Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
лу и шлак только до тех пор, пока эти отложения неве лики. Любая из существующих конструкций обдувки приносит пользу только при регулярном пользовании ею; удалять шлаковые наросты большого размера примене нием обдувочных устройств невозможно.
Различные конструкции обдувочных аппаратов опи саны в гл. 15.
Глава 8 |
топки |
|
ДЛЯ СЖИГАНИЯ |
|
жидкого |
|
И ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА |
8-1. Сжигание мазута
В настоящее время все большее распространение в отечественной энергетике получают газомазутиые кот лы, приспособленные для работы только на жидком и газообразном топливах. Кроме того, мазут и природный газ сжигают в большом количестве в пылеугольных котлах.
На газомазутных электростанциях нет ни пылепри готовительного оборудования, ни золоуловителей. У газомазутпых котлов меньшие размеры, благодаря чему сокращается стоимость как их самих, так и здания ко тельного цеха. В итоге стоимость крупной газомазутной электростанции равна около 87% стоимости пылеуголь ной такой же мощности (включая и бытовое строитель ство). Упрощается по сравнению с пылеугольными агре гатами обслуживание оборудования котельного цеха. И, что важнее всего, уменьшается стоимость электроэнер
гии. Себестоимость добычи |
природного газа примерно |
в 12 раз, а нефти— в 4 раза |
меньше, чем себестоимость |
подземной (шахтной) добычи угля.
К началу 70-х годов при сжигании мазута и газооб разных топлив вырабатывалось свыше 40% электроэнер гии, получаемой на тепловых электростанциях СССР.
К1980 г. эта выработка должна возрасти до 55%. Мазутопроводы. При обычной температуре мазут име
ет настолько большую вязкость, что не может свободно
128
течь по трубам. В котельную мазут поступает 'подогре тым до температуры, зависящей от его марки (обычно примерно до 80°С). Для предотвращения застывания ма зута предусматривается его циркуляция в трубах вдоль котельной с возвращением в помещение нефтенасосной.
При периодическом потреблении мазута (например, в пылеугольных котлах) предусматривают его циркуля цию не только вдоль котельной, но и вокруг топки каж дого котла. Короткие участки перед горелками можно продувать паром. Чем больше охлаждается мазут в ко тельной, тем большее количество его должно проходить по трубам во избежание его застывания.
Втопку котла мазут поступает под давлением через
фо р с у н к и , которые устанавливают обычно в централь ной части пылеугольных или газомазутных горелок.
Котел производительностью 170 т/ч был растоплен ночью на ма зуте и постепенно переведен на основное топливо— антрацитовую пыль. В 7 ч 30 мин утра котел уже устойчиво нес нагрузку 120 т/ч. Можно было прекратить подсвечивание факела мазутом, но руково дивший растопкой заместитель начальника цеха решил дождаться смены вахты и оставил включенными две форсунки.
В 8 ч 10 мин пламя в топке начало пульсировать. Была увели чена подача мазута; вскоре включили третью форсунку. Но мазут горел плохо, а вахтенные работники не обратили внимания на харак терный треск в зоне воспламенения, свидетельствовавший о наличии в мазуте воды. После включения четвертой форсунки факел в топке полностью погас. Котел был остановлен с соответствующим сниже нием нагрузки электростанции.
Оказалось, что в нефтяном баке, заполненном на высоту около 1 м, был слой воды под мазутом толщиной около 0,5 м. Эта вода откачивалась вместе с мазутом. Чем больше открывали подачу жид кого топлива, тем больше воды разбрызгивали в топке котла.
Сброс нагрузки произошел из-за недостаточного контроля за ма зутными баками.
Горелки и форсунки. Принцип действия всех мазут ных форсунок одинаков. Выходя из них, жидкое топливо разбрызгивается на мельчайшие капли, которые разле таются в глубину топочного объема. Отсутствие в раз брызгиваемом мазуте крупных капель является непре менным условием его экономичного сжигания.
Применяют форсунки трех типов: с паровым, механи ческим и паромеханическим распылением. Форсунки с паровым распылением, как правило, устанавливают только как растопочные. Для длительной работы они нецелесообразны, так как непрерывный расход большого количества пара ухудшает экономичность эксплуатации котельного агрегата.
9 — 281 |
129 |
Широко распространены форсунки с механическим распылением мазута. Завод «Ильмарине» изготовляет форсунки типа ЦКТИ; на электростанциях применяются и другие их конструкции. Во всех этих форсунках распы ляемое топливо проходит через завихритель, в котором его струе сообщается вихревое движение, а затем с боль шой скоростью выходит через небольшое отверстие в то почную камеру (рис. 8-1).
Для хорошего распыления необходимо, чтобы мазут поступал в форсунки с достаточно большим давлением
Рис. 8-1. Мазутная паромеханическая форсунка ТК.3-4.
