Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

170 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

нием шарикам сообщается также скользящее движение, кото­ рое влияет на процесс производства.

В некоторых случаях возможно вращение шарика вокруг третьей оси, касательной к средней окружности желоба. При этом основное вращение шарика в процессе обработки совер­ шается относительно горизонтальной оси, более медленное — вокруг вертикальной оси и еще более медленное — вокруг ука­ занной третьей оси. Это выражается следующим приблизитель­ ным соотношением: за один оборот шарика вокруг горизон­ тальной оси он поворачивается относительно вертикальной оси на 8° и относительно третьей оси на 1° [21].

Опыт производства показывает, что характер изменения ве­ личины съема одинаков при обработке на операциях мягкого и твердого шлифования шариков. При этом процесс может проходить равномерно и неравномерно. В первом случае изме­ нение величины съема прямо пропорционально продолжитель­ ности обработки. Для различных партий шариков коэффициент пропорциональности колеблется в пределах 0,85—1,5. На вели­ чину коэффициента пропорциональности, а следовательно, и на величину съема (производительность процесса)'существен­ но влияют число оборотов, шпинделя в минуту и давление, раз­ виваемое в процессе обработки. С увеличением этих парамет­ ров коэффициент пропорциональности зависимостей возраста­ ет. Это объясняется тем, что чем быстрее вращается шарик, тем большее число раз его элементарные площадки поверхности придут в рабочий контакт с инструментом, произойдет больший съем металла. Аналогичный результат дает повышение давле­ ния, увеличивающего контактные размеры элементарных пло­ щадок поверхности шариков и ускоряющего прирабатываемость к ним концентрических дорожек чугунного диска и шли­ фовального круга. Однако с увеличением числа оборотов шлифовального круга свыше 100 в минуту шарики выходят из зоны резания с большой скоростью и находятся в беспрерыв­ ном интенсивном вращении, от чего над станком распыляется и разбрызгивается смазочно-охлаждающая жидкость. Соответ­ ственно увеличению числа оборотов шпинделя необходимо увеличивать и число оборотов подающего элеватора. Все это, конечно, требует соответствующей жесткости шарикошлифо­ вальных станков.

Проведенные эксперименты выявили возможность компен­ сации между собой таких параметров обработки, как скорость и давление. Например, шарики диаметром 1", обработанные на операции мягкого шлифования при максимальном давлении в 10 кг/см2 и числе оборотов шпинделя 102 в минуту, имели одинаковую продолжительность обработки (5 ч) с шариками


§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

171

этого же диаметра, прошлифованными при числе оборотов шпинделя 82 в минуту и максимальном давлении 12 кг/см2. Од­ нако следует иметь в виду, что повышенное давление неблаго­ приятно сказывается на системе СПИД (станок — приспособ­ ление — инструмент — деталь), вызывая увеличенные упругие отжатая, и может привести к преждевременному растрескива­ нию шлифовального круга. Кроме того, повышенное давление увеличивает вероятность появления на шариках внешних де­ фектов типа порубов, ожогов и т. п. Поэтому целесообразнее увеличивать обороты шпинделя и элеватора, так как это позво-- лит полнее использовать известные преимущества процесса шлифования, а также повысит стойкость дорогостоящих шари­ кошлифовальных кругов.

С увеличением объемного веса шлифовальных кругов при оптимальных режимах обработки съем металла несколько уве­ личивается как на операции мягкого, так и твердого шлифова­ ния. Однако определение оптимального веса шлифовального круга для каждого диаметра шариков — довольно трудоемкий процесс. Кроме того, применение шлифовальных кругов боль­ шой твердости увеличивает вероятность появления дефектов на поверхности шариков и может затруднить исправление гранности. Поэтому существующая в шариковых цехах тенденция к увеличению объемных весов используемых шлифовальных кругов, что вызывает также потребность в увеличении давле­ ния, не всегда оправдана.

