Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

§3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ШАРИКОВ

Внастоящее время известны следующие методы получе­ ния заготовок шариков, идущих как для сборки подшипников, так и в качестве так называемых «свободных» деталей: литье,

ковка, штамповка и прокатка.

Отливка заготовок шариков — один из наиболее рано изоб­ ретенных способов, который был частично заимствован из ору­ жейной технологии [1]. При этом если объем отливаемого ша­ рика не превосходил объема естественно получающейся капли жидкого металла, то в этом случае литьем получали сравни­ тельно удовлетворительную внутреннюю структуру шарика и некоторую равномерность его свойств. Ввиду того что некото­ рые необходимые шарики по своим размерам превышали объем капли жидкого металла, для их получения приходилось пользоваться отливкой в формы. При прежнем уровне литей­ ной техники это вызывало большое рассеивание механических свойств шариков, структура часто была неудовлетворитель­ ной, а сопротивление на разрушение низким. Кроме того, литье в формы представляло собой весьма непроизводительный процесс и не удовлетворяло растущих потребностей промы­ шленности. Большие трудности вызывала также закалка ли­ тых шариков после механической обработки.

В настоящее время изготовление заготовок стальных ша­ риков методом литья вообще не применяется, так как, помимо вышеперечисленных отрицательных факторов, структура, со­ противление разрушению и стойкость таких шариков в процес­ се эксплуатации не отвечают современным требованиям. Взамен этого метода стали применять ковку и штамповку, а впо­ следствии ввиду беспрерывно растущей потребности в шари­ ках — более производительный метод поперечной прокатки.

Заготовки для шариков диаметром свыше 204 мм изготов­ ляются из предварительно нарезанных из прутка штучных мер­ ных заготовок «вгорячую» методом свободной ковки на моло­ тах с последующим отжигом и обточкой полученных поковок на токарном станке. Для получения заготовок для шариков ди­ аметром от 51 до 204 мм используется метод горячей штампов­ ки из предварительно отрезанных от прутка штучных мерных заготовок в специальных штампах на вертикальных прессах или молотах с последующей обрезкой заусенца в обрезном штампе. Заготовки для шариков диаметром до 29 мм изготов­ ляются методом холодной штамповки из Прутков или бунтовой проволоки на горизонтальных шариковысадочных прессах-ав­ томатах. Горячая штамповка на горизонтальных шариковы­


§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК

21

садочных прессах-автоматах и поперечная прокатка применя­ ются параллельно для изготовления заготовок шариков диа­ метром от 29 до 51 мм.

Поперечная прокатка шариков осуществляется на специ­ альных станках конструкции ЦКБММ, технические характери­ стики которых приведены в табл. 7 [2].

Прокатка шариков осуществляется между двумя валками, имеющими винтовые калибры переменного профиля и вра­ щающимися в одну сторону.

Принцип формирования за­ готовки шарика при методе поперечной прокатки состо­ ит из постепенного перевода исходного прутка с постоян­ ным сечением в переменные сечения посредством после­ довательного непрерывного обжатия заготовок винтовы­ ми профилированными ка­ либрами - валками. Схема

поперечной прокатки

ша­

риков

представлена

на

рис. 4.

 

 

Процесс формообразования шарика, происходящий за 1,5 оборота ваЛка, т. е. за время его поворота на угол 540°, можно условно расчленить на следующие основные стадии: захват валками мерной заготовки, необходимой для получения одно­ го шарика; образование сферы; калибровка шарика и отрезка соединительной перемычки.

В целях предотвращения возможного появления в сердцевине шарика таких дефектов, как рыхлость и микропоры, диа­ метр исходной заготовки D3 выбирается несколько меньше требуемого диаметра шарика, т. е.

D't = К Dm,

где £>ш — минимальный диаметр прокатанного шарика, мм. К — коэффициент уменьшения диаметра исходной заго­ товки (/С<1). Обычно выбирается в пределах от 0,97 до 0,985 с учетом ближайшего по сортаменту диаметра пруткового

металла.

Начальный (максимальный) диаметр валков DHопределя­ ется по формуле [2]:

tg« ’

а

у

a

а

о

х

X

о.

X

і

X

О

«

 

ч

S

S

£

a?

О

о ^

 

 

о.