а — схема; б — продольный разрез наконечника; / — подача мазута; 2 — пода ча пара или воздуха по кольцевому каналу; 3 — корпус наконечника; * — за вихритель; 5 —рассекатель.
(для большинства конструкций 20—35 кгс/см2). При сни жении нагрузки котла приходится либо допускать умень шение давления мазута перед форсунками, из-за чего ухудшается распыление топлива и соответственно воз растает потеря тепла от его неполного сгорания, либо выключать часть форсунок, оставляя, однако, подачу не большого количества воздуха через неработающие го-
130
релки во избежание обгорания ,их деталей, обращенных в сторону топки. Этот воздух почти не участвует в горе
нии топлива; его наличие ухудшает экономические пока затели котла.
Более приспособлены к работе с переменной произво дительностью 'паромеханические форсунки, в головке ко торых происходит как механическое распыление жидко го топлива, так и его распыление струей пара, расход которого очень мал. Форсунки такого типа изготовляют ся в настоящее время для большинства новых мазутных котлов, устанавливаемых на электростанциях.
Жидкие и газообразные топлива могут настолько легко воспламеняться, что для их сжигания не требуется не только высокого подогрева воздуха, но и разделения его на первичный и вторичный. Воздух из горелки по
дается обычно в топку в виде вихревого |
потока. |
Разре |
жение в центральной части вихря обеспечивает |
возврат |
|
к горелке горячих газов из центральной |
части |
топки, |
чем облегчается воспламенение топлива. Как и в пыле угольных горелках, воздух завихряется либо в улиточ ном коробе, либо при прохождении через ряд наклонных лопаток (регистр).
У горелок большой производительности воздух по дается через два концентрических кольцевых канала
(рис. 8-2).
Сжигание мазута. При правильной работе горелок ма зут сгорает в топочном объеме полностью даже при ми нимальном избытке воздуха (коэффициенте избытка воздуха 1,02—1,04). Недожог возникает обычно вследст вие неравномерного распределения топлива и воздуха между горелками, из-за чего через отдельные горелки подается меньше воздуха, чем требуется для горения, а также при неудовлетворительном завихрении воздуха, плохом распылении мазута и т. п.
Равномерная раздача по горелкам топлива и воздуха затрудняется прежде всего из-за того, что их расход из меряют обычно со значительной погрешностью. Еще большие затруднения возникают при работе котла с пониженной нагрузкой, когда для сохранения расчетной скорости воздуха в действующих горелках приходится от ключать часть горелок и подавать в них немного возду ха во избежание их обгорания. Возможность беспере бойной работы с низкой нагрузкой является одним из основных преимуществ двухпоточных горелок, у которых
9 : |
131 |
|
можно сохранять высокую скорость воздуха во внутрен нем из двух концентрических воздушных каналов.
При неполном сгорании мазута частицы сажи оседа ют на поверхностях нагрева, ухудшая передачу тепла. По мере возрастания толщины слоя сажи увеличивается
Рис. 8-2. Газомазутная горелка производительностью 4 т/ч по мазуту и 7 800 м3/ч по природному газу.
1, 2 и 3 — соответственно короб, завихривающие лопатки (регистр) и выходной кольцевой канал для периферийного воздуха; 4, 5 и 6 — те же элементы для внутреннего потока воздуха; 7 — кольцевой коллектор природного газа; 8 — отверстия для периферийной подачи природного газа (расчетная скорость выхода газа из отверстий 134 м/с); 9 и 10 — соответственно входная труба и кольцевой канал для центральной подачи природного газа (расчетная ско
рость выхода газа |
из отверстий — 177 м/с); 11 — мазутная |
форсунка; 12 — газо |
вый электрозапальник; 13 и 14— соответственно входной |
короб и центральная |
|
труба для подачи |
воздуха к мазутной форсунке. |
|
температура уходящих газов и соответственно снижается экономичность работы котла. Иногда приходится ограничивать его производительность.
Сажу вымывают при остановках котла струей воды, в которую добавляют щелочи для того, чтобы избежать образования кислоты (при соединении воды с находя щимися в саже окислами серы) и разъедания металла
1 3 2
этой кислотой. Воду с сажей удаляют через бункер под поверхностями нагрева (рис. 4-3).
Опаснее всего отложение сажи в воздухоподогревате ле. При сжигании сернистого мазута может возникнуть быстрая коррозия его труб или пластин. Еще более опасно воспламенение сажи, возникающее в том случае, когда после длительной работы с недостатком воздуха увеличивают его избыток. Тлеющая сажа при омывании воздухом загорается, и ее горение неоднократно приво дило к полному выходу из строя воздухоподогревателя и длительной остановке котла.
Котел типа ЦКТИ-75/39 производительностью 75 т/ч в течение почти 2 мес. работал на мазуте с нагрузкой 35—40 т/ч. Из дымовой трубы часто шел черный дым. При остановке котла был обнаружен налет сажи в экономайзере и коробе перед дымососом. Сжигание жидкого топлива рассматривалось как временное и наладкой топоч ного режима никто не занимался.
