Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
1 кг углерода |
|
кг кислорода |
= |
/3 кг углекис- |
|
, |
8050 ккал |
||
|
лого газа |
|
f" |
тепла |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
ог |
|
|
CDZ |
|
|
|
|
|
|
I___I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а ) |
|
|
|
|
|
|
|
1 кг Водорода |
-|- 8 |
кг кислорода |
~ |
1кг Водяного |
, |
28750 ккал |
|||
|
пара |
' |
|
тепла |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
ZH2 |
+ |
02 |
___ |
ZH20 |
|
|
|
||
к______ 1А |
к______ 1 |
|
|
к______ 1А. |
|
|
|||
|
|
б) |
|
1,5кг сернисто-\ |
2210 ккал |
||||
Т кг серы |
~ \-/г кг кислорода ~ |
||||||||
го |
ангидрида |
* |
|
тепла |
Рис. 5-1. Схемы процесса горения отдельных элементов горючей мас сы топлива.
а — углерода; б —водорода; в — серы.
одну молекулу углекислого газа. Поэтому объем израс-_ ходованного при горении кислорода и объем образовав шегося углекислого газа равны друг другу (при одина ковой температуре), хотя, конечно, по весу они различа ются между собой (рис. 5-1,а).
То же происходит при сжигании серы (рис. 5-1,в). При горении водорода объем образующегося в ре
зультате этой химической реакции водяного пара ока зывается вдвое больше, чем объем израсходованного кислорода (рис. 5-1,6). Но в горючей массе большинст ва топлив содержится лишь небольшое количество во дорода и происходящее при его сжигании увеличение объема дымовых газов обычно оказывается незначитель ным. Даже у состоящего в основном из углеводородов природного газа объем продуктов сгорания лишь на 12— 13% превышает объем входящего в топку воздуха
5—281 |
65 |
(при одинаковой температуре), а |
у мазута — только |
на 8%. |
работающих с оди |
Если сравнить несколько котлов, |
наковой тепловой нагрузкой на различных топливах, то количество вводимого в их топки воздуха будет у всех почти одинаковым. Увеличение объема дымовых газов по сравнению с объемом этого воздуха (при равной тем пературе) обусловливается при сжигании твердых топ лив, прежде всего, испарением содержащейся в них влаги, а низкосортных газообразных топлив — наличием в них негорючих газов. Так, почти 70% доменного газа представляет собой азот и углекислый газ, из-за которых объем продуктов сгорания превышает объем воздуха примерно в 2 раза.
С повышением температуры объем воздуха или ды мовых газов возрастает согласно закону Гей-Люссака.
Так, |
при 273 °С объем газа вдвое превышает его объем |
|
при |
0°С, при 546 °С — второе превышает |
этот объем |
и т. д. |
подаче в топ |
|
Коэффициент избытка воздуха. При |
ку воздуха и топлива всегда неизбежно либо не вполне равномерное поступление топлива, либо неполное пере мешивание его с воздухом, из-за чего отдельные воз душные струи проходят через топку, не участвуя в горе нии. Воздух необходимо подавать в топку с некоторым избытком. Чем совершеннее конструкция топливоподаю щих механизмов и горелок, а также чем легче воспламе няется топливо, тем меньше может быть избыток воз духа.
Коэффициентом избытка воздуха в топке называется число, показывающее, во сколько раз весовое количест во действительно подаваемого в топку воздуха больше количества воздуха, теоретически необходимого для го рения. Для котлов большой производительности коэф фициент избытка воздуха в топке составляет при пра вильной ее работе 1,20 для твердых топлив и несколько меньше для мазута и горючих газов.
Коэффициент избытка воздуха нельзя поддерживать слишком большим. Излишний для горения воздух про ходит Еместе с дымовыми газами через весь котел, со здает дополнительную нагрузку дутьевым вентиляторам и дымососам и, уходя в дымовую трубу, уносит с собой часть тепла, выделившегося при сгорании топлива. По этому необходимо автоматически или вручную непре
66
рывно регулировать подачу воздуха в топку с тем. что бы не допускать слишком большого уменьшения или чрезмерного увеличения его количества.
Авария котла БКЗ-160-100ФБ производительностью 160 т/ч нача лась с возникновения свища в сварном шве на трубе одной из ширм. Струя пара охлаждала дымовые газы, из-за чего уменьшилось коли чество передаваемого ими тепла. Нагрузка котла понизилась от 150 до 115 т/ч. Машинист не стал выяснять причины внезапного сни
жения нагрузки и, в частности, не проверил, |
слышен ли в топке или |
в газоходах характерный шум выходящего |
с большой скоростью |
пара. Чтобы восстановить производительность котла, он дополни тельно включил одну пылеугольную горелку и пять мазутных фор сунок.
Подача в топку воздуха не была изменена, хотя подача топлива увеличилась. Топливо сжигалось при коэффициенте избытка возду ха, намного меньшем единицы. Значительная часть кислорода воз духа стала расходоваться на образование окиси углерода, из-за чего нагрузка котла еще более снизилась. Но машинист так и не понял причины ухудшения условий работы.
Через 15 мин при нагрузке 95 т/ч разорвалась одна из экранных труб. Струя пароводяной смеси погасила факел, и котел был оста новлен. При его отключении подача в топку угольной пыли была прекращена немедленно, но выключение мазутных форсунок несколь ко затянулось и экранные трубы были политы незагоревшимся ма зутом.
