Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
тростанций, но затруднения при обслуживании котлов и, прежде всего, при выполнении в непогоду ремонтных работ оказались настолько значительными, что теперь строительство открытых котельных в СССР прекращено.
4-2. Прямоточные котлы
Прямоточный котел состоит из системы труб, в кото рых отсутствует возвратное движение воды (циркуля ция). У обычного котла «прямоточными» являются эко номайзер и пароперегреватель, через трубы которых вода и пар проходят только один раз. В прямоточном котле такой характер имеет движение во всех поверх ностях нагрева. У таких котлов нет -барабана.
Широкое распространение прямоточных котлов началось после большой исследовательской и конструкторской работы, проведенной в СССР под руководством проф. Л. К- Рамзина, именем которого был назван разработанный им тип прямоточных котлов докритического давления Масштабы внедрения прямоточных котлов возросли при переходе к сверхкритическому давлению, при котором не могут применяться котлы с естественной циркуляцией воды.
В котле Рамзина вода из экономайзера обычной кон струкции направляется по необогреваемым трубам в нижний коллектор, к которому присоединены трубы длинной панели, покрывающей все стены топочной ка меры (рис. 4-4). На схеме эти трубы изображены раз дельно только у верхнего и нижнего коллекторов; на правление движения воды условно показано одной ли нией.
Экраны прямоточных котло-в называют их р а д и а ц и о н н о й ч а с т ь ю . Ее конструкция у котлов Рамзина имеет -ряд -преимуществ, однако у котлов большой про изводительности оказываются затруднительными ее транспортировка и монтаж, из-за чего для котлов сверх критического давления применяют другие конструкции радиационной части.
: У больших котлов она разделяется по высоте топки на нижнюю радиационную часть (НРЧ), верхнюю, а иногда и среднюю радиационные части, обозначаемые соответственно ВРЧ и СРЧ.
Из радиационной части котлов Рамзина выходит па
роводяная смесь с небольшим содержанием |
воды. Эту |
смесь направляют в п е р е х о д н у ю з о н у , |
в которой |
завершается испарение воды и выпадает в виде накипи небольшое количество содержащихся в воде солей. Пе-
58
реходную зону размещают по ходу дымовых газов после пароперегревателя, где обогрев труб сравнительно неве лик и наличие небольшого слоя накипи менее опасно.,)
Переходная зона весьма полезна у котлов Рамзина, но многие котлы сверхкритического давления работают
Рис. 4-4. Упрощенная пароводяная схема п'рямоточного котла Рам зина.
I — экономайзер; 2 — перепускные |
необогреваемые трубы; |
3 —нижняя |
экран |
|||
ная |
камера; 4 — экранные |
трубы; |
5 — верхняя |
экранная камера; 6 — переход |
||
ная |
зона; 7 — настенная |
часть |
пароперегревателя; 3 — конвективная |
часть |
||
пароперегревателя; 9 — воздухоподогреватель; |
/0 — горелки |
(путь воздуха из |
||||
воздухоподогревателя к горелкам |
на схеме не |
показан). |
|
|
без нее. В энергоблоках сверхкритического давления производится более тщательная очистка питательной воды) (рис. 4-5). Кроме"'того, с возрастанием плотности пара (уменьшением его удельного объема) увеличива ется растворимость в нем различных солей и эти соли
59
Рис. 4-5. Максимально допустимое |
содержание отдельных веществ |
||
в питательной |
воде котлов большой |
производительности. |
|
I — в котлах с |
естественной |
циркуляцией |
на 140 кгс/см2; 2 — в прямоточных |
котлах на 140 кгс/см2; 3 — в |
котлах сверхкритического давления. |
не оседают в переходной зоне, а уносятся шаром в турбину.>
Прямоточные котлы требуют более квалифицирован ного обслуживания, чем котлы с естественной циркуля цией воды. Это объясняется следующими особенностями их.
1. В барабанных котлах испарительные поверхности нагрева отделены от пароперегревателя барабаном. Бла годаря этому поверхность нагрева пароперегревателя не изменяется при колебаниях нагрузки котла. У прямо точного котла зона окончания испарения воды может перемещаться по длине труб. При этом соответственно изменяется поверхность нагрева, в которой происходит перегрев пара, и температура пара легко может возра сти или понизиться до недопустимого значения. Для на дежной эксплуатации прямоточного котла необходима бесперебойная и четкая работа автоматических регуля торов.
2. Питательная вода прямоточного котла должна со держать меньше солей и взвешенных веществ, чем при питании котлов с естественной циркуляцией. Допустимое солесодержание уменьшается с повышением давления.
60
Как видно из рис. 4-5, максимально допустимое со держание веществ в питательной воде котлов обоих ти пов настолько мало, что измеряется миллионными доля ми грамма. Но и при таком качестве питательной воды происходит постепенное отложение веществ в трубах пря моточных котлов и их приходится периодически подвер гать водным и кислотным промывкам.
