Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
170 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ
нием шарикам сообщается также скользящее движение, кото рое влияет на процесс производства.
В некоторых случаях возможно вращение шарика вокруг третьей оси, касательной к средней окружности желоба. При этом основное вращение шарика в процессе обработки совер шается относительно горизонтальной оси, более медленное — вокруг вертикальной оси и еще более медленное — вокруг ука занной третьей оси. Это выражается следующим приблизитель ным соотношением: за один оборот шарика вокруг горизон тальной оси он поворачивается относительно вертикальной оси на 8° и относительно третьей оси на 1° [21].
Опыт производства показывает, что характер изменения ве личины съема одинаков при обработке на операциях мягкого и твердого шлифования шариков. При этом процесс может проходить равномерно и неравномерно. В первом случае изме нение величины съема прямо пропорционально продолжитель ности обработки. Для различных партий шариков коэффициент пропорциональности колеблется в пределах 0,85—1,5. На вели чину коэффициента пропорциональности, а следовательно, и на величину съема (производительность процесса)'существен но влияют число оборотов, шпинделя в минуту и давление, раз виваемое в процессе обработки. С увеличением этих парамет ров коэффициент пропорциональности зависимостей возраста ет. Это объясняется тем, что чем быстрее вращается шарик, тем большее число раз его элементарные площадки поверхности придут в рабочий контакт с инструментом, произойдет больший съем металла. Аналогичный результат дает повышение давле ния, увеличивающего контактные размеры элементарных пло щадок поверхности шариков и ускоряющего прирабатываемость к ним концентрических дорожек чугунного диска и шли фовального круга. Однако с увеличением числа оборотов шлифовального круга свыше 100 в минуту шарики выходят из зоны резания с большой скоростью и находятся в беспрерыв ном интенсивном вращении, от чего над станком распыляется и разбрызгивается смазочно-охлаждающая жидкость. Соответ ственно увеличению числа оборотов шпинделя необходимо увеличивать и число оборотов подающего элеватора. Все это, конечно, требует соответствующей жесткости шарикошлифо вальных станков.
Проведенные эксперименты выявили возможность компен сации между собой таких параметров обработки, как скорость и давление. Например, шарики диаметром 1", обработанные на операции мягкого шлифования при максимальном давлении в 10 кг/см2 и числе оборотов шпинделя 102 в минуту, имели одинаковую продолжительность обработки (5 ч) с шариками
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
171 |
этого же диаметра, прошлифованными при числе оборотов шпинделя 82 в минуту и максимальном давлении 12 кг/см2. Од нако следует иметь в виду, что повышенное давление неблаго приятно сказывается на системе СПИД (станок — приспособ ление — инструмент — деталь), вызывая увеличенные упругие отжатая, и может привести к преждевременному растрескива нию шлифовального круга. Кроме того, повышенное давление увеличивает вероятность появления на шариках внешних де фектов типа порубов, ожогов и т. п. Поэтому целесообразнее увеличивать обороты шпинделя и элеватора, так как это позво-- лит полнее использовать известные преимущества процесса шлифования, а также повысит стойкость дорогостоящих шари кошлифовальных кругов.
С увеличением объемного веса шлифовальных кругов при оптимальных режимах обработки съем металла несколько уве личивается как на операции мягкого, так и твердого шлифова ния. Однако определение оптимального веса шлифовального круга для каждого диаметра шариков — довольно трудоемкий процесс. Кроме того, применение шлифовальных кругов боль шой твердости увеличивает вероятность появления дефектов на поверхности шариков и может затруднить исправление гранности. Поэтому существующая в шариковых цехах тенденция к увеличению объемных весов используемых шлифовальных кругов, что вызывает также потребность в увеличении давле ния, не всегда оправдана.
Характер изменения геометрических параметров шариков во время шлифования показывает, что процесс исправления овальности и гранности протекает у шариков диаметром 1/2" более интенсивно, чем у шариков диаметром 1". При этом для указанных типов шариков характер изменения одинаков на операциях мягкого и твердого шлифования. Уменьшение шеро ховатости поверхности шариков диаметром 1/2" происходит также более интенсивно. Это объясняется тем, что за одинако вое время обработки мелкие шарики совершают в рабочей зоне большее число оборотов относительно собственных осей, чем крупные, и округляются интенсивнее.