Для вентиляции котла оставили в работе один из дымососов. Вскоре начала возрастать температура уходящих газов, поднявшаяся за 20 мин до 192 °С. Это свидетельствовало о наличии очага горе ния в топке или в газоходах. Дымосос остановили, но выбивание пламени из лючков было настолько значительным, что дымосос снова включили, хотя это способствовало усилению пожара. Лишь через 2 ч температура уходящих газов начала резко снижаться. В резуль тате пожара пришлось заменить участки длиной в несколько метров на 75 экранных трубах в топочной камере.
При расследовании аварии отметили несколько ошибок персо нала. Нельзя, например, вентилировать остановленный котел, если есть хотя бы подозрение о наличии в его топке или газоходах незагоревшегося мазута или его сажи. Но основной причиной пожара явилось выделение из мазута большого количества сажи, что было неизбежным при недостатке воздуха в топке. Воспламенение слоя сажи на экранных трубах способствовало нарушению устойчивого движения (циркуляции) в них воды и привело к разрыву одной из труб. В дальнейшем, при попадании на трубы мазута и их венти ляции воздухом горение усилилось.
Пожар в топке не мог бы возникнуть, если бы машинист знал, что нельзя увеличивать подачу топлива без соответствующего изме нения подачи воздуха для горения.
Коэффициент избытка воздуха можно определить по данным газового анализа. Обычно пользуются лабора торными газоанализаторами (приборами ВТИ и др.). Для приближенных подсчетов можно пользоваться но мограммами (рис. 5-2 и 5-3). Первая из них составлена
5* |
67 |
применительно к сжиганию углей и мазута. Для расчета по ней нужно предварительно с помощью обычного газо анализатора определить суммарное содержание в дымо вых газах углекислого газа и сернистого ангидрида
R02 = C 02 + S 0 2, %.
Кривая «каменный уголь» на этой номограмме состав лена для донецкого газового угля; ей близки не только кривые для большинства каменных углей, но и кривые для челябинского и карагандинского бурых углей.
При сжигании природного и доменного газов, а так же отдельных низкосортных твердых топлив содержание RO2 в продуктах сгорания изменяется сравнительно мало даже при значительном изменении избытка возду ха. Для этих топлив целесообразно определять значе ние коэффициента избытка воздуха не только по содер
жанию в дымовых газах |
R02, но |
и по |
содержанию |
||
в них свободного кислорода |
(рис. 5-3). |
|
|||
П р и м е р ы . |
1. |
В продуктах |
сгорания |
подмосковного бурого |
|
угля R 02=13,7%. |
На |
рис. 5-2 находим это |
значение |
на нижней го |
ризонтальной шкале, проводим от него вертикальную линию до пересечения с кривой «бурый уголь», а оттуда — горизонтальную ли нию налево, до вертикальной шкалы, как показано на графике. Ко эффициент избытка воздуха равен 1,1.5.
2. В продуктах сгорания природного газа RO2 = 8,0% и О2 = 4,0%. На рис. 5-3 находим эти значения на нижней шкале и от них прово дим вертикальные линии (не нанесенные на графике) до соответ ствующих кривых 1, а затем — горизонтальные линии до левой вертикальной шкалы. Таким -путем находим два значения коэффи циента избытка воздуха: 1,20 и 1,26. Расхождение между этими значениями обусловлено -неточностью измерений. Для ответа реко мендуется назвать промежуточное значение коэффициента избытка воздуха.
Рис. 5-2. Номо
грамма |
для |
при |
ближенного |
опре |
|
деления |
коэффи |
|
циента |
избытка |
|
воздуха |
в |
дымо |
вых газах по сум марному содержа нию углекислого газа и окислов се
ры |
в |
продуктах |
сгорания |
твердых |
|
и |
жидких топлив |
|
{Л. |
4]. |
|
68
Содержание |
R02 |
В продукт ах |
||
16 |
сгорания доменного газа, % |
|||
18 |
го |
22 |
2'н |
Рис. 5-3. Номограмма для приближенного определения коэффициен та избытка воздуха в дымовых газах по суммарному содержанию углекислого газа и окислов серы (R02), а также по содержанию
свободного кислорода в продуктах сгорания газообразных и низко сортных твердых топлив.
1 — при |
сжигании природного |
газа, |
имеющего |
низшую теплоту |
сгорания |
|
8 500 ккал/кг; 2 — при сжигании |
доменного |
газа; |
3 —при сжигании |
фрезерного |
||
торфа; |
4 — при сжшании эстонского |
сланца |
[Л. |
4]. |
|
3. В продуктах сгорания доменного газа R 02= 18,8% и 0 2 = 4,3%. В доменном газе содержится повышенное количество R 02, выходя щее за пределы нижней шкалы на рис. 5-3. Содержание R02 нахо дят на дополнительной шкале в верхней части графика, а содержа ние 0 2— на нижней шкале. Затем, как показано на графике, прово дят вертикальные линии от этих значений до соответствующих кри вых 2 и горизонтальные линии до левой вертикальной шкалы. Ко эффициент избытка воздуха равен 1,55.
5 - 2 . Потери тепла котлом
Потери тепла котельным агрегатом |
обычно |
исчисля |
|
ют в процентах от общего количества |
тепла, |
выделяю |
|
щегося при сжигании топлива. Иногда потери |
тепла |
||
исчисляют в кДж или ккал на 1 кг топлива. |
|
’ |
П р и м е р . В топке котла сгорает 27,0 т/ч антрацита, имеющего низшую теплоту сгорания 5 500 ккал/кг. Выделяющееся тепло равно:
27,0-5 500=148,5 Гкал/ч.
69