Файл: Мясников, Л. Л. Новые методы измерений в подводной акустике и радиотехнике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
лили бы строить количественную теорию. В силу этого радиоастро номия сохраняет характер описательной науки, несмотря на то, что по отдельным ее проблемам созданы теории и разработаны методы расчета, проверенные практикой. В основном этого удалось достичь благодаря применению термодинамики и статистической физики к исследованию радиоизлучения небесных тел и благодаря исполь зованию теории распространения радиоволн. Например, законы излучения черного тела позволили установить оптические характе ристики источников радиоизлучения, а теория распространения электромагнитных волн в слоистых средах и магнитных полях позволила описать некоторые структурные детали источников ра диоизлучения, таких, как Солнце и планеты. В результате стало известно, какие слои хромосферы и короны Солнца определяют те или иные компоненты сплошного спектра солнечного радиоизлу чения.
Классическая физика, основанная на классическом анализе, не всегда дает удобные рецепты для описания структурных задач. В применении к тем наукам, в которых главную роль играет описа тельный метод, методы классической физики иногда недостаточно эффективны. Исследуя сложные астрономические объекты, прихо дится идти на такие упрощения и допускать такую идеализацию, которые могут быть оправданы лишь в отдельных случаях. Напри мер, можно представить Солнце как источник радиоизлучения в виде некоторого диполя и исследовать прохождение волн от этого диполя через плазменный слой; в этом случае можно получить конечные выражения и сделать точные расчеты. Однако совершенно ясно, что подобная модель Солнца является схематичной и не может служить для подробного описания Солнца как источника радиоволн, по скольку Солнце — это сложный комплекс источников, обладающий определенной структурой, причем важное значение имеет законо мерность расположения источников, их динамика, случайные про цессы и т. д. Необходимо, чтобы теоретический метод позволял отра зить эти структурные особенности Солнца.
Таких примеров можно было бы привести много.
Конструктивная механика дает возможность построить иную теоретическую концепцию, которая с большей эффективностью, чем классическая, может быть использована для описания динамики структур.
Легко видеть, что сложность, структурность, конструктивность задачи обусловливают применение соответствующих алгоритмов, подобно тому как сложные и трудоемкие вычисления требуют исполь зования цифровых вычислительных машин, действующих по про грамме, отражающей схемы алгоритмов. Поэтому описание дина мики сложных систем обязательно должно основываться на схемах алгоритмов и на программах, содержащих такие алгоритмы, с исполь зованием языка математического программирования. Можно сказать, что переход к методам конструктивной механики связан с обоб щением средств и методов вычислительной математики и кибер нетики.
Я2
Перейдем теперь к рассмотрению радиоастрономических методов измерений на судах. Эти методы основаны на приеме собственного радиоизлучения объектов и имеют особое преимущество перед опти ческими методами в тех случаях, когда наблюдаемые объекты ока зываются невидимыми из-за облачности, условий освещенности и т. п.
Применение радиоастрономических методов на судах связано прежде всего с задачами навигации. В течение тысячелетий вожде ние судов по небесным светилам осуществлялось с помощью опти ческих приборов. В связи с развитием радиофизики и радиотехники начали внедряться методы, в которых для целей судовождения используется радиоизлучение, главным образом Солнца, Луны, Кассиопеи А и других космических источников. Созданы радио секстаны, с помощью которых могут быть получены данные, необ ходимые для прокладки курса корабля в условиях плохой видимости, например могут быть определены координаты судна по Солнцу, скрытому облаками.
Радиоастрономические методы применяются также при решении задач обнаружения судов и других морских объектов по их радиоиз лучению.
Первая область применения относится к радиоастрономии, вто рая — к так называемой пассивной радиолокации, которая служит для обнаружения объекта не путем посылки сигнала и приема сигнала отраженного, а путем приема собственного радиоизлучения объекта. При этом оказывается возможным находить видимые символы объек тов или их структур, что весьма важно в задачах распознавания.
Собственные радиоизлучения объектов в большинстве случаев являются температурными, или, как их еще называют, тепловыми. При температурном радиоизлучении в результате хаотического теплового движения частиц часть энергии передается элементарным осцилляторам, обладающим электрическим или магнитным момен том (это могут быть атомы, электроны, ионы и т. п.). Изменение со стояния этих осцилляторов приводит к возникновению электромаг нитного излучения, которое распространяется в окружающую среду. К температурным излучателям применимы законы излучения абсо лютно черного тела (АЧТ).
