Файл: Мирцхулава, Ц. Е. Надежность гидромелиоративных сооружений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Li-E-Ml/lPU ХУЛ A B A
A KA D EM H K ВАСХНИЛ
НАДЕЖНОСТЬ
ГИПРОМЕЛИОРАТИВНЫХ
СООРУЖЕНИИ
М ОСКВА • КОЛОС-1974
УДК 631.6:626/627 |
г &г,. публична* |
|
«аучн*-твхиич«*нм
•ЗиЛлиатена. ССОР ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Работа является первой попыткой изложения приемов расчета объектов |
|
гидромелиорации с учетом критериев теории надежности. В ней даны |
основ |
ные понятия и критерии теории надежности и резервирования объектов |
гидро |
мелиорации, приведены краткие сведения по теории вероятностей и матема тической статистике, необходимые для понимания изложенных в работе мето дов расчета. Рассмотрены виды аварий, повреждений, неисправностей гидро мелиоративных и водохозяйственных объектов, приведены некоторые их при меры. Предложены приближенные методы оценки надежности оснований, сло женных из несвязных и связных грунтов, на размыв, на фильтрационные де формации, а также методы оценки надежности работы облицовок и сопря гающих сооружений и т. д.
С позиции теории вероятностей и теории надежности приведены примеры решения некоторых задач, связанных с проектированием объектов гидромелио рации. Изложены некоторые общие рекомендации по повышению надежности гидромелиоративных сооружений.
Рассчитана на инженерно-технических работников, занятых проектирова нием, строительством, эксплуатацией и исследованием объектов гидромелиора ции, а также может быть использованастудентами и аспирантами высших учебных заведений.
„ |
40305—366 |
Издательство «К'олос», 1974 |
М |
-----------------35—74 |
|
|
035 (01)-74 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Большие средства, выделяемые государством на мелиорацию земель, могут быть использованы рационально, с максимальной эф фективностью при условии строительства технически совершенных оросительных и осушительных систем необходимого качества и на дежности и организации их правильной эксплуатации. Бесперебой ная работа мелиоративных систем может быть обеспечена при повседневном уходе за сооружениями и своевременном исправле нии возникающих повреждений.
Проблема повышения надежности объектов гидромелиорации — одна из важнейших народнохозяйственных задач.
Расчет, проектирование и строительство различных гидроме лиоративных сооружений до настоящего, времени ведут без до статочного учета требований теории надежности. Видимо, это од на из основных причин их простоев, повреждений, аварий.
Вмелиорации повышение надежности сооружений приобретает огромное экономическое значение. Достаточно отметить, что ре монт и межремонтное обслуживание объектов гидромелиорации ежегодно обходятся в сотни миллионов рублей.
Внастоящее время еще значительны затраты на 1 м3/с воды, поданной на поле орошения. Часто они возрастают в связи с из лишними запасами, принимаемыми в расчетах различных эле ментов сооружений.
Надежность объекта представляет собой характеристику, ко торую невозможно измерить. Однако ее можно оценить на осно вании опыта эксплуатации данного или аналогичного объекта с помощью приемов теории надежности, используя методы матема тической статистики и теории вероятностей. Теория надежности — это новое направление науки, изучающей общие закономерности, которых следует придерживаться при проектировании, строитель стве, монтаже, испытании, приемке и эксплуатации объектов или
их элементов для получения максимальной эффективности.
В отечественной и зарубежной литературе по гидротехнике этим вопросам до настоящего времени уделялось недостаточное внимание. В данной работе сделана попытка в какой-то мере вос полнить пробелы в этой области и осветить некоторые важ’ные вопросы расчета, проектирования и эксплуатации объектов гид
3.
ромелиорации с учетом критериев надежности. Конечная цель таких расчетов — выбор наиболее эффективных вариантов повы шения надежности гидромелиоративных объектов. Приемы реше ния разнообразных задач, приведенные в работе, позволят обес печить максимальную эффективность сооружений при заданных затратах или минимальные затраты при заданной эффективности.
