Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
ходит при 135—140 6С при сжигании углей и примерно при 150°С при сжигании сернистого мазута. Разруша ется лишь небольшая по высоте часть труб или пластин
ввыходной (нижней) части воздухоподогревателя.
Впылеугольных котлах скорость коррозии воздухопо догревателя несколько меньше, чем при сжигании серни стого мазута, поскольку при горении последнего обра
зуется обычно большее количество серного ангидрида. В трубчатом воздухоподогревателе иногда приходится удалять трубы, в которых разрушен лишь небольшой участок. Преимущество регенеративного воздухоподогре вателя заключается в том, что в нем утечка воздуха ма ло зависит от коррозионного разрушения его пластин. В новом или недавно отремонтированном котле трубча тый воздухоподогреватель обычно намного плотнее реге неративного, но после продолжительной работы более плотным может оказаться регенеративный воздухоподо
греватель.
Процесс коррозии несколько замедляется при увели чении температуры воздуха, поступающего в воздухопо догреватель. Поэтому у большинства котлов имеется трубопровод рециркуляции воздуха, по которому часть выходящего из воздухоподогревателя горячего воздуха возвращается к дутьевому вентилятору для подмешива ния к холодному воздуху (рис. 13-5). В широко приме няемых к а л о р и ф е р а х воздух перед подачей в возду хоподогреватель нагревается, проходя между трубками малого диаметра, в которые подается пар низкого дав ления и температурой около 180°’С.
Излишний предварительный подогрев воздуха неже лателен, поскольку при этом ухудшается передача тепла в воздухоподогревателе, возрастает температура уходя щих газов и снижается экономичность работы котла.
Наиболее распространен подогрев воздуха в калори ферах до 70—80 °С. При нем коррозия воздухоподогре вателя значительно уменьшается, но не ликвидируется.
Срок работы воздухоподогревателей без замены их поверхностей нагрева удлиняют, изготовляя для их нижней части пластины большей толщины или трубы с более толстыми стенками.
На отдельных электростанциях работают регенера тивные воздухоподогреватели с пластинами, защищен ными от коррозии слоем эмали, а также с керамически ми (фарфоровыми) поверхностями нагрева.
229
Коррозия воздухоподогревателей замедляется при присадке в топливо (мазут) щелочей, нейтрализующих серную кислоту.
Интенсивная коррозия регенеративного воздухоподо гревателя происходит в периоды остановок котла, когда в остывающих роторах конденсируется водяной пар и серная кислота. Такая «остановочная» коррозия умень шается при подаче щелочи в роторы остывающего возду хоподогревателя.
Коррозия значительно уменьшается, если горение то плива происходит при малом избытке воздуха, вследст вие чего содержащаяся в топливе сера сгорает только в сернистый ангидрид (рис. 12-2,г). Необходимость под держания в топке минимального избытка воздуха при сжигании мазута отмечена в [Л. 1].
Занос поверхностей нагрева летучей золой. Забивание летучей золой поверхностей нагрева экономайзера и воз духоподогревателя иногда вызывается вытеканием воды из поврежденных змеевиков. Мокрая зола оседает в га зоходе в виде плотной массы, которая в дальнейшем спо собствует росту отложений. При остановке котла и устранении пропуска воды необходимо одновременно очистить трубы, забитые золой.
Через занесенные золой трубы трубчатого воздухо подогревателя не проходят дымовые газы, но снаружи эти трубы продолжают омываться воздухом. Нагреваясь до меньшей температуры, они меньше удлиняются от на гревания, чем остальные трубы, и отрываются от труб ных досок в месте сварки. Проверяя состояние воздухо подогревателя, можно убедиться, что разрыв сварных швов происходит преимущественно у труб, забитых лету чей золой.
У котла производительностью 170 т/ч большое количество золы отлагалось в экономайзере. Эта зола препятствовала охлаждению дымовых газов, которые выходили из экономайзера с температурой более 600 °С, т. е. примерно на 100 °С выше расчетного значения. Соответственно возрос подогрев горячего воздуха, доходивший вместо 400 до 460—470 °С. В этих условиях верхняя трубная доска коробилась и часть труб от нее отрывалась. Повреждения прекра тились, когда стали периодически очищать экономайзер от летучей золы.
Наиболее быстро заносятся летучей золой поверхно сти нагрева котлов при сжигании антрацита, что объяс няется тем, что антрацит размалывают до более тонкого помола, чем другие топлива.