Характер изменения геометрических параметров шариков во время шлифования показывает, что процесс исправления овальности и гранности протекает у шариков диаметром 1/2" более интенсивно, чем у шариков диаметром 1". При этом для указанных типов шариков характер изменения одинаков на операциях мягкого и твердого шлифования. Уменьшение шеро­ ховатости поверхности шариков диаметром 1/2" происходит также более интенсивно. Это объясняется тем, что за одинако­ вое время обработки мелкие шарики совершают в рабочей зоне большее число оборотов относительно собственных осей, чем крупные, и округляются интенсивнее.

Использование оптимальных режимов шлифования — залог обеспечения максимальной производительности процесса обра­ ботки и хорошего качества выпускаемой продукции. Наруше­ ние установленных режимов, как известно, ухудшает качество изготавливаемой продукции. К сожалению, режимы шлифова­ ния, применяемые для одних и тех же диаметров шариков на различных подшипниковых заводах, в большинстве случаев различны и устанавливались в зависимости от технических воз­ можностей производства и даже от случайных факторов. Одна­



172 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

ко при всех этих имеющихся различиях необходимо иметь в ви­ ду, что процесс шарикошлифования следует проводить в три этапа, т. е. вначале обработку проводить при низком давлении (О— 6 кг/см2), затем при максимальном или близком к нему, ис­ ходя из возможностей оборудования, потом опять при низком, обеспечивая режимы выхаживания. Только в этом случае мож­ но обеспечить установленные технологические параметры ша­ риков.

В качестве смазочно-охлаждающей жидкости при мягком и твердом шлифовании в настоящее время используется дизель­ ное топливо (ГОСТ 4749—49), применение которого обеспечи­ вает наибольшую производительность на этих операциях. При этом поскольку дизельное топливо относится к горючим вещест­ вам, то в целях пожарной безопасности следует применять для работы топливо марки «ДЛ» (дизельное топливо летнее), име­ ющее температуру вспышки не ниже 60°С. Подача смазочно­ охлаждающей жидкости должна осуществляться с производи­ тельностью 20—30 л/мин.

Для большей интенсификации процесса шлифования по ре­ комендации ВНИИПП[22]на 100 кг дизельного топлива добав­ ляется 0,8 кг фракции С17—С2о синтетических жирных кислот (так называемого «арахина»), который способствует более бы­ строй прирабатываемое™ дорожек, образующихся на шлифо­ вальном круге.

Следует отметить, что во ВНИИПП [23] и на некоторых под­ шипниковых заводах(ГПЗ-1, ГПЗ-8, ГПЗ-11 и др.) были про­ ведены исследовательские работы по изысканию новых рецеп­ тур смазочно-охлаждающей жидкости, способных заменить применяемое в настоящее время на операциях мягкого и твер­ дого шлифования дизельное топливо, которое является пожа­ роопасным и вредным для здоровья работающих. К сожале­ нию, идентичные заменители среди лучших полученных вариан­ тов в части обеспечения равносильной производительности, противодействия коррозии, смывающих способностей и т. п. не обнаружены. Однако экспериментальную работу в этом на­ правлении следует продолжать.

Мягкое и твердое шлифование шариков осуществляется на специальных шарикошлифовальных станках с горизонтальной осью вращения шпинделя. Эксперименты, проведенные Витеб­ ским СК.Б-13 по выявлению возможности шлифования шариков на станках с вертикальной осью вращения шпинделя (типа ВШ-314), показали, что такие станки требуют специальной до­ работки в части переконструирования зон захода и выхода ша­ риков из-под дисков [24].

В табл. 23 приведены основные технические характеристики


со

СѴ|

3

з- 3 4

ѵо

3

К

Технические характеристики станков для шлифования шариков

Оі іг-

о О-

с о и

э8 CQ~

-ВШ( М62 )СССР

ю 0«

^U

Э и

т о

<

Рус)Италия ат( я

е

> 5

&

*0?

