Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
20ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
§3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ШАРИКОВ
Внастоящее время известны следующие методы получе ния заготовок шариков, идущих как для сборки подшипников, так и в качестве так называемых «свободных» деталей: литье,
ковка, штамповка и прокатка.
Отливка заготовок шариков — один из наиболее рано изоб ретенных способов, который был частично заимствован из ору жейной технологии [1]. При этом если объем отливаемого ша рика не превосходил объема естественно получающейся капли жидкого металла, то в этом случае литьем получали сравни тельно удовлетворительную внутреннюю структуру шарика и некоторую равномерность его свойств. Ввиду того что некото рые необходимые шарики по своим размерам превышали объем капли жидкого металла, для их получения приходилось пользоваться отливкой в формы. При прежнем уровне литей ной техники это вызывало большое рассеивание механических свойств шариков, структура часто была неудовлетворитель ной, а сопротивление на разрушение низким. Кроме того, литье в формы представляло собой весьма непроизводительный процесс и не удовлетворяло растущих потребностей промы шленности. Большие трудности вызывала также закалка ли тых шариков после механической обработки.
В настоящее время изготовление заготовок стальных ша риков методом литья вообще не применяется, так как, помимо вышеперечисленных отрицательных факторов, структура, со противление разрушению и стойкость таких шариков в процес се эксплуатации не отвечают современным требованиям. Взамен этого метода стали применять ковку и штамповку, а впо следствии ввиду беспрерывно растущей потребности в шари ках — более производительный метод поперечной прокатки.
Заготовки для шариков диаметром свыше 204 мм изготов ляются из предварительно нарезанных из прутка штучных мер ных заготовок «вгорячую» методом свободной ковки на моло тах с последующим отжигом и обточкой полученных поковок на токарном станке. Для получения заготовок для шариков ди аметром от 51 до 204 мм используется метод горячей штампов ки из предварительно отрезанных от прутка штучных мерных заготовок в специальных штампах на вертикальных прессах или молотах с последующей обрезкой заусенца в обрезном штампе. Заготовки для шариков диаметром до 29 мм изготов ляются методом холодной штамповки из Прутков или бунтовой проволоки на горизонтальных шариковысадочных прессах-ав томатах. Горячая штамповка на горизонтальных шариковы
§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК |
21 |
садочных прессах-автоматах и поперечная прокатка применя ются параллельно для изготовления заготовок шариков диа метром от 29 до 51 мм.
Поперечная прокатка шариков осуществляется на специ альных станках конструкции ЦКБММ, технические характери стики которых приведены в табл. 7 [2].
Прокатка шариков осуществляется между двумя валками, имеющими винтовые калибры переменного профиля и вра щающимися в одну сторону.
Принцип формирования за готовки шарика при методе поперечной прокатки состо ит из постепенного перевода исходного прутка с постоян ным сечением в переменные сечения посредством после довательного непрерывного обжатия заготовок винтовы ми профилированными ка либрами - валками. Схема
поперечной прокатки |
ша |
|
риков |
представлена |
на |
рис. 4. |
|
|
Процесс формообразования шарика, происходящий за 1,5 оборота ваЛка, т. е. за время его поворота на угол 540°, можно условно расчленить на следующие основные стадии: захват валками мерной заготовки, необходимой для получения одно го шарика; образование сферы; калибровка шарика и отрезка соединительной перемычки.
В целях предотвращения возможного появления в сердцевине шарика таких дефектов, как рыхлость и микропоры, диа метр исходной заготовки D3 выбирается несколько меньше требуемого диаметра шарика, т. е.
D't = К • Dm,
где £>ш — минимальный диаметр прокатанного шарика, мм. К — коэффициент уменьшения диаметра исходной заго товки (/С<1). Обычно выбирается в пределах от 0,97 до 0,985 с учетом ближайшего по сортаменту диаметра пруткового
металла.
Начальный (максимальный) диаметр валков DHопределя ется по формуле [2]:
tg« ’
а
у
a
а
о
х
X
о.