Приведем некоторые формулы и определения.
Спектральное распределение энергии в тепловом излучении
определяется формулой Планка |
|
|
8 |
2яhe2 |
(4.1) |
|
||
где е„ — лучеиспускательная способность АЧТ; |
/г — постоянная |
Планка; с — скорость света; f и X — частота и длина волны прини маемого излучения; k — постоянная Больцмана; Т — абсолютная температура.
Интегрируя выражение (4.1) по всему спектру частот, получаем интегральную лучеиспускательную способность ет. Она является
6* |
83 |
приятии |
(карьеров, крупных заводов, складов типа |
элеваторов |
и т. п.), |
а также на подходах к крупным городам и |
автомагист |
ралям; 4) позволяющие по мере необходимости изменять пропускную
способность дороги в прямом и обратном направлениях последо вательно (резервные и реверсивные полосы).
Необходимость устройства дополнительных полос на подъемах определяется величиной продольного уклона, длиной подъема, ин тенсивностью и составом движения в направлении подъема, а так же дорожными условиями на начальном участке подъема.
Строительными нормами и правилами (п. 3.7 СНиП П-Д.5-72) на участках затяжных подъемов дорог II категории рекомендуется устраивать дополнительные полосы. Если интенсивность превыша ет 2000 авт./сутки, продольный уклон больше 30—40% о и длина подъема 0,5—1,0 км, то дополнительные полосы следует преду сматривать и на дорогах III категории.
Как показали исследования режимов движения на участках за тяжных подъемов, выполненные В. В. Сильяновым [28], скорость движения грузовых автомобилей начинает резко снижаться уже при уклонах, превышающих 30%0. На подъемах с уклоном 40%0 снижение скорости движения грузовых автомобилей составляет 15 км!ч, а при величине уклона 60%о — 25 км/ч. В результате этого при продольном уклоне подъема 30%о пропускная способность участка дороги уменьшается на 15%, при 40% о — на 20%, а при
60%0 — на 33%•
В соответствии с ВСН 39-67 Минавтошосдора РСФСР, разрабо танными кафедрой проектирования дорог МАДИ, дополнительные полосы на подъемах следует устраивать в зависимости от процен та в составе потока движения медленно движущихся автомобилей, величины уклона, длины подъема и часовой интенсивности движе ния. Предельные интенсивности движения на подъем, при которых необходимо устраивать, дополнительную полосу на всем протяже нии подъема, приведены в табл. 14. Цифры в скобках относятся к случаям, когда количество медленно движущихся автомобилей превышает 10%.
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
|
Длина подъема, |
м |
Величина уклона, %0 |
<300 |
300-800 |
>800 |
|
Предельная интенсивность движения, авт/ч |
||
30 |
350(270) |
270(220) |
230(200) |
40 |
320(250) |
250(210) |
215(190) |
50 |
300(240) |
240(190) |
200(170) |
60 |
270(215) |
210(170) |
180(150) |
70 |
250(200) |
— |
— |
80 |
200(170) |
— |
— |
84
При расчетах дополнительных полос часовую интенсивность движения по одной полосе п определяют по величине суточной ин тенсивности движения с учетом ее неравномерности распределения по направлениям движения п=0,046 N, где N — суточная интенсив ность движения в обоих направлениях, авт./сутки.
Прочерки в таблице соответствуют крутым подъемам, которые недопустимы на дорогах с указанной в предыдущей строке часовой интенсивностью. Такие участки следует перепроектировать, а на существующих дорогах реконструировать.
Дополнительные полосы на подъемах устраивают в виде уширения проезжей части с внешней стороны земляного полотна. В этом случае тихоходные автомобили большой грузоподъемности вынуждены несколько отклоняться от направления основного транс портного потока, освобождая внутреннюю полосу для движения автомобилей, едущих с высокой скоростью.
Более эффективно дополнительные полосы на подъемах работа ют при устройстве их на автомобильных магистралях за счет разде лительной полосы или плавного уширения проезжей части на участке подъема с двумя полосами движения.
