Файл: Мирцхулава, Ц. Е. Надежность гидромелиоративных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

до настоящего времени нет теоретически обоснованной и прак­ тически проверенной общепринятой методики проектирования, эксплуатации и лабораторных испытаний водозаборных узлов.

Бичом поливного земледелия является заболачивание и засо­ ление орошаемых земель. История знает много примеров того, как плодородные орошаемые земли в результате орошения забо­ лачивались, засолялись и превращались в негодные солончаки.

На практике нередко встречаются повреждения и на насосных станциях и в других водоподъемных установках, в отстойниках, в регулирующих устройствах, в закрытых и открытых осушитель­

ных дренах,

в различных сбросах [98, 20].

2.

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ АВАРИЙ, ПОВРЕЖДЕНИЙ,

 

НЕИСПРАВНОСТЕЙ (ОТКАЗОВ)

Надежностью различных сооружений на практике человечество интере­ совалось давно, но несовершенная методика расчета, отсутствие фундамен­

тальной теоретической базы,

недостаточное использование

методов

математи­

ки и механики не позволяли

ранее получать

удовлетворительные

результаты

по прогнозу

надежности.

 

 

 

 

Несоблюдение правил надежности приводит к эксплуатационным неполад­

кам, повреждениям (отказам),

а иногда к авариям и крушениям.

много слу­

История

строительства гидротехнических

сооружений

знает

чаев аварий и крушений. Приведем краткое описание некоторых *, чтобы по­

казать

чрезвычайную важность соблюдения

правил

надежности.

 

В

70-х годах прошлого столетия было решено реконструировать открытую

часть рейда в Триесте в закрытый порт [32].

береговых бассейнов,

огражден­

Проект предусматривал устройство трех

ных четырьмя широкими

молами,

набережными и

волноломом длиной более

I км.

Когда приемочная

комиссия

явилась

к

месту

работ, новой

набережной

не оказалось: почти на всем своем протяжении она исчезла под водой. Подробное обследование показало, что вместе с наброской глубоко в грунт

погрузилась и набережная, сместившаяся в вертикальном и горизонтальном на­ правлениях. Грунт же около набережной сильно выпучился.

Основной причиной разрушений считают прежде всего пренебрежение тре­ бованиями заложения фундамента сооружения на необходимой глубине— на­ броска была сделана непосредственно на поверхности дна, без выемки слоев грунта, а это неминуемо должно было повлечь за собой выпирание грунта.

Следующая причина — сравнительно быстрая загрузка слабого грунта пол­ ным весом набережной. При недостаточной глубине заложения следовало сла­ бые грунты нагружать не сразу, а давать им возможность постепенно уплот­ ниться.

Таким образом, строительство Триестского порта и описанные выше неуда­ чи выявили важную роль устройства котлованов под каменные наброски, по­

степенного

загружения

оснований и

выдерживания нагрузки во

времени

для увеличения несущей способности.

на плотине Брэдфильд. Плотина

земля­

В 1864

г. произошла

катастрофа

ная с уплотненным ядром, предназначена для водоснабжения района [140]. Погибло 239 человек, убытки исчислялись крупной суммой. Существуют два мнения о причинах разрушения плотины. Одни считают причиной оползание грунта под основанием, другие склонны обвинять проектировщиков и строи­ телей, допустивших течи под плотиной, вызвавшие размыв.

* Большинство описаний аварий заимствовано из различных литературных источников.

9



ло

31 мая 1889 г. в США паводок разрушил плотину Саут Форк [311, погиб­

2500 человек. Плотина была построена на ручье Саут Форк, недалеко от

г.

Джонстаун в Пенсильвании. Плотина земляная. По проекту плотина долж­

на

была иметь один или два водослива общей длиной 45,75 м, расположенных

в скалистом грунте на одном или обоих берегах. В действительности длина водослива была уменьшена до 21,5 м, что при расчетной толщине перели­ вающегося слоя воды около 2,5 м привело к уменьшению пропускной спо­

собности

водослива.