Многогранность и сложность проблемы, а также ограничен ность объема затруднило всестороннее освещение предмета, ряд
вопросов не нашли в работе |
полного отражения. |
||||
|
Рассчитана работа на читателей без специальной математиче |
||||
ской подготовки. |
|
|
В. В. Садом,ову, |
||
С. |
Автор считает своим долгом поблагодарить |
||||
А. |
Лашкарашвили, Л. Д. |
Пурцеладзе, |
А. |
В. Магомедову, |
|
Н. |
Л. |
Лазриеву за помощь |
при подготовке |
к |
изданию труда; |
Ш. Л. Бебиашвили, С. Ш. Зюбенко, В. А. Солнышкову, А. Ф. Агрест за' просмотр работы и ценные замечания.
Слово «надежность» люди употребляют в повседневной жизни, а также в общении с техникой. Используя это слово, мы говорим о надежности ис пользования тех или иных изделий, предметов, аппаратов, сооружений и т. д.
Надежность изделия, конструкции, сооружения и т. д. понятие неновое, Оно имеет давнюю историю. Но это понятие вновь родилось в конце первой половины XX в. при решении задач военной, радиоэлектронной и ракетной техники. Четко определить, когда началось исследование по надежности, до вольно трудно. Некоторые иностранные авторы первой работой по математи ческой теории надежности считают работу известного советского математика А. Я- Хинчина [125—127]. Некоторые авторы [81 время выделения теории на дежности в отдельную отрасль техники считают 1949 и 1950 гг. В эти годы аналитические методы статистического контроля качества, которые получили
широкое развитие |
после Великой |
Отечественной войны, были |
использованы |
||
для прогноза |
отказов изделий и оборудования. |
военной |
тех |
||
В первое время теория надежности развивалась для нужд |
|||||
ники. |
1950 |
г. появляются |
работы советских авторов о |
методах |
рас |
С начала |
чета надежности работы систем, содержащих большое число элементов. В пер вую очередь следует отметить работы В. И. Сифорова, В. Г. Бруевича, Б. Р. Левина, Г. В. Дружинина, П. Н. Сотского, Ш. Л. Бебиашвили, Д. Г. Половко и др.
Значительная роль в развитии теории надежности и применения вероятно стных методов для решения различных задач техники принадлежит Б. В. Гне денко [25, 26].
Основные понятия теории надежности приведены в работах [7, 8, 26, 33, 34, 43, 44, 55, 56, 58, 59, 62, 63, 88, 92, 94, 109, 110, 117, 122, 123, 130, 132, 133].
В них описывается применение теории надежности в основном для расчета радиоэлектронной аппаратуры. В справочном руководстве [1101 собраны дан ные по теории надежности и дана большая информация по использованию приемов и критериев теории надежности в различных областях техники, в ос-, новном радиоэлектронике. Хорошие примеры использования теории надежности для расчета задач, не связанных с радиоэлектроникой, можно найти у Хеви-
ленда [122].
Следует отметить, что в 60-х годах за рубежом были опубликованы ма
териалы по |
вопросам |
надежности параллельно и последовательно соединен |
ных цепей, которые в |
нашей стране были решены еще в 50-х годах [10]. |
|
В последние годы наряду с исследованиями надежности радиоэлектронной |
||
аппаратуры, |
которым |
были посвящены в начале развития теории надежности |
4
почти все работы, появляются труды по расчетам и оценке надежности обо рудования, аппаратуры, систем сооружений других областей [12].
Появились |
работы |
по применению теории |
надежности в такой |
далекой |
от радиоэлектроники отрасли, как растениеводство. Для повышения |
всхоже |
|||
сти предлагается применять резервирование [10]. |
|
|||
Внедряются |
методы |
теории вероятностей |
и математической статистики, |
а также теории надежности в строительной механике [12]. С помощью этих методов решены задачи об оптимальной виброзащите оборудования, сейсмо стойкости и др. [12, 111, 1121.
Решение задач с применением теории надежности и статистических ме тодов в судостроении при расчете сборных железобетонных конструкций приводится в трудах В. С. Чувиковского и О. М. Палий, Л. С. Авирома и др.