Переход от двухполосной проезжей части к трехполосной нуж но осуществлять на участке длиной не менее 50 м. Эта длина зави сит от скорости движения 85% обеспеченности:
Скорость 85% обеспечен- |
50 |
70 |
100 |
120 |
ности, к м / ч ................ |
||||
Длина участка перехода |
|
|
|
|
от двух- к трехполос |
50 |
65 |
90 |
108 |
ной проезжей части, м |
||||
Ширина основной и дополнительной |
полос движения прини |
мается на всей длине подъема постоянной, равной 3,75 м.
При подъемах длиной свыше 800 м и с уклонами более 30% о можно предусмотреть стадийное строительство дополнительной по лосы. В этом случае строительство начинают с верхней части подъ ема, уширяя проезжую часть в пределах вертикальной кривой и на расстоянии 100 м до ее начала. Затем полосу удлиняют вниз до
•середины подъема и на завершающей стадии строят на всю длину подъема.
Дополнительные полосы на подъемах эффективно работают только при наличии разметки проезжей части и при установке зна ка «Левый ряд для обгона» или надписи на покрытии в начале подъема.
Дополнительные полосы на спусках необходимы при интенсив ности движения свыше 6000 авт./сутки и длине спуска более 700 м. Необходимость устройства дополнительных полос на спусках вы зывается существенной разницей в скорости движения различных типов автомобилей и зависит от величины уклона, длины спуска и дорожных условий в конце спуска.
Как показали исследования, проведенные Ю. А. Кременцом, при уклонах до 20—25%о длина спускание отражается на возрастании
85
сферы — излучение приходится преимущественно на сантиметро вый диапазон, а для короны — на метровый диапазон. Причиной этого являются собственные колебания плазмы, частоты которых
для электронной плазмы выражаются формулой / -- 8960 ]/п Гц, где п — концентрация электронов. В зависимости от концентрации эти частоты изменяются, убывая к периферии ионосферы Солнца. Вместе с тем собственные колебания плазмы определяют также области поглощения радиоволн: грубо говоря, поглощение стано вится заметным, если частота колебаний радиоволн близка к частоте плазмы. Отсюда следует, что различные частотные компоненты ра диоизлучения Солнца обязаны своим происхождением различным внешним зонам ионосферы, поскольку излучение внутренних зон не проникает в окружающее пространство.
Так как радиоизлучение хромосферы в метровом диапазоне погло щается вышележащими слоями короны, до наземного наблюдателя доходит только сантиметровое радиоизлучение хромосферы, а метро вые радиоволны приходят лишь от короны. На этом основаны инте
ресные возможности |
радиоизмерений концентраций |
электронов |
в различных областях короны и хромосферы. |
повышенного |
|
Наличие на диске |
Солнца локальных источников |
излучения, носящего спорадический характер, усложняет картину распределения «радиояркости» по солнечному диску. Указанные источники связаны с возмущениями в ионосфере Солнца и локали зованы вблизи активных образований — пятен, флоккул и хромосферных вспышек. Располагаясь произвольно относительно геоме трического центра диска, эти источники создают дополнительный поток радиоизлучения, что приводит к нарушению симметрии об щего радиоизлучения Солнца. Смещение центра тяжести радиоиз лучения Солнца относительно геометрического центра диска, т. е. величина
£ |
F A |
Ае = — |
--------, |
F0+ £ ^ i
1=1
может достигать нескольких угловых минут. Здесь Fit 6(. — поток до источника и расстояние от него до центра диска соответственно,
F о — поток |
от «спокойного» Солнца, |
т. е. общий поток |
от Солнца |
||
|
|
|
|
|
П |
за |
вычетом |
суммарного потока от |
локальных источников ^ F,. |
||
Количество |
источников, их интенсивность и размеры |
|
t=i |
||
непостоянны |
|||||
и |
зависят от активности Солнца, достигая наибольших |
значений |
|||
в эпоху максимальной активности. |
|
|
|
||
|
Изменение интенсивности локальных источников |
во |
времени, |
а также перемещение их по диску обусловливают изменение смещения центра тяжести радиоизлучения. Это обстоятельство приводит к зна чительным ошибкам при ориентировании по радиоизлучению Солнца
86