плотины шли сильные дожди; осадкн

Незадолго до катастрофы в районе

за 3 дня

составили 200—250 мм, и

приток воды в водохранилище достигал

285 м3/с- Для пропуска этого количества воды через водослив напор на его по­ роге должен был быть около 4 м. Так как пропускная способность водослива была недостаточной, приступили к срочному сооружению дополнительного

водосбросного канала. Вследствие

твердости грунта водосбросный •

канал

удалось прорыть шириной лишь 0,6

м и глубиной 0,35 м. Притоком

воды

канал был размыт до ширины 7,83 м и глубины 0,5 м. Уровень воды в водо­ хранилище быстро поднимался — примерно на 0,25 м в час. Несмотря на при­

нятые

меры,

вода стала переливаться

через гребень плотины на участке дли­

ной 92 м, и

работы по устройству водосбросного канала были прекращены.

Вода

быстро

размыла низовой откос,

и скоро плотина была прорвана почти

по всей длине. Понадобилось лишь 45 мин, чтобы все водохранилище было полностью опорожнено.

Ниже плотины узкая речная долина длиной 22,5 км имела значительный продольный уклон к г. Джонстауну. Поток воды пронесся по долине с боль­ шой скоростью и смыл все на своем пути, при этом высота волн достигала

10—12 м.

исследовавшая , причины катастрофы, нашла, что катастрофа

Комиссия,

произошла от

перелива воды через гребень плотины вследствие недостаточ­

ного сечения

водослива. Причина катастрофы заключалась в том, что изме­

нили проект плотины и неоправданно уменьшили пропускную способность во­

дослива.

Плотина Уэлнот Грув на р.' Хассейампал в штате Аризона (США), по­ строенная в 1888 г. и прослужившая менее двух лет, обрушилась 22 февраля 1890 г. [32]. Плотина имела высоту 33,6 м, ширину по основанию 32,1 и по гребню 3 м; длина гребня 120 м. Конструкция плотины представляла собой

каменную наброску с кладкой откосов насухо.

Лишь

нижняя часть

плотины

на высоте 3 м была выложена из рваного камня на

растворе.

не мог

Плотина разрушилась во время паводка,

которого водослив

пропустить, вследствие чего вода стала переливаться

через гребень.

Управле­

ние щитом водоспуска было крайне ненадежным и трудно осуществимым, и, когда наступила необходимость спуска воды из водохранилища, щит не могли

поднять. Осталось невыясненным,

были ли открыты донные трубы диамет­

ром 50 см. Конструкция плотины

была неудачной; размеры каменной наброс­

ки были заведомо недостаточны; крутые откосы не обеспечивали устойчивости плотины. При затоплении водохранилища до гребня плотины коэффициент ее устойчивости на сдвиг оказался равным 0,75. Естественно, что при переливе воды через плотину она полностью разрушилась, и поток воды произвел боль­ шие опустошения. Погибло 129 человек.

27 апреля 1895 г. во Франции, близ Эпиналя в Вогезском департаменте, обрушилась каменная плотина Бузейского водохранилища [32]. Прорыв воды

явился

причиной гибели

156

человек

и опустошения долины шириной около

2 км и

длиной около 25

км.

Четыре

деревни были разрушены, железная до­

рога повреждена. Плотина была построена в 1879—L881 гг. и до дня крушения

27

апреля 1895 г. испытала ряд

повреждений местного

характера.

Ось плотины

в

плане прямолинейная. Длина

ее 520 м, наибольшая

высота 22,

ширина греб­

ня 4, а наибольшая ширина основания 14,8 м. Плотина основана на верхних слоях сильно трещиноватого песчаника, и поэтому под напорной гранью пло­

тины был устроен зуб толщиной 2 м. Полная тлубина

водохранилища около

15 м.

I

10


Установлено, что недостаточность сечения плотины послужила основной причиной катастрофы. Кроме этого, катастрофе способствовала разность тем­ ператур поверхности плотины с верховой и низовой сторон в зиму 1894/95 г.: +4° с верховой и —25° с низовой стороны. Температурный перепад увеличил ширину трещин с низовой стороны плотины.