[130, |
41. |
к расчетам надежности' и долговечности строитель |
|
Пристальное внимание |
|||
ных |
конструкций не удивительно, так как впервые задачи надежности |
возник |
|
ли именно в связи с механической прочностью конструкций. Задолго |
до того, |
||
как |
проблема надежности |
возникла в радиоэлектронике, при расчете |
элемен |
тов строительных конструкций и самих конструкций пользовались методами теории надежности.. В. В. Болотин [121 совершенно справедливо считает пер выми по теории надежности работы М. Майера и П. Ф. Хоциалова, отно сящиеся к 1926—1929 гг., в которых рассматривалось применение стати стических методов к расчетам прочности.
Легко -установить взаимосвязь между современными приемами расчета конструкций с использованием теории надежности и приемами теории пре дельного состояния при расчете различных конструкций.
Одной из первых попыток применения приемов теории надежности для |
|
расчета гидротехнических сооружений |
следует считать методику установле |
ния допускаемых (неразмывающих) |
скоростей водного потока, разработан |
ную автором во второй половине 50-х годов и утвержденную как Всесоюзные нормативы в 1962 г. [74, 75].
|
В кратком обзоре современного состояния вопрос-a указаны наиболее |
|
крупные |
работы. Библиография по применению теории надежности приво |
|
дится в |
работах [4, 7, 8, 25, 26, 33, 34, 39, 43, 52, 58, 59, 63, 92, 109, 110 117, |
|
122, |
130, |
133]. |
Г л а в а I
ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИИ (ОТКАЗОВ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для разработки научно обоснованных методов повышения на дежности и долговечности различных сооружений необходим анализ отказов этих сооружений или их составных частей. Под отказом понимается событие, заключающееся в нарушении рабо тоспособности того или иного элемента сооружений и т. д. Все от казы должны анализироваться согласно теории надежности для разработки обоснованных приемов их прогноза и для разработки мероприятий по предотвращению этих отказов.
На практике установить ответственность за отказ довольно сложно, так как проектировщики стремятся объяснить отказы плохой работой производства, а производственники — плохим про ектированием, неудачностью выбранной конструкции. 6 связи с этим важно знать, какие отказы встречаются наиболее часто на практике. Значительный объем данных об отказах обычно полу чают на основе лабораторных, полупроизводственных, опытно производственных испытаний. Наиболее ценны натурные данные, но получение их связано с определенными трудностями.
Орошение и осушение избыточно увлажненных земель требу ет строительства множества сооружений, проведения разнообраз ных мероприятий. Учитывая многообразие условий мелиоратив ного строительства, перечислить все встречающиеся в практике гидромелиорации сооружения и мероприятия невозможно. Основ ные среди них следующие:
водозаборные сооружения (плотинные и бесплотинные, водо заборы и др.);
водоподъемные плотины (водосливные, щитовые, временные
и др.); водохранилищные плотины (земляные, каменнонабросные, мас
сивные, бетонные и каменные, арочные, железобетонные); шлюзы (шлюзы-регуляторы, подпорные шлюзы и др.); водопроводящие сооружения (трубы, лотки, акведуки, дюке
ры); гидротехнические тоннели и др.;
затворы гидротехнических сооружений (плоские, колесные, кри волинейные, разборчатые и др.);
водохранилища;
6
|
отстойники; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
каналы, оросительная сеть и водосборно-сбросная сеть; |
|
|||||||||||||||||||||
|
сооружения на оросительной системе (водовыпуски |
|
и подпор |
||||||||||||||||||||
ные сооружения); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
трубчатые переезды, консольные сбросы, водомерные устрой |
||||||||||||||||||||||
ства и др.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
сооружения на закрытой оросительной сети; |
(земляные валы, |
|||||||||||||||||||||
|
сооружения по системе лиманного орошения |
||||||||||||||||||||||
водовыпускные сооружения); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
рисовая |
оросительная |
система; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
сооружения по сети рисовой оросительной системы; |
|
|
||||||||||||||||||||
|
дорожная сеть и лесные ветрозащитные полосы; |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
устройства автоматизации и распределения воды; |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
открытая проводящая сеть осушительной системы (магистраль |
||||||||||||||||||||||
ные и другие каналы); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
система увлажнения осушаемых земель; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
сооружения на осушительной сети; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
противопаводковые, регуляционные и берегозащитные соору |
||||||||||||||||||||||
жения; |
дамбы различного назначения и прочие сооружения. |
|
|||||||||||||||||||||
|
Наиболее часто из перечисленных основных сооружений встре |
||||||||||||||||||||||
чаются каналы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
(отказов) |
в каналах освещены в |
|||||||||||||
|
Основные виды повреждений |
||||||||||||||||||||||
литературе |
[1, |
6, |
9, |
13, |
23, |
24, |
28, |
34, |
35, |
37, |
40, |
42, |
47, |
50, |
52, |
54, |
|||||||
55, |
61, |
62, |
86, |
87, |
90, |
96, |
98, |
107, |
108, |
120, |
123, |
124, |
125, |
131, |
134, |
138]. Размывы, заиление, зарастание каналов являются следст вием малых скоростей течения, просадки ложа каналов.
