выбор видов концен- трации зависит от того, кто (покупатели или продавцы) имеет большее влияние на цены.
Существуют два главных параметра для определения уровня ры- ночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей отрасли); распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на рынке. Уровень концентрации считается более высоким, если на рынке функционирует меньшее количество фирм. При одинаковом числе фирм
18
Шумпетер Й. Теория экономического развития : пер. с англ. – М., 1983; Шум-
петер Й. Капитализм, социализм и демократия : пер. с англ. – М., 1995.
А.И.Игнатюк
70
на рынке уровень концентрации тем выше, чем большая неравномерность в распределении рыночных долей.
Для измерения рыночной концентрации используют индексы (пока- затели) концентрации
19
. Приведём некоторые из них. Самый простой ин- декс – это 1 / n, где n – количество фирм на рынке. Чем больше показа- тель приближается к единице, тем меньше концентрация. Но он не даёт представления о распределении долей между предприятиями. Избавить- ся от этого недостатка помогает индекс Херфиндаля – Хиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, и может измеряться в долях или процентах. Во многих странах мира индекс HHI используется в антимонопольном регу- лировании, но в Украине главным показателем оценки концентрации яв- ляется коэффициент концентрации (concentration ratio), который рассчи- тывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым количеством крупных продавцов к общему объёму реали- зации (поставки) на данном товарном рынке. Рыночная доля может рас- считываться как отношение не только объёма продажи, но и численности занятых, размера активов или прибавленной стоимости данного предпри- ятия к суммарному значению показателя для рынка в целом.
В большинстве развитых стран коэффициент концентрации являет- ся обязательным при статистическом мониторинге состояния рынка, при- чём в разных странах рассчитываются доли разного количества предпри- ятий. В Германии, Великобритании, Канаде обычно берутся данные о 3,
6, 10 самых крупных предприятиях, функционирующих на рынке. В Укра- ине для определения монопольного положения рассчитываются доли од- ного, трёх и пяти самых крупных предприятий. Предприятие или пред- приятия занимают монопольное положение на рынке, если доля одного субъекта превышает 35% рынка, трёх – 50%, пяти – 70%, и они не дока- жут, что между ними существует конкуренция
20
Для анализа концентрации можно также использовать: индексы
Ханны и Кея – более общий класс индексов, которые придают разный вес фирмам отрасли; коэффициент Линда – используется как определение "границы" олигополии; коэффициент относительной концентрации – ха- рактеризует соотношение самых крупных предприятий на рынке и долю реализации конотролируемого ими товара; коэффициент энтропии (Е) – характеризует степень деконцентрации рынка и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем боль- ше экономическая неопределённость, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке и тому подобное
21
Для оценки монопольной власти отдельных предприятий использу- ют индексы Лернера, Бейна, Тобина, Папандреу. Результатом осуществ- ления монопольной власти может служить полученная прибыль. Большин- ство специальных показателей монопольной власти связаны с доходно- стью капитала фирмы.
Исследование структуры рынка предусматривает также анализ барь- еров вхождения на рынок и выхода из него. Под барьерами вхождения по-
19
См. например: Шерер Ф. М.Структура отраслевых рынков.– М., 1997. – С. 67–
68; Хитер К. Экономика отраслей и фирм. – С. 90–110.
20
Про захист економічної конкуренції: Закон України від 11 січня 2001 р. № 2210–ІІІ
// Конкуренційне законодавство України. – К., 2002. – С. 53.
21
Пример исследования концентрации см.: Лагутін В., Герасименко А. Проблеми та перспективи державного регулювання концентрації капіталу.
1 2 3 4 5 6 7
Методология исследования функционирования отраслевых рынков
71
нимают все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют новым фирмам организовывать прибыльное производство в отрасли. Барьеры вхождения могут носить структурный характер, обуслов- ленный особенностями данной отрасли (технология производства, старто- вые, текущие расходы, объём спроса, развитая рынка, тип конкуренции), или определяться поведением хозяйствующих субъектов. Особенное место занимают барьеры, вызванные действиями органов власти (лицензирова- ние, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным субъектам). Оценить барьеры можно по показателям: норме вхождения – отношение количества фирм, вошедших на рынок, к общему количеству фирм на рынке (старые и новые); норме проникновения – отношение объ-
ёмов выпуска фирм, вошедших на рынок, к общему отраслевому объёму после вхождения; показателю роста – периода времени, необходимого для достижения новыми фирмами размера старых (в годах).
6. Деловая активность (поведение) и экономические риски для фирм: ценообразование, товарная стратегия, исследования и инновации, реклама.