X |
і |
X |
О |
« |
|
ч |
S |
S |
£ |
a? |
|
О |
о ^ |
|
|
||
о. |
« *3 |
аЧ |
|||
|
3 К« С |
||||
Ä |
X«go |
|
|||
Ч |
|
am u |
|
||
=С |
|
|
|
|
|
cs |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
X |
ÜJN |
|
|
|
|
н |
|
|
|
||
|
О а) |
S |
|
|
|
|
О ^ > 0 |
|
|
|
|
|
* S o |
|
|
|
|
|
О S ’ |
|
|
|
|
S |
з * 5 |
|
|
|
|
о . |
|
|
|
||
|
|
|
|
||
X |
Я a |
^ |
|
|
|
? = . |
|
|
|
||
X |
гS«V«о |
|
|
|
|
о. |
|
|
|
||
X |
I о * |
|
|
|
|
X |
5-cu 5 |
|
|
|
|
|
f=tc g |
|
|
|
Со ,
s s -
2a-
C=ta
tX
3 X
LO LO
N- N-
o о
00 rt*
n - —
оо
оо
ОLO
CM T f
о ю
ОN-
оо
оо
см со
Ю Ю
см см
-о
с
a
о
X
а .
a
Э ,
£ ö
3 з
о ж
g* и
С о
X X X
4 X
|
#я |
|
|
|
3 |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
X |
|
X |
|
|
|
о |
|
|
|
н |
|
|
|
о |
|
|
о |
о |
|
|
|
с |
|
|
С |
|
ю |
S |
о |
|
о |
5 |
к |
ю |
N |
||
N- |
|
|
|
а> |
ю |
к |
I |
|
СО |
||
|
N- |
гг» |
^ |
|
|
||
|
|
СО |
|
Ю LO |
см |
о |
|
см |
|||
Ю 05 |
|
0 5 |
|
— |
СМ |
|
00 |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
ю |
о |
о |
о |
•чг |
rt- |
со |
со |
см |
о |
N . |
о |
0 5 |
СО |
|
тГ |
о |
о |
о |
ю |
о |
см |
|
N- |
см |
— |
|
|
о |
о |
о |
о |
0 5 |
N - |
00 |
см |
—- |
см |
см |
ю |
о |
о |
о |
о |
о |
со |
СМ |
0 5 |
со |
|
|
СО |
о |
|
о |
LO |
|
см |
||
СО |
|
00 |
—■ |
о |
|
о |
о |
|
|
r f |
оо |
X
3
X X
4
о
£
о
X
X
а .
Sf
gë
<ѵ
э
§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК |
23 |
где t — номинальный шаг нарезки; а — угол подъема нарезки, который берется не больше 6°.
Количество отдельных ниток калибра должно быть в пре делах 1,5—2. Высота реборд калибра h на участках угла пово рота валков ß берется в пределах:
при ß = 0° h — (0,054-0,15)D3; при ß = 360° h — (0,254-0,40) £>3; при ß = 540° h = (0,25^0,45) D3.
Ширина реборды при угле |
поворота |
валка в |
пределах |
ß= 0—360° берется постоянной, |
а далее |
возрастает |
по мере |
/ |
|
|
|
Рис. 5. Схема расположения механизмов в специальном автоматизи рованном агрегате для горячей прокатки шариков.
уменьшения диаметра соединительной перемычки. Захватыва ющая (заборная) часть калибра определяется с учетом объ ема металла, идущего на формирование шарика и перемычки.
Заготовки нагреваются под прокатку в индукционном на гревателе до температуры 820—920° С.
Обычно весь комплекс работ по поперечной прокатке шари ков производится на специальном автоматизированном агре гате, имеющем в своем составе следующие последовательно расположенные механизмы (рис. 5): бункер для пруткового металла 1, загрузочное устройство 2, электрический индукци онный нагреватель 3, разгрузочную каретку 4, прокатный стан 5, привод 6, а также встроенную в последние годы в поток закалочную ванну 7.
Принцип работы следующий. При помощи электрической кран-балки или мостового крана прутковый металл пачкой
24 |
ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ |
укладывается в бункер, из которого он с помощью загрузочно го устройства (ребристого вала, кулачкового механизма и ка ретки) в один слой подается на наклонный лоток 8 и затем по штучно заталкивается в индукционный нагреватель.