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—■О

 

 

 

 

 

_

_

I

о

 

 

Ч

 

 

і

СМ

 

 

8

0 0 0

О О О СОо

I

 

О «3

-

S

о I

I

ю о о

СОЮСГ) о.— о

о

Он

 

ю оо —•о

 

СО

о

I

с о

о

со *

со см см см

 

 

и

0 I —

0

 

I и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

,02

12,0 600

 

О

1

 

 

0,6

Гориз. ——8512

42-575 -

О

LO

 

 

 

 

 

 

о1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О —

 

 

 

 

 

 

 

СО 1

 

 

 

 

 

 

 

юI

 

 

I

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ,

 

о

о

0

ТО

CM

I

 

 

 

ѵр ~

 

Я

о

I

 

'„Tf —

Я

Он—«с^.

 

 

 

 

О

I

ю

 

 

 

 

 

 

С-

I

 

 

 

 

 

 

 

5300

I

 

 

 

СО

CD

О

100 Гидравл

_ M-1

О си о о, со е*

Я

и

ОО О О

ОTf« rf О 00 СОЮ *— СМ——.^

о

о о

о

00

О 00 о

NOOOlO

со см

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1°~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Jсм

 

 

 

ружП .

 

 

 

6,0

35,0

610

Гориз.

 

82,5

 

 

 

«Я -

1

 

 

3,5

 

 

 

 

 

 

 

о ю ? ю

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t i g

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-00 CM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^< D ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

о о о

СО О

О

 

см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

X

 

 

 

 

 

со

 

I

 

 

 

5

о о о

-

-

 

Н

 

О

 

 

 

 

 

 

 

Sr

о

о о

ОЮі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

<М——'

 

 

 

а>

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

CQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<

 

Н

 

 

 

 

 

3?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

то

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а,

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

к

 

 

ч

а.

 

о

о

 

 

 

 

S

 

 

 

я

 

 

 

 

СП

с

 

о

 

 

 

 

 

с.

 

 

к

 

 

ч

 

 

я

к

 

я

 

 

 

 

 

то

 

 

о

 

 

а)

 

 

ч

 

 

я

 

 

 

а

 

 

ч

£

 

 

н

 

 

о

 

 

Он

*

 

 

 

 

 

а;

О

 

 

 

 

 

&—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

Л

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

о

 

 

я

 

 

Он

 

 

 

а.

 

 

 

 

 

 

3

оя.

ю

 

 

 

 

о

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

fef

 

хо

 

 

 

 

I

 

 

 

 

*1

В

 

 

 

о

 

 

о

t=c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а,

^

я

о

 

 

 

я

то

 

 

 

 

- X

 

 

 

н

 

о,

 

 

 

 

 

 

 

§ 8

 

 

 

а>со

о

Е-1

 

 

 

я

я

 

 

 

 

Я

 

 

 

Я

 

 

 

<4 X

 

 

 

 

Я 0)

 

 

ч

 

*

то

<L> !

 

 

о

то

 

 

 

_ о я

ТО •*

 

<Т)

 

 

3 о

 

я н

 

 

о- Э

я я я

Я ^

 

 

 

 

я

 

оо

Я

 

а>и

 

О)

^ p=t а>е* 3

 

Я Ö

^ >» я

*

я

 

X

 

 

\о я

я

 

^

 

 

 

 

ч

 

 

я

 

щ то я

о я

ö е - і

 

 

Н о

 

5 н

*• то

 

 

 

а , «

 

 

О п

*я 3 о

 

 

 

S Ь Л

g_ О .X

40 S 5

Я

СО О я

я ^ о

£- я

 

я я я

 

ь7 2

- J * a

Я Г>^ Я

 

 

 

 

 

£ S

S 5 о

2

°

 

 

 

 

5 Я I

 

2 та Н

°

 

 

3 і=

о >е а-

 

е g

Й * 8 - §

 

 

 

 

н ^

 

a я,§

 

Я

CJ

 

й

 

5

 

о

'S

о

а «

то

 

 

я

 

S тосо

 

 

 

а

 

Я Ч—

-S

.Sr'S 4

 

о

 

ЕСа.

а ч

^

и

ТО

0> <,

s C u

 

ЕС

 

 

 

 

а»

 

 

 

о

 

4

 

О)

я

 

 

 

 

 

 

 

t=c

 

 

я

 

О ,

<Т)

 

*

н

 

 

 

Техническая характеристика станка модели МШ-33 приведена ранее в табл. 20.

Примечание

I