Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потери произвели реконструкцию котлов, позволившую повысить тем­ пературу вторичного воздуха примерно от 330 до 380°С; однако не­ дожог топлива сократился меньше чем на 0,5%. Более значительное уменьшение потери тепла от недожога было достигнуто обычными наладочными мероприятиями.

1. У большинства пылепитателен зазор между корпусом и лопаст­ ными колесами был значительно больше допустимого. При работе пи­ тателей угольная пыль проходила самотеком через эти зазоры в ко­ личестве, непрерывно изменявшемся в широких пределах. Периоди­ чески воздуха не хватало для полного сгорания топлива.

Ревизия пылепитателей привела к более равномерной подаче ими угольной пыли, благодаря чему реже стал возникать кратковремен­ ный недостаток воздуха в топочной камере.

2.К горелкам, размещенным на задней стенке топки, угольная пыль подается по более длинным трубопроводам, чем к горелкам, расположенным на фронте котла. В более коротких трубопроводах установили дроссельные шайбы для того, чтобы ко всем горелкам подавалось примерно одинаковое количество первичного воздуха.

3.Были уменьшены утечка воздуха в регенеративном воздухопо­

догревателе и его присос в углеразмольные мельницы, благодаря чему скорость вторичного воздуха стала превышать скорость первич­ ного даже в периоды работы котлов с неполной нагрузкой.

Вихревые

горелки

без закрутки первичного воздуха.

В горелке

ОРГРЭС

пылевоздушная смесь подается

в топку через центральную трубу, в нижней части гори­ зонтального участка которой во избежание оседания угольной пыли имеется завихривающий порог (рис. 7-7,а). Вторичный воздух завихряется в такой же улитке, как в горелке ТКЗ (рис. 7-6).

Скорость выхода из горелки первичного воздуха мож­ но регулировать с помощью конусообразного чугунного рассекателя, установленного в выходном сечении горел­ ки и соединенного стальным стержнем с расположенным перед горелкой штурвалом. При вращении штурвала происходит перемещение рассекателя в глубину топки, что приводит к увеличению сечения кольцевого отвер­ стия для выхода из горелки пылевоздушной смеси и снижению ее'выходной скорости.

Растопочная мазутная форсунка вводится через осо­ бый канал, проходящий через улитку вторичного воз­ духа.

Опыт работы горелок типа ОРГРЭС на многих элек­ тростанциях показал, что при их применении потеря теп­

ла от недожога топлива оказывается

примерно такой

же, как в топке с горелками

ТКЗ. Преимуществом го­

релок ОРГРЭС является их

малое

сопротивление по

первичному воздуху. Но выходящий из них факел рас­ пространяется на большее расстояние в ширину, из-за

8—281

ИЗ


чего горелки ОРГРЭС приходится устанавливать дальше друг от друга и от боковых стен топки, чем горелки ТКЗ. Этим несколько затрудняется применение горелок ОРГРЭС у котлов большой производительности.

При создании горелки ЗиО были учтены результаты опытов, показавших, что угольная пыль не всегда распре­ деляется равномерно в первичном воздухе и после за­ кручивания этого воздуха в улитке концентрируется преимущественно в небольшой части кольцевого выход­ ного канала. Первичный и вторичный воздух входит в топку равномерно по всему сечению горелки и оказы­ вается в недостаточном количестве в зоне повышенной концентрации топлива. Этим несколько усложняются условия сжигания угольной пыли. Для ее более равно­ мерного распределения первичный воздух проходит в го­ релке ЗиО не через улитку, а через грушевидный патру­ бок (рис. 7-7,6). Через аналогичный патрубок вводится в горелку и вторичный воздух, завихряемый внутри ее при прохождении между наклонными лопатками.

Горелки большой производительности. Для современ­ ных крупных котельных агрегатов потребовались горел­ ки большой производительности. Но и из них пылевоз­ душная смесь должна выходить в топку потоком неболь­ шой толщины для того, чтобы совместно летящие

а)

Рис. 7-7. Вихревые горелки без закружи первичного воздуха.

а — горелка ОРГРЭС; б — горелка ЗиО, в которой не показаны завихряющие

лопатки1 внутри патрубка 2.

— входной патрубок первичного воздуха; 2 — входной патрубок или улитка вторичного воздуха; 3 и 4 — изображенные в разрезе выходные концентриче­ ские каналы первичного и вторичного воздуха; 5 — мазутная форсунка; 6*-* рассекатель; 7 — завихряющий порог; 8 — обмуровка топочной камеры.

114

пылинки

 

воспламенялись

 

 

 

 

 

 

 

почти одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

В горелке ЦКТИ-ТКЗ

 

 

 

 

 

 

 

производительностью

по

 

 

 

 

 

 

 

топливу 10—12 т/ч толщи­

 

 

 

 

 

 

 

на канала для пылевоз-

 

 

 

 

 

 

 

цушной смеси такая же,

 

 

 

 

 

 

 

как в меньших

горелках,

 

 

 

 

 

 

 

но периметр канала воз­

 

 

 

 

 

 

 

рос почти вдвое вследст-

 

 

 

 

 

 

 

ствие

увеличения

его вну­

 

 

 

 

 

 

 

треннего

диаметра.

