Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
|
|
|
|
Продолжение табл. |
21 |
|
1 |
2 |
|
3 |
4 |
|
|
|
|
Обработка шариков опи- |
Заменить |
изношенные |
||
|
|
ловочными |
дисками с |
олиловочные |
диски |
но |
|
|
большим |
притуплением |
выми |
|
|
|
|
рабочих зубьев |
|
|
|
|
5 |
Потеря сфериче |
Малая подача шариков |
Отрегулировать подачу |
|||
|
ской формы шари |
в рабочую зону |
шариков в рабочую зону |
|||
|
ков («ролики») |
Слишком большое дав |
Производить обработ |
|||
|
|
ление при обработке |
ку в соответствии с тех |
|||
|
|
|
|
нологией |
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
Таблица 22 |
|
|
Виды и причины брака при обкатке и меры по его устранению |
|
||||
В |
Виды брака |
Причины возникновения |
|
|
|
|
С |
Меры по устранению |
|
||||
£ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 22 |
|||
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
5 |
Подавленные ша |
Обработка |
на |
одной |
Производить |
|
на дан |
|||
|
рики |
|
и той же наладке партий |
ной наладке |
обработку |
|||||
|
|
|
шариков различных диа |
партий |
шариков |
одного |
||||
|
|
|
метров |
|
|
|
и того же диаметра или |
|||
|
|
|
|
|
|
|
близких ему по размерам |
|||
6 |
Потеря сфериче |
Большая разноразмер- |
Осуществлять |
.приемку |
||||||
|
ской формы шари ность в партии шариков, |
партий |
шариков |
на пре |
||||||
|
ков |
(шарики с |
полученная |
на предыду |
дыдущей операции в со |
|||||
|
«хвостами») |
щей операции |
|
ответствии с установлен |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ными |
технологическими |
||
|
|
|
|
|
|
|
.размерами |
|
|
|
|
|
|
Попадание |
шариков |
Производить |
осмотр и |
||||
|
|
|
большего размера, остав |
очистку станка после об |
||||||
|
|
|
шихся |
в |
лотках |
или |
работки |
каждой |
партии |
|
|
|
|
в элеваторе |
после |
обра |
шариков |
|
|
||
|
|
|
ботки |
предыдущей |
пар |
|
|
|
|
|
|
|
|
тии |
|
|
|
|
|
|
|
В процессе операций опиливания и обкатки шариков могут возникать основные виды брака, которые совместно с вызываю щими их причинами возникновения и необходимыми мерами по устранению приведены соответственно в табл. 21 и 22.
Общий вид основных из указанных в табл. 21 и 22 типов брака показан на рис. 61.
§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ШАРИКООБДИРОЧНЫХ, ШАРИКООПИЛОВОЧНЫХ
И ШАРИКООБКАТНЫХ СТАНКАХ
Основные общие положения по соблюдению правил техники безопасности, проведению инструктажей и т. п. были изложены ранее в § 6 гл. III. Мы осветим только вопросы, непосредствен но относящиеся к рассматриваемому оборудованию.
При работе на шарикообдирочных, шарикоопиловочных и шарикообкатных станках необходимо соблюдать следующие основные правила по технике безопасности.
1. Не допускать к работе на станке рабочего, который не ознакомлен предварительно с общими правилами по технике безопасности и инструкцией или руководством по обслужива
нию данного станка.
2. Запрещается запускать в работу станок, если не установ лены на место необходимые крышки и ограждения привода и
движущихся механизмов.
3. Не включать вводного выключателя, если не закрыты дверки гидро- и электрошкафа.
166ГЛ. 4. ОБДИРКА; ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ
4.Перед пуском в работу станок, привод элеватора, гидро агрегат, электродвигатель главного привода и элеватор долж ны быть надежно заземлены.
5.Перед пуском станка в работу необходимо проверить на дежность крепления рабочих дисков, распределительных ко робок, отбирающих пластин, лотков и т. п.
6.Запрещается производить установку или съем рабочих дисков без использования кран-балки или других подъемно транспортных механизмов.
7.Упоры или предохранительные гайки необходимо настро ить таким образом, чтобы исключить посадку диска на диск в момент вращения шпинделя.
8.Рабочее место у станка не должно быть скользким и за громожденным посторонними предметами, деталями и инстру ментом.
9.Запрещается нарушать установленные'для данного стан ка технологические режимы.
10.Запрещается во время работы станка производить его регулировку и подналадку.
11.Чистка и обтирка станка должны производиться при полной остановке его после отключения от электросети.
12.Запрещается неквалифицированным рабочим произво дить ремонт электроаппаратуры станка.
13.Ремонт электроаппаратуры станка производить только после отключения его от электросети.
14.Окончив работу или покидая станок во время работы, необходимо отключить его от электросети.
15.Запрещается использовать в работе непригодный инст румент: диски с глубокими трещинами и неправильно выполнен
ными крепежными отверстиями, распределительные коробки и отбирающие пластины, не соответствующие установленным габаритным размерам, твердости и т. п.
16.Заправка на наждачном точиле мелкого инструмента, используемого при наладке станка, может производиться толь ко при соблюдении соответствующих правил техники безопас ности (на исправном наждачном точиле, с использованием за щитных очков и т. п.).