Использование оптимальных режимов шлифования — залог обеспечения максимальной производительности процесса обра ботки и хорошего качества выпускаемой продукции. Наруше ние установленных режимов, как известно, ухудшает качество изготавливаемой продукции. К сожалению, режимы шлифова ния, применяемые для одних и тех же диаметров шариков на различных подшипниковых заводах, в большинстве случаев различны и устанавливались в зависимости от технических воз можностей производства и даже от случайных факторов. Одна
172 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ
ко при всех этих имеющихся различиях необходимо иметь в ви ду, что процесс шарикошлифования следует проводить в три этапа, т. е. вначале обработку проводить при низком давлении (О— 6 кг/см2), затем при максимальном или близком к нему, ис ходя из возможностей оборудования, потом опять при низком, обеспечивая режимы выхаживания. Только в этом случае мож но обеспечить установленные технологические параметры ша риков.
В качестве смазочно-охлаждающей жидкости при мягком и твердом шлифовании в настоящее время используется дизель ное топливо (ГОСТ 4749—49), применение которого обеспечи вает наибольшую производительность на этих операциях. При этом поскольку дизельное топливо относится к горючим вещест вам, то в целях пожарной безопасности следует применять для работы топливо марки «ДЛ» (дизельное топливо летнее), име ющее температуру вспышки не ниже 60°С. Подача смазочно охлаждающей жидкости должна осуществляться с производи тельностью 20—30 л/мин.
Для большей интенсификации процесса шлифования по ре комендации ВНИИПП[22]на 100 кг дизельного топлива добав ляется 0,8 кг фракции С17—С2о синтетических жирных кислот (так называемого «арахина»), который способствует более бы строй прирабатываемое™ дорожек, образующихся на шлифо вальном круге.
Следует отметить, что во ВНИИПП [23] и на некоторых под шипниковых заводах(ГПЗ-1, ГПЗ-8, ГПЗ-11 и др.) были про ведены исследовательские работы по изысканию новых рецеп тур смазочно-охлаждающей жидкости, способных заменить применяемое в настоящее время на операциях мягкого и твер дого шлифования дизельное топливо, которое является пожа роопасным и вредным для здоровья работающих. К сожале нию, идентичные заменители среди лучших полученных вариан тов в части обеспечения равносильной производительности, противодействия коррозии, смывающих способностей и т. п. не обнаружены. Однако экспериментальную работу в этом на правлении следует продолжать.
Мягкое и твердое шлифование шариков осуществляется на специальных шарикошлифовальных станках с горизонтальной осью вращения шпинделя. Эксперименты, проведенные Витеб ским СК.Б-13 по выявлению возможности шлифования шариков на станках с вертикальной осью вращения шпинделя (типа ВШ-314), показали, что такие станки требуют специальной до работки в части переконструирования зон захода и выхода ша риков из-под дисков [24].
В табл. 23 приведены основные технические характеристики
со
СѴ|
3
з- 3 4
ѵо
3
К
Технические характеристики станков для шлифования шариков
Оі іг-
о О-
с о и
э8 CQ~
-ВШ( М62 )СССР
ю 0«
^U
Э и
т о
<
Рус)Италия ат( я
е
> 5
(Л &
*0?
|
|
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СМ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—■О |
|
|
|
|
|
|
_ |
_ |
• |
I |
о |
|
|
Ч |
|
|
і |
СМ |
|
|
8 |
0 0 0 |
||||
О О О СОо |
I |
|
О «3 |
||||||
- |
-О S |
о I |
I |
ю о о |
|||||
СОЮСГ) о.— о |
о |
Он |
|
ю оо —•о |
|||||
|
СО |
о |
I |
с о |
о |
со * |
со см см см |
||
|
|
и |
0 I — |
0 |
|
I и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
,02 |
12,0 600 |
|
О |
1 |
|
|
0,6 |
|
Гориз. ——8512 |
42-575 - |
О |
LO |
|||||
|
|
|
|
|
|
о1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О — |
|
|
|
|
|
|
|
|