Важным показателем для анализа деловой активности фирм на от- раслевых рынках является политика фирм по принятию стратегических решений. К поведению фирм, которое считается антиконкурентным, от- носят: фиксация цен продажи; ограничение покупок: запрещение для за- казчиков покупать товар в другом городе, у другого продавца, по другой цене или другом объёме, чем установлено фирмой-продавцом; ограниче- ние продажи: запрещение для поставщиков продавать товар в другом городе, у другого продавца, по другой цене или другом объёме, чем предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем; связанные продажи: продажа одного товара при условии, что он покупает другой товар этой же фирмы; недобросовестная реклама; недобросовестная маркировка товара. Данное поведение не только является антиконкурентным, но и приводит к ограничению объёма производства товаров и роста цен, что уменьшает эффективность функционирования отраслевых рынков.
Одним из показателей, позволяющим оценить деловую активность, является загрузка производственных мощностей на перспективу на осно- ве сведений о заказе – имеющийся портфель и новые поступления.
Чрезвычайно важным показателем является также курс акций, определя- емый прибыльностью капиталовложений, величиной банковского процен- та, перспективой получения дивидендов в будущем, которые, в свою оче- редь, зависят от положения компаний, всей отрасли и общей экономиче- ской ситуации в стране.
Показатели деловой активности фирм на отраслевых рынках по набору индексов позволяют оценивать и градуировать состояние рынка. Обычно предоставляются следующие градуируемые, качественные оценки состояния рынка: оживлённый рынок, развивающийся рынок, стабильный, устойчивый, вялый, стагнирующий, регрессирующий рынки, сокращающийся рынок и тому подобное. Чёткой грани между этими определениями не существует.
С показателями динамики и колебания рынка связаны показатели риска, в значительной мере обусловленные конкурентной борьбой и за- ключающиеся в опасности не достичь намеченных целей или потерять свои позиции на рынке. Оценка рисков чрезвычайно важна для инвести- ционной деятельности.
7. Государственное регулирование отраслевого рынка.
Современное исследование рынка невозможно без рассмотрения форм и методов правительственного вмешательства. Государственное
А.И.Игнатюк
72
регулирование в отрасли – это совокупность методов и инструментов, направленных на рост объёмов производства, совершенствование струк- туры отраслевых рынков, разработку и внедрение научно-технических до- стижений, усиление конкурентоспособности экономики, увеличение экс- портного потенциала и эффективное решение социальных проблем. Сре- ди инструментов воздействия на отраслевые рынки бюджетно-налоговая, инвестиционная, научно-техническая, антимонопольная и внешнеэконо- мическая политики. Фискальная политика используется с целью опреде- ления налоговых ставок и налоговых льгот, режима налогообложения, бюджетного финансирования стратегически приоритетных отраслей эко- номики. Антимонопольная политика проводится для поддержания конку- ренции путём ограничения монопольной власти отдельных фирм на рын- ках, контроля концентрации и антиконкурентного поведения. Внешнеэко- номическая политика направлена на усиление конкурентоспособности национальных рынков на основе определения экспортных, импортных та- рифов и квот, осуществление антидемпингового контроля; усиление кон- курентоспособности отечественных фирм на мировых рынках путём суб- сидирования экспорта; противодействие монопольной власти иностран- ных фирм. Целью инвестиционной политики является формирование инвестиционной стратегии государства, контроль над рынком ценных бу- маг, стимулирование инвестиционного процесса на уровне отдельных от- раслей экономики. Кроме перечисленных экономических инструментов проведения отраслевой политики, используются также административ- ные, среди которых: система регулирования цен, ограничение доходно- сти, лицензирование, квотирование и тому подобное.
Задача заключается в необходимости проанализировать все формы и инструменты государственного регулирования именно для заданного рынка и оценить его эффективность, учитывая предыдущие шаги исследования.
8. Анализ потенциала рынка, то есть производственных и потреб и- тельских возможностей насыщения спроса и предложения, их уравно- вешивания со стороны субъектов хозяйствования. На производственный потенциал влияют такие факторы: текущие объёмы производства, объё- мы экспорта, импорта, товарные запасы, объёмы инвестиций, коэфф и- циенты износа, введение и выбывание основных фондов, степень за- груженности производственных мощностей, структурные сдвиги, прав и- тельственная политика.
Поскольку рыночный спрос многофункциональный, то для его про- гноза по результатам анализа необходимо выделить ключевые факторы, определяющие его динамику, оценить степень их влияния на спрос и со- ставить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе определённого ме- тода, в частности, нормативного, статистико-экстраполяционного и мето- да экспертных оценок.
Прирост спроса состоит из прироста начальной потребности и при- роста на замену. Рассчитывается внутренняя групповая структура по- требности (по отдельным видам, маркам) путём определения доли от- дельных видов товара в общем объёме продажи и доля отдельных марок в объёме продажи товара данного вида и структура возможного объёма продажи по видам и маркам.
Прогноз спроса основывается также на анализе демографических факторов, таких как численность населения страны, уровень рождаемо- сти, возрастной состав населения, географическое распределение насе- ления, и покупательной способности: уровня доходов населения, объёмов