Таблица 8
Технологические параметры, используемые при прокатке шариков
|
Номинальный диа |
Минималь |
Допуски, мм |
Минималь |
Диаметр |
Коэффициент |
||
|
метр готового |
|
|
уменьшения |
||||
|
|
|
ный диа |
|
|
ный при |
исходной |
диаметра |
|
|
|
метр про |
по |
|
пуск на |
заготовки |
исходной за |
|
|
|
катанного |
ПО |
обработку |
(прутка) |
готовки |
|
|
|
|
шарика |
диа |
оваль |
(на сторо |
Д 3, мм |
Дз |
Д „ дюймы |
До. мм |
Д, мм |
метру |
ности |
ну), мм |
|
К Дщ |
|
|
5 |
Ч |
|
|
||||
1 |
1/16 |
26,988 |
28,00 |
+0,2 |
0,15 |
0,506 |
27,5 |
0,983 |
1 |
3/32 |
27,781 |
28,80 |
+0,2 |
0,15 |
0,510 |
28,2 |
0,978 |
1 |
1/8 |
28,575 |
29,78 |
+0,2 |
0,15 |
0,603 |
29,0 |
0,974 |
1 |
1/4 |
31,750 |
32,90 |
+0,2 |
0,16 |
0,575 |
32,2 |
0,978 |
1 |
5/16 |
33,338 |
34,40 |
+0,2 |
0,16 |
0,531 |
33,5 |
0,974 |
1 |
3/8 |
34,925 |
36,00 |
+ 0,2 |
0,16 |
0,538 |
35,2 - |
0,978 |
1 |
13/32 |
35,612 |
37,00 |
+0,2 |
0,16 |
0,694 |
36,2 |
0,978 |
1 |
7/16 |
36,513 |
37,80 |
+ 0,2 |
0,16 |
0,644 |
37,0 |
0,978 |
1 |
1/2 |
38,100 |
39,30 |
+0,2 |
0,16 |
0,600 |
38,3 |
0,976 |
1 |
5/8 |
41,275 |
43,10 |
+ 0,2 |
0,2 |
0,913 |
42,6 |
0,974 |
1 |
11/16 |
42,862 |
44,40 |
+ 0,3 |
0,2 |
0,769 |
43,5 |
0,978 |
Нагретый до ковочной температуры пруток выталкивается на разгрузочную каретку 4, которая с помощью пневматиче ского цилиндра 9 отводится от нагревателя 3. При отводе раз грузочной каретки 4 в крайнее положение пруток сбрасывает ся на наклонный лоток 10 и, скатившись по нему, попадает в зону действия пневматического толкателя 11, который подает его в стан поперечной прокатки 5. Прокатанные заготовки ша риков скатываются по желобу 12 в закалочную ванну 7, от куда транспортером 13 подаются в металлический бункер 14.
В настоящее время указанные автоматизированные агрега ты поперечной горячей прокатки шариков со встроенными ста нами типа ЦКБММ-8 применяются на 1-м Московском и 4-м Куйбышевском подшипниковых заводах.
В табл. 8 приведены для примера основные технологиче ские данные, используемые 1-м Московским подшипниковым
§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК |
25 |
заводом при горячей поперечной прокатке шариков. Следует отметить, что для изготовления шариков указанных диамет ров используется прутковый металл длиной от 1,5 до 1,9 м, а диаметр соединительных перемычек между прокатанными ша риками составляет 1,5—2,0 мм.
При изготовлении заготовок шариков методом поперечной прокатки нет надобности во вспомогательном времени, кото рое при штамповке на горизонтальном шариковысадочном прессе-автомате расходуется на возвратно-поступательные движения центрального и бокового ползунов. Кроме того, по имеющимся данным [3], производительность, например, при из готовлении шариков диаметром 45 мм повысилась в 3 раза, экономия по заработной плате составила 10%, а расход метал ла снизился на 23%.
Таким образом, при изготовлении заготовок шариков ме тодом горячей поперечной прокатки повышается производи тельность труда, возрастает точность полученных заготовок и устойчивость процесса работы, хотя этот метод и требует боль ших капитальных затрат, больших производственных площа дей, мощных двигателей, специальных генераторов и т. д.
В связи с наличием двух параллельных методов для изго товления шариков одних и тех же диаметров (27—51 мм), идущих для сборки подшипников, С. П. Байковым, И. М. Сахонько и .С. Г. Желтовым во ВНИИПП [4] были проведены сравнительные испытания в целях выявления надежности этих шариков в процессе эксплуатации подшипников.
На рис. 6 в верхнем ряду изображены протравленные мето дом горячего травления штампованные, а в нижнем—прока танные окончательно обработанные однотипные шарики. Вид но, что на поверхности штампованных шариков волокна метал ла выходят, в двух местах: в зоне двух полюсов и в зоне обрезки облоя в виде двойных кольцевых полос. Площадь выхо да волокон металла у каждого полюса штампованного шарика примерно равна 7/s площади сечения исходного прутка и для обоих полюсов составляет около 20% всей поверхности шари ка (без учета выхода волокон по линии обрезки облоя). Про катанные шарики (рис. 6, нижний ряд) имеют выход волокон металла только у перемычек (полюсов), причем эта площадь в 3—4 раза меньше, чем у штампованных (верхний ряд).
Замечено, что структура у штампованных шариков более плотная, чем у прокатанных. Последние имеют рыхлости и микропоры.