« *3

аЧ

 

3 К« С

Ä

X«go

 

Ч

 

am u

 

 

 

 

 

 

cs

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

X

ÜJN

 

 

 

н

 

 

 

 

О а)

S

 

 

 

 

О ^ > 0

 

 

 

 

* S o

 

 

 

 

О S ’

 

 

 

 

S

з * 5

 

 

 

о .

 

 

 

 

 

 

 

X

Я a

^

 

 

 

? = .

 

 

 

X

гS«V«о

 

 

 

о.

 

 

 

X

I о *

 

 

 

X

5-cu 5

 

 

 

 

f=tc g

 

 

 

Со ,

s s -

2a-

C=ta

tX

3 X

LO LO

N- N-

o о

00 rt*

n - —

оо

оо

ОLO

CM T f

о ю

ОN-

оо

оо

см со

Ю Ю

см см

с

a

о

X

а .

a

Э ,

£ ö

3 з

о ж

g* и

С о

X X X

4 X

 

 

 

 

3

 

X

X

 

 

 

 

X

X

 

 

 

о

 

 

 

н

 

 

 

о

 

 

о

о

 

 

с

 

 

С

 

ю

S

о

 

о

5

к

ю

N

N-

 

 

 

а>

ю

к

I

 

СО

 

N-

гг»

^

 

 

 

 

СО

 

Ю LO

см

о

см

Ю 05

 

0 5

СМ

 

00

о

о

о

о

о

о

о

о

ю

о

о

о

•чг

rt-

со

со

см

о

N .

о

0 5

СО

 

тГ

о

о

о

ю

о

см

 

N-

см

 

 

о

о

о

о

0 5

N -

00

см

—-

см

см

ю

о

о

о

о

о

со

СМ

0 5

со

 

 

СО

о

 

о

LO

 

см

СО

 

00

—■

о

 

о

о

 

 

r f

оо

X

3

X X

4

о

£

о

X

X

а .

Sf

э


§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК

23

где t — номинальный шаг нарезки; а — угол подъема нарезки, который берется не больше 6°.

Количество отдельных ниток калибра должно быть в пре­ делах 1,5—2. Высота реборд калибра h на участках угла пово­ рота валков ß берется в пределах:

при ß = 0° h — (0,054-0,15)D3; при ß = 360° h — (0,254-0,40) £>3; при ß = 540° h = (0,25^0,45) D3.

Ширина реборды при угле

поворота

валка в

пределах

ß= 0—360° берется постоянной,

а далее

возрастает

по мере

/

 

 

 

Рис. 5. Схема расположения механизмов в специальном автоматизи­ рованном агрегате для горячей прокатки шариков.

уменьшения диаметра соединительной перемычки. Захватыва­ ющая (заборная) часть калибра определяется с учетом объ­ ема металла, идущего на формирование шарика и перемычки.

Заготовки нагреваются под прокатку в индукционном на­ гревателе до температуры 820—920° С.

Обычно весь комплекс работ по поперечной прокатке шари­ ков производится на специальном автоматизированном агре­ гате, имеющем в своем составе следующие последовательно расположенные механизмы (рис. 5): бункер для пруткового металла 1, загрузочное устройство 2, электрический индукци­ онный нагреватель 3, разгрузочную каретку 4, прокатный стан 5, привод 6, а также встроенную в последние годы в поток закалочную ванну 7.

Принцип работы следующий. При помощи электрической кран-балки или мостового крана прутковый металл пачкой

24

ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

укладывается в бункер, из которого он с помощью загрузочно­ го устройства (ребристого вала, кулачкового механизма и ка­ ретки) в один слой подается на наклонный лоток 8 и затем по­ штучно заталкивается в индукционный нагреватель.

Таблица 8

Технологические параметры, используемые при прокатке шариков

 

Номинальный диа­

Минималь­

Допуски, мм

Минималь­

Диаметр

Коэффициент

 

метр готового

 

 

уменьшения

 

 

 

ный диа­

 

 

ный при­

исходной

диаметра

 

 

 

метр про­

по

 

пуск на

заготовки

исходной за­

 

 

 

катанного

ПО

обработку

(прутка)

готовки

 

 

 

шарика

диа­

оваль­

(на сторо­

Д 3, мм

Дз

Д „ дюймы

До. мм

Д, мм

метру

ности

ну), мм

 

К Дщ

 

5

Ч

 

 

