Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неравномерная подача Отрегулировать подачу шариков в рабочую зону шариков в рабочую зону
3 Несоответствие Применение завышен­ Производить обработ­ шероховатости по­ ных (форсированных) ку в соответствии с тех­ верхности режимов при обработке нологией
Отсутствие или недо­ Производить процесс статочная продолжитель­ выхаживания в соответ­ ность процесса выхажи­ ствии с технологией вания в конце обработки
4 Завышенная Нарушение установ­ Производить обработ­ овальность и гранленных технологических ку в соответствии с тех­ ность режимов нологией
Завышенный вес шари­ Производить загрузку ков в обрабатываемой в станок партий шариков партии в соответствии- с уста­ новленным технологией
весом
2 Срезы на шари­ ках
Неправильная установ­ Проверить положение ка распределительной распределительной ко­ коробки робки и в случае необхо­
димости переналадить
Следить за размером шариков в процессе об­ работки
Небрежное отношение наладчика к работе
Не выдержан тех­ Неисправный (просро­ Заменить мерительный нологический раз­ ченный) мерительный инструмент мер шарика по^диаинструмент
метру
1

 

 

 

 

Продолжение табл.

21

1

2

 

3

4

 

 

 

 

Обработка шариков опи-

Заменить

изношенные

 

 

ловочными

дисками с

олиловочные

диски

но­

 

 

большим

притуплением

выми

 

 

 

 

рабочих зубьев

 

 

 

5

Потеря сфериче­

Малая подача шариков

Отрегулировать подачу

 

ской формы шари­

в рабочую зону

шариков в рабочую зону

 

ков («ролики»)

Слишком большое дав­

Производить обработ­

 

 

ление при обработке

ку в соответствии с тех­

 

 

 

 

нологией

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

Таблица 22

 

Виды и причины брака при обкатке и меры по его устранению

 

В

Виды брака

Причины возникновения

 

 

 

С

Меры по устранению

 

£

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

4

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 22

1

 

2

 

3

 

 

4

 

 

5

Подавленные ша­

Обработка

на

одной

Производить

 

на дан­

 

рики

 

и той же наладке партий

ной наладке

обработку

 

 

 

шариков различных диа­

партий

шариков

одного

 

 

 

метров

 

 

 

и того же диаметра или

 

 

 

 

 

 

 

близких ему по размерам

6

Потеря сфериче­

Большая разноразмер-

Осуществлять

.приемку

 

ской формы шари­ ность в партии шариков,

партий

шариков

на пре­

 

ков

(шарики с

полученная

на предыду­

дыдущей операции в со­

 

«хвостами»)

щей операции

 

ответствии с установлен­

 

 

 

 

 

 

 

ными

технологическими

 

 

 

 

 

 

 

.размерами

 

 

 

 

 

Попадание

шариков

Производить

осмотр и

 

 

 

большего размера, остав­

очистку станка после об­

 

 

 

шихся

в

лотках

или

работки

каждой

партии

 

 

 

в элеваторе

после

обра­

шариков

 

 

 

 

 

ботки

предыдущей

пар­

 

 

 

 

 

 

 

тии

 

 

 

 

 

 

 

В процессе операций опиливания и обкатки шариков могут возникать основные виды брака, которые совместно с вызываю­ щими их причинами возникновения и необходимыми мерами по устранению приведены соответственно в табл. 21 и 22.

Общий вид основных из указанных в табл. 21 и 22 типов брака показан на рис. 61.

§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ШАРИКООБДИРОЧНЫХ, ШАРИКООПИЛОВОЧНЫХ

И ШАРИКООБКАТНЫХ СТАНКАХ

Основные общие положения по соблюдению правил техники безопасности, проведению инструктажей и т. п. были изложены ранее в § 6 гл. III. Мы осветим только вопросы, непосредствен­ но относящиеся к рассматриваемому оборудованию.

При работе на шарикообдирочных, шарикоопиловочных и шарикообкатных станках необходимо соблюдать следующие основные правила по технике безопасности.

1. Не допускать к работе на станке рабочего, который не ознакомлен предварительно с общими правилами по технике безопасности и инструкцией или руководством по обслужива­

нию данного станка.

2. Запрещается запускать в работу станок, если не установ­ лены на место необходимые крышки и ограждения привода и

движущихся механизмов.

3. Не включать вводного выключателя, если не закрыты дверки гидро- и электрошкафа.


166ГЛ. 4. ОБДИРКА; ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ

4.Перед пуском в работу станок, привод элеватора, гидро­ агрегат, электродвигатель главного привода и элеватор долж­ ны быть надежно заземлены.

5.Перед пуском станка в работу необходимо проверить на­ дежность крепления рабочих дисков, распределительных ко­ робок, отбирающих пластин, лотков и т. п.

6.Запрещается производить установку или съем рабочих дисков без использования кран-балки или других подъемно­ транспортных механизмов.

7.Упоры или предохранительные гайки необходимо настро­ ить таким образом, чтобы исключить посадку диска на диск в момент вращения шпинделя.

8.Рабочее место у станка не должно быть скользким и за­ громожденным посторонними предметами, деталями и инстру­ ментом.

9.Запрещается нарушать установленные'для данного стан­ ка технологические режимы.

10.Запрещается во время работы станка производить его регулировку и подналадку.

11.Чистка и обтирка станка должны производиться при полной остановке его после отключения от электросети.

12.Запрещается неквалифицированным рабочим произво­ дить ремонт электроаппаратуры станка.

13.Ремонт электроаппаратуры станка производить только после отключения его от электросети.

14.Окончив работу или покидая станок во время работы, необходимо отключить его от электросети.