Вероятной непосредственной причиной обрушения Бузейской плотины счи­ тают также динамическое воздействие волн.

Согласно данным расследования, в течение трех дней, предшествовавших катастрофе, волны, распространявшиеся в водохранилище с юга на север, бы­ ли направлены нормально к поверхности плотины. Утром в день катастрофы волнение у плотины достигло значительной интенсивости.

7 апреля 1900 г. большой паводок на р. Колорадо смыл часть плотины Аустин, разрушил машинное здание гидростанции и причинил много других повреждений [32]. Плотина из каменной кладки на цементном растворе была построена в 1890—1893 гг. Длина гребня плотины 390 м, наибольшая высота 18,3, ширина по низу 20,7 м. Ниже водослива русло р. Колорадо не имело никакого крепления, по-видимому, потому, что основанием служил скалистый известняковый грунт. ,

Частичное повреждение плотины произошло еще ,в период постройки: оно было вызвано размывом слабого слоя карстующих известняков в основании плотины. В кладке ниже поверхности грунта появилась трещина.

Два месяца спустя было произведено обследование русла в створе пло­ тины. Обследование показало, что в разрушенной части плотины водой раз­

мыта

не только вся кладка, но

частично

и скальное основание. Это говорит

о том,

что причиной разрушения

плотины

было неудовлетворительное качест­

во основания, на котором плотина, была возведена без достаточно обстоятель­ ного геологического обследования. Незацементированные трещины известняка под плотиной способствовали фильтрации, особенно усилившейся под напором воды верхнего бьефа; при этом фильтрация ускорила процесс выщелачивания в основании плотины. Развившиеся карстовые явления вызвали образование

пустот,

вследствие чего

основание стало неустойчивым, а разрушение плоти­

ны — неизбежным.

у г. Аустин в Пенсильвании (США) разрушилась бе­

30

сентября 1911 г.

тонная плотина [32]. В результате разрушения погибло около 100 человек.

Строительство плотины было закончено к

1 декабрю 1909 г.; и вскоре

началось

ее

постепенное

разрушение.

В первый

же месяц в плотине по обе

стороны

от

водослива

появились

две

вертикальные трещины.

Эти трещины

не могли

образоваться

под

влиянием

давления

воды, так как в это время

верхний бьеф не был заполнен.

нескольких

причин, из которых отме­

Разрушение явилось

следствием

чают две

основные. Первая

та, что

никаких усадочных швов

в плотине не

было. Этим объясняется появление в теле плотины трещин еще до заполнения водохранилища водой. Второй причиной, непосредственно вызвавшей катастро­ фу, считают неустойчивость основания. Плотина была построена на толще чередующихся глинистых сланцев и песчаников. Подошва плотины была зало­ жена на слое песчаника толщиной всего лишь 60 см, и основание плотины не было цементировано. Поэтому основные пути фильтрации сосредоточились в трещиноватых песчаниках, по которым и был облегчен сдвиг смоченных гли­ нистых сланцев вместе с плотиной.

Плотина Ислам - на р. Сетледж в Пенджабе (Индия) с напором 5 м в 1914 г. потерпела катастрофу [321. Она была железобетонной конструкции, состоявшей из фундаментной плиты толщиной 0,31 м с зубом с напорной

стороны, 67 контрфорсов толщиной по 0,46 м

и плоского напорного перекры­

тия. Порог водослива был расположен на 0,91

м

ниже

гребня глухих секций

плотины. Высота плотины над дном реки 12,2

м

и над

низшей точкой зуба

26 м. Длина по гребню 338 м. Объем. водохранилища 6,3 млн. м3.