1

1/16

26,988

28,00

+0,2

0,15

0,506

27,5

0,983

1

3/32

27,781

28,80

+0,2

0,15

0,510

28,2

0,978

1

1/8

28,575

29,78

+0,2

0,15

0,603

29,0

0,974

1

1/4

31,750

32,90

+0,2

0,16

0,575

32,2

0,978

1

5/16

33,338

34,40

+0,2

0,16

0,531

33,5

0,974

1

3/8

34,925

36,00

+ 0,2

0,16

0,538

35,2 -

0,978

1

13/32

35,612

37,00

+0,2

0,16

0,694

36,2

0,978

1

7/16

36,513

37,80

+ 0,2

0,16

0,644

37,0

0,978

1

1/2

38,100

39,30

+0,2

0,16

0,600

38,3

0,976

1

5/8

41,275

43,10

+ 0,2

0,2

0,913

42,6

0,974

1

11/16

42,862

44,40

+ 0,3

0,2

0,769

43,5

0,978

Нагретый до ковочной температуры пруток выталкивается на разгрузочную каретку 4, которая с помощью пневматиче­ ского цилиндра 9 отводится от нагревателя 3. При отводе раз­ грузочной каретки 4 в крайнее положение пруток сбрасывает­ ся на наклонный лоток 10 и, скатившись по нему, попадает в зону действия пневматического толкателя 11, который подает его в стан поперечной прокатки 5. Прокатанные заготовки ша­ риков скатываются по желобу 12 в закалочную ванну 7, от­ куда транспортером 13 подаются в металлический бункер 14.

В настоящее время указанные автоматизированные агрега­ ты поперечной горячей прокатки шариков со встроенными ста­ нами типа ЦКБММ-8 применяются на 1-м Московском и 4-м Куйбышевском подшипниковых заводах.

В табл. 8 приведены для примера основные технологиче­ ские данные, используемые 1-м Московским подшипниковым


§ 3. МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК

25

заводом при горячей поперечной прокатке шариков. Следует отметить, что для изготовления шариков указанных диамет­ ров используется прутковый металл длиной от 1,5 до 1,9 м, а диаметр соединительных перемычек между прокатанными ша­ риками составляет 1,5—2,0 мм.

При изготовлении заготовок шариков методом поперечной прокатки нет надобности во вспомогательном времени, кото­ рое при штамповке на горизонтальном шариковысадочном прессе-автомате расходуется на возвратно-поступательные движения центрального и бокового ползунов. Кроме того, по имеющимся данным [3], производительность, например, при из­ готовлении шариков диаметром 45 мм повысилась в 3 раза, экономия по заработной плате составила 10%, а расход метал­ ла снизился на 23%.

Таким образом, при изготовлении заготовок шариков ме­ тодом горячей поперечной прокатки повышается производи­ тельность труда, возрастает точность полученных заготовок и устойчивость процесса работы, хотя этот метод и требует боль­ ших капитальных затрат, больших производственных площа­ дей, мощных двигателей, специальных генераторов и т. д.

В связи с наличием двух параллельных методов для изго­ товления шариков одних и тех же диаметров (27—51 мм), идущих для сборки подшипников, С. П. Байковым, И. М. Сахонько и .С. Г. Желтовым во ВНИИПП [4] были проведены сравнительные испытания в целях выявления надежности этих шариков в процессе эксплуатации подшипников.

На рис. 6 в верхнем ряду изображены протравленные мето­ дом горячего травления штампованные, а в нижнем—прока­ танные окончательно обработанные однотипные шарики. Вид­ но, что на поверхности штампованных шариков волокна метал­ ла выходят, в двух местах: в зоне двух полюсов и в зоне обрезки облоя в виде двойных кольцевых полос. Площадь выхо­ да волокон металла у каждого полюса штампованного шарика примерно равна 7/s площади сечения исходного прутка и для обоих полюсов составляет около 20% всей поверхности шари­ ка (без учета выхода волокон по линии обрезки облоя). Про­ катанные шарики (рис. 6, нижний ряд) имеют выход волокон металла только у перемычек (полюсов), причем эта площадь в 3—4 раза меньше, чем у штампованных (верхний ряд).

Замечено, что структура у штампованных шариков более плотная, чем у прокатанных. Последние имеют рыхлости и микропоры.