15.Запрещается использовать в работе непригодный инст­ румент: диски с глубокими трещинами и неправильно выполнен­

ными крепежными отверстиями, распределительные коробки и отбирающие пластины, не соответствующие установленным габаритным размерам, твердости и т. п.

16.Заправка на наждачном точиле мелкого инструмента, используемого при наладке станка, может производиться толь­ ко при соблюдении соответствующих правил техники безопас­ ности (на исправном наждачном точиле, с использованием за­ щитных очков и т. п.).

17.Необходимо пользоваться индивидуальными средствами защиты от вредного воздействия шума, характерного для ша­ рикового производства, и т. д.

Контрольные вопросы

1.Каковы технологические особенности операций обдирки облоя и по­ люсных выступов, опиливания и обкатки шариков?

2.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели

JUOC-13.


§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

167

3.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели ВШ-304М1.

4.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели ВІЛ-90М.

5.Рассказать об устройстве шарикообкатных станков модели МРВ-36 (Румыния) и RS-482 (Италия).

6.Рассказать об устройстве шарикообкатного станка модели ВШ-305.

7.Какие способы крепления опиловочных дисков применяются на раз­ личных подшипниковых заводах, их недостатки и преимущества?

8.Какими способами производится термическая обработка опиловоч­ ных дисков? В чем их преимущества и недостатки?

9.Рассказать о методе изготовления дисков для обкатки шариков.

10.Какие основные виды брака и причины их возникновения могут иметь место при обработке шариков на операциях обдирки и опиливания?

11.Рассказать об основных видах и причинах брака при обкатке ша­

риков.

12. Какие основные правила техники безопасности необходимо соблю­

дать при работе на шарикообдирочных, шарикоопиловочных и шарикооб­ катных станках?

Г л а в а

V.

ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

 

§

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Шлифование.— процесс массового тонкого скоростного ре­

зания — царапания

металла

абразивными зернами, скреплен­

ными между собой в

одно

целое связующими веществами

(связками) и представляющими абразивные инструменты или так называемые шлифовальные круги.

Необходимый фактор процесса шлифования — высокая ско­ рость резания, в результате которой возникает большая темпе­ ратура, размягчающая обрабатываемый слой металла и со­ здающая возможность снятия с него стружек абразивными зернами круга. При низких скоростях абразивный круг как режущий инструмент работать не может.

Обрабатываемость металлов шлифованием по производи­ тельности определяется обычно средним съемом металла за оп­ ределенное время шлифования при неизменных технологиче­ ских условиях обработки.

К положительным сторонам шлифования относятся: высо­ кая размерная точность, высокая точность формы, обеспечение шероховатости обработанной поверхности порядка 7—9-го классов и выше, высокая производительность обработки.

Шлифование составляет значительный объем в общем тех­ нологическом процессе обработки шариков и подразделяется на мягкое (до термической обработки) и твердое (после тер­ мической обработки).

Процесс шлифования шариков отличается от круглого, плоского и других видов шлифования тем, что он производит­ ся не периферией, а торцом круга, который осуществляет про­ цесс резания хаотично расположенными в его объеме абразив­ ными зернами. При шлифовании шариков в обработке, кроме шлифовального круга, участвует чугунный диск, который улуч­ шает базирование обрабатываемых шариков и в то же время


§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

169

 

выполняет функцию притира. Съем металла при шлифовании шариков увеличивается за счет беспрерывного процесса шар­ жирования дорожек диска, т. е. вдавливания в них мелких час­ тиц абразива, образующихся вследствие износа круга.

Кинематика процесса шлифования шариков такова, что за время контакта очень маленькая площадка на поверхности ша­ рика встречается с большим количеством абразивных зерен шлифовального круга, в результате чего образуется режущий контур, который копируется на эту площадку.

Специфичность процесса создает для шариков особые усло­ вия обработки в зависимости от нахождения их на той или иной концентрической дорожке, которые специально нарезают­ ся на чугунном диске и образуются (прирабатываются) посте­ пенно на шлифовальном круге в процесе обработки. 3—4 пери­ ферийные дорожки работают наиболее эффективно по сравне­ нию с остальными, расположенными ближе к центру диска. Затухание процесса резания вызывается падением окружной скорости в зоне малых (внутренних) дорожек. При этом сте­ пень износа периферийных и внутренних дорожек в большинст­ ве случаев примерно одинакова.

Проведенные эксперименты показали, что твердость поверх­ ности дорожек диска падает в направлении от периферийных к внутренним. Это вызвано соответствующей разницей наклепа (значений микротвердости), который ввиду большей окружной скорости и большего количества проходящих шариков всегда больше на периферийных дорожках, чем на внутренних. Поэто­ му, хотя на внутренних дорожках выполняется меньшая работа резания, их износ несколько повышается за счет меньшей твер­ дости.

В ходе экспериментов было замечено, что в процессе обра­ ботки шариков происходит их качение с вращением вокруг го­ ризонтальной оси. Шарик касается шлифовального круга толь­ ко одной точкой и все время стремится вращаться по касатель­ ной к желобу диска, хотя его опора в двух точках желоба диска этому препятствует. Поэтому шарик вынужден перемещаться вдоль желоба и наряду с вращением вокруг горизонтальной оси вращаться также вокруг своей вертикальной оси.

Это вызвано тем, что точки касания шарика с желобом (на­ резанной дорожкой) диска лежат на окружностях разной дли­ ны, и при вращении в этих точках имеют место разные окруж­ ные скорости. Следовательно, разность окружных скоростей в точках касания вызывает во время качения дополнительное вращение шарика вокруг вертикальной оси, направленное по ходу движения к точке его контакта со стороны дорожки мень­ шего диаметра. В этом случае наряду с вращательным движе­