При

 

 

 

 

 

 

 

этом

возросло

количество

 

 

 

 

 

 

 

топочных

 

газов,

возвра­

Рис. 7-8. Упрощенная схема пы­

щающихся

к

горелке из

леугольной горелки ЦК.ТИ—ТКЗ

глубины

топки.

 

Улучши­

производительностью по

антраци­

лись

условия

 

воспламе­

ту

11,2 т/ч.

 

смеси; 2

 

/ — подача

пылевоздушной

нения

топлива,

и потеря

подача

вторичного воздуха;

 

3 — подача

тепла

от

механического

воздуха

в

осевой

канал;

4 — внутрен­

няя

труба;

5 —мазутная

 

форсунка;

недожога оказалась близ­

6 — улитка первичного воздуха; 7 — за-

вихряющие лопатки вторичного возду­

кой к изображенным на

ха;

8 — короб

вторичного

воздуха

рис. 7-3 предельным

зна­

(условно разрезан); 9 — кольцевой ка­

нал для выхода в топку пылевоздуш­

чениям.

 

 

 

 

 

 

ной

смеси;

10 — два концентрических

 

 

 

 

 

вто­

кольцевых канала вторичного воздуха;

Толщина потока

И — осевой

канал

для воздуха; 12 —

ричного

воздуха

увели­

обмуровка.

 

 

 

 

чена.

Возникающее

при

 

 

 

 

 

 

 

завихрении его отжатие к наружной поверхности

выходного канала

могло

бы привести

к вдуванию

этого воздуха в

топку на

большом

расстоянии от

первичного, что затруднило бы перемешивание обоих потоков.

Вторичный воздух вводят в топку по двум коль­ цевым концентрическим каналам и завихряют лопатка­ ми вблизи выхода из горелки (рис. 7-8).

При работе котла с пониженной нагрузкой вторич­ ный воздух подают с обычной скоростью по внутренним каналам всех горелок и уменьшают его подачу по на­ ружным каналам.

Присос в топку наружного воздуха. В работающую под небольшим разрежением топочную камеру наруж­ ный воздух проникает через различные неплотности, на­ пример через щели в местах прохода через обмуровку нижних концов экранных труб, через неплотности водя­ ного затвора, различные лючки и т. д.

8 *

115


Внутри топки этот воздух, как более холодный, опу­ скается в нижнюю часть топочного объема и создает там слой, препятствующий движению газов и ухудшающий условия зажигания угля (рис. 7-9). Еще опаснее присос наружного воздуха вблизи горелок, так как при этом охлаждается зона зажигания топлива. Можно указать много примеров того, как после ликвидации присоса на­ ружного воздуха горение топлива становилось более

а)

б)

Рис. 7-9. Вредное влияние присоса наружного воздуха в нижнюю часть топки на работу вихревых пылеугольных горелок.

а — правильное движение газов, при котором большое их количество возвра­ щается к горелкам для воспламенения угольной пыли; 6 — движение газов при наличии внизу топки слоя холодного воздуха.

устойчивым, пульсация факела прекращалась и при сни­ женной нагрузке котла можно было устойчиво работать без подсвечивания мазутом.

Нельзя мириться и с

присосом

наружного

воздуха

в пылеприготовительную

установку.

Этот присос

вреден

не только тем, что он может повлечь за собой угрубление помола угольной пыли. Его вредное действие сказы­ вается и на топочном режиме. Напомним, что перед мель­ ницей и в самой мельнице происходит сушка топлива горячим воздухом. Присосанный наружный воздух уча*

116

стия в сушке угля не принимает и уменьшать из-за него подачу горячего воздуха нельзя. Поэтому в пылепрнготовительной установке, работающей по схеме рис. 6-1, возрастание присоса наружного воздуха приводит обыч­ но к повышению скорости входа в топку первичного воз­ духа, из-за чего увеличивается недожог топлива, удли­ няется факел и возрастает опасность его обрыва.

На электростанции, работающей на карагандинских углях, сна­ чала было установлено несколько котлов производительностью по 220 т/ч с угловыми щелевыми горелками, расположенными по танген­ циальной схеме (рис. 7-5,д). После этого был смонтирован котел той же производительности с шестью вихревыми горелками. Горение угля в новом котле оказалось возможным только при непрерывном под­ свечивании факела мазутом в то время, как на первых котлах оно было вполне устойчивым и без жидкого топлива.

Измерения показали, что скорость выхода в топку первичного воздуха была либо равна, либо даже больше скорости вторичного воздуха. Вследствие этого затягивалось перемешивание обоих воз­ душных потоков в топочной камере. Горение угольной пыли настоль­ ко замедлялось, что газы, поступавшие к горелкам из глубины топоч­ ного объема, были недостаточно нагреты для воспламенения твердого топлива. Добавка небольшого количества мазута способствовала сни­ жению температуры воспламенения и обеспечивала более устойчивую работу топки.

Причиной увеличения количества первичного воздуха оказался повышенный присос его в шаровые углеразмольные мельницы, что объяснялось, в основном, тем, что разрежение воздуха перед мельни­ цами поддерживалось гораздо больше расчетного значения 20 мм вод. ст.