4-3. Схемы размещения поверхностей нагрева в котле
Почти все изображенные в этой книге котлы (рис. 4-1, 4-2 и д-р.) имеют вид, схожий с огромной буквой П, в одной вертикальной части которой расположена топка, а в другой — конвективные поверхности нагрева. В верх нем, почти горизонтальном газоходе размещают паро перегреватель или его часть. Воздухоподогреватель впи сывается в П-образную схему или размещается отдель но, как на рис. 4-3. Воздух в таких котлах входит в ниж нюю часть топочной камеры. Продукты сгорания топли ва движутся в топке вверх, а в конвективных газоходах — вниз.
Различные поверхно сти нагрева размещают в газоходах в такой по следовательности, чтобы омывающие их дымовые газы имели значительно более высокую температу-
Рис. 4-6. Разность между тем пературой дымовых газов и температурой воды и пара в различных поверхностях на грева котла сверхкритического давления ТПП-210А при рабо те с полной нагрузкой.
1— температура |
дымовых |
газов; |
2 — температура |
воды, пара |
и воз |
духа; А — ширмы; Б — конвектив ная часть первичного пароперегре вателя; В — промежуточный паро перегреватель; Г — газопаропаро
вой теплообменник (см. рис. 11-9,о); Д — экономайзер; Е — регенератив ный воздухоподогреватель.
61
ру, нежели вода и пар внутри обогреваемых труб. При малой разности температур передача тепла проис ходит настолько медленно, что для требуемого нагрева воды, пара или воздуха приходится устанавливать из лишне громоздкие элементы котла. Наиболее трудно размещать поверхности нагрева ів котлах с двукратным перегревом пара и при высокой температуре питатель ной воды. Меньше всего перепад температур в экономай зере или воздухоподогревателе (рис. 4-6).
П-образные котлы и близкие к ним Г-образные (в ко торых, как видно на рис. 4-6, опускной газоход имеет значительно меньшую высоту, чем топочная камера) оказались весьма удобными для установки на электро станциях и получили наибольшее распространение. Но существует и котлы, изготовленные по другим схемам.
На рис. 4-7,а изображен Т-образный котел с топкой, расположенной между двумя симметричными опускными газоходами. Несмотря на более сложную конфигурацию таких котлов, металл на их изготовление расходуется примерно в таком же количестве, как для П-образных котлов той же производительности. Их газоходы имеют меньшее сечение и в них легче можно производить ре монтные работы.
Распространение Т-образных котлов затрудняется, в основном, из-за того, что они занимают больше места по длине котельного цеха, из-за чего приходится удли нять все здание электростанции.
На рис. 4-7,6 показан N-образный котел, устанавли ваемый для сжигания сланцев и других топлив с очень легкоплавкой золой. В котлах обычной конструкции происходило бы налипание этой золы в трубных паке тах, поэтому весь пароперегреватель изготовляют в виде вертикальных ширм, расположенных на 0,5 м друг от друга, вследствие чего несущиеся с газами частицы золы не могут налипать на трубы в большом количестве. При редком расположении поверхностей нагрева стано вится необходимым дополнительный третий газоход. Приходится допускать и некоторое увеличение стоимости изготовления котла.
Отдельные специалисты считают перспективными так называемые и н в е р т н ы е котлы, в которых газы движутся в топке сверху вниз и поднимаются вверх в конвективном газоходе. Основное преиму щество такого U-образного котла заключается в уменьшении длины паропроводов между ним и паровой турбиной, вследствие чего умень-
62
J9Z70
К < < I I •»
^ о. я л я в
|
|
О О. |
|
О. |
) |
|
||||
|
ff1>- "« fc |
4 |
|
|||||||
|
H I |
c 1 § 5 |
|
|
||||||
|
°*>gëe& |
|
||||||||
|
&--sgs° |
|
|
|||||||
|
sg*a&§ |
|
|
|||||||
|
g£S§Sa |
|
||||||||
|
о H 2 о я |
|
P |
|
||||||
|
g I |
Я “ |
|
|
|
|||||
|
§ |
|
« |
I |
я а |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
“ |
|
||
|
c yd) |
|
Я0) |
|
||||||
|
s 2 £ - xf |
|
|
|||||||
|
èJS * я >»я |
|
|
|||||||
|
^ОйЧЧ |
|
|
|||||||
|
я 2 м «и 2 в |
|
|
|||||||
|
м _ |
I |
я о |
|
я |
|
|
|||
|
К J? I <S в а |
|
|
|||||||
|
0^(0 Я fc{ |