17.Необходимо пользоваться индивидуальными средствами защиты от вредного воздействия шума, характерного для ша рикового производства, и т. д.
Контрольные вопросы
1.Каковы технологические особенности операций обдирки облоя и по люсных выступов, опиливания и обкатки шариков?
2.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели
JUOC-13.
§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ |
167 |
3.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели ВШ-304М1.
4.Рассказать об устройстве шарикоопиловочного станка модели ВІЛ-90М.
5.Рассказать об устройстве шарикообкатных станков модели МРВ-36 (Румыния) и RS-482 (Италия).
6.Рассказать об устройстве шарикообкатного станка модели ВШ-305.
7.Какие способы крепления опиловочных дисков применяются на раз личных подшипниковых заводах, их недостатки и преимущества?
8.Какими способами производится термическая обработка опиловоч ных дисков? В чем их преимущества и недостатки?
9.Рассказать о методе изготовления дисков для обкатки шариков.
10.Какие основные виды брака и причины их возникновения могут иметь место при обработке шариков на операциях обдирки и опиливания?
11.Рассказать об основных видах и причинах брака при обкатке ша
риков.
12. Какие основные правила техники безопасности необходимо соблю
дать при работе на шарикообдирочных, шарикоопиловочных и шарикооб катных станках?
Г л а в а |
V. |
ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ |
|
|
§ |
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
|
Шлифование.— процесс массового тонкого скоростного ре |
|||
зания — царапания |
металла |
абразивными зернами, скреплен |
|
ными между собой в |
одно |
целое связующими веществами |
(связками) и представляющими абразивные инструменты или так называемые шлифовальные круги.
Необходимый фактор процесса шлифования — высокая ско рость резания, в результате которой возникает большая темпе ратура, размягчающая обрабатываемый слой металла и со здающая возможность снятия с него стружек абразивными зернами круга. При низких скоростях абразивный круг как режущий инструмент работать не может.
Обрабатываемость металлов шлифованием по производи тельности определяется обычно средним съемом металла за оп ределенное время шлифования при неизменных технологиче ских условиях обработки.
К положительным сторонам шлифования относятся: высо кая размерная точность, высокая точность формы, обеспечение шероховатости обработанной поверхности порядка 7—9-го классов и выше, высокая производительность обработки.
Шлифование составляет значительный объем в общем тех нологическом процессе обработки шариков и подразделяется на мягкое (до термической обработки) и твердое (после тер мической обработки).
Процесс шлифования шариков отличается от круглого, плоского и других видов шлифования тем, что он производит ся не периферией, а торцом круга, который осуществляет про цесс резания хаотично расположенными в его объеме абразив ными зернами. При шлифовании шариков в обработке, кроме шлифовального круга, участвует чугунный диск, который улуч шает базирование обрабатываемых шариков и в то же время
§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
169 |
|
выполняет функцию притира. Съем металла при шлифовании шариков увеличивается за счет беспрерывного процесса шар жирования дорожек диска, т. е. вдавливания в них мелких час тиц абразива, образующихся вследствие износа круга.
Кинематика процесса шлифования шариков такова, что за время контакта очень маленькая площадка на поверхности ша рика встречается с большим количеством абразивных зерен шлифовального круга, в результате чего образуется режущий контур, который копируется на эту площадку.
Специфичность процесса создает для шариков особые усло вия обработки в зависимости от нахождения их на той или иной концентрической дорожке, которые специально нарезают ся на чугунном диске и образуются (прирабатываются) посте пенно на шлифовальном круге в процесе обработки. 3—4 пери ферийные дорожки работают наиболее эффективно по сравне нию с остальными, расположенными ближе к центру диска. Затухание процесса резания вызывается падением окружной скорости в зоне малых (внутренних) дорожек. При этом сте пень износа периферийных и внутренних дорожек в большинст ве случаев примерно одинакова.
Проведенные эксперименты показали, что твердость поверх ности дорожек диска падает в направлении от периферийных к внутренним. Это вызвано соответствующей разницей наклепа (значений микротвердости), который ввиду большей окружной скорости и большего количества проходящих шариков всегда больше на периферийных дорожках, чем на внутренних. Поэто му, хотя на внутренних дорожках выполняется меньшая работа резания, их износ несколько повышается за счет меньшей твер дости.
В ходе экспериментов было замечено, что в процессе обра ботки шариков происходит их качение с вращением вокруг го ризонтальной оси. Шарик касается шлифовального круга толь ко одной точкой и все время стремится вращаться по касатель ной к желобу диска, хотя его опора в двух точках желоба диска этому препятствует. Поэтому шарик вынужден перемещаться вдоль желоба и наряду с вращением вокруг горизонтальной оси вращаться также вокруг своей вертикальной оси.
Это вызвано тем, что точки касания шарика с желобом (на резанной дорожкой) диска лежат на окружностях разной дли ны, и при вращении в этих точках имеют место разные окруж ные скорости. Следовательно, разность окружных скоростей в точках касания вызывает во время качения дополнительное вращение шарика вокруг вертикальной оси, направленное по ходу движения к точке его контакта со стороны дорожки мень шего диаметра. В этом случае наряду с вращательным движе