Сплошные продольные просадки образуются на новых кана лах, проходящих в грунтах с большой пористостью или подсти лаемых недостаточно уплотненными породами. Местные (частич ные) просадки ложа могут быть и в старых каналах, долгое вре мя стоящих без воды.
В результате работы землероев грунт после пуска воды са дится. Местные просадки могут быть также на участках, подсти лаемых породами, подверженными выщелачиванию (гипсоносные прослойки и др.). В этих случаях в грунте образуются пустоты, иногда значительных размеров, влекущие за собой образование в ложе канала воронок и провалов.
Деформация продольного профиля канала возможна вследст- . вие внезапных пропусков воды большими расходами, устройства на каналах временных подпоров без достаточного крепления ниж него бьефа и т. д. В этом случае вода по каналу движется вол нами, что приводит к общему размыву его дна.
В практике эксплуатации осушительных систем встречаются следующие основные случаи деформаций (повреждений, отказов): осадка торфа; разрушение откосов; размыв дна и откосов; заиле ние и засорение дна; зарастание дна, откосов и берм; разруше ние берм, кавальеров, воронок и устьевых частей каналов; раз рушение сооружений.
7
Деформации земляных дамб возникают в виде оползней, про садок, выпучивания грунта с низовой стороны дамб, разрушения крепления из-за просадок и прорывов дамб.
Просадка дамбы происходит в результате уплотнения тела со оружения или грунта под ним.
Выпучивание грунта с низовой стороны, как и образование за низовым откосом земляной дамбы подвижного состояния грунта, свидетельствует об аварии в основании сооружения, грозящей прорывом.
Разрушения креплений мокрых откосов дамб — результат вол нового воздействия.
Просадки считаются малой аварией земляных перемычек и дамб, однако при несвоевременной ликвидации они могут приве сти к серьезным повреждениям.
Разрушения полыми водами дна и откосов каналов, проходя щих в легкоразмываемых грунтах, обыкновенно сопровождаются заилением нижележащих участков и требуют как закрепления размываемых участков, так и очистки русла. Гораздо реже встре чаются деформации, вызываемые неправильными радиусами за круглений, но они также опасны и способны приостановить ра боту канала на долгое время.
Зарастание дна и откосов осушительных каналов самый рас пространенный вид деформации. При благоприятных условиях процесс зарастания может развиваться настолько быстро, что че
рез 1—2 года |
эффект осушительных работ |
может быть |
сведен |
к нулю. |
|
|
|
Наиболее распространенными сооружениями гидромелиора |
|||
тивных систем |
считаются водозаборные узлы |
(плотинные |
и бес- |
плотинные водозаборы). В этих сооружениях наиболее часто встре чаются следующие повреждения (отказы): размыв нижнего бье фа, заиление верхнего бьефа приемных галерей, отклонение потока (отход потока) от узла, деформация отдельных элементов (особенно водоприемных и водоотводных галерей).
Неудовлетворительная работа многих построенных водозабор ных сооружений объясняется следующими причинами [30]:
при проектировании не уделяется должного внимания процес су формирования и проблеме регулирования русл и рек при водо заборе;
недооценивается принцип рациональной компоновки водоза борного узла; регулирование, энергии и структуры водного потока в районе водозабора должно осуществляться соответствующими очертаниями в плане подводящих русл рек, а также постоянными конструктивными элементами самого сооружения;
в борьбе с донными наносами и шугой недооценивается зна чение правильной эксплуатации головного узла;
головные узлы недостаточно оснащены механизмами; многие из них, построенные на реках с мгновенно формирующимися па водками, не электрифицированы и не автоматизированы;
8