Повышенный присос наружного воздуха меньше сказывался на условиях работы котлов с угловыми прямоточными горелками, где вихревое движение в топке создается совместным действием воздуха из всех горелок.

Сброс части воздуха в топку помимо горелок. Количе­ ство воздуха, вентилирующего мельницы, зависит от ка­ чества топлива, особенно от влажности его. В периоды увеличения влажности угля требуется большее количе­ ство воздуха для его подсушки. На рис. 6-1 показано, что в этот воздух вводится угольная пыль, после чего он направляется в горелки как первичный. Однако значи­ тельное возрастание скорости первичного воздуха может привести к увеличению потери тепла от недожога топли­

ва и даже к обрыву факела.

Чтобы регулировать подачу воздуха в мельницы при неизменной подаче в топку первичного воздуха, нужно часть этого воздуха подавать в топку помимо горелок. Обычно избыточный запыленный воздух вводится в топ­ ку через вертикальные сопла со скоростью не менее

35 м/с.

117


Систематические изменения скорости первичного воз­ духа наиболее опасны при сжигании трудновоспламеняемых тощих углей и антрацита. Поэтому для котлов, ра­ ботающих на этих топливах, применяется такая схема подачи воздуха, при которой не требуется даже регу­ лирования сброса воздуха в топку помимо горелок.

На таких котлах угольная пыль подается в горелки не воздухом от мельничных вентиляторов, а горячим воз­ духом, отводимым из короба за воздухоподогревателем. Этот воздух направляется или непосредственно в пыле­ проводы или через дополнительные вентиляторы горя-

Рис. 7-10. Схема подачи в топку угольной пыли горячим воздухом и сброса в топку помимо горелок воздуха, прошедшего через мель­ ницу.

1 — под

 

жидкого

шлакоудаления;

2 —летка;

3 — водяная

ванна;

4 — зажига­

тельный

пояс;

5 — пылеугольная

горелка; 6 — сопло

для

сброса

запыленного

воздуха

 

помимо

горелок;

7 — короб

горячего

воздуха; 8 — линия подачи

го­

рячего

воздуха

в

систему

пылеприготовления;

9 — шаровая барабанная мель­

ница;

10 — сепаратор

угольной

пыли;

// — линия

запыленного

воздуха

от

пылевого

циклона;

12 — мельничный

вентилятор;

13 — линия

запыленного

сбросного воздуха;

14 — линия горячего

первичного

воздуха: 15 — вентилятор

горячего

дутья

(ВГД);

16 — короб

первичного воздуха;

17 — пылепитатель;

18 — пылепроводы

к

горелкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

чего дутья (ВГД) (рис. 7-10), наличие которых позво­ ляет устанавливать дутьевые вентиляторы меньшего на­ пора. При этом запыленный воздух из мельничных вен­ тиляторов поступает в топку через сбросные сопла.

Подача угольной пыли горячим воздухом облегчает условия ее воспламенения, поскольку при этом для на-

118


чального нагрева пылевоздушной смеси "требуется мень­ шее количество тепла. Однако работа топки легко может быть нарушена.

Так, например, повышенный присос наружного воз­ духа в углеразмольную мельницу приводит к соответст­ венному возрастанию количества воздуха, вводимого в топку помимо горелок. Это влечет за .собой вредное увеличение избытка воздуха во всем котле или, еще бо­ лее вредное, уменьшение подачи воздуха в горелки.

При работе на антраците поддерживают коэффици­ ент избытка воздуха в выходящих из топки газах рав­ ным 1,20. При этом считают, что через мельницы прохо­ дит в сбросные сопла около 15% от теоретически необ­ ходимого для горения воздуха и что, следовательно, ко­ эффициент избытка воздуха на выходе его из горелок равен около 1,05.

Если же присос наружного воздуха в мельницы на­ столько велик, что через сбросные сопла поступает на­ пример 25% от необходимого для горения воздуха, то вахтенным работникам приходится допускать повыше­ ние коэффициента избытка воздуха на выходе из топки до 1,30 и соответственно увеличивать потерю тепла с ухо­ дящими газами «ли допускать, чтобы через горелки по­ давалось только 95% воздуха, теоретически необходи­ мого для горения. В последнем случае неизбежно уве­ личение потери тепла от недожога топлива.

Работа мельничных систем при минимальном разре­ жении воздуха перед шаровым« мельницами является одним из основных условий их наладки.

7-5. Топки с молотковыми мельницами

Конструкции. Наибольшее распространение для топок с молотковыми мельницами и шахтными сепараторами получили две конструкции горелочных устройств. В пер­

вой из

них вторичный воздух вводится в топку через

ш л и ц ы

(щели), расположенные сверху и снизу от пря­

моугольного выходного отверстия для пылевоздушной смеси. В так называемой э ж е к т о р н о й горелке вто­ ричный воздух подается в центральную часть пылевоз­ душного потока. Струи вторичного воздуха увлекают за собой пылевоздушную смесь и постепенно перемешива­ ются с ней (рис. 7-11).

119