Испытания на прочность показали, что средняя разрушаю­ щая нагрузка закаленных шариков, изготовленных методами прокатки и штамповки, практически находится на одном уров-


26

ГЛ. 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШАРИКОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

не. Многочисленные сравнительные испытания закаленных об­ разцов, вырезанных из осевой и периферийной части исходно­ го пруткового металла и полученных шариков, на статическую прочность — сжатие, кручение, растяжение и изгиб — позво­ ляют считать, что механические свойства металла внутренних

Рис. 6. Поверхность штампованных (вверху) и прокатанных (внизу) шариков после горячего травления.

слоев штампованных и прокатанных шариков практически на­ ходятся на одном уровне (рис. 7).

Так как известно, что одним из важнейших показателей ка­ чества подшипника является его долговечность, определяемая усталостной прочностью контактирующихся поверхностей, то дополнительно были проведены сравнительные испытания на контактную выносливость шариков диаметром 34,926 мм 13/в", изготовленных методами штамповки и прокатки [4]. Это было вызвано тем, что результаты стендовых испытаний подшипников зависят от весьма многих факторов и поэтому не дают достоверных данных о качестве одних шариков.

Испытания на контактную выносливость проводились на специальной машине МИД-5, на которой шарик обкатывался между двумя цилиндрическими дисками (из стали ШХ-15, HRC = 62—64 ед.) со скоростью 6000 об/мин., т. е. 720 000 цик­ лов нагружения в час. В качестве смазки использовалось мас­ ло веретенное марки 3. Испытания проводились при нагрузке Р = 1100 кг. Изготовленные для испытаний шарики в количе­ стве, по 50 штук (как из штампованных, так и из прокатанных заготовок) имели шероховатость поверхности 12-го класса, ве­ личину гранности и овальности не выше 1 мкм.

Штампованные шарики испытывались на контактную вы­ носливость по двум направлениям, совпадающим в одном слу­ чае с бывшим ранее облоем («сатурновым кольцом»), а в дру­ гом— с полюсами. По аналогии с этим у прокатанных шари­

§ 3."МЕТОДЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК

27

ков одно направление контактной дорожки находилось в пло­ скости, перпендикулярной к оси проката, а другое проходило через перемычки (полюса). Выбор для испытаний указанных направлений был вызван тем, что, как показывает опыт экс­

плуатации

и

 

стендовых

испытаний

шарикоподшипников,

в

случае

выхода

из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

строя

шариков питтин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ги на них в большинст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ве

случаев располага­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ются по полюсам и об-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лою.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате прове­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

денных испытаний

вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

явлено,

что

 

общая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средняя

стойкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учетом

обоих

направ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лений)

штампованных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шариков

 

составила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

262 ч, а прокатанных—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

140 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более

низкая стой­

200

300

 

т

 

600

кость прокатанных ша­

Рис. 7. Графическая зависимость результа­

риков

 

обусловлена осо­

тов испытаний на растяжение, кручение,

бенностями

 

процесса

сжатие и изгиб осевых (х) и периферийных

их

формообразования,

(Y)

образцов,

вырезанных из исходного

при

котором

 

за

счет

 

 

пруткового металла и шариков:

 

/ — исходный пруток

37

мм для прокатки ша­

значительной

 

разницы

риков

34,926 мм;

II

— исходный

пруток

25 мм

в

величине

линейных

для

штамповки шариков

34,926

мм; III — про­

катанный шарик

34,926

мм;

IV — штампован­

скоростей

вращающих­

 

 

ный шарик

34,926

мм;

2 — испы­

1 — испытание на

растяжение,

кг/мм2;

ся верхних частей ре­

тание на кручение, кг/мм2;

3 — испытание на сжа­

борд валка и поверхно­

тие,

кг/мм2; 4 — испытание на

изгиб,

кгімм2.

стных

слоев

 

металла

 

 

деформируемого прутка

имеют

обжатой части

неравномерно

место нарушения сплошности в центре, где напряжения дости­ гают наибольшей величины и распространяются в виде ради­ альных трещин. Исходя из этого, прокатанные шарики не следует использовать для сборки подшипников, предназначен­ ных для работы при высоких контактных напряжениях [4].

Таким образом, из всех рассмотренных методов изготовле­ ния заготовок шариков в настоящее время наиболее благопри­ ятное влияние на их качество и работоспособность при экс­ плуатации оказывает метод штамповки, а для слишком круп­ ных шариков—ковки. Эти методы обеспечивают максимальное уплотнение, структуры и оптимальное расположение волокон металла.