Испытания на прочность показали, что средняя разрушаю щая нагрузка закаленных шариков, изготовленных методами прокатки и штамповки, практически находится на одном уров-
26 |
ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ |
не. Многочисленные сравнительные испытания закаленных об разцов, вырезанных из осевой и периферийной части исходно го пруткового металла и полученных шариков, на статическую прочность — сжатие, кручение, растяжение и изгиб — позво ляют считать, что механические свойства металла внутренних
Рис. 6. Поверхность штампованных (вверху) и прокатанных (внизу) шариков после горячего травления.
слоев штампованных и прокатанных шариков практически на ходятся на одном уровне (рис. 7).
Так как известно, что одним из важнейших показателей ка чества подшипника является его долговечность, определяемая усталостной прочностью контактирующихся поверхностей, то дополнительно были проведены сравнительные испытания на контактную выносливость шариков диаметром 34,926 мм 13/в", изготовленных методами штамповки и прокатки [4]. Это было вызвано тем, что результаты стендовых испытаний подшипников зависят от весьма многих факторов и поэтому не дают достоверных данных о качестве одних шариков.
Испытания на контактную выносливость проводились на специальной машине МИД-5, на которой шарик обкатывался между двумя цилиндрическими дисками (из стали ШХ-15, HRC = 62—64 ед.) со скоростью 6000 об/мин., т. е. 720 000 цик лов нагружения в час. В качестве смазки использовалось мас ло веретенное марки 3. Испытания проводились при нагрузке Р = 1100 кг. Изготовленные для испытаний шарики в количе стве, по 50 штук (как из штампованных, так и из прокатанных заготовок) имели шероховатость поверхности 12-го класса, ве личину гранности и овальности не выше 1 мкм.
Штампованные шарики испытывались на контактную вы носливость по двум направлениям, совпадающим в одном слу чае с бывшим ранее облоем («сатурновым кольцом»), а в дру гом— с полюсами. По аналогии с этим у прокатанных шари
§ 3."МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК |
27 |
ков одно направление контактной дорожки находилось в пло скости, перпендикулярной к оси проката, а другое проходило через перемычки (полюса). Выбор для испытаний указанных направлений был вызван тем, что, как показывает опыт экс
плуатации |
и |
|
стендовых |
испытаний |
шарикоподшипников, |
|||||||||||
в |
случае |
выхода |
из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
строя |
шариков питтин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ги на них в большинст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ве |
случаев располага |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ются по полюсам и об- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
лою. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате прове |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
денных испытаний |
вы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
явлено, |
что |
|
общая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
средняя |
стойкость |
(с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
учетом |
обоих |
направ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
лений) |
штампованных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
шариков |
|
составила |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
262 ч, а прокатанных— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
140 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Более |
низкая стой |
200 |
300 |
|
т |
|
600 |
||||||||
кость прокатанных ша |
Рис. 7. Графическая зависимость результа |
|||||||||||||||
риков |
|
обусловлена осо |
тов испытаний на растяжение, кручение, |
|||||||||||||
бенностями |
|
процесса |
сжатие и изгиб осевых (х) и периферийных |
|||||||||||||
их |
формообразования, |
(Y) |
образцов, |
вырезанных из исходного |
||||||||||||
при |
котором |
|
за |
счет |
|
|
пруткового металла и шариков: |
|||||||||
|
/ — исходный пруток |
37 |
мм для прокатки ша |
|||||||||||||
значительной |
|
разницы |
риков |
34,926 мм; |
II |
— исходный |
пруток |
25 мм |
||||||||
в |
величине |
линейных |
для |
штамповки шариков |
34,926 |
мм; III — про |
||||||||||
катанный шарик |
34,926 |
мм; |
IV — штампован |
|||||||||||||
скоростей |
вращающих |
|
|
ный шарик |
34,926 |
мм; |
2 — испы |
|||||||||
1 — испытание на |
растяжение, |
кг/мм2; |
||||||||||||||
ся верхних частей ре |
тание на кручение, кг/мм2; |
3 — испытание на сжа |
||||||||||||||
борд валка и поверхно |
тие, |
кг/мм2; 4 — испытание на |
изгиб, |
кгімм2. |
||||||||||||
стных |
слоев |
|
металла |
|
|
деформируемого прутка |
имеют |
|||||||||
обжатой части |
неравномерно |
место нарушения сплошности в центре, где напряжения дости гают наибольшей величины и распространяются в виде ради альных трещин. Исходя из этого, прокатанные шарики не следует использовать для сборки подшипников, предназначен ных для работы при высоких контактных напряжениях [4].
Таким образом, из всех рассмотренных методов изготовле ния заготовок шариков в настоящее время наиболее благопри ятное влияние на их качество и работоспособность при экс плуатации оказывает метод штамповки, а для слишком круп ных шариков—ковки. Эти методы обеспечивают максимальное уплотнение, структуры и оптимальное расположение волокон металла.