Однажды внезапно вышел из строя мазутный насос. Подача топ лива к форсункам прекратилась. Немедленно пустили другой насос, но в этот момент было обнаружено повышение уровня воды в бара бане, вследствие чего мазут решили не зажигать до установления нормального уровня. Дымосос и дутьевой вентилятор продолжали работать и занесенные сажей газоходы омывались чистым воздухом.
Через 2—3 мин появилась сильная вибрация дымососа и он не медленно был остановлен. Сразу же остановили дутьевой вентилятор. Но было уже поздно: через минуту заметили сильное покраснение обшивки воздухоподогревателя, которое быстро распространилось вниз, т. е. по ходу газов.
Линии пожаротушения на котле не было и бороться с зажига нием сажи было трудно. Пар стали подавать через полностью откры тые паровые вентили форсунок, а в дальнейшем — шлангами через отверстия взрывных клапанов. Для уменьшения естественной тяги плотно закрыли газовые шиберы.
Несмотря на принятые меры, горение сажи продолжалось в те чение 5 ч.
44а следующий день при вскрытии газоходов было обнаружено, что шесть кубов трубчатого воздухоподогревателя пришли в полную негодность, другие кубы были повреждены частично. Трубы были расплавлены, большое количество металла протекло через нижние трубные доски. Лопатки дымососа искривились. Ликвидация повреж дений потребовала длительного времени.
Все это произошло из-за невнимательного контроля за полнотой сгорания мазута в топочной камере. ,
Воспламенение мазутной сажи неоднократно проис ходило после остановки котла, когда при вентиляции га зоходов воздух омывал тлеющие отложения. Поэтому вентиляция газоходов после остановки котельного агре гата недопустима во всех случаях, когда в результате сжигания мазута отлагалась сажа в воздухоподогрева теле.
133
Неполное сгорание мазута может привести к повреж дению и труб пароперегревателя, на которых отложе ния сажи также иногда воспламеняются.
Котел ТП-80 производительностью 420 т/ч на 140 кгс/см2 рабо тал на донецком тощем угле При снижении нагрузки до 240 т/ч были включены мазутные форсунки для подсвечивания факела. Но при низком уровне мазута в нефтяном баке подача жидкого топлива происходила неравномерно, вследствие чего факел несколько раз погасал в обеих полутопках. Температура перегретого пара была чрезмерно высокой. Вскоре вахтенные рабопшки услышали харак терный шум струи выходившего пара, что свидетельствовало о раз рыве трубы в верхней части котла. Котел был немедленно оста новлен.
При осмотре левой полутопки оказалось, что трубы потолочной панели пароперегревателя почернели вследствие налипания на них большого количества несгоревшего мазута и его последующего вос пламенения. Часть труб при чрезмерном нагревании прогнулась вниз. Трубы ширм были покрыты слоем окалины; у многих труб был уве личен диаметр. Одна труба ширмы разорвалась.
Повреждение труб и аварийный останов котла произошли вслед ствие того, что было допущено сжигание мазута пульсировавшим и иногда коптившим пламенем.
Еще большие повреждения возможны, если при обры ве факела происходит распыление незагоревшегося ма зута в топочном объеме.
При растопке котла ПК-Ю паропроизводителыюстью 230 т/ч на 100 кгс/см2 внезапно отключились дымососы. Горение мазута прекра тилось, но форсунки не были немедленно отключены и продолжали распылять мазут в топочную камеру. Смесь воздуха и мельчайших капелек мазута воспламенилась от какой-то частицы сажи, тлевшей на стенке топки, и вспыхнула сразу в большом пространстве. Взрыв ные клапаны открылись, но сила взрыва (хлопка) была настолько большой, что были изогнуты колонны каркаса котла; топочные экра ны прогнулись в сторону обмуровки, барабан был перемещен по своей оси на 2 см и. даже верхняя часть экономайзера оказалась немного сдвинутой. Наибольшие разрушения возникли в обмуровке и обшивке топочной камеры. При этом гидравлическая плотность находившихся под давлением поверхностей нагрева не была на рушена.
При осмотре поврежденного котла оказалось, что каркас топоч ной камеры продолжал медленно изгибаться. Это могло привести к поломке основных колонн и к значительному увеличению размеров разрушения. Пришлось немедленно усилить каркас и, в частности, прикрепить его на высоте 16 м к колоннам здания котельной. Таковы были последствия невнимательности машиниста, не отключившего ма зут немедленно после прекращения горения в топке.
Газовый электрозапальник. Управление котлами боль шой производительности намного упрощается, если про изводится не вручную, а с помощью различных механиз мов и устройств. В частности, начальное воспламенение подаваемого в каждую горелку топлива можно осущест
134