За день до крушения сторож заметил,

что в том месте, где высота

плотины составляла около 9,14 м, а зуб был

заглублен

лишь на 1,5—2,1 м,

выход воды через дренирующие отверстия в фундаментной плите значительно

11


усилился. В день катастрофы из-под фундаментной плиты близ одного из контрфорсов выходил уже большой поток воды, а уровень воды в водохра­ нилище понизился на 0,6 м. Открыть щит было невозможно. В 9 ч 20 мин произошла катастрофа: фундаментная плита провалилась в промоину, под­

мытый контрфорс упал,

а за ним пять секций плотины были снесены в

ниж­

ний бьеф, при этом было повреждено еще три соседние секции плотины.

грун­

Было установлено,

что разрушение произошло вследствие размыва

та под зубом и под фундаментной плитой на участке, где зуб был заложен недостаточно глубоко и не прорезал водопроницаемых грунтов основания. Предварительные геологические изыскания в створе плотины были недостаточ­ но подробными, и поэтому запроектированные противофильтрационные меро­

приятия оказались

малодейственными.

в Альпах

Северной

Ита­

Строительство плотины Глено, расположенной

лии, было начато в

1920 г. и закончено в 1923 г.

[32]. Длина

гребня

плотины

270 м, наибольшая

высота 52, .длина центральной

части плотины 75

м.

Вода

в верхнем бьефе впервые достигла проектного уровня 22 октября 1923 г. Катастрофа произошла через 9 дней.

Согласно утвержденному проекту, плотину должны были строить гравита­ ционной. Частная компания, строившая плотину, возбудила ходатайство о разрешении применить многоарочный тип. При катастрофе разрушилось девять

арок; восемь

арок из криволинейной части плотины и одна — из

прямолиней­

ной (с леввго берега); остальные арки были повреждены.

что вызва­

Крушению

плотины предшествовали продолжительные ливни,

ло переполнение водохранилища и, естественно, увеличение давления воды на плотину. В одном из контрфорсов средней части плотины были замечены, трещины, которые быстро расширялись и вскоре вызвали разрушение всей средней части плотины.

Анализируя причины катастрофы, прежде всего следует отметить, что бу­ товый массив в нижней центральной части плотины был сложен вместо це­

ментного на известковом

растворе; к тому же этот

массив не имел сцепле­

ния со скалой, и во многих местах

между подошвой сооружения и скалой

были обнаружены зазоры до 6 мм.

 

основание плотины не

Никакой

подготовки

поверхности /скалы под

было сделано;

цементация

скалы не

производилась;

зуб в основании плотины

не был предусмотрен. Бетон арок контрфорсов был плохого качества. Конструкция плотины оказалась неспособной воспринять срезывающие уси­

лия: фильтрация воды через кладку бутового массива средней части плотины явилась причиной выщелачивания известкового раствора и ослабления проч­ ности массива. В результате фильтрации наблюдались осадка и скольжение массива по поверхности скального грунта, что еще больше ухудшило условия работы контрфорсов и, в конце концов, привело к разрушению плотины.

Основными причинами разрушения сооружения-; были почти полное от­ сутствие строительного, контроля и выполнение работ с самыми грубыми нарушениями элементарных требований строительной техники.

Бетонная гравитационная плотина Сан-Френсис (США) имела криволи­ нейную форму в плане. Средняя часть плотины очерчена по дуге круга ра­ диусом около 150 м [32]. Длина плотины по гребню 186 м, высота 62,5 и ши­

рина

основания

51,5

м. Грунт в основании неоднородный: в центральной части

и

на

левом берегу

сланцы; на правом — красный

конгломерат. Перед

построй­

кой

прочностные

свойства грунта не испытывались.

1928 г., и очевидцев

не

Разрушение

плотины

произошло в

полночь

13 марта

было. Плотина

была

снесена, вода

из водохранилища

внезапно

хлынула

вниз, по долине, потоком глубиной до 30 м и смыла все на своем пути, при­ чинив огромный ущерб. Вся плотина, за исключением -центральной части длиной 30 м, была смыта, склоны ущелья также смыты. Бетонные блоки раз­ рушенной плотины, несмотря на их колоссальные размеры (до 2500 м3), да­ леко отнесены течением, некоторые на расстояние до 800 м. От правой части плотины на месте ничего не осталось, часть блоков левой половины плотины осталась на месте.

12