СО 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
юI |
|
|
I |
|
|
|
|
|
см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СМ, |
|
о |
о |
0 |
ТО |
CM |
I |
|
|
|
ѵр ~ |
|
Я |
о |
I |
|
'„Tf — |
||
Я |
Он—«с^. |
|
||||||
|
|
|
О |
I |
ю |
|
|
|
|
|
|
С- |
I |
— |
|
|
|
|
|
|
|
5300 |
I |
|
|
|
СО
CD
О
100 Гидравл
_ M-1
О си о о, со е*
Я
и
ОО О О
ОTf« rf О 00 СОЮ *— СМ——.^
о |
о о |
о |
00 |
О 00 о |
|
NOOOlO |
||
со см |
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1°~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1Jсм |
|
|
|
ружП . |
|
|
|
||
6,0 |
35,0 |
610 |
Гориз. |
|
82,5 |
|
|
|
«Я - |
1 |
|
|
3,5 |
|
|
|
||
|
|
|
|
о ю ? ю |
|
|
I |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t i g |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-00 CM |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^< D ~ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
я |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
о о о |
||
СО О |
О |
|
см |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|||||
X |
|
|
|
|
|
со |
|
I |
|
|
|
5 |
о о о |
|||||
- |
- |
|
Н |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
Sr |
о |
о о |
|||
ОЮі1й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
<М——' |
||||||
|
|
|
а> |
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
CQ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
||
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
< |
|
Н |
|
|
|
|
|
3? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
о |
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
со |
|
\о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
то |
5Я |
|
|
|
|
||
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<ѵ |
|
а, |
|
|
|
|
||
я |
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
ч |
а. |
|
о |
о |
|
|
|
|
S |
|
|
|
я |
|
|
|
|
СП |
с |
|
о |
|
|
|
|
|
|
с. |
|
|
к |
|
|
ч |
|
|
я |
к |
|
я |
|
|
|
|
|
|
то |
|
|
о |
|
|
а) |
|
|
ч |
|
|
я |
|
|
|
|||
а |
|
|
ч |
£ |
|
|
н |
|
|
о |
|
|
Он |
* |
|
|
|
|
|
|
а; |
О |
|
|
|
|
|
&— |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
« |
Л |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
>» |
|
|
|
|
|
|
|
я |
о |
|
|
я |
|
|
Он |
|
|
|
а. |
|
|
|
|
|
|
3 |
оя. |
ю |
|
|
|
|
о |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
fef |
|
хо |
|
|
|
|
I |
|
|
|||
|
|
*1 |
В |
|
|
|
о |
|
|
о |
t=c |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а, |
^ |
я |
о |
|
|
|
я |
то |
|
|
|||
|
|
- X |
|
|
|
н |
|
о, |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
§ 8 |
|
|
|
а>со |
о |
Е-1 |
|
|
|
я |
я |
|
|
|||
|
|
Я |
|
|
|
Я |
|
|
|
<4 X |
|
|
||||||
|
|
Я 0) |
|
|
ч |
|
* |
то |
<L> ! |
|
|
о |
то |
|
|
|||
|
_ о я |
ТО •* |
|
<Т) |
|
|
3 о |
|
я н |
|
|
|||||||
о- Э |
я я я |
Я ^ |
|
|
|
|
я |
|
оо |
Я |
|
а>и |
|
О) |
||||
^ p=t а>е* 3 |
|
Я Ö |
^ >» я |
* |
я |
|
X |
|
|
|||||||||
\о я |
я |
|
^ |
|
|
|
|
ч |
|
|
я |
|
щ то я |
|||||
о я |
ö е - і |
8Я |
|
|
Н о |
|
5 н |
*• то |
|
|
|
|||||||
а , « |
|
|
О п |
*я 3 о |
|
|
|
S Ь Л |
g_ О .X |
|||||||||
40 S 5 |
Я |
СО О я |
я ^ о |
£- я |
|
я я я |
|
|||||||||||
ь7 2 |
- J * a |
Я Г>^ Я |
|
|
|
|
|
|||||||||||
£ S |
S 5 о |
2 |
° |
|
|
|
|
5 Я I |
||||||||||
|
2 та Н |
° |
|
|
3 і= |
о >е а- |
|
е g |
Й * 8 - § |
|
||||||||
|
|
|
н ^ |
|
a я,§ |
|||||||||||||
|
Я |
—CJ |
|
й |
|
5 |
|
о |
'S |
о |
а « |
то |
|
|
||||
я |
|
S тосо |
|
|
|
а |
|
Я Ч— |
-S |
.Sr'S 4 |
|
о |
||||||
|
ЕСа. |
а ч |
^ |
и |
ТО |
0> <, |
s C u |
|
||||||||||
ЕС |
|
|
|
|
а» |
|
|
|
о |
|
4 |
|
О) |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
t=c |
|
|
я |
|
О , |
<Т) |
|
* |
н |
|
|
|
Техническая характеристика станка модели МШ-33 приведена ранее в табл. 20.
Примечание
I