|
||||||||
|
й| ^ S 4S |
|
||||||||
|
с |
' |
|
O |
O |
t - |
|
|
||
|
|
*n • * |
as |
к |
|
|
|
|
||
|
|
|
•: о |
2 |
|
|
|
|
||
|
§ j5g»s |
|
|
|||||||
|
С ^ я s ю ™ |
|
||||||||
|
H |
| |
g |
s |
|
* е |
|
|
||
. |
»2 |
S |
O |
&. |
|
S s |
« I |
S |
? |
|
; |
|
|
|
|
|
іч» |
|
|||
• “ gads |
|
|
|
|
||||||
. |
о |
и я |
. . я |
|
е* |
|
|
|||
' |
S |
Е |
|
|
|
|||||
и X |
o |
л |
|
|
|
о |
|
|
||
I |
o |
g |
^ o |
|
|
|
||||
в ° |
и <uSj о |
|
|
|||||||
, |
Я5 я я ..>» |
|
||||||||
|
СО |
|
о |
Е- |
|
|
|
X |
|
|
1 |
( |
О |
В1 |
ш S |
|
Ч |
с |
Я |
||
I |
Ч |
|
О |
|
И |
|||||
L |
о |
t s |
н |
0 . 3 |
|
О |
|
|
||
, ' |
|
. |
|
h |
|
Я |
|
|
||
|
f-5? *g.2 |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Ю. |
|
|
||
|
-C?g5« |
|
|
|||||||
|
|
|
8I £S |
|
|
|||||
|
|
g |
|
c i i |
|
|
||||
|
1 § Э- g к |
|
|
|||||||
|
= о с. я j{j£ |
|
|
|||||||
■^ ë g Sf t |
|
|
||||||||
|
ЯЯя р ОСХ |
|
||||||||
|
ь |
fo |
I |
>, w |
Е |
|
|
|||
|
Я2 |
О3.; |
I |
£ |
|
|
|
I |
|
|
|
ѴО»Я Я «к |
|
|
|
|
|||||
|
КО |
|
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
§2: *"“ я |
|
|
|
|
|||||
|
я |
|
|
|
|
н 2 |
|
|
||
|
н «(і) |
|
|
|
|
|||||
|
« |
|
н |
|
|
я |
|
» |
|
|
|
|
О. Я »СЙ |
|
о , |
Г" |
# |
|
|||
|
|
Я |
Я |
3 |
|
Я |
3 |
’S |
|
|
|
2 я |
>м я ^ 2 |
|
|||||||
|
« |
аа§5 |
|
|
ч |
|
||||
|
я |
|
ь S L м о |
|
||||||
|
5« j |
S^S" |
|
|||||||
|
ej~ ап а s |
|
|
|||||||
. o s | S - - s |
|
|||||||||
|
S §.е I g ^4 |
|
||||||||
|
о. с |
o t. |
|
2 |
X к |
|
||||
|
£3Т ё |
|
'S g g |
|
||||||
|
аІ£«&85 |
|
||||||||
|
<og|£-s4 |
|
||||||||
|
о |
Я |
0 , ь |
|
|
я ^ |
|
|||
|
о f- я 2 |
|
|
«Й |
|
|||||
|
s s c “ |
|
|
кк |
|
|||||
|
|
|
|
о. |
|
о 5 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
X« |
|
||
|
££ä&g„ |
|
|
|||||||
|
|
« |
я в |
|
|
|
, |
|
|
|
|
т а |
|
о |
|
|
|
J |
|
|
|
|
®я* fta^i |
|
|
|||||||
|
Й- s I я |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Sa' c« |
|
|
|
|
|||||
|
1 W’Ч* |
. |
« |
|
|
|
|
|||
|
0.2' |
2 |
I |
|
||||||
|
|
- |
, о 5 |
|
||||||
|
»^SooS^ |
|
||||||||
|
QUit^E f-* |
|
63
шается непроизводительная потеря давления пара на пути между турбиной и промежуточным пароперегревателем. За счет этого мо жет быть несколько повышена экономичность энергоблока. Но услож няются подача наверх котла топлива и воздуха и отвод сверху ды мовых газов, а при сжигании твердых топлив возрастает и опас ность забивания золой конвективных трубных пакетов, в которых газы движутся снизу вверх. Такие котлы пока не получили распро странения, но их отдельные экземпляры уже длительно работают на советских электростанциях.
Малое распространение получили пока и другие типы котлов, которые многие специалисты считают перспективными (например, котлы с выносными циклонными предтопками).
Глава 5 |
ПРОДУКТЫ |
|
СГОРАНИЯ ТОПЛИВА, |
|
ПОТЕРИ ТЕПЛА |
|
И К. п. д. КОТЛОВ |
5-1. Продукты сгорания топлива
Объем продуктов сгорания. Для всех сжигаемых ископаемых топлив известно процентное содержание в них углерода, водорода и серы. Зная это, можно срав нительно просто подсчитать теоретическое количество кислорода, необходимое для полного сгорания 1 кг или 1 м3 топлива, а также тепло, выделяемое при сгорании.
На рис. 5-1 |
схематически |
показаны условия |
полного |
||
сгорания отдельных горючих элементов. |
кислорода, |
||||
В воздухе |
находится 21% (по |
объему) |
|||
а остальные |
79 % объема |
воздуха |
состоят |
из |
азота и |
незначительного количества других газов. Следователь но, подводя кислород, необходимый для сжигания 1 кг топлива, одновременно приходится подводить еще почти в 4 раза большее количество азота и иных газов, не участвующих в горении. Отсюда можно подсчитать тре бующееся для сжигания 1 кг или 1 м3 топлива теорети чески необходимое количество воздуха.
Если сравнить одинаковое количество молекул раз личных газов, то при одинаковых давлении и температу ре объемы этих газов также оказываются одинаковыми (закон Авогадро). Каждая молекула кислорода при хи мическом соединении с углеродом топлива образует
64