230
Отложение летучей золы предотвращается следующи ми мероприятиями.
1.Нужно правильно и надежно закреплять змеевики экономайзера (а также змеевики пароперегревателя и переходной зоны), чтобы избежать их слишком близкого расположения друг к другу. Зола отлагается прежде все го там, где змеевики находятся на малом расстоянии или соприкасаются между собой (рис. 12-7).
2.Нельзя оставлять в газоходах посторонние предме ты, которые могут быть очагом отложения летучей золы. Так, например, труба воздухоподогревателя полностью забивается золой, если внутри трубы застревает кусок кирпича.
3.Котлы дожны работать при режиме, при котором отложение летучей золы наименьшее. Например, при сжигании антрацита нельзя допускать чрезмерного уто нения помола, а при работе на ма зуте необходимо обеспечить его пол ное сгорание во избежание отложе ния на трубах липкой мазутной сажи.
4.Регулярно по установленному
графику |
нужно очищать |
поверхно |
|
|
|
|
||||
сти нагрева |
паровой |
обдувкой или |
|
|
|
|
||||
с помощью дробеструйных аппара |
|
|
|
|
||||||
тов (гл. 15). |
|
охлаждение ды |
|
|
|
|
||||
Недостаточное |
|
|
|
|
||||||
мовых газов. В настоящее время |
|
|
|
|
||||||
считают |
наиболее |
целесообразной |
|
|
|
|
||||
температуру уходящих дымовых га |
|
|
|
|
||||||
зов порядка |
120—130°С при полной |
Рис. 12-7. Начальная |
||||||||
нагрузке |
котельного |
агрегата. Но |
||||||||
стадия |
заноса |
лету |
||||||||
у многих котлов дымовые газы вы |
чей |
золой горизон |
||||||||
ходят из поверхностей нагрева при |
тального трубного па |
|||||||||
более высокой температуре. В 50-х |
кета |
вследствие |
опу |
|||||||
годах было |
установлено |
большое |
скания |
одного |
из |
|||||
змеевиков. |
|
число котлов с температурой уходя щих газов 160—180 °С. В последую
щие годы у многих мазутных котлов предусматривалось повышенное до 145—150°С значение этой температуры с целью уменьшения интенсивности газовой коррозии выходной части воздухоподогревателя.
Снижение температуры уходящих газов на 15—20 °С может обеспечить повышение экономичности всей элек-
)
231
тростанции до 1%'. Поэтому на многих электростанциях наращивают последние по ходу газов поверхности на грева. Целесообразность таких мероприятий возрастает после того, как удается добиться сокращения скорости коррозии воздухоподогревателя. Эффективность рекон струкции котлов нужно в каждом отдельном случае про верять подробными расчетами.
12-5. Золоулавливающие устройства
При сжигании пылевидного топлива 70—95% содер жащейся в нем золы выносится дымовыми газами из котла. Эта зола может быстро износить крыльчатки ды мососов, а выходя через дымовую трубу, загрязняет ат мосферу. Для вывода золы из потока уходящих газов эти газы подвергаются очистке в золоулавливающих устройствах. Наибольшее распространение получили сле дующие типы золоуловителей.
а) Б а т а р е й н ы е ц и к л о н ы (рис. 12-8), состоящие из установленных рядами циклонных элементов малого диаметра. Газы, войдя в циклонные элементы, завихряются. Благодаря центробежной силе зола отделяется от газового потока и собирается в золовом бункере. Очи щенные газы выходят вверх через центральные трубы.
Для нормальной работы батарейных циклонов необ ходимо отсутствие подсоса наружного воздуха через золовой бункер. Под этим бункером ставят водяной за твор на пути удаления уловленной золы.
Правильно установленные батарейные циклоны улав
ливают 70—80 %1 золы. Их |
газовое сопротивление при |
полной нагрузке котла равно 50—60 мм вод. ст. |
|
б) Ц е н т р о б е ж н ы е |
с к р у б б е р ы представляют |
собой вертикальные цилиндрические аппараты большого диаметра. Дымовые газы подаются через горизонталь ный патрубок в нижнюю часть скруббера по касательной к его цилиндрической поверхности. Проходя через оро шаемую водой решетку из горизонтальных стальных прутьев, газы уже на входе в скруббер очищаются от большей части золы.
Дальнейшая очистка производится при вихревом дви жении газов внутри скруббера, в верхнюю часть которо го через сопла подается вода, стекающая тонким слоем по его вертикальным стенам. Частицы золы отбрасыва ются центробежной силой к стенкам скруббера и улавли-
232
баются слоем воды (рис. І2-9). Эффективность скруббе ров значительно выше, чем батарейных циклонов, в них улавливается 80—00% золы.
Если в дымовых газах содержатся продукты сгора ния серы, то возникает опасность разъедания золоспуск ных устройств слабой серной кислотой, образующейся в скрубберах. В таких случаях выходящую из скруббе ров воду приходится нейтрализовать щелочью.
|
|
Рис. 12-9. Схема действия центро |
|||||
Рис. 12-8. Группа циклон |
бежного |
золоочистительного |
скруб |
||||
ных элементов |
батарейного |
бера. |
|
|
|
|
3 — |
золоулавливающего устрой |
/ — входной патрубок; |
2 —решетка; |
|||||
ства НИИОгаз. |
|
форсунка |
для орошения |
решетки; 4 — ги |
|||
|
дрозатвор; 5 — кольцо с |
соплами |
для |
оро |
|||
/ — циклонные элементы; 2 — |
шения вертикальных стенок |
скруббера |
|||||
отводящие трубы; |
3 — эоловой |
б —люк; |
7 — смывной |
канал |
гидрозоло |
||
бункер. |
|
удаления. |
|
|
|
|
|
Постепенное отложение золы во входном патрубке скруббера может быть вызвано недостаточным орошени ем золоулавливающей решетки. Ее периодическую очист ку производят струей воды давлением 2,5 кгс/см2, пода ваемой через смывные сопла.
в) Э л е к т р о ф и л ь т р ы , в которых зола под воздей ствием электрического поля улавливается на осадитель ных электродах, а затем встряхивающими 'механизмами
233
сбрасывается в эоловой бункер. Электрофильтры улавли вают свыше 90—95% золы, содержащейся в дымовых газах, имеют небольшое, порядка 20—30 мм вод. ст., сопротивление; их недостатками являются большие га бариты и высокая стоимость.
Электрофильтры обычно устанавливают на тех элек тростанциях, где очистка газов должна быть особенно тщательной.
Глава 13 |
ТЯГА |
|
И ДУТЬЕ |
13-1. Устройство вентиляторов и регулирование их производительности
Для перемещения воздуха и дымовых газов котлы докритичеекого давления оборудуют центробежными маши нами. Во всех этих машинах (вентиляторах) воздух или дымовые газы поступают в центральную часть ротора или крыльчатки (рис. 13-1). Ротор вращается с большой скоростью. По его окружности расположены плоские или обращенные вогнутостью вперед лопатки, которые, уда ряясь о находящийся перед ними воздух (или дымовые газы), выбрасывают его наружу. Выйдя из ротора, воз дух (или газы) попадают в расширяющуюся полость между ротором и кожухом вентилятора, которая закан чивается выходным патрубком.
Чем с большей силой ударяются лопатки о воздух или
газы, тем |
больше создаваемый вентилятором н а п о р , |
|||
т. е. разность давления |
(или разрежения) в выходном и |
|||
входном |
патрубках. |
Напор |
вентилятора |
измеряется |
в миллиметрах водяного столба |
(мм вод. ст.). |
С увеличе |
нием скорости вращения ротора напор увеличивается почти пропорционально квадрату числа его оборотов.
Создаваемый вентилятором напор затрачивается на преодоление сопротивления при движении воздуха или газов. Важно отметить, что потеря напора на трение ды мовых газов или воздуха пропорциональна квадрату их
234
5
Рис. 13-1. Схемы работы центробежного вентилятора (передняя часть кожуха вентилятора условно снята, а направляющий аппарат изображен для наглядности в смещенном положении).
а— правильное положение направляющего аппарата; б— неправильное поло жение; / — кожух; 2 — ротор; 3 — направляющий аппарат; 4 —выходной па трубок вентилятора; 5 — присоединенный к вентилятору расширяющийся па трубок газовоздухопровода (диффузор).
скорости (несколько уменьшаясь с повышением их тем пературы). Так, при снижении нагрузки котла от мак симальной до 70%' потеря напора на трение уменьшается примерно в 2 раза; при снижении нагрузки вдвое потеря напора сокращается в 4 раза и т. д.
Уменьшение напора вентиляторов при работе котла с неполной нагрузкой можно осуществлять различными способами. Наиболее удобным и экономичным считает ся регулирование н а п р а в л я ю щ и м а п п а р а т о м , ко торый присоединяют ко всасывающему патрубку венти лятора.
Применяют различные типы направляющих аппара тов. Изображенная на рис. 13-1 конструкция имеет вид лопаток, расходящихся от оси входного патрубка. Все лопатки имеют общий механизм, поворачивающий их од новременно и на одинаковый угол. Лопатки придают про ходящему через них воздуху предварительное закручи вание в ту же сторону, в которую вращается ротор вен тилятора. Чем больше предварительное закручивание, тем меньше создаваемый вентилятором напор. Повора чивая лопатки направляющего аппарата, можно умень шить напор вентилятора при малой нагрузке и увеличить напор при полной нагрузке котла.
Иногда воздух или дымовые газы ошибочно завихряют в направляющем аппарате в сторону, обратную на правлению вращения ротора. Тогда во внутренней части крыльчатки газовый или воздушный поток должен резко поворачиваться, на что тратится значительная часть со здаваемого вентилятором напора. Соответственно снижа ются показатели работы вентилятора (рис. 13-1,6).
Влияние начального закручивания газов на работу дымососа особенно ярко ощущалось на электростанции, где были пущены в работу пять котлов производительностью по 200 т/ч. На первых трех котлах дымососы работали удовлетворительно. На следующих котлах сочли более удобным шиберы на всасывающей стороне ды мососов сделать поворачивающимися в другую сторону. При пуске этих котлов электродвигатели дымососов несли полную нагрузку уже тогда, когда шиберы были открыты на 20°, т. е. при низкой производительности дымососов. Недостаточная тяга ограничивала нагрузку котлов.
Причины плохой работы долго не могли найти. Неправильное положение шиберов было выявлено лишь тогда, когда решили для облегчения обслуживания одного из первых котлов поставить ди станционное управление шиберами от пола котельной. В связи с этим шиберы повернули в другую сторону и после пуска котла обнару жили резкое ухудшение его тяги: вместо 200 т/ч нагрузку нельзя было поднять выше ПО т/ч (рис. 13-2).
Конечно после этого шиберы были исправлены на всех осталь ных котлах.
Направляющим аппаратом можно плавно и с требуе мой точностью регулировать работу машины. Особенно важно то, что направляющий аппарат дает возможность значительно уменьшить расход электроэнергии на рабо ту вентилятора при снижении его производительности, что способствует уменьшению расхода электроэнергии на собственные нужды котельной.
Р и с . 13-2. В л и я н и е н а п р а в л е н и я отк р ы ти я н а п р а в л я ю щ и х ш и б е р о в на
ра б о т у д ы м о с о с а .
а— правильное положение шиберов; 6 — неправильное положение шиберов.
236
Рис. 13-3. Схема осевого дымососа ДОД-31,5 для котлов энергобло ков мощностью 300 МВт и больше.
/ — всасывающий короб; 2 — ротор с |
рабочими лопатками; 3 — корпус; 4 — |
|
диффузор (выходная часть корпуса); |
5 — неподвижная осевая труба; 6 — двух |
|
ступенчатый направляющий аппарат; |
7 — электродвигатель. |
|
Для котлов очень большой паропроизводителыюсти |
||
применяют не только центробежные, |
но и о с е в ы е ма |
|
шины (рис. 13-3). Дымовые газы из |
всасывающего па |
трубка поступают в цилиндрический корпус, в котором со скоростью 490 об/мин вращаются два рабочих колеса с радиально установленными лопатками. Перед каждым рабочим колесом находятся прикрепленные к корпусу ло патки направляющего апарата. На напорной стороне ды мососа скорость дымовых газов снижается в диффузоре.
На рис. 13-4,а показано, как внутри вентилятора цент робежная сила отбрасывает воздух к наружной стенке. В выходном патрубке движение воздуха неравномерно. По мере удаления от вентилятора воздушный поток вы равнивается.
Поворот воздуха за вентилятором лучше делать так, чтобы движущийся с большей скоростью воздух прошел на повороте более длинный путь, т. е. направление пово рота воздуха сделать одинаковым с направлением вра щения ротора. Чем ближе от вентилятора осуществлен неправильный поворот, тем больше в нем непроизводи тельная потеря напора.
На одном из заводов был закончен монтаж небольшого котла, имеющего один дымосос н один дутьевой вентилятор. Котел рас топили на естественной тяге, но поднять нагрузку не смогли, так как пущенный дымосос не давал почти никакого разрежения. Уста новка ротора была произведена правильно